Работа школы и семьи над становлением личности ребенка — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Работа школы и семьи над становлением личности ребенка

2019-08-07 162
Работа школы и семьи над становлением личности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование человека как личности – процесс социальный. Известно, что уже младенец развивается как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. Со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в отношения, которые развиваются, переплетаются с другими отношениями в связи с развитием самого ребенка. Отношения ребенка с окружающей действительностью являются отношениями, которые осуществляются с помощью или через другого человека или социальный институт.

Взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им «созданной культуры» играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его как личности. Формирование личности ребенка, представление о своем «я», степень его уверенности (неуверенности) в себе, эмоциональное благополучие в целом определяются в значительной степени сложной системой взаимодействия отдельных подсистем его личной микросреды («ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»). Следует отметить, что специфические человеческие свойства, личностные качества формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности [54, с. 58-59].

Личность выражает себя в ходе общения с социальным окружением, в специфике взаимодействия со средой. Личность ребенка не только выражается в том, как она ведет себя либо, что она чувствует при межличностном общении, но и определяет характерный индивидуальный стиль поведения в широком спектре ситуаций.

Развитие личности ребенка охватывает следующие качественные изменения индивида:

1) понимание ребенком окружающего мира, осознание своего места в нем, что порождает новые мотивы поведения, под влиянием которых он совершает свои поступки;

2) развитие чувств и воли, обеспечивающих действенность мотивов, устойчивость поведения, независимость от внешних обстоятельств [1, c. 67-68].

В школьные годы ребенок осваивает новые, достаточно сложные виды деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения со взрослыми (внеситуативно-познавательную, внеаситуативно-личностную). На новую ступень поднимаются отношения с окружающими людьми, в первую очередь – со взрослыми. Все это имеет принципиально важное значение для тех качественных изменений в психическом развития ребенка, которые происходят в дошкольном и школьном возрасте.

Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневных делах, настраивают на положительные поступки. Предъявляя требования, оценивая поступки, они требуют от детей выполнения правил. Постепенно дети начинают самостоятельно оценивать свои поступки на основе собственных представлений о том, какого поведения ждут от них взрослые и ровесники [71, c. 107-108].

Ближайшим социальным окружением ребенка является, как правило, семья. Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности взрослеющего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется относительной самостоятельностью ребенка, зависимостью жизни и благополучия от опеки и помощи взрослых людей, что ее воспитывают. Такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка. От их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведения [45, c. 51].

Если рассматривать семью как малую социально-психологическую группу, тогда необходимо определить, какие именно семейные отношения влияют на ребенка и каким образом они обусловливают формирование его как личности.

Как малая группа семья имеет определенную структуру и динамику своего развития (иногда это называют жизненным циклом семьи).

В.М. Дружинин предлагает психологическую модель семьи, структура которой сочетается такими отношениями:

а) отношения власти: доминирование – подчинение, взаимоответственность;

б) эмоционально-психологическая близость.

Между этими видами отношений существуют определенные связи: доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется; ответственность – это власть над людьми для реализации соответствующих задач; психологическая близость, конечно, отрицательно коррелирует с отношениями доминирования – подчинения (чем большая власть одного человека над другим, тем меньше между ними психологической близости, поскольку власть – это принуждение) [24, c. 48].

Отметим, что В. А. Семиченко и В. С. Заслуженюк выделяют следующие наиболее существенные структурные компоненты семьи:

· Власть и ее распределение, соотношение между формальной (разрешенной нормами современного общества) властью и неформальным лидером.

· Коммуникации (взаимосвязи), то есть распределение информационных потоков в семье. В любой семье взаимодействие между отдельными ее членами имеет разную насыщенность, продолжительность и качественные особенности.

· Ролевая структура. Изучая человеческое поведение, психологи обнаружили, что существует набор ролей, в которых мы выступаем в семье и в обществе. Все мы бываем Взрослым и Ребенком, Жертвой и Преследователем, Спасителем и Отцом [8, c.174].

В современных условиях проблема поддержки семьи приобретает специфический характер, что обусловлено определенными социально-экономическими факторами и др. Нравственное неблагополучие в российском обществе, психологический кризис несовершеннолетних, падение воспитательной роли семьи – вот далеко не полный перечень социально-экономических условий, которые влияют на развитие семейного микроколлектива. Поэтому вполне справедливым является утверждение, что сегодня семья не готова взять на себя все бремя по воспитанию детей.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным на современном этапе общественного развития. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же, в свою очередь, недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе [14, c. 21].

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

· информационная.

· воспитательно-развивающая,

· формирующая,

· охранно-оздоровительная,

· контролирующая,

· бытовая.

Обращение к реальному опыту показывает, что взаимодействие школы с родителями сегодня направляется в таких основных формах как: 

· включение родителей в совместную с учебным заведением воспитательную деятельность с детьми;

· правовое просвещение родителей;

· оказание социально-психологической помощи родителям в семейном воспитании;

· совместная организация социальной защиты детей;

· организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.

Исходя из этого, основное содержание этой работы включает:

· ознакомление родителей с методиками воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;

· ознакомление с нормативными актами и документами в области образования;

· совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, студии). Участие родителей в воспитательных мероприятиях, образовательных делах школы (походы, олимпиады, конкурсы экскурсии);

· привлечение к оценке уровня воспитанности детей;

· проведение совместной оздоровительной работы семьи и школы;

· материально-финансовая помощь школе, классу (благотворительность, спонсорство);

· совместное планирование и анализ воспитательной работы [29, c.241-243].

Как показывает опыт, успех взаимодействия семьи и школы, ее конструктивный характер, а, следовательно, положительное влияние на воспитание ребенка в значительной степени зависит от отношений, которые складываются между учителем и родителями ученика. Ведь контакт двух воспитателей – родителей и педагогов – шаг к взаимопониманию, к обретению доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу. Школа и семья имеют единую «воспитательную территорию», и равнодушие или пренебрежение хотя бы одной из сторон негативно сказываются на функционировании составляющих педагогического треугольника «родители – ребенок – учителя», тормозят надлежащее развитие и формирование детской личности.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности ребенка. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, которые лежат в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать общую культуру личности, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни [2, c. 71-72].

 Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать семье и школе.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных жизненных обстоятельств семьи, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации [59, c. 42-44].

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие, данный вид воспитания предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Сотрудничество педагогов и семьи сложный процес, который охватывает такие основные составляющие:

· совместное определение целей деятельности,

· совместное планирование предстоящей работы,

· совместное распределение сил и средств,

· предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника,

· совместный контроль и оценка результатов работы,

· прогнозирование новых целей и задач.

Мы сегодня потеряли свое национальное корни, но наши предки нам в наследство оставили традиции, обычаи, обряды, в которых вложено очень много знаний, умений, человеческой искренности и доброты. Эти неоценимые жемчужины души нашего народа, наших предков мы должны возрождать совместно. Как утверждают исследователи данной проблематики: «Лучшие условия для воспитания полноценного человека – это сочетание семейных и общенациональных традиций, региональных обычаев, которые поддерживаются родителями и детьми продолжаются».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.