Специфика взаимосвязи традиций и семейных конфликтов, их влияние на личностное развитие ребенка — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Специфика взаимосвязи традиций и семейных конфликтов, их влияние на личностное развитие ребенка

2019-08-07 258
Специфика взаимосвязи традиций и семейных конфликтов, их влияние на личностное развитие ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Семья рассматривается, с одной стороны, как специфический социальный институт, выполняющий ряд таких основных функций, как: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, которые важны для общества и необходимые для жизни каждого человека, и с другой, как малая социально-психологическая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многочисленные важнейшие личностные потребности человека. Не возникает сомнений, что развитие личности ребенка в современной семье не теряет острой актуальности. Семья, по мнению ученых, – единственный социальный институт, который обеспечивает эффективное воспитание детей; так же, как и убедительным может быть итог исторического развития человечества: ребенок как субъект социализации не только сам меняется под действием воспитательных воздействий, но и меняет своих воспитателей. В подростковом возрасте происходит перестройка взаимоотношений с родителями: переход от зависимости от родителей к отношениям, в основе которых взаимное доверие, уважение и постоянно растущее между взрослыми и детьми равенство. Практически во всех исследованиях в области детской психологии подчеркивается решающее влияние семьи на общее развитие личности детей. Особое значение для формирования нравственных качеств Ф. Райс уделяет следующим факторам: родительскому теплу, взаимному уважению в семье, доверию по отношению к ребенку; интенсивности общения родителей с детьми-подростками; семейной дисциплине; роли, которая отводится ребенку в семейной иерархии, и тому подобное [56, c. 65].

Наличие семейных конфликтов создает психотравмирующую обстановку не только для каждого члена семьи (супругов, детей, родителей), но и негативно отражается на свойствах личности каждого индивида  в целом. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, накапливаются негативные эмоции, появляются психотравмы, развивается отрицательная самооценка, потеря понимание и сочувствие. Беспокойная, эмоционально напряженная атмосфера в семье создает требования, которые постоянно преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия.

Среди причин, порождающих конфликты, выделяют личностные особенности каждого из родителей, это консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения, вредные привычки, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений. Среди личностных особенностей детей выделяют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм, эгоцентризм, самоуверенность, леность и др. Частыми причинами аномалий в воспитании детей становятся нарушения супругами этики взаимоотношений, а также неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, требований, которые супруги ставят друг к другу. Но наиболее существенный фактор, который негативно влияет на воспитание детей, на их личностное формирование, – несовместимость нравственных позиций супругов, несовпадение их точек зрения на честь, мораль, совесть, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дела в семье и прочее. Данные факторы непосредственно связаны с тем семейным укладом, микроклиматом, который не в последнюю очередь и создают семейные традиции и обычаи.

Часто причины конфликта трудно определить из-за психологической защиты сторон конфликтной ситуации или благодаря бурным проявлениям эмоций. По характеру причин брачно-семейные разногласия можно разделить на следующие группы. К первой группе относятся разногласия, которые возникают из-за несогласованного и несправедливого распределения труда в семье, различного понимания прав и обязанностей, недостаточного вклада одного из членов семьи в домашний труд и самообслуживание. Ко второй группе можно отнести конфликты, возникающие на базе хронического неудовлетворения каких-либо потребностей супругов или родителей и детей. К третьей группе относят ссоры и распри, причиной которых является недостаток воспитания или конфликтного характера мужчины и женщины. Важным фактором является появление трудностей связанных с определенным жизненным этапом развития семьи, характером отношений между членами семейного коллектива. Это может быть рождение ребенка, неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера, неудовлетворение потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания), пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.), неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношениях с родителями, различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях [40, c. 35].

Ученые доказали, что конфликты имеют как отрицательное, так и положительное значение в развитии личности. Все зависит конкретно от ситуации и от поведения членов семьи. Если конфликт не разрешается конструктивно, подавляется, игнорируется, его негативная сторона выходит наружу и проявляется в различных, в том числе и психологических последствиях, например, в тревоге, одиночества, низкой производительности труда, вялости, утаенном гневе, стрессе, усталости. В то же время, если конфликт конструктивный, если он решается правильно, то очевидны его положительные стороны, частично возникает ощущение покоя, удовлетворения, поднятия энергии, облегчения, радости общения, расширяются возможности личностного роста. Он дает возможность людям понять собственные ошибки и больше никогда их не повторять. Также между людьми возникает взаимопонимание, улучшаются отношения [23, c. 69-70].

Однако одна из негативных сторон семейных конфликтов является его разрушительное влияние на развитие ребенка. Несмотря на положительное или отрицательное решение такого конфликта, сама ситуация напряжения в отношениях родителей воспринимается очень остро и болезненно ребенком. Семейные конфликты способствуют формированию негативной самооценки у ребенка, ослабляя взаимное сотрудничество между родителями и ребенком. Даже совсем маленький ребенок начинает плакать практически сразу после того, как родители начнут ссориться. Он воспринимает повышенные тона родительского разговора, как угрозу своему благополучию. Старшие дети тоже очень болезненно воспринимают конфликты родителей. Ведь споры создают напряжение, при котором никто не может быть счастливым, особенно тяжело, когда сын или дочь не может высказывать собственное мнение, потому что боится. В результате у ребенка может развиваться страх агрессии, страх независимости, или самостоятельности, страх близости или доверия и страх подчинения, что выражается в дальнейшем нарушении развития эмоциональной сферы.

Стиль поведения ребенка в конфликте также формируется в зависимости от семейных стереотипов поведения. Можно выделить два основных стиля поведения ребенка в конфликте: акомодативный и асимилятивный. В первом случае поведение ребенка активно-наступающая, она пытается покорить окружающих своими желаниями. Во втором случае ребенок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам, занимает пассивно-страдальческую позицию. Отмечается внутренние переживания аффекта, чрезмерного чувства вины, стыда, элементы разрушительного поведения [18, c. 117-118].

По данным исследований полных и неполных (разведенных) семей супружеские конфликты повышают риск возникновения и закрепления антисоциального поведения у детей [7, c. 113]. В частности, риск зарождение детской агрессии и антисоциального поведения в разведенных семьях в основном опосредуется родительскими конфликтами, а не фактором расторжения брака. Физическая агрессия и насилие в отношениях супругов, как особенно тяжелые формы супружеского конфликта, становятся сильным фактором риска развития у их детей нетерпимости к другим, возникновение необоснованных агрессивных вспышек или стойкой агрессивности по отношению к окружению, в целом закрепление антисоциального поведения как собственного морального кодекса. Итак, формирование личности ребенка в современном обществе ставит новые требования к системе воспитания и образования подрастающей личности, а также учет особенностей функционирования и развития современной семьи как микрогруппы общества, ее формирующе-воспитательной способности на уровне теоретического и практического обеспечения решения актуальных проблем индивида в данной области отношений [69, c. 303].

Длительные семейные конфликты ведут к сильной психической травматизации личности ребенка и являются благоприятным источником для формирования в ней таких личностных черт, как тревожность, эмоциональная нестабильность, неуверенность в себе, низкая самооценка, безразличие к окружающим, замкнутость, неспособность к самопознанию, злость, агрессивность. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что дисгармоничный развитие личности, ее эмоциональное выгорание – это отпечаток пережитого в прошлом состояния физического, эмоционального и психологического истощения, вызванного длительной включенностью в семейные конфликты.

На минимизацию детско-родительских конфликтов не маловажную роль оказывают различные формы взаимодействия семьи с различными социальными институтами, в частности, с образовательными организациями. Данные формы- это не только способы организации совместной деятельности педагогов и родителей, но и механизмы воздействия на формирование личности детей. Среди наиболее действенных форм коммуникации школы и семьи выделяют родительские лектории, собрания, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с администрацией учителями классов, групповые формы взаимодействия. Но на наш взгляд, в рамках обсуждения дипломной темы, связанной с влиянием семейных традиций и праздников на формирование личности ребенка, эффективными оказываются конференции по обмену опытом воспитанию детей. Они должны быть обязательно тематическими и в рамках этнической психологии и педагогики данные вопросы представляют широкий спектр обсуждений: это и религиозно-этническая обрядность, организация и проведение праздников, встречи за «круглым столом», бытовые вопросы, связанные с кулинарными угощениями, костюмом и многое другое. Форма конференций вызывает огромный интерес, привлекает и внимание родителей, и их практический отклик, а информация звучит более убедительно и воспринимается родителями с большим доверием. Для обмена опытом педагоги могут взять несколько конкретных практико-ориентированных вопросов, поскольку в современном обществе в системе образования «уживаются» представители различных ментальностей и культур.

Выводы по главе 1

Итак, национальная традиция, ее трансформация в настоящем и будущем становится важным фактором развития педагогической мысли. Человечество стремится к сближению интересов различных социальных групп, к взаимодействию в развитии и выживании, и в то же время ни один народ не желает потерять выдающихся особенностей своей самобытности, неповторимости.

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Самая главная роль в семейном воспитании отводится культурным ценностям семьи. Именно от семьи зависит, каким вырастет ребенок, как он будет воспринимать окружающий мир и  людей. И следует не забывать, что «пороки ребенка не рождаются, а воспитываются». Только соблюдение всех правил и норм поведения дадут возможность родителям воспитать всесторонне развитую личность.

На формирование личности ребенка влияют взаимодействие со средой, развитие речи и познавательной сферы, но самое важное значение в этом процессе имеют развитие самосознания и самооценки, познавательной сферы, динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Особую роль в развитии личности ребенка играют люди, которые его окружают, прежде всего, родители, они учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневность, настраивают на положительные поступки. И учителя в образовательных учреждениях, которые формируют знания, умения и навыки о мире и социуме.

 Необходимость исследования истоков происхождения народных семейных традиций воспитания детей и формирования брачно-семейных отношений будет способствовать, возрождению традиционного статуса семьи, соблюдению духовно-нравственного сознания молодежи в подходах к заключению брака, стремлению к созданию полноценных и ответственных семейных взаимоотношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что обычаи и традиции имеют существенное влияние на формирование личности ребенка, так как преимущественно закладывают морально-этические основы личности. В то же время на сегодняшний день можно говорить о том. что существуют некоторые деструктивные элементы в формировании личности ребенка, а именно конфликты в семье, отход от традиционного воспитания и всеобщее падения нравственности в социуме. Данные аспекты, выделенные в теоретической части дипломного исследования следует рассмотреть в опытно-экспериментальной главе выпускной квалификационной работы.


Глава 2


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.