Определение особенностей семейных традиций — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Определение особенностей семейных традиций

2019-08-07 191
Определение особенностей семейных традиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Усвоение общечеловеческих ценностей и вообще социализация личности обучающихся выступает условием их физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Центром педагогической системы, построенной на принципах народной педагогики, есть ребенок, его сложный, разнообразный мир мыслей и чувств, мечтаний и надежд. Как целостная система знаний, идей, форм и методов народная педагогика основывается на таких фундаментальных принципах, как природосоответствие, народность воспитания и самодеятельность растущей личности, гуманизм, воспитание в труде, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, единство требований и уважения к культуре, вера в ее силы и возможности человека.

Анализ учебных программ и учебников для начальной школы под углом зрения исследуемой проблемы, позволяет сделать вывод, что они содержат материал, который раскрывает традиции народа. Уже в 1 классе дети знакомятся со страной, в которой они живут; национальной символикой, народным календарем; с легендами и преданиями о происхождении названия родного города, улиц и других знаковых объектов и символов данного государства. Во время обучения в младшей школе, школьники осознают сущность таких понятий, как: «родство», «семья»; знакомятся с некоторыми народными обычаями, обрядами [13, c. 46-48].

Важную роль в становлении культуры и духовной жизни школьника играют семейные традиции. Они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного, доброго, вечного, благодаря которым жизнь человека становится интереснее и полезнее.

Традиции семейного воспитания складывались на протяжении многих веков и укреплялись в ходе исторического развития человечества. В семьях детей всегда учили, что человек неотделим от своего народа, нации. Главным хранителем порядка в семьях и общественных отношениях был обычай. Он обязывал каждого члена рода в совершенстве изучать и знать своих предков «до седьмого колена». Человека, который не знал языка и истории своего рода, считали безродным. Уважение и любовь к своему роду, родной земле, национальных обычаев и традиций формировались с колыбельными песнями, сказками, пословицами, поговорками, которые усваивались ребенком в раннем возрасте; предметами быта, портретами, семейными реликвиями и другими рассказами о жизни предков [56, c.138].

В семье заботились не только о воспитании ребенка добрым хозяином или хозяйкой. Обязанностью родителей было привитие с детства основных христианско-этических принципов и человеческих добродетелей. Издавна в семье и общине следили за тем, чтобы ребенок говорил правду, почитал не только своих родителей, но и других старших; был честным, добрым, приветливым. В рамках христианской и мусульманской религии, наибольшей ценностью для родителей всегда считались дети, а потому к их воспитанию относились достаточно ответственно: любили и одновременно требовали придерживаться принципов народной педагогики.

Задача семьи состоит в том, чтобы, начиная с раннего детства, раскрывать сущность семейных традиций народа, их практическую значимость для ребенка теперь и в будущем. Задача школы – организовать рациональный, целенаправленный, последовательный процесс воспитания учащихся на семейных традициях, как на уроках, так и во внеклассной работе; привлечение родителей к проведению воспитательных мероприятий на народоведческом материале [13, c.31].

Основательное отражение развития традиций в современной научной литературе выяснило наличие различных подходов к этому общественно-историческому феномену.

Традиции (лат. tradition – передача, предание) – это опыт, обычай, взгляды, вкусы, нормы поведения, сложившиеся исторически и передающиеся из поколения в поколение – это:

1) элементы социального и культурного наследия;

2) формы деятельности и поведения, а также обычаи, правила, ценности, представления, которые имеют крепкие исторические корни и передаются из поколения в поколение;

3) результат духовной деятельности, которая передается потомкам путем наследования;

4) важный фактор регуляции жизнедеятельности человека [62, c. 57-59].

Анализ особенностей, места и роли семейных традиций в воспитании подрастающего поколения встречается в трудах И. Ф. Гербарта,                                      А. Дистервега, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци. Исследования семейных обрядов, обычаев изучали такие известные историки, этнографы, языковеды: М. П. Драгоманов, А. Духнович, Н. И. Костомаров, Н. Максимович, А. А. Потебня, Н. Ф. Сумцов, К. Д. Ушинский, Ф. Волк. Значение национальных традиций в воспитании следующих поколений отражены и в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, Г. Х. Ващенко [2, c. 123].

В условиях возрождения народной педагогики, национального воспитания, семейные традиции приобретают огромное значение в воспитательном и образовательном процессах. Как отмечал                                             М.Г. Стельмахович, главная цель семейного воспитания – через традиции формировать у детей и молодежи духовность родного народа, воспитывать высоко сознательных патриотов народа, нации, носителей и творцов национальной и общечеловеческой культуры [43, c. 207-208].

Исследованию этнических традиций, семейному воспитанию посвящены труды российских исследователей В. Волкова, В. Крысько, В. Кукушина и т.д.

По мнению Н. В. Александрова, будущее семьи, сохранение и приумножение семейных и общественных богатств полностью зависит от наследования тех народно-педагогических идей прошлого, которые веками складывались и трансформировались в сознании и жизнедеятельности конкретной этнической группы, семьи. Автор справедливо подчеркивает, что возрождение прогрессивных элементов народно-педагогических традиций, обычаев социализации детей и молодежи в прошлом способствует эффективному семейному воспитанию молодого поколения.

Исходя из того, что семейное воспитание основывается на сохранении и приумножении семейных традиций, необходимо, на наш взгляд, более детально раскрыть сущность самого понятия «семейные традиции» [70, c.28].

Анализ понятия «семейные воспитательные традиции» в научной литературе позволил выделить такие основные категории, как:

· совокупность духовно-нравственных ценностей, идеалов и средств обучения и воспитания, которые передаются в семье от поколения к поколению через труд, устное народное творчество, обычаи и обряды;

· наиболее укоренившаяся в семейно-бытовых отношениях народа система идеалов, трудового опыта и знаний, творчества, убеждений, вкусов, установок, норм поведения, обычаев, обрядов, которые сложились исторически и передаются из поколения в поколение в народном творчестве, обрядах, обычаях;

· объективное социально-педагогическое явление, способ аккумуляции и передачи следующим поколениям знаний о семье, ее духовно-нравственные ценности и идеалы, источник интеллектуального и морально-нравственного формирования личности, основной механизм стабилизации отношений в семье и семье [19, c.52].

Итак, суммируя вышесказанное, мы можем выделить следующее: семейные традиции – это система ценностей, которая передается из поколения в поколение в различных сферах человеческой жизни (трудовой, нравственной, физической, эстетической и т.п.) была и является залогом гармонии и стабильности семьи и формирования личности подрастающего поколения.

Анализ научных исследований позволил выделить следующие подходы к классификации семейных традиций, а именно:

· семейные воспитательные традиции охватывают все сферы семейной жизни (трудовую, морально-нравственную, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную, эстетическую, общественную и др.);

· семейные воспитательные традиции выходят за пределы семейных традиций (в понимании понятия семьи как значительно меньшей группы, данный коллектив предполагает наличие супружеской пары, их детей и связь с близкими и более отдаленными членами семьи);

· семейные традиции охватывают все этапы жизни человека от рождения до смерти;

· семейные традиции хранят опыт предыдущих поколений и совершенствуются согласно современным тенденциям[2, c. 183].

Реализация семейных традиций осуществляется через систему обрядов, ритуалов, обычаев, народный этикет, устное народное творчество, символы и тому подобное.

В данном случае довольно важным является определение терминологии, которая отображает сущность и особенности семейных традиций.

Обряд – это выполнение людьми символически-условных действий, которыми сопровождаются определенные события семейной жизни (рождение, свадьба, похороны и др.), календарные праздники, а также отдельные трудовые процессы.

На современном этапе семейная обрядность понимается как сопровождение семейной жизни разнообразными обрядами и ритуалами, которые в образно-символической форме отмечают важнейшие стадии развития семьи в ее жизненном цикле: создание семьи, рождение ребенка, его совершеннолетие, семейные юбилеи, смерть кого-то из членов семьи. Основными элементами семейной обрядности выступают: родильные, свадебные и погребальные и поминальные обряды [17,c. 206].

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – совокупность обрядов, сопровождающих религиозную службу и составляющих ее внешнее оформление; установленное обычаем, традицией, порядком.

Обычай исследователи определяют «как практическое действие, что дает образец для подражания» и акцентируют внимание на том, что народные воспитательные традиции и обычаи – это две взаимосвязанные между собой формы воспитательного воздействия на молодое поколение. Но обычаев можно придерживаться по привычке, а традиций – сознательно, на основе убеждений личности в целесообразности и общественном значении именно такого поведения, мышления, деятельности. Кроме того, исследователи находят и другие различия этих понятий, а именно: семейные воспитательные традиции выступают как общие принципы поведения, а семейные воспитательные обычаи как детальное предписание поступка в конкретной ситуации, относительно воспитательных последствий традиции формируют сложные привычки, а семейные обычаи формируют стереотипные, полуавтоматические привычки, что касается функционального аспекта, то традиции функционируют во всех сферах общественного сознания, а обычаи действуют в устойчивых (стереотипных) отношениях [7, c.249-250].

Народный этикет находит свое проявление через общение (словесные формулы), жесты, мимику, символы и тому подобное. Как доказывает этнограф А. Пономарев: «язык символов глубоко национальный, и это определяется не только набором своеобразных этнических знаков, но и характером связей с традиционным корнями. У народов, сознание которых во многом зависит от верований, религии, ритуалов, этнические стереотипы составляют систему их мировосприятия и по сути являются главными чертами национального жизни. У народов, которые в той или иной мере утратили эти глубинные связи, этнические стереотипы распространяются только на внешние правила поведения» [52, с. 307-308].

Итак, анализ воспитательных семейных традиций и средств их реализации показывают огромный потенциал социально-педагогического опыта народа по социализации и подготовки молодежи к семейной жизни, целесообразность и эффективность его использования среди современного подрастающего поколения.

Обращаясь к традиции семейного воспитания в социально-педагогических исследованиях необходимо учитывать:

· современное состояние семьи и ее проблемы (увеличение количества разводов, гражданских браков, ослабление родительского влияния на детей, ответственности, ослабление родственных связей, изменение стандартов поведения, семейных ценностей и тому подобное), которые распространяются в последнее время не только в российских, но и других европейских и азиатских семьях с целью предотвращения этих явлений и прогнозирование перспектив укрепления семьи;

· перспективу социально-просветительской работы с родителями через организации  социальной направленности (школы, системы социальной защиты, клубы, реабилитационные центры) с использованием традиционных и инновационных форм социально-педагогической работы (выставки семейного творчества, фотовыставки, стенды трудовых династий, семейные праздники, семейные вечера, экскурсии с родителями и детьми, встречи с родителями многодетных семей, которые имеют счастливый семейный опыт воспитания, концерты семейного творчества);

· целенаправленную подготовку учащейся молодежи к созданию семьи в будущем, семейной жизни, ответственного отцовства и материнства  на этнопедагогических началах [52, c. 66].

Следовательно, существует необходимость исследования истоков происхождения народных семейных традиций воспитания детей. Формирование гармоничных и продуманных брачно-семейных отношений в современном обществе, системе образования будет способствовать возрождению традиционного статуса семьи, соблюдению духовно-нравственного сознания молодежи в подходах к заключению брака, стремлению к созданию полноценных и ответственных семейных взаимоотношений с опорой на национальные традиции.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.