Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-08-07 | 185 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прежде, чем мы непосредственно приступим к исследованию сопелковского вероучения, рассмотрим, что же представляло собой странническое согласие в организационном и социальном плане.
Структура бегунского согласия, как уже неоднократно отмечалось, включала в себя два основных компонента: действительных странников (беглых) и странноприимцев, живущих в миру. Проповедь побега была обращена ко всем жителям России вне зависимости от их социального и имущественного положения, но реальный отклик она получила в среде непривилегированных, эксплуатируемых слоев феодального общества, в первую очередь, среди различных категорий крестьянства39. При этом нужно учитывать, что побег исключал страннического неофита из сложившейся общественной структуры, менял его социальную принадлежность, иными словами, беглый крестьянин переставал быть крестьянином, вливался в ряд деклассированных, пауперизованных слоев населения. В этом плане методологически ценным представляется замечание П. Г. Рындзюнского о том, что „бегунство зарождалось в условиях усиленной пауперизации крестьянства с замедленным процессом его полетаризации", и оно „ни по социальной принадлежности, ни по идеологии отнюдь не представляло патриархальное крестьянство"40.
Вместе с тем П. Г. Рындзюнский отмечал, что среда, в которой развивалось странничество, состояла из людей, „безвозвратно снявшихся со своего стародавнего местожительства в деревне, на время вступивших в город, в новую капиталистическую систему, не удержавшихся там и так и оставшихся в промежуточном положении"41. Это верно, но лишь отчасти. Немалое число странников никогда не было связано с городом. Правильнее, на наш взгляд, говорить о том, что учение Евфимия находило сторонников в среде людей, для которых по каким-либо причинам жизнь в обществе стала невозможной, а побег являлся единственным выходом из сложившейся ситуации. Причины, толкавшие людей на путь побега, были самыми разнообразными, в разной степени социально обусловленными и по-разному осознававшимися самими беглецами. Реальные житейские причины побега зачастую осознавались в возвышенной, духовной системе ценностей, например — приношение моления Богу, спасение души, исповедание правой веры и т. д.42 Причем преимущественно именно такое осмысление могло привести беглеца в странническое согласие.
|
Роль и влияние странноприимцев в бегунском согласии определялись теми функциями, которые они исполняли. Странноприимцы обеспечивали укрытие беглых, оказывали материальную помощь странникам, мирские дома становились очагами проповеднической деятельности бегунов. В большинстве своем странноукрывательством занимались крестьяне, в меньшей степени — представители городских сословий, в том числе купечества. Связь мирских и беглых тщательно скрывалась от посторонних. Многие странноприимцы считались прихожанами официальной церкви, вели себя так, чтобы не возбуждать подозрений в глазах светского и духовного начальства43.
Большой интерес представляет вопрос — насколько структура страннического согласия отражала традиционную систему взаимоотношений беглых и мирских, существовавшую в практике крестьянского побега в России. Т. С. Мамсик, изучавшая крестьянские побеги на материалах приписной деревни Западной Сибири в 40-90-х гг. XVIII в., отмечала, что беглецы не представляли собой однородной массы, различаясь в зависимости от способа существования в побеге. Она выделила три группы беглых: беглецы — деревенские работники, беглецы-колонисты и беглецы-разбойники. Каждая из этих групп была в разной степени связана с крестьянами — укрывателями беглых, причем среди последних религиозная мотивация помощи беглецам всегда играла немаловажную роль44.
|
Если мы рассмотрим структуру страннического согласия, используя типологию, предложенную Т. С. Мамсик, то станет очевидным, что у странников тип беглецы — деревенские работники представлен бегунами, укрывающимися в мирских домах, а тип беглецы-колонисты — пустынножителями. Социальный институт укрывателей беглых представляют странноприимцы. Таким образом, в своей основе структура страннического согласия отражала отношения, традиционные для практики крестьянского побега. Странники сумели приспособить их к своим нуждам, санкционировали эти отношения в системе высших духовных ценностей.
Странническое согласие можно представить как систему, состоящую из двух элементов: странников (беглых) и странноприимцев (мирских). Для того, чтобы такая система могла функционировать и развиваться, ее элементы должны находиться в состоянии относительного равновесия, то есть интересы беглых и мирских должны соответствовать друг другу. История взаимоотношений беглых и мирских старообрядцев в странническом согласии — это непрерывный поиск компромисса обеими сторонами. Здесь попытки заинтересовать в союзе другую сторону соседствуют со стремлением не допустить чрезмерного усиления партнера. Сущность идейной борьбы, полемики по различным конфессиональным вопросам в странничестве во многом заключается в столкновении интересов различных социальных групп в рамках единой конфессии.
Вернемся к теме, обозначенной в заголовке параграфа. Учение сопелковцев второй половины 30-х — первой половины 40-х гг. XIX в. отличается радикализмом, резким неприятием „антихристова мира" — российского государства и общества. В своих ранних сочинениях Никита Семенов во многом оставался на позициях Евфимия. Для обоснования необходимости побега из мира Антихриста он, как и Евфимий, использовал идеи пустынножительства. Вместе с тем их трактовка несколько отличалась от евфимиевской. Так, Никита Семенов не склонен был считать православный „дониконовский" мир враждебным смыслу правой веры. У него более традиционный подход: „До лет бо Никона, патриарха Московскаго, ереси произведенной, соблюдашеся благочестие и в мире таковом, еже есть — в человецех, проходящих мирское и вещное, и брашное житие"45. В сочинениях Никиты Семенова идеалы пустынножительства увязывались со своеобразной трактовкой „креста Христова". Ссылаясь на Священное Писание, Никита отмечает: „Антихрист будет всякаго принуждать к принятию тоговы печати на чело и на десную руку, а крест животворящий устроит в запрении"46. „Крест,— считает он,— образует по Евангелию житие и все Христово подобие, яко же сам Христос рече: аще кто хощет вослед мене итти — и возмет крест, и последует ми"47. Путь же Христов заключается в отречении „земнаго жития" и „мятежнаго мирскаго пребывания"48. Антихрист „запечатлел" этот путь, то есть запретил пустынножительство.
|
„Разум" Никиты Семенова о кресте вызвал большой резонанс не только внутри странничества, но и среди других направлений староверия. На Никиту посыпались обвинения, что он не почитает „чувственный" крест и крестное знамение. Вот как излагает учение Никиты Семенова автор „Сказания о происхождении страннического согласия...": „В видимом животворящем кресте и знамени крестном нет ни силы, ни помощи никакой. Нечювственное древо — первое, так и призрак онаго — второе". При этом сам Никита сравнивается с еретиками — лютеранами и богомилами49. Между тем Никита имел в виду совсем другое, он стремился расширить смысл толкования „креста Христова", употребляя его в значении образа жизни правоверного христианина. „Чувственный" крест и крестное знамение в этом случае отнюдь не обесценивались, за ними оставалось их прежнее значение. Отметим, что мысли Никиты Семенова о кресте нельзя назвать оригинальными, истоком их была популярная в христианской литературе идея: „Крест Христов — есть житие по Христу". Как мы отмечали в четвертой главе, разработка этой темы в том же ключе есть и в сочинениях Евфимия.
Полемизируя с умеренными течениями старообрядчества, Никита Семенов пишет: „Хранение обрядов не велику пользу подает хранящим тыя, ниже правое веры может показати, ибо хранение обрядов молитвословия и прочих множицею соблюдашеся и в еретических верах". В дополнение к обрядам требуется „чистая вера и непорочное сказание разума Святых Писании", а также „прямое истинное исповедание устное... пред всеми нечестивыми человеки, сущими на властех". Без всего этого, по мнению Никиты, „ни едину приносят пользу обряды, аще и соблюдаеми; сии бо за верою и исповеданием, а не вера за теми полагаема"50. В понятие же правой веры для странников, как мы знаем, входили: обязательный отказ от записи в ревизию, вообще — от какой-либо регистрации, отказ от платежа податей, службы в армии, выполнения любых повинностей в пользу царя-Антихриста и „бесовских" начальников, проповедь побега из мира Антихриста, призыв к борьбе со злом путем исповедания истины, утверждение права любого человека свободно выбирать свой путь в жизни.
|
В своих ранних сочинениях Никита Семенов также утверждает идею бедности как обязательной черты образа жизни истинных христиан. „Бегати с домом, или имением,— пишет он,— невозможно"51.
Пройдет совсем немного времени, и резкость тона сопелковских наставников заметно уменьшится. Около середины XIX в. произойдет существенное изменение сопелковского вероучения. Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению и анализу идей сопелковских лидеров середины XIX в., остановимся на теме развития и распространения страннических идей в Сибири.
Специфика истории странничества в Сибири — в его меньшей, чем в европейской части России, зависимости от мира. В силу географических особенностей Сибири, ее сравнительно слабой заселенности, наличия больших труднодоступных таежных пространств, возможности для заведения странниками тайных пустыней здесь были неизмеримо выше, чем за Уралом. Благодаря этому сибирские странники меньше зависели от поддержки мира, чем их „европейские" единоверцы, а это, в свою очередь, прямо влияло на эволюцию вероучения, существенно замедляя ее темпы, тормозился и процесс складывания иерархии в среде сибирских странников. Страннические общины Сибири мало зависели друг от друга и организационно были слабо связаны с европейскими центрами бегунства. Как свидетельствует история „О начатке...", регулярные контакты между ярославскими и сибирскими странниками установились только в 40-х гг. XIX в.52
Как уже отмечалось ранее, в первой четверти XIX в. сибирское странничество представляло заметное явление в регионе. В 20-30-х гг. XIX в. в Сибири появились проповедники лесопустынного согласия. Как сообщал в конце XIX в. странник Марк Викулов, в Чулымскую тайгу в 1836 г.53 пришли безденежники, последователи выходцев из Пермской губернии Силуана и Андреана. „Безденежное" учение господствовало в Чулымской тайге примерно два десятилетия54. Как мы ранее отмечали, одно из сибирских сочинений 20-х гг. XIX в. — Послание М. С. к тюменскому наставнику Федору Афанасьевичу — отразило процесс проникновения идей безденежников в среду местных странников.
Идеи, высказанные в других сочинениях сибирских странников, в основном соответствуют учению Евфимия, развивают его мысли о противостоянии мира Христа и мира Антихриста, о пагубности мирской жизни, о недопустимости подчинения законам и распоряжениям царя-Антихриста; проповедуется идея необходимости побега, разрыва всех связей с „антихристовым миром"55.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!