Полемические сочинения странников-сопелковцев — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Полемические сочинения странников-сопелковцев

2019-08-07 208
Полемические сочинения странников-сопелковцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самое раннее из дошедших до нас страннических сочине­ний, созданных после смерти Евфимия, было написано его ученицей и преемницей Ириной Федоровой. Это ответ на увещательное послание московского филипповского, настав­ника Алексея Яковлева (Балчужного), чье имя уже не раз нами упоминалось. Алексей Яковлев хорошо знал Евфимия, был одним из главных участников событий, приведших его к выходу из филипповского согласия. Тот факт, что странниче­ство не прекратило своего существования со смертью Евфи­мия, а напротив, постепенно усиливалось, заставил филипповских руководителей начать полемику со странниками. Посла­ние Алексея Яковлева, подготовленное им летом 1806 г. и дополненное „надсловием" в октябре того же года относится к числу наиболее ранних образцов антистраннической полеми­ческой литературы36. Ответное послание Ирины Федоровой было создано, вероятно, вскоре по получении сочинения Алек­сея Яковлева. Послание Ирины Федоровой дошло до нас в трех списках первой половины XIX в. (см.: Приложение II, № 41). Все они — сибирского происхождения.

Число дошедших до нас сопелковских сочинений исчисля­ется десятками. Особой популярностью пользовались послания, вопросоответные сочинения, разного рода перечни „вин" и „ересей" идейных противников и т. д. Основная масса дошед­ших до нас сочинений странников-сопелковцев относится к 40-50-м гг. XIX в.

Среди них особый интерес представляют творения выдаю­щихся деятелей странничества XIX в. Никиты Семенова и Федора Иванова Кривого.

Никита Семенов возглавил сопелковцев в 40-х гг. XIX в. Он быстро приобрел авторитет искусного полемиста и проповедника, участвовал в разнообразных дискуссиях, прениях о вере с представителями различных течений старообрядчества. Среди страннических писателей 40-50-х гг. XIX в. он, без сомнения, был самым плодовитым. Впрочем, проблема автор­ства многих страннических сочинений трудно разрешима. Причина тому — анонимный характер сочинений, отсутствие указаний на их авторство в полемической и исторической литературе. Причем анонимность была обусловлена не только приверженностью авторов канонам древнерусской литературы, но и, по-видимому, соображениями конспирации.

Следственные органы, занимавшиеся странниками в 50-х гг. XIX в., выяснили принадлежность перу Никиты Семе­нова двух сочинений. Первое известно в научной литературе как „Малый образ ересем, или 30 ересей". Сочинение состоит из 30 пунктов-обвинений, направленных против умеренных течений староверия. Это своего рода краткий перечень причин, из-за которых странники должны отмежевываться от других согласий. Сочинение неоднократно публиковалось, известно несколько его рукописных списков (см.: Приложе­ние II, № 39).

В 1854 г. на следствии Никита Семенов показал, что в основу „Малого образа ересем" легла рукопись „странника Ермолая из деревни Сатыева Романовского уезда князя Оболенского", с которым Никита встретился „в деревне Крас­ном близ Сохотского лесу у крестьянина Аверьяна". Никита сообщил, что он переписал эту рукопись, а затем дополнил ее „новыми заметками в разное время по разным случаям, встре­чаясь с разными другими учителями". Это было „в первых годах по выходе из Поморья в Пошехонские леса и более 15 лет назад"37. Итак, Никита Семенов определил время состав­ления „Малого образа ересем" концом 30-х гг. XIX в. Содер­жание сочинения подтверждает предположение о его раннем происхождении.

К середине 40-х гг. XIX в. относится другое сочинение Никиты Семенова — Послание к Иоанну Андреевичу, сподвижнику и родственнику лидера безденежников Антипа Яковлева. Список послания в 50-х гг. XIX в. находился в руках следственных органов38. В настоящее время мы распола­гаем только неполными списками Послания (см.: Приложе­ние II, № 40).

М. И. Смирнов-Залесский в своей работе, посвященной странникам Каргополья, сообщает, что начало их контактов с ярославскими бегунами относится к 40-м гг. XIX в. Около 1842-1845 гг. каргопольцы побывали у Никиты Семенова. Он дал им с собой рукописные материалы, излагающие и тракту­ющие различные вопросы страннического вероучения. В их числе было „изъявление о причинах разделения с записными", с приложением 15 вопросов39.

Мы предприняли попытку поиска страннических рукописей середины — второй половины XIX в., связанных с русским Севером, и, в частности, с районом Каргополья. Хорошие результаты дало ознакомление с собранием рукописей Олонецкой духовной семинарии (далее — ОДС), хранящемся в фондах РГБ.

Страннические цветники собрания ОДС включают в себя целые комплексы полемических сочинений, распространенных на территории Каргополья. Один из таких комплексов пред­ставлен рукописью ОДС, № 70, середины XIX в. Он состоит из Беседословия (см.: Приложение II, №52), написанного в форме диалога, который ведут „вопросивый" — мирской старообрядец и „ответствовавый" — странник. Весь диалог состоит из 14 вопросов и ответов, касающихся основных пунктов разногласий между странниками и согласиями поморско-филипповской ветви беспоповщины. Беседословие зани­мает л. 1-126 об. рукописи ОДС, № 70. Далее идет „раздел вторыи" — сочинение „Изъяснительность вин при нарицаемых старообрядцев, яже состоящихся в различии сектов, показания от Святых Писании..." (см.: Приложение II, № 81). Это сочи­нение также касается разногласий между странниками и дру­гими течениями старообрядчества. Текст рукописи обрывается на л. 159. Таким образом, окончание „раздела второго" в сборнике ОДС, № 70 отсутствует.

Тот же комплекс сочинений в более полном виде представ­лен еще одной рукописью северного происхождения — сборни­ком второй половины XIX в. ИРЛИ, собр. Амосова — Богдано­вой, № 112. Здесь вслед за Беседословием — л. 30-88, и сочи­нением „Изъяснительность вин..." — л. 88-99 об., следуют еще несколько сочинений: „Показание, яко сущии от верных, приступившии к законам ревизии..." — л. 100-123 (см.: При­ложение II, № 126); 13 вопросов против „безденежников" „О Антихристе и nого печати" — л. 123-124 об. (см.: Приложение II, № 92); „Краткое сказание и изъявление, за что опасаемся принимати за истинных христиан...", включа­ющее в себя перечень „вин" из шести пунктов и 14 вопросов старообрядцам — л. 124 об.-128 об.; Ответы на семь вопросов об Антихристе — л. 128 об.-133 об. (см.: Приложение II, № 118); статья „О прекращении скорбных дней" — л. 133 о6.-139.

Сочинения, входящие в комплекс, представленный руко­писями: РГБ, собр. ОДС, № 70 и ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112 встречаются в разрозненном виде и в других сборниках. В частности „Показание..." (см.: ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112, л. 100-123) переписано также в рукописях: РГБ, собр. Барсова, № 730, л. 315-331 об. и № 472, л. 1-18. Интересно, что в этих двух сборниках Показание снабжено второй главой, подкрепляющей основные положения первой цитатами из Священного Писания и творе­ний отцов церкви.

Еще один образец полемической литературы, распростра­нявшейся на русском Севере — сочинение „Изъяснение вин и ересей, находящихся при старообрятцех" (см: Приложение II, № 79). Несмотря на схожесть заглавия, его текст не совпадает с текстом сочинения „Изъяснительность вин...", входящего в состав комплекса, представленного рукописями: РГБ, собр. ОДС, №70 и ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112. Вместе с тем это сочинение по содержанию близко к входя­щим в тот же комплекс „Показанию..." (ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112; л. 100-123) „ и „Краткому сказанию и изъявлению..." (ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112, л. 124 об.-128 об.). Отметим, что текст „Изъяснения вин..." крайне нестабилен.

Характерно, что в страннических сборниках вместе с „Изъяснением вин...", как правило, переписывается короткое справочное сочинение „О царях российских, по отступлении с Никона колько царствовало" (см.: Приложение II, № 103). Последним в ряду монархов указан Николай Павлович, причем отмечено, что он процарствовал 19 лет40. Следова­тельно, это сочинение написано около 1844 г. Если предполо­жить, что справка „О царях..." входила в число материалов, переданных Никитой Семеновым каргопольским странникам, то мнение М. И. Смирнова-Залесского о том, что встреча каргопольцев и ярославских бегунов произошла примерно в 1842-1845 гг., получает дополнительное подтверждение.

Отметим еще один комплекс страннических сочинений, явно связанный с уже рассмотренным выше комплексом, представленным рукописями РГБ, собр. ОДС, № 70 и ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112. Второй комплекс дошел в составе цветника северного происхождения — ИРЛИ, собр. Каликина, № 44. В него входят: 1) большое сочинение „Изъяснительность вин...", состоящее из ответов на десять вопросов — л. 204 об.-323 об. (см: Приложение II, № 80). Оно частично совпадает с „Беседословием...", входящим в состав первого комплекса (РГБ, собр. ОДС, № 70, л. 1-126 об.; ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112, л. 30-88); 2) „Беседословие. Изъявление различию вин..." — л. 325-369 об. (см: Приложение И, № 51), во многом совпадающее с „Изъяснением вин и ересей, находящихся при старообрятцех" (см. выше); 3) ответы на 7 вопросов, поданных „от некоего любомудра" — л. 370-498 (см: Приложение II, № 90).

Итак, в большой пласт страннической литературы, связан­ной с русским Севером, входят два комплекса сочинений, а также часто встречающееся в страннических сборниках „Изъяснение вин и ересей, находящихся при старообрятцех". Все эти сочинения так или иначе связаны с утверждением странничества в Каргополье и восходят, на наш взгляд, к тем материалам, которые передал каргопольским странникам Никита Семенов. Решение вопросов генеалогии каргопольских рукописей представляет собой задачу специального исследова­ния. В плане нашей темы важно отметить, что страннические сочинения, распространенные на русском Севере в 40-50-х гг. XIX в., отражают и развивают учение сопелковцев и, в част­ности, идеи Никиты Семенова. Сочинения, входящие в состав северных сборников, отличаются ярко выраженным радика­лизмом, непримиримостью к светским и духовным властям, всему „антихристову" миру — это характерно для учения лидеров сопелковского согласия начала 40-х гг. XIX в.

В каргопольских рукописях широко представлены сочине­ния, жанр которых можно обозначить как „изъявление вин". Сочинения этого типа вообще очень популярны в старообряд­ческой литературе, они позволяли четко определить пункты разногласий с идейными противниками, обозначить специфику вероучения. Кроме уже упоминавшихся сочинений этого жанра, укажем еще одно „Изъявление вин...", созданное сторонниками Никиты Семенова, состоящее из 19 обвинитель­ных пунктов (см: Приложение И, № 78). Отметим, что иногда перечни „вин", входящие в состав каких-либо крупных сочинений, извлекались из них и переписывались далее как само­стоятельные тексты.

Очень популярным в страннической литературе был жанр вопросных и вопросоответных сочинений. Среди многочислен­ных произведений этого жанра отметим несколько, имеющих наибольшее значение в плане нашей темы.

В нескольких списках дошли до нас „Вопросы от християн филиповых к сущим християнам странственнаго, Христу подобнаго сословия" — четыре вопроса и ответа, касающиеся узло­вых вопросов страннического вероучения (см: Приложение II, № 70).

В сочинении Вопрос и ответ о „кресте Христовом" конкре­тизируется учение Никиты Семенова о кресте, служившее важным идеологическим обоснованием проповеди побега (см.: Приложение II, № 61).

Очень интересны ответы сопелковцев на вопросы последо­вателей „безденежника" Антипа Яковлева. Это сочинение написано в 50-х гг. XIX в., уже после смерти Антипа. Цель автора — развенчать идеи „безденежников" и склонить после­дователей Антипа Яковлева к союзу с сопелковцами. Всего вопросов и ответов — одиннадцать. Они дают яркий материал для характеристики как учения безденежников, так и взглядов сопелковцев. Сочинение дошло в единственном списке третьей четверти XIX в. (см: Приложение II, № 175).

Немалый интерес представляет и другое вопросоответное сочинение, которое мы отождествляем с известным по статье Ф. К. Сахарова сочинением Федора Иванова Кривого „Ответы артемьеву согласию". Ф. К. Сахаров анализировал список „Ответов..." собрания рукописей Казанской духовной акаде­мии № 2123, местонахождение которого в настоящее время неизвестно. Отметим, что в „Ответах артемьеву согласию" особое место уделено критике учения (см: Приложение И, № 28).

В страннической полемической литературе XIX в. также широко представлен жанр послания. Среди многочисленных посланий, вышедших из среды сопелковцев в 40-50-х гг. XIX в., наибольший интерес, в плане нашей темы, представ­ляют: „Письмо о Антихристе ко мнящимся быти християны" (см: Приложение И, № 122); „Послание некоего от благоче­стиво верующих..." (см: Приложение II, № 141); три послания странника неизвестному адресату, по-видимому, филипповцу (см: Приложение II, № 123, 132, 148).

Одним из наиболее ценных для нас источников является обширное сочинение Федора Иванова Кривого „О догмате веры Новыя Благодати...". Оно введено в научный оборот Ф. К. Сахаровым по списку собрания рукописей Казанской духовной академии, № 2122, ныне утраченному. До нас дошел один полный и один неполный списки „О догмате веры..." (см: Приложение II, № 29). Сочинение состоит из 21 главы. Федор Иванов рассматривает большой круг вопросов: об отношении к гражданским властям, миру, другим старообрядческим согла­сиям, об исповедании веры, об Антихристе, о „пути спасения", об отношении к браку, о крещении, о „православном корени" и др. Как уже отмечалось, на сочинение „О догмате веры..." трижды ссылается автор страннической Истории, что позволяет датировать первое временем не позднее 1858 г.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.