Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-05-16 | 1008 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Физическая культура и спорт представляют собой такую объемную, сложную и разнообразную сферу человеческой жизнедеятельности, что одна какая-либо универсальная наука не в состоянии охватить все ее аспекты и особенности. В связи с этим обстоятельством физическая культура и спорт является объектом изучения широкого спектра наук, каждая из которых исследует определенную проблематику и имеет свою направленность. Такой дифференцированный подход позволяет ученым и специалистам-практикам использовать выгоды от специализации на определенной отрасли знания. Работая в достаточно узкой отрасли знания, исследователь может более глубоко вникнуть в суть и нюансы изучаемой науки, разобраться во всех ее тонкостях и специфике.
Однако у специализации имеется и обратная сторона. Так, например, правовые основы физической культуры и спорта являются междисциплинарной наукой, т.е. охватывают многие стороны спорта, физического воспитания, туристической деятельности, этики и эстетики спорта и других дисциплин (рисунок 2). Таким образом, чтобы составить качественные законы и другие нормативно-правовые акты, специалисту-правоведу следует учесть разработки всех наук о физкультуре и спорте. Эта особенность правовых основ физической культуры и спорта подразумевает знание как сопряженных с физкультурно-спортивным правом профессиональных дисциплин, так и методов их исследования. Коротко остановимся на их рассмотрении.
Физическая культура, спорт, туризм |
Правовые основы физической культуры и спорта |
изучают
Междисциплинарные связи |
Рисунок 2 – Комплекс профессиональных дисциплин, изучающих физическую культуру и спорт
|
Теоретическую основу физической культуры и спорта, ее мировоззренческую платформу формирует философия спорта и здорового образа жизни. Философия спорта вырабатывает обобщенную систему взглядов на физическую культуру, спорт и физическое воспитание граждан, исследует познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к физическим упражнениям и спорту. Философия спорта оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых спортивных идеалов, нравственных и культурных ценностей. При этом философия спорта тесно соприкасается с философией права – с наукой о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Философия права отличается от правовых основ ФКиС и других юридических наук тем, что ставит и решает отмеченные проблемы на философском уровне.
Философии спорта присущ нормативный подход, т.е. основанные на социальных нормах, ценностях и идеалах, принятых в данном обществе (что считается правильным и предосудительным, справедливым и несправедливым, полезным или вредным и т.д.). В определенном смысле философия спорта вырабатывает идеальную модель ФКиС в какой-либо стране или регионе, а также указывает пути по ее практической реализации. Основные методы исследования в философии спорта – наблюдения, научной абстракции, анализа и синтеза.
Важное место в системе физкультурно-спортивных наук занимает социология спорта – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в связи с ФКиС. Социология спорта изучает закономерности функционирования, развития и взаимодействия социальных общностей разного типа как составных элементов физкультурно-спортивной системы. Основным методом исследования в социологии спорта является метод опросов различных групп специалистов, спортсменов, болельщиков, тренеров. В результате опросов выявляются основные позиции и мнения по исследуемым проблемам и тем самым формируется определенная база для нормотворчества и регламентации физкультурно-спортивных отношений.
|
Особое значение для правового оформления физкультурно-спортивных отношений играют такие науки как педагогика и психология спорта. Известно, что физическое воспитание – неотъемлемая составляющая гармоничного развития личности. И если педагогика это наука о воспитании человека, то педагогика спорта раскрывает цели, задачи и закономерности развития личности в системе ФКиС.
Непосредственно связана с педагогикой психология спорта – направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Наиболее распространенные методы педагогики и психологии спорта – это метод личного примера, метод рефлексии и экспериментальный метод.
Немаловажную роль в выработке адекватных правовых норм в сфере ФКиС играют и такие гуманитарные науки, как экономика и история спорта. И если экономика спорта изучает хозяйственную сторону деятельности отрасли и формирует основу для экономико-правовых элементов физкультурно-спортивного законодательства, то история спорта накапливает знания об исторических фактах в физкультурно-спортивном движении, т.е. изучает физкультурные теории, идеи, спортивный путь отдельных личностей и команд в их хронологической последовательности.
Все отмеченные нами гуманитарные науки о ФКиС составляют фундаментальную основу для физкультурно-спортивного права, его теоретическую и методологическую платформу. Только надлежащее изучение всего комплекса наук о ФКиС дает возможность составить качественные правовые и подзаконные акты в физкультурно-спортивной сфере, упорядочить и регламентировать правовые отношения в спортивной отрасли.
Исходной позицией доктрины и концепции правового обеспечения ФКиС является в РФ признание 2-х ее основных социальных функций:
1) организационной как фактора развития и совершенствования физических качеств и способностей людей и на этой основе;
2 ) социально-охранной как необходимого фактора, способствующегоукреплению и сохранению здоровья населения России, как фундаментального условия национальной безопасности и устойчивого развития страны.
|
Спортивные правоотношения
В процессе физкультурно-спортивной деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, призваны регулировать спортивные правоотношения – волевые, урегулированные нормами спортивного права и находящиеся под охраной государства общественные отношения. Они возникают между субъектами ФКиС в процессе физкультурно-спортивной деятельности, которая очень многообразная и включает:
– физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений;
– физическую подготовку военнослужащих;
– профессионально-прикладную физическую подготовку (МЧС, Пожарнад-зор и др.);
– массовый спорт;
– профессиональный спорт;
– спортивные способы рекреации и реабилитации;
– спортивную промышленность и т.д.
Спортивные правоотношения возникают в следствии воздействия государства на других субъектов ФКиС, которые выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Специфика предмета регулирования (ФКиС) обуславливает специфику правового регулирования, которая отражается на спортивных правоотношениях. Эта специфика состоит в том, что спортивное правоотношение находится на стыке публичного и частного права, в нем отражается взаимодействие правовой надстройки и экономического базиса общества.
Можно выделить и конкретизировать специфические признаки спортивных правоотношений:
1) наличие специфического субъекта – участника физкультурно-спортивной деятельности;
2) наличие специальных объектов, к которым следует отнести:
– физическую культуру,
– физическое воспитание,
– профессиональный спорт,
– любительский спорт,
– имидж спортивной организации,
– способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере спорта и т.д.),
– спортивную промышленность,
– физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические сооружения;
|
3) о посредованность через спортивные правоотношения государственной политики в области ФКиС, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях;
4) особенность порядка и способов защиты прав участников физкультурно-спортивной деятельности (в случае нарушения прав субъекты используют главным образом, судебную защиту посредством спортивного арбитража);
5) тесная связь спортивных правоотношений с требованиями спортивной этики (социальные нормы и правила спортивной этики, а также меры социальной и этической ответственности).
Специфика взаимоотношений субъекта ФКиС с другими участниками в сфере физического воспитания, в профессиональном или любительском спорте, в спортивной промышленности обуславливает необходимость единого регулирования, как по горизонтали, так и по вертикали.
Горизонтальные отношения складываются вне какого-либо власти-подчинения:
– это сбыт физкультурно-оздоровительных и спортивных товаров (услуг) субъектами спортивного предпринимательства (имидж-клуб «Светлана»).
По вертикали – между государством и другими субъектами ФКиС (например, между органом по сертификации и предприятием-производителем спортивных изделий и техники).
Рассмотрев специфику спортивного правоотношения в целом, перейдем к анализу его структуры, состоящей из трех элементов:
1 субъектов;
2 объектов;
3 содержания.
1 Субъекты спортивных правоотношений – это носители предусмотренных законодательством прав и обязанностей.
Субъекты в ФКиС весьма многообразны:
– это российские и иностранные граждане, апатриды;
– юридические лица;
– Российская Федерация;
– субъекты РФ;
– муниципальные образования.
Субъектный состав спортивных правоотношений можно дифференцировать на группы:
1) спортивные клубы(в том числе, профессиональные), коллективы физической культуры в образовательных учреждениях, других организациях и по месту жительства граждан;
2) технические школы ДЮСШ, ДЮКФК, ДЮСТШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ, центры олимпийской подготовки;
3) образовательные учреждения и научные организации в области ФКиС всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
4) профессиональные спортсмены и спортсмены-любители;
5) болельщики спортивных команд и спортсменов;
6) потребители (покупатели, клиенты), приобретающие физкультурно-оздоровительную и спортивную продукцию;
7) предприятия спортивной промышленности (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие физкультурно-спортивную продукцию);
8) посредники по сбыту спортивной продукции: дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т.д., агенты профессиональных спортсменов (спортивные агенты) и т.п.;
|
9) маркетинговые фирмы, специализирующиеся на выполнении функций по спортивному маркетингу;
10) средства массовой информации
– пропагандирующие ФКиС;
– рекламирующие спортивную продукцию (телекомпании, информа-ционные агентства, редакции газет, журналов и т.д.);
11) общероссийские физкультурно-спортивные объединения – физкультурно-спортивные организации:
– общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта
– общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;
12) ОКР, Паралимпийский комитет России, Сурдолимпийский комитет России;
13) федеральные органы исполнительной власти в области ФКиС (например, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ:
– органы исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС;
– подведомственные им организации;
– муниципальные организации ФКиС.
2 Объекты спортивных правоотношений – это те блага, по поводу которых спортивное отношение возникает и относительно которого существует субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.
В зависимости от характера и видов спортивных правоотношений их объекты могут быть разнообразными:
1) материальные блага, участвующие в физкультурно-спортивном обороте (физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристические товары (услуги), спортивные сооружения);
2) нематериальные блага, связанные с ФКиС:
– деловая репутация;
– фирменные наименования спортивных организаций;
– товарные знаки и знаки обслуживания;
– телевизионные права на спортивные мероприятия;
3) действия субъектов спортивного права в разных сферах физического воспитания, профессионального спорта, услуг, результатов работ.
Действия как физические (работа профессионального спортсмена по договору со спортивным клубом), так и юридические (заключение трудового контракта между профессиональным спортсменом и спортивным клубом через агента, действующего от имени доверителя на основании агентского договора или договора поручения);
4) продукты интеллектуальной деятельности, входящей в сферу ФКиС, в том числе исключительные права на них:
– новые технологии;
– научные открытия;
– изобретения;
– полезные модели;
– промышленные образцы;
– рационализаторские предложения. Объектом они являются лишь тогда, когда имеют конкретную форму выражения.
Например, замысел, идея объектом правовой охраны не являются, следовательно, объектом спортивных правоотношений быть не могут.
5) спортивная информация (статистические данные о динамике выступлений спортсмена на соревнованиях);
6) способности и имидж спортсмена (спортивной команды) – они представляют своего рода «товар» (коммерческие сделки – в отношении спортивных звезд);
7) спортивная промышленность – это совокупность промышленных предприятий, производящих физкультурно-спортивную продукцию:
– специализированные комбинаты;
– заводы;
– фабрики;
– научные организации;
– отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий.
3 Содержание спортивного отношения – это составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.
Пример № 1. Заказчик физкультурно-оздоровительных услуг вправе требовать соблюдения проведения спортивных занятий в соответствии с условиями договора (графика и сроков), одновременно обязан соблюдать условия по оплате.
Исполнитель – его права и обязанности являются другой стороной прав и обязанностей заказчика.
Пример № 2. Субъективная обязанность организации, торгующей спортивной продукцией или оказывающей услуги (физкультурно-оздоровительные или спортивные) – это публично-правовая обязанность соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
Пример № 3. Спортсмен-профессионал – спортивный клуб.
Спортивные правоотношения так же, как и в других отраслях системы права возникают на основе юридических фактов, которыми являются:
– нормы закона или другого нормативно-правового акта;
– административного акта (выдача лицензии, сертификата на спортивную технику);
– договора и иных сделок (договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг).
В зависимости от структуры межсубъектной связи спортивные правоотношения можно квалифицировать на абсолютные и относительные.
В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят как обязательные строго определенные лица.
В абсолютных правоотношениях – управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.
Ведение спортивной организацией маркетинговой деятельности, например маркетинговых коммуникаций.
Организация не имеет при этом конкретных обязанных лиц, работая на основе закона.
Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации, а в соответствующих случаях даже способствовать ей.
Мера возможного определена законом, скажем, для спортивной рекламы – законом «О рекламе»
В том случае, если ее нормальному осуществлению препятствуют действия третьих лиц или сам участник спортивного маркетинга нарушает установленный порядок ее ведения абсолютные правоотношения преобразуются в относительные, где спортивная организация получает право устранить незаконное нарушение ее права или же, напротив, обязана по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение соответствующего законодательства.
По ценообразованию, норм по стандартизации, сертификации экологических требований, противопожарных требований. Если эти нормы нарушаются, то соответствующий государственные органы могут потребовать устранить нарушения, возместить убытки, наступившие для государства и общества.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!