Опытно-экспериментальное исследование влияния семейных традиций и праздников на личностное формирование детей — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опытно-экспериментальное исследование влияния семейных традиций и праздников на личностное формирование детей

2019-08-07 203
Опытно-экспериментальное исследование влияния семейных традиций и праздников на личностное формирование детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Организация и практическое исследование особенностей взаимосвязи семейных традиций и праздников, становления личности ребенка в семье

Целью дипломного исследования является изучение личностных особенностей детей и выявление влияния семейных традиций на формирование его личности с учетом этнического аспекта.

Задачами эмпирического исследования выступают:

1. Установление характерологических особенностей детей-выходцев из России и Узбекистана;

2. Выявление уровня тревожности в группах выборки;

3. Выявление внутрисемейных взаимоотношений детей и родителей, и место традиций в воспитательном процессе;

4. Проведение сравнительного анализа указанных составляющих исходя из этнического аспекта, их анализ, интерпретация и систематизаця.

5. Возможность практического применения полученных результатов с целью разработки рекомендаций, направленных на коррекцию детско-родительских отношений и эффективность взаимодействия семьи и школы как социальных институтов становления личности подрастающего поколения.

Эмпирическое исследование проведено в 3 этапа, а именно:

2. Первый этап – констатирующий. На данном этапе устанавливаются показатели уровня тревожности детей, выявляются наличия акцентуаций характера. При помощи психодиагностического инструментария устанавливаются особенности взаимоотношений в семье, результаты контент-анализа позволили выявить место семейных традиций в жизни подрастающего поколения.

3. Второй этап – сравнительный. На этом этапе практически-ориентированного исследования проводится сравнительный анализ изученных компонентов личности детей из России и Узбекистана.

4. На третьем этапе исследования, на основе полученных результатов разрабатываются практические рекомендации для родителей и учителей по оптимизации личностного становления детей при использовании традиций, как в семье, так и в образовательной среде, обосновываются формирование их дедуктивного взаимодействия.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы был подобран следующий психодиагностический инструментарий:

· Контент-анализ эссе детей на тему: «Семейные традиции в моей жизни» (Приложение 1);

· Кинетический рисунок семьи (Р.Бернс, С.Кауфман) (Приложение 2);

· Методика Рене Жиля (Приложение 4);

· Опросник школьной тревожности Филлипса(Приложение 6);

· Методика определений акцентуации характера К. Леонгарда

(Приложение 7);

Контент-анализ - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает предоставленные материалы в их социальном контексте. Анализ эссе, позволяет установить роль традиций в семье и отношение ребенка к традициям как таковым.

В качестве категорий анализа выбраны – положительные и отрицательные высказывания детской аудитории относительно семейных традиций (Приложение 1).

Кинетический рисунок семьи (Р.Бернс, С.Кауфман) - дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) ощущение неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации [72] (Приложение 2,3).

Методика Рене Жиля позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Данная методика содержит следующие шкалы:

· отношение к матери;

· отношение к отцу;

· отношение к родителям;

· отношение к братьям и сестрам;

· отношение к близким родственникам;

· отношение к другу;

· отношение к учителю;

· любознательность;

· общительность;

· стремление к лидерству;

· агрессивность;

· реакция на фрустрацию;

· стремление к уединению [73] (Приложение 4,5).

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований. Методика содержит следующие шкалы:

· Общая тревожность в школе;

· Переживание социального стресса;

· Фрустрация потребности в достижении успеха;

· Страх самовыражения;

· Страх ситуации проверки знаний;

· Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

· Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

· Проблемы и страхи в отношении с учителями (Приложение 6).

        Методика определений акцентуации характера К. Леонгарда позволяет установить выраженность отдельных типов характера, а именно:

· Гипертимный тип;

· Возбудимый тип;

· Застревающий тип;

· Тревожный тип;

· Дистимичный тип;

· Эмотивный тип;

· Циклотимный тип;

· Экзальтированный тип;

· Педантичный тип;

· Демонстративный тип; (Приложение 7)

Объем выборки данного исследования составляет 60 человек. 30 детей являются представителями российских семей: учащиеся МАОУ Апрелевская СОШ №4, также 30 детей соответственно представителями  узбекских семей, а именно, школьники Ферганской государственной общеобразовательной специализированной средней школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов. Данный факт позволяет провести сравнительный анализ по этническому признаку. Каждая группа выборки имеет гендерную особенность, а именно поровну представлена мальчиками и девочками (по 15 человек). Возрастной диапазон в данном случае определяется возрастной группой 13-14 лет.

В результате проведенного исследования было установлено, что существуют различия о влиянии традиций на формирование личностных особенностей индивида, также следует отметить, что внутрисемейные отношения имеют отличия по этническому принципу [75].


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.