Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-07 | 218 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В Сибири странническое учение стало известно, возможно, еще в конце XVIII в. История „О начатке старца Евфимия..." отмечает, что тот имел какие-то связи с этим регионом41. Большая роль в распространении странничества в Сибири принадлежала ссыльным. Значительная часть странников, попадавших в руки властей за Уралом, по приговорам судов ссылалась в Сибирь на протяжении всей первой половины XIX в. Около 1809 г. в Сибирь была сослана группа странников во главе с Яковом Яковлевым. По пути в ссылку на волжской переправе им удалось встретиться с учениками Евфимия — руководителями ярославских странников. Есть данные, что в первой четверти XIX в. в Сибири находилась одна из ближайших сподвижниц Евфимия Домника Андреева Душина42. Напомним также, что согласно страннической исторической традиции, еще при жизни Евфимия в Сибирь был сослан один из его учеников Павел Васильев.
В первой четверти XIX в. сибирское странничество представляло собой заметное явление. Местом основного сосредоточения бегунов был, вероятно, район Тюмени. Страннические идеологи вели активную полемику с местными старообрядцами разных согласий, прежде всего — филипповского и поморского. Переписывались книги, распространялась странническая полемическая литература; наряду с сочинениями Евфимия и Ирины Федоровой переписывались сочинения неизвестных страннических авторов XIX в.43 В 20-х гг. XIX в. появляются первые сочинения, написанные местными странниками44.
Усиление влияния странников в районе Тюмени, успех их проповеди среди местных старообрядцев вызывали беспокойство среди руководителей различных старообрядческих согласий. Около 1819 г. Василий Семенов (вероятно, один из местных поморских наставников) обратился с посланием на Выг к своим авторитетным единоверцам, сообщив им об усилении местных странников и попросив помощи. В ответном послании выговцы не пожалели критических стрел в адрес странников и их учения45. Василий Семенов использовал выговское послание для дискредитации местных странников. Они, в свою очередь, написали около 1820 г. „Ответ християн на присланныя тетрати ис Помория"46.
|
Имя автора ответа неизвестно. Он называет себя последователем страннического учителя Кира, умершего за три года до создания сочинения. Очень осторожное предположение насчет авторства можно высказать на основании следующей фразы „Ответа...": „А что здешния сибирския старички Василий Семеновичь и прочия в прошлом годе писали к вашему достоянию (автор обращается к выговцам.— А М.) не о Кире, но о нашем убожестве, и не соображаяся с нами, и не испытуя нашего разума..." Действительно, в 1819 г., когда тюменские поморцы писали на Выг, Кира уже не было в живых. Но в послании Василия Семенова было названо не одно, а два имени распространителей странничества в Тюмени: Кир и Марья. Возможно, именно Марья является автором „Ответа християн...". Впрочем, до нас не дошли ни подробности ее биографии, ни даже полное имя.
Несколько иной характер и иного адресата имеет „Послание вопросительно М. С. к тюменскому наставнику и учителю Федору Афонасьевичю..."47. Сочинение написано примерно в то же время, что и „Ответ християн..,". Имя автора сочинения, скрытое за литерами М. С, в тексте послания не расшифровывается, понятно лишь то, что это — женщина (не исключено, что она — уже упоминавшаяся Марья, спутница Кира). Об адресате можно сказать несколько больше. Он известен как один из главных наставников тюменских филипповцев. До нас дошло соборное постановление, утвердившее его в феврале 1810 г. вместе с еще двумя наставниками в обязанности управления филипповской общиной48.
|
Тональность „Послания вопросительного..." совсем иная, чем „Ответа християн...". М. С. не столько обличает адресата в отступлении от веры, сколько беседует с ним о различных предметах вероучения, полемика ведется мягко, автор увещевает адресата оставить заблуждения и призывает обратиться к истинной вере. Интересно отметить, что „Послание вопросительно..." отразило процесс проникновения в среду сибирских странников идей странников-безденежников. М. С. убеждает своего адресата в недопустимости обладания „антихристовыми" деньгами и призывает его уйти в пустынь, чтобы умереть там голодной смертью и тем самым спасти свою душу.
Оба рассмотренных сочинения относятся к концу правления Александра I. Несколько позже, в царствование Николая I были написаны „Ответ християнской властем богопротивным по вопросу" и „Разглагольствие тюменского странника".
Первое сочинение близко примыкает к „Ответу християн на присланныя тетрати ис Помория" — очень похож стиль, местами дословно совпадают фразы, оба сочинения излагают одинаковую идейную концепцию. Не исключена возможность, что эти сочинения вышли из одного страннического центра, хотя утверждать, что „Ответ християнской властем..." создан именно тюменскими странниками, мы не можем. Не вызывает сомнения лишь то, что его автор был знаком с „Ответом християн на присланныя тетрати ис Помория". Сочинение введено в научный оборот и опубликовано Н. С. Гурьяновой49. Оно неоднократно использовалось в работах, посвященных старообрядчеству.
Наиболее известным сибирским странническим сочинением является „Разглагольствие тюменского странника" (оно известно также под другими названиями: „Тюменский странник", „Барнаульские ответы", „Сибирские ответы"). А. П. Щапов, первый исследователь памятника, писал, что „Разглагольствие тюменского странника" было создано Василием Москвиным в 20-х гг. XIX в.50 Эта точка зрения закрепилась в научной литературе51. „Разглагольствие..." вплоть до недавнего времени изучалось по списку РНБ, собр. Титова, № 2216, представляющему собой канцелярскую копию текста. В 1980 г. Н. С. Гурьянова ввела в научный оборот еще один список сочинения. Как потом выяснилось, именно с него была сделана канцелярская копия, представленная рукописью РНБ, собр. Титова, № 221652. Речь идет о рукописи ИРЛИ, собр. Перетца, № 609. Она озаглавлена „Цветник". Как следует из записей на рукописи, сделанных в Барнаульском окружном суде, она была изъята у странника Ивана Ипатова, пойманного полицией в 1842 г.53 На следствии Ипатов показал, что „Цветник" написан им самим54.
|
Если авторство „Разглагольствия тюменского странника" теперь особых сомнений не вызывает, то время его создания определить сложнее. „Разглагольствие..." не могло быть создано в 20-х гг. XIX в., как предполагал А. П. Щапов. Дело в том, что в тексте сочинения упомянут ряд святых, канонизированных официальной церковью после начала раскола. Последним в этом ряду стоит имя Митрофания Воронежского55, канонизация которого, как известно, произошла в 1832 г.56 Следовательно, ранее 1832 г. (и позднее начала 1842 г.) „Разглагольствие..." написано быть не могло.
Уточнить нижнюю хронологическую границу датировки сочинения, а также выяснить некоторые подробности биографии его автора позволяют судебно-следственные материалы, связанные с Иваном Ипатовым57. В 1838 г. Ипатов, распространявший странничество на Северном Кавказе, был задержан властями при попытке организации коллективного побега местных крестьян. Именной список бежавших насчитывает, за исключением Ипатова, 38 человек обоего пола, включая детей. В основном это были староверы поморского согласия, двое числились православными58.
Кавказский областной суд приговорил Ивана Ипатова к наказанию кнутом и ссылке на каторгу в Сибирь. Из дела не совсем ясно, когда именно приговор был приведен в исполнение, приблизительно это февраль — май 1838 г. О действенности проповеди Ипатова свидетельствует тот факт, что из склоненных им к побегу взрослых, за вычетом умерших во время следствия, почти все подверглись наказанию как не раскаявшиеся: двое были отданы в солдаты, тринадцать человек — сосланы в Сибирь на поселение.
Сибирский период жизни Ивана Ипатова начался, таким образом, не ранее 1838 г. Этот год следует признать нижней хронологической границей создания „Разглагольствия тюменского странника".
„Разглагольствие..." опубликовано Н. С. Гурьяновой по списку ИРЛИ, собр. Перетца, № 609. В дополнение к этому списку и его канцелярской копии нам удалось выявить еще один неполный список (не дописано буквально две строчки). Предварительные текстологические наблюдения показали, что этот список вторичен по отношению к списку ИРЛИ59.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!