Оценка и описание результатов исследования и сравнительный анализ личностных особенностей детей из России и Узбекистана, согласно влиянию семейного традиционализма — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Оценка и описание результатов исследования и сравнительный анализ личностных особенностей детей из России и Узбекистана, согласно влиянию семейного традиционализма

2019-08-07 242
Оценка и описание результатов исследования и сравнительный анализ личностных особенностей детей из России и Узбекистана, согласно влиянию семейного традиционализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ходе исследования учащимся 7-х классов было предложено написать эссе на тему «Семейные традиции в моей жизни», данный материал был проанализирован при помощи контент-анализа. Указанный  метод позволяет установить частоту встречаемости выделенных категорий в продуктах деятельности, что в свою очередь дает представление о отношении ребенка к традициям. В качестве категорий для контент-анализа были выбраны: эмоционально-положительные и эмоционально-отрицательные высказывания в отношении семейных традиций и участия респондентов в них. В таблице 2.1 представлены наиболее частые высказывания детей из русских семей.

                                                                                                   Таблица 2.1

Категории контент-анализа по эссе «Семейные традиции в моей жизни» детей из русских семей

Положительная оценка % Отрицательная оценка %
Традиции моей семьи увлекательные 23 Я не люблю семейные праздники 37
У нас много семейных традиций 19 Традиции – это не модно 26
Традиции учат правильно себя вести 16,3 Традиции не дают возможность проводить время так, как хочется мне 12
Традиции — это почитание старших 12 Традиции отвлекают от нужных и срочных дел 9,4
Мне нравится участвовать в семейных праздниках 7 Семейные праздники и традиции давно устарели 6,3
Традиции моей семьи особые 6,7 Мне нравятся новые праздники 5

 

В данной работе ключевое значение имеет сравнительный анализ результатов по этническому признаку, поэтому целесообразно сразу рассмотреть результаты контент-анализа детей из семей Узбекистана (таблица 2.2)

Таблица 2.2

Категории контент-анализа по эссе «Семейные традиции в моей жизни» детей из узбекских семей

Положительная оценка % Отрицательная оценка %
Традиции очень важны для каждой семьи 43 Традиции не могут быть значимыми в 21 веке 23,4
Семейные праздники «сплочают» семью 31,5 Обряды и традиционные праздники кажутся мне смешными 12,7
Обряды и традиции очень важны для всех членов семьи 28,4 Обряды и семенные праздники не могут заменить современные технологии 8,3
Я люблю принимать участие в праздниках и обрядах, принятых в нашей семье 26 Традиции меня тяготят 4,9
Обряды помогают детям понять мир 14,7    
Традиции складывались веками, мы должны их почитать и приумножать 10,2    
Традиционные праздники должны отмечать все 8,6    

 

Таким образом, результаты контент-анализа свидетельствует о том, что удельный вес эмоционально-положительных категорий среди узбекских детей, значительно выше, в то же время отрицательно окрашенных высказываний относительно семейных традиций, обрядов и праздников не только меньше в процентном соотношении, но также количественно их выделить значительно сложней. Необходимо отметить, что среди выходцев из русских семей, в количественном отношении наблюдается паритет. В процентном соотношении все же преобладают положительно окрашенные категории относительно традиций и праздников, однако эта разница не так существенна. Отсюда можно сделать вывод о том, что узбекские дети развиваются в среде более сакраментальной и традиции оказывают значительно большее влияние на их формирование и социализацию. В принципе, полученные результаты не могут вызывать удивление и в некотором смысле могут даже считаться предсказуемыми, так как узбекское общество является значительно более традиционным, в отличие от российского, которое стремиться к модерности (Приложение 1).

Кинетический рисунок семьи позволяет установить особенности внутрисемейных взаимоотношений, а также субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Данная методика, несмотря на то, что она проективная, дает возможность оценить основные показатели при помощи стандартизированных шкал в качестве симптомокомплексов.

В ходе анализа рисунков испытуемых, были установлены основные сиптомокомплексы, которые соответствуют тому или иному опрашиваемому. Естественно, в данном случае нельзя говорить о 100% достоверности полученных результатов, так как при обработке материала присутствует субъективный фактор. Следует также иметь ввиду, что предложенное ниже распределение испытуемых является приближенным и осуществлялось по основному симптомокомплексу, поэтому категоричными данные считать нельзя, фактически в каждом полученном рисунке присутствовали элементы нескольких симптомокомплексов, а распределение испытуемых в процентном соотношении совершено по ведущему показателю. Необходимо акцентировать внимание также на том, что по данной методике удалось установить не только отличия по этническому признаку, но и отличия по гендерной составляющей, однако не по всем симптомокомплексам.

 Результаты распределения испытуемых по симптомокомплексам представлены на гистограмме 2.1 (рисунок 2.1)

Рисунок 2.1.

Распределение испытуемых по методике Кинетический рисунок семьи

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети из узбекских семей в значительно большей степени чувствуют комфорт в семейных отношениях. Негативные симптомокомплексы у этой категории детей выражены значительно меньше. В тоже время только пятая часть детей из русских семей субъективно ощущают благополучие в своих семья. Данные показатели не могут не вызывать обеспокоенность.

Необходимо отметить, что анализ рисунков демонстрирует еще одно сильно выраженное качественное отличие, а именно персонификация наиболее значимого члена семьи. В случае с узбекскими семьями в 81% случаев, наиболее значимым членом семьи выступает отец, об этом свидетельствует наиболее четкая прорисовка деталей и длительность рисования именно отца (Приложение 3). Также дети старались расположить себя ближе именно к отцу, хотя в ходе беседы было установлено, что отношения между ними не всегда настолько близкие. В данном случае уместно предположить, что это влияние конкуренции в семье, так как дети из узбекских семей чаще всего бывают более многодетны, нежели русские респонденты. Дети из русских семей часто не могут четко дифференцировать важность членов семьи для себя. Так более значимыми в проведенном  исследовании выступает отец в 57% случаев, мать в 38% случаев. Остальной удельный вес значимости  взрослого члена семьи распределяется между бабушками и дедушками, а также есть случаи, когда вершину референтной группы занимает брат или сестра.

Таким образом, узбекские семьи являются более патриархальными и традиционными, что в свою очередь оказывает положительное влияние на благополучие стабильность детско-родительских отношений  семьи. Также были установлены гендерные отличия по данной методике. Гендерные особенности по данной методике представлены на гистограмме 2.2 (рисунке 2.2)

Рисунок 2.2.

Гендерные особенности, определенные по методике «Кинетический рисунок семьи»

Исходя из полученных результатов, можно констатировать тот факт, что девочки в большей степени склонны оценивать свое положение в семье как «благоприятное». Среди неблагоприятных сиптомокомплексов, пиковым для девочек выступает «тревожность». В то же время, мальчики более конфликтны, чаще, чем девочки чувствуют себя неполноценными членами семьи и оказываются во враждебной ситуации.

Особенности межличностных отношений между детьми и родителями были установлены при помощи методики Рене Жиля.

Распределение испытуемых осуществлено по выраженному положительному признаку, рассмотрим особенности по конкретно-личностным отношениям ребенка с другими людьми на гистограмме 2.3 (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3

Распределение испытуемых по конкретно-личностным отношениям ребенка с другими людьми

Полученные показатели свидетельствуют о том, что у детей из различных этнических групп присущи различные особенности отношений с другими людьми. В данном случае имеет место значительное преобладание положительного отношения к отцу у детей с узбекских семей, в то время как у детей из русских семей наблюдается паритет. Также отмечается более положительное отношение к родителям в целом в узбекских семьях, это может быть следствием более традиционного общества и значительно большего влияния семейно-обрядового воспитания. Именно поэтому данная группа испытуемых максимально ориентирована на семью. Фактически равновесие установлено в отношении более старших родственников. Однако следует отметить, что для русских детей в большей степени референтная группа представлена друзьями и посторонними взрослыми, данное обстоятельство может быть продиктовано наличием большего количества социальных контактов русских респондентов.

Рисунок 2.4

Личностные характеристики ребенка по методике Рене Жиля

Согласно данным показателям полученные результаты могут трактоваться следующим образом, влияние семейного традиционализма, отношения детей к обрядам и семейным праздникам формируют отличные друг от друга личностные качества. Как указывалось, выше, на детей из узбекских семей традиции оказывают гораздо большее влияние, данное обстоятельство обуславливает формирование таких личностных качеств как: стремление к общению в больших группах детей, а также большее влияние фрустрации на личность (данное обстоятельство может быть обусловлено повышенным уровнем притязаний ребенка по отношению к родителям), также узбекские дети чаще и в большей степени стремятся к уединению. Для детей из русских семей, на которых семейные традиции менее значимы и как следствие оказывают гораздо меньшее влияние характерны такие личностные черты как: любознательность, стремление к доминированию в детских группах. Также следует акцентировать внимание на том, что у русских детей наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности (Приложение 5).  Последнее обстоятельство неоднократно подтверждается другими исследованиями, в частности,  методиками, анализ которых уже был представлен.

Методика Филлипса, позволяет выявить уровень школьной тревожности, данная характеристика личности в данном случае чрезвычайно важная, в рамках дипломного проекта так как именно благополучие в семье, объективный уровень притязаний к ребенку со стороны взрослых дает возможность снизить уровень тревожности. Рассмотрим полученные результаты в разрезе двух групп: реакция на стрессовые ситуации и проявления тревожности в различных аспектах

Результаты по данной методике представлены на гистограмме 2.5 (рисунок 2.5).

 

Рисунок 2.5.

Реакция на стрессовые ситуации детей в рамках этнического аспекта

Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что существуют существенные отличия по этническому признаку в данной детской выборке, а именно:

· Дети из русских семей в меньшей степени подвержены переживанию социального стресса. Исходя из этого, можно говорить о том, что русские респонденты имеют больше социальных контактов и как следствие значительно лучше своих сверстников из Узбекистана адаптированы к социуму и различным социальным взаимодействием. В то же время более консервативное и традиционное узбекское общество в данном случае негативно влияет на адаптивные возможности подрастающего поколения.

· Школьники из русских семей имеют уровень притязаний на порядок выше, чем дети из узбекских семей, как следствие у русских детей значительно выше показатели фрустрации достижения успеха. Данный факт можно интерпретировать следующим образом: российское общество на данный момент развивается очень стремительно, как следствие возрастает уровень притязаний индивида, желание достичь успеха в начинаниях рассматривается как необходимое условие в жизни, как следствие опасения не добиться желаемого результата очень сильно влияет на психоэмоциональное состояние детей.

· Выходцы из узбекских семей в большей степени способны противостоять стрессу, имея более высокую степень сопротивляемости. Это может быть следствием того, что представители традиционных и консервативных обществ реже и менее интенсивно подвергаются стрессам, так как стремятся к сохранению традиционного уклада и отказываются от инноваций. В следствии этого, складывается психоэмоциональное  стойкость к стрессовым ситуациям.

Как указывалось, выше, результаты по данной методике анализируются в двух компонентах, рассмотрим различные проявления тревожности в этническом аспекте более детально гистограмма 2.6 (рисунок 2.6).

                                                                                                                         

 

 

Рисунок 2.6

Проявления тревожности детей в рамках этнического аспекта

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что детям из узбекских семей в большей степени присущ страх самовыражения, нежели их сверстникам из русских семей. Следует отметить, что страхи ситуации проверки знаний и страхи несоответствия ожиданиям окружающих в большей степени присущи именно детям из русских семей. О возможных причинах такого явления уже указывалось выше, отметим лишь тот факт, что это может быть связано с повышенным уровнем притязания. Страх и переживания, а, следовательно, стресс и тревожность в отношении с учителями выше у детей из узбекских семей (Приложение 6).

Данная методика позволяет установить интегрированный показатель общего уровня тревожности, который представляет собой суммарный показатель всех шкал обозначенной методики. Проведем сравнительный анализ уровня общей тревожности в разрезе каждой из этической групп. Результаты по данному критерию представлены на диаграммах 2.1, 2.2 (рисунки 2.7 и 2.8)

 

Рисунок 2.7

Общий уровень тревожности детей из русских семей

 

Рисунок 2.8

Общий уровень тревожности детей из узбекских семей

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети из русских семей имеют более высокий уровень тревожности. Согласно отмеченным выше результатам диагностических методик был установлен более высокий уровень влияния традиций на узбекских детей и соответственно более низкий уровень традиционности у русских респондентов, можно провести аналогию с данными процессами и говорить о том, что семейные традиции имеют положительное влияние на развитие стрессоустойчивости и противостояния уровню тревожности индивида.

Также в данном исследовании делается акцент на установление характерологических особенностей детей из различных этнических групп. Для обоснования данного контекста использована методика К. Леонгарда. Данная технология  имеет дифференциацию по следующим аспектам: акцентуации характера, выражающих направленность интересов и формы реагирования личности (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый), и акцентуации темперамента, характеризующих темп и глубину эмоций человека (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). Рассмотрим полученные результаты в рамках указанных аспектов, которые представлены на гистограмме 2.7; 2,8 (рисунок 2.9)

Рисунок 2.9

Акцентуации характера детей из русских семей

 

 

Рисунок 2.10

Акцентуации характера детей из узбекских семей

 

Анализ полученных данных свидетельствует, о том, что имеют место существенные различия по этническим группам в рамках исследования акцентуаций характера. В данном случае наблюдается значительный перевес в сторону демонстративного и возбудимого типа у детей из русских семей и застревающего и педантичного у детей из узбекских семей (Приложение 8).

Вторая часть данной методики представлена акцентуациями темперамента, в данном случае речь идет еще о более устойчивых характеристиках личности. Исходя из важности данного вопроса, необходимо рассмотреть указанные особенности личности детей с опорой на этнический аспект.

Исследования акцентуаций темперамента представляют следующие результаты гистограммы 2.9  (рисунок 2.11)

                                                                                   

 

    Рисунок 2.11

Акцентуации темперамента детей из русских семей

согласно методики К.Леонгарда

 

Рисунок 2.11

Акцентуации темперамента детей из русских семей

согласно методики К.Леонгарда

Результаты представленные на гистограмме 2.9 свидетельствуют о том, что для русских детей в большей степени характерны такие акцентуации темперамента как: гипертимный тип, дистимичный тип, тревожный тип, экзальтированный тип. В то время как в группе узбекских детей наблюдается значительно больший удельный вес акцентуаций в рамках эмотивного и циклотимного типов.

Анализ результатов по методике К. Ленгарда еще раз позволяет утверждать, что между исследуемыми этническими группами существуют различия в аспекте акцентуаций, также необходимо обратить внимание на то, что дети из русских семей имеют численно большее количество акцентуаций нежели их сверстники из Узбекистана. Принимая во внимание результаты проведенного в дипломном исследовании контент-анализа, которые свидетельствуют о значительном влиянии семейных традиций именно на узбекских детей, можно предположить, что именно семейные традиции, праздники и традиционализм в целом позволяет воспитывать более гармонично-развитые личности с незначительными субъективными нарушениями акцентуаций, которые автор методики рассматривает как пограничное состояние личностных характеристик.

 

2.3. Разработка рекомендаций родителям и учителям по использованию семейных традиций и праздников в становлении личности ребенка

 

Полноценное осуществление задач развития, обучения и воспитания детей в значительной мере определяется налаживанием взаимодействия детей и взрослых: «педагоги – дети – родители». Педагогам и членам семей воспитанников следует осознать, что и дети, и они сами являются полноправными участниками педагогического процесса, необходимо научиться и взаимодействовать на принципах диалога, доверия, партнерства с правом инициативы, активного действия, самоконтроля. Позиция ребенка требует уважения, защиты и поддержки со стороны взрослых участников коммуникации.

 Воспитатели и родители, объединенные в своей деятельности, действуют в интересах ребенка, создают для нее необходимые плодотворные условия развития. От того, насколько такие взаимоотношения будут согласованы, зависит успех формирования личности в целом. Именно взаимодействие в педагогическом процессе семьи и образовательной организации способно осуществлять личностно-ориентированный подход, формировать индивидуальность, активизировать творческий потенциал не только ребенка, но и самих педагогов, и родителей.

Прежде всего, педагогический коллектив должен взять себе за приоритетные направления работы с родителями:

· содействие повышению психологической и педагогической компетентности родителей в отношении понимания закономерностей развития ребенка, роли семейных традиций, а также вопросов обучения и воспитания детей;

· привлечение родителей к сотрудничеству в создании надлежащих условий для жизнедеятельности и развития детей;

· всестороннее изучение положения, статуса семьи и моделей взаимодействия с ними для осуществления дифференцированного подхода;

· привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, проводимых в учебной организации, формирования в них чувство принадлежности к коллективу как единомышленников и коллег;

· формирование осознанного понимания родителями своей ответственности за максимальное обеспечение ребенку полноценной жизни в будущем.

Важное направление своей деятельности педагогический коллектив учебно-воспитательной организации должен видеть в обогащении знаний и умений воспитателей и педагогов о семейных отношениях, углублении педагогических знаний родителей, достижении единства воспитательного воздействия на ребенка в семье и в школе в целом.

Совершенствовать работу с родителями – это, в случае необходимости, вносить изменения, которые обогащают содержание и формы такой работы, улучшают различные ее показатели, делают более целесообразным, и современными, гибкими. Процесс совершенствования – длительный и непрерывный. Его можно осуществлять в разных направлениях:

· гуманизация содержания и форм работы с семьей;

· гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей;

· повышение эффективности применяемых форм и методов воспитателем в работе с родителями, приемов и средств воздействия.

Одна из главных задач школы - это создание условий для развития отношения в семье. Среди наиболее востребованных форм совместной деятельности детей, родителей и педагогов выделяют:

· формы познавательной деятельности, которым относятся смотры знаний, творческие отчеты по предметам, открытые уроки, турниры любознательных, праздник труда и таланта;

· формы трудовой деятельности, которым можно отнести трудовые десанты по трудоустройству школьного и пришкольного участков, высаживания деревьев в связи со знаменательными событиями в жизни детей и их родителей, создание классной библиотеки и оформление кабинетов и др.;

· формы досуга, среди которых особо отмечаются семейные праздники, подготовка семейных концертов, проведение различных конкурсов, соревнований и КВН;

· организация специальных семейных конкурсов и смотров: « Папа, мама и я- читающая семья\ спортивная семья\деловая семья », конкурсы хозяек, газет, фотографий, рисунков и так далее.

Исходя из того, что именно семья является институтом первичной социализации личности ребенка, можно говорить о том, что положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Семейные традиции играют важную роль в культивировании культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества в целом  и личности в частности.

Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники, именно они являются важнейшим звеном приобщения ребенка к социуму по принципу преемственности культурного влияния. Памятные для нашего народа даты, а также профессионально – трудовые праздники, которые семья отмечает вместе со всей страной. Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как сугубо индивидуальные семейные праздники: дни рождения, совершеннолетие детей, получение ими паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание, имя-наречение ребёнка, серебряные и золотые свадьбы, выход ветеранов труда на пенсию и т. п.

Семейные отношения обогащаются новыми прогрессивными традициями, данное обстоятельство обусловлено технологическим и культурным развитием человечества, однако наряду с вновь появившимися в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, хмельные застолья по любому поводу. Данные традиции, несмотря на сохранения преемственности между поколениями могут в значительной степени навредить личностному развитию ребенка.

 

Выводы по главе 2

В результате проведенного исследования было установлено, что дети из узбекских семей в большей степени подвержены влиянию семейных традиций, таким образом, узбекское общество можно считать более традиционным в отношении воспитания детей и формирование их личности.

Дети из узбекских семей в значительно большей степени чувствуют комфорт в семейных отношениях. Негативные симптомокомплексы у этой категории респондентов выражены значительно меньше. Дети из русских семей в значительно меньшей степени ощущают благополучие в своих семья. Также следует подчеркнуть, что значительно различается референтная группа или лицо в семье по этническому принципу, так для узбекских детей отец фактически всегда выступает в качестве авторитета, в тоже время для русских детей данный фактор является размытым и выделить кого-либо в качестве авторитетного лица в семье фактически невозможно.

Также была установлена дифференциация по уровню тревожности, детям из различных этнических групп присущи различные виды проявления тревожности и реагирования на стрессовые ситуации. Необходимо отметить, что русские дети в большей степени социализированы, поэтому реже испытывают состояния стресса при общении с социальным окружением. Узбекские же дети ориентированы на себя, свою семью и семейные ценности.

У русских детей значительно чаще наблюдаются акцентуации характера, в данном случае можно предположить, что это является следствием недостаточного благотворного влияния близких семейных традиций. Также, можно отметить дифференциацию акцентуаций по этническому признаку. Фактически в каждом аспекте были установлены значимые количественные показатели, которые подтверждают выделенные различия и выводы.


Заключение

 

Традиции, которые формировались на протяжении многих столетий, всегда оказывают влияние на формирование личности человека. Семейные традиции – представляют собой систему, которая является главным связующим элементом между поколениями. Семейные традиции – это микрокосм исторической памяти, заключенный в рамках одного рода. Действительно, традиции по многим показателям становятся фундаментальными факторами развития личности человека.

Однако семейные традиции не могут ни формироваться, ни влиять на развитие подрастающего поколения вне рамок традиционного брачно-семейного союза. Формированию брачно-семейных отношений способствует возрождению традиционного статуса семьи, соблюдению духовно-нравственного сознания молодежи в подходах к заключению брака, стремление к созданию полноценных и ответственных семейных взаимоотношений.

Первичная социализация ребенка происходит в семье, в которой в игровой семейной форме передаются нравственные установки, принципы, которым предоставляется эмоциональное, образное, театрализованное окраска. Исходя из этого, семейные традиции по праву рассматриваются как основополагающий принцип развития личности, приобщения человека к социуму, обучения и воспитания. Как утверждают исследователи данной проблематики: «Лучшие условия для воспитания полноценного человека – это сочетание семейных и общенациональных традиций, региональных обычаев, которые поддерживаются родителями и детьми продолжаются». Отрыв от традиций и семейных ценностей влечет за собой возникновение конфликтов и асоциальный путь развития человека, что не может в свою очередь считаться положительным эффектом.

В дипломном исследовании был подобран психодиагностический инструментарий, были рассмотрены основные аспекты затронутых проблемы, а именно: внутрисемейные отношения, отношения и влияние семейных традиций на ребенка, уровень и особенности проявления тревожности, акцентуации характера.

В результате проведенного исследования, интерпретации анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что узбекские дети развиваются в среде более традиционной, данный воспитательный аспект оказывает значительно большее влияние на их формирование и социализацию. Об этом свидетельствует контент-анализ продуктов деятельности детей, узбекские дети значительно чаще в положительном ракурсе подчеркивают влияние и значение традиций в их жизни.

Узбекские семьи являются более патриархальными и традиционными, внутрисемейный климат в данном случае значительно чаще детьми характеризуется как благоприятный, также в узбекских семьях отмечаются установившиеся патриархальные традиции, чего не отмечается в современных русских семьях. В данном случае можно связать отношения в семье и влияние семейных традиций, которые в свою очередь оказывают положительное воздействие на благополучие семейных отношений.

Полученные показатели свидетельствуют о том, что у детей из различных этнических групп присущи различные особенности отношений с другими людьми. В данном случае имеет место значительное преобладание положительного отношения к отцу у детей из узбекских семей, в то время как у детей из русских семей наблюдается паритет. Также отмечается более положительное отношение к родителям в целом в узбекских семьях, это может быть следствием более традиционного общества и значительно большего влияния семейно-обрядового воспитания.

Проведенное исследование уровня тревожности позволяет утверждать, что дети из русских семей имеют более высокий уровень тревожности. Исходя из того, что ранее был установлен высокий уровень влияния традиций на узбекских детей и соответственно более низкий уровень традиционности у русских детей, можно провести аналогию с данными процессами и говорить о том, что семейные традиции имеют положительное влияние на развитие стрессоустойчивости и противостоянию уровню тревожности индивида. Отмеченные отличия между этническими группами подтверждаются количественными, процентными показателями.

Также было установлено, что для детей из различных этнических групп присущи  и различные типы акцентуаций характера, следует отметить, что дети из русских семей имеют большую степень акцентуированности, нежели их сверстники, в данном случае можно констатировать тот факт, что существует положительная корреляция между влияниями семейных традиций и гармоничным развитием ребенка.

Таким образом, в ходе исследования были установлены основные личностные характеристики детей и степень влияния на них семейных традиций в различных этнических группах. Проведено теоретическое изучение состояния научных исследований касательно влияния традиционной среды на развитие личности ребенка. В ходе проведения исследования была установлена роль традиций на жизнь детей из различных этнических групп. Можно утверждать, что узбекское общество в силу своей большей традиционности оказывает несоизмеримо большее влияние на ребенка. Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что семейные традиции могут оказывать влияние на формирование личностных и характерологических черт личности ребенка, а также влиять на уровень тревожности и особенности выстраивания межличностных отношений. Таким образом, задачи исследования достигнуты. Гипотеза, заявленная во введении о том, что семейные традиции выступают существенным фактором в формировании личности ребенка, влияя на его не только личностное развитие, но и характерных межличностных отношений, минимизацию внутриличностных конфликтов, тревожности. Наиболее действенными факторами в личностном становлении детей выступают: семейный микроклимат, характер взаимоотношений между детьми и родителями, между сиблингами и другими членами семейного коллектива; взаимоотношение семьи с другими социальными институтами, в частности, со школой; национальный колорит и место проживания семьи, полностью подтвердилась.

Так же можно констатировать, что основные научные положения, выносимые на защиту, окончательно были доказаны в ходе реализации запланированных этапов работы и выявили соответствия между поставленными целями, задачами и результатами, полученными в ходе опытно-экспериментального исследования. Было доказано, что семейные традиции имеют значительный потенциал влияния на формирование личности ребенка; в различных этнических группах влияние традиций на личностное развитие детей специфично в силу особенностей, как национальных  обычаев,  так и отношения респондентов к ним; семейная сакраментальность оказывают существенное влияние на межличностное общение детей не только в семье, но и за ее пределами.

В качестве перспектив дальнейших исследований следует выделить научно-практические интересы, направленные на исследование влияния религиозных и светских традиций на личностное становление ребенка; проведение сравнительного анализа влияния традиций на личность ребенка из разных этнических групп, но ассимилированных в другую культурную среду; изучение традиций и ритуалов, которые имеют негативное влияние на личность ребенка.

 

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.