Семейные праздники и их влияние на личность ребенка — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семейные праздники и их влияние на личность ребенка

2019-08-07 152
Семейные праздники и их влияние на личность ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важной интеграционной основой древней родственно - семейной культуры выступала религия. В традиционных действах русской семьи, как уже отмечалось, приобщались христианские обряды крещения детей, венчания тех, кто вступает в брак, поминовение умерших родных и тому подобное.

Как видим, традиции, обычаи и обряды – это и высокая поэзия, без которой душа ребенка не может полноценно сформироваться, раскрыться, дать богатые плоды формирования нравственных ценностей: доброты, человеколюбия, понимания сложных проблем человеческого общества. В детстве и подростковом возрасте дети воспринимают много народных традиций еще не осознанно, в игровой деятельности в культуре быта семейного взаимодействия, что способствует легкости и непосредственности их усвоения. В этом и заключается особая роль семейных праздников, посредством которых в значительной степени формируется личность человека. Это одновременно является содержанием, условием и формой как национального, так и общечеловеческого воспитания. Ведь особенности семейного воспитания можно передать только содержанием и средствами национальной культуры, что придает оригинальность и неповторимость в формировании личности ребенка [34, c.307].

По своей структуре праздники и обряды – это не только форма досуга. В них закодировано все самые основные этнопсихологические, психологические и этнические генограммы. Усваивая их с раннего возраста, человек формирует не только стереотипные представления, но и мировоззренческие структуры. Народный опыт выработал целую систему таких кодовых форм. Их ростки заложены еще в колыбельных песнях. Здесь элементы и поэтического мировоззрения, и уважительное отношение человека к природе, первая азбука математического мышления, уважение труда, рыцарства, трудолюбия, исторической родословной.

Возрастая, обрядовая структура в соответствии наращивала и духовный потенциал личности. Каждая возрастная группа имела четко выверенное действо, с помощью которого формировались мировоззренческие символы и моральные потенции индивида в частности, и коллектива в целом. Отсюда, следовательно, и высокая мессианская роль исторической традиционности праздников в жизни нашего народа [37, c.163].

Через обрядность в обыденную жизнь прочно входили и закреплялись традиции, обряды, в свою очередь, формировались с помощью праздников. Именно праздникам принадлежит приоритет во всей системе духовной жизни индивида. Любой праздник не существовал сам по себе, он обрастал многими вспомогательными представлениями. Рассматривая особенности проведения семейных праздников, можно заметить, что огромное влияние на их формирование оказывает календарная обрядность. Возьмем, для примера, рождественско-новогоднюю праздничность в христианской традиции. С ней непосредственно увязываются колядки, вертепные спектакли, засевание зерном жилищ, обряды с кутьей, дидухом — (украинское рождественское украшение, символ урожая, благополучия, богатства, бессмертия предков, оберега рода). Дидух является одним из древнейших культов украинской рождественской обрядности, романтические гадания и тому подобное. Или, например, пасхальные дни. Они конкретизируются в действах с изготовлением пасхальных яиц; в эту пору впервые начинали водить весенние хороводы. С праздником Купала связаны обряды очищения огнем и водой, воспевание лета, и тому подобное.

Практически любой праздник имел свою, характерную только для него, обрядовую структуру. В декабрьском цикле, когда у крестьян, особенно молодежи, было вдоволь свободного времени, соответственно практиковалось и больше всего праздников: Андрея с романтической калитой, Варвары с перхунами (от слова «першить», угощение с загадками), Николая с угощением детворы, Наума – покровителя науки и знаний, а, следовательно, и обряда, связанного с началом обучения и тому подобное. Поэтому каждый праздник имел свой обрядовый фон, что придавало ему оригинальность и неповторимость. Праздники не только аккумулировали утраченные обряды, но и регулировали цикличность, были своеобразной календарной структурой духовной жизни человека, его этнокодом [45, c. 78].

Какой бы трудной не была повседневность, именно с помощью народных и семейных праздников народ самоочищался, возвеличивался и настраивался на оптимистическую волну. В праздничной структуре подольше сохраняются этнические корни нации, от которого ответвляются все новые и новые побеги самообновления, а, следовательно, и самосохранения.

Важную роль в развитии культуры и духовной жизни играют семейные праздники. Они поддерживаются не юридическими актами, а силой общественного мнения. Многие из них, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, важными ускорителями общественного прогресса.

Праздники каждой семьи имеют свои особенности. Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного, доброго, вечного, благодаря которым жизнь становится интереснее и полезнее. «На святой вечер отец звал Мороза на кутью, прятался за стол и спрашивал, дети его видят, а те отвечали, что нет, чтобы и на следующий год стол был богатым. Иметь (птица) квохтала, дети цапали, затаив дыхание, смотрели куда «похилится» свеча, дули на скамью, чтобы Духа, которого не подавить, мекая, бекая, собирали по полу орехи и монеты, а родители ерошили им волосики, чтобы ягненка, теленка были ушастые и мохнатые» [31, c. 235-236].

Итак, в игровой семейной форме передавались нравственные установки, принципы, которым предоставлялась эмоциональная, образная, театрализованная окраска, а не обучение или протест.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.