Использование психологических методов в оценке состояния утомления у спортсменов. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Использование психологических методов в оценке состояния утомления у спортсменов.

2017-05-16 291
Использование психологических методов в оценке состояния утомления у спортсменов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ковбас Е.Ю.

СЗГМУ имени И.И.Мечникова, аспирант кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины с курсом остеопатии.

 

Современный спорт требует постоянного напряжения физических и психических возможностей человека. Нарушение баланса отдыха и работы, напряжения - восстановления, в сторону «не до восстановления» может привести к состоянию переутомления. Часто первыми симптомами переутомления являются снижение спортивной работоспособности и изменения в эмоциональной сфере. Для получения полной картины о состоянии спортсмена, необходимо знать, в какой степени и каких областях жизни наиболее выражен стресс, как протекает восстановление.

В литературе обсуждаются схемы оптимального наблюдения за спортсменом. Одним из условий ставиться комплексная оценка состояния. Наряду с функциональными, биохимическими, психофизиологическими методами рекомендуется использовать различные шкалы наблюдения и психологического тестирования.

К психологическим методам тестирования предъявляются следующие требования: 1-методика должна быть специфична для спорта, т.е. оценивать особенности спортивной деятельности;2-не занимать много времени для заполнения; 3-быть информативной для тренера, спортсмена, спортивного врача, психолога и удобной для использования во время соревнований, тренировок; 4-она должна давать наиболее полное представление о состоянии спортсмена.

Таким требованиям отвечает опросник стресс - восстановления для спортсменов («Recovery-Stress Questionnaire for Athletes»,RESTQ-Sport, Kellmann, Kallus, 2000).

Он переведен на несколько языков и широко используется в оценке состояния спортсмена во многих странах (Бразилия, Канада, Германия, Эстония, Франция, Португалия, США, Голландия и др.) и в различных видах спорта (триатлон, плавание, футбол, регби, гребля и др.).

В процессе перевода, адаптации и использовании опросника, RESTQ-Sport показал свою надежность и достоверность в Голландии, Эстонии, США, Португалии, Финляндии.

Результаты RESTQ-Sport были стабильны как в условиях краткосрочной нагрузки, так и длительного наблюдения в течение всего тренировочно-соревновательного цикла, а также в период восстановления. RESTQ-Sport использовался одновременно с определением биохимических маркеров утомления с целью выявления состояния перетренированности. Отмечены изменения в шкалах стресса и восстановления одновременно с изменением гормонов стресса в период интенсивной нагрузки и неполного восстановления. При сопоставлении результатов POMS и RESTQ-Sport анализ выявил ожидаемые корреляции: напряжение, депрессия, гнев, усталость, растерянность отрицательно коррелируют со шкалами восстановления и положительно со шкалами стресса. Установлена четкая закономерная связь с тестом реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Положительная корреляция тревоги со шкалами стресса и отрицательная с восстановлением.

Таким образом, опросник в комплексной оценке может быть рекомендован как диагностический инструмент для спортсменов РФ, выявляющий ранние симптомы утомления, перетренированности. RESTQ-Sport позволяет оценить не только стресс, но и восстановление, а также дать важную информацию тренеру, спортивному врачу, психологу о состоянии спортсмена.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО И САМБО ПО КЛАСТЕРНОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ.

 

Копылова Е.В., Волошина Е.А.,Ващук И.В.

ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» Физкультурно-оздоровительный комбинат г.Старый Оскол

 

Высокое социальное значение спорта, вовлечение все более широкого контингента лиц разного возраста, высокий уровень спортивных достижений способствовали существенным изменениям в системе спортивной подготовки в последние годы. Согласно приказа Министерства спорта РФ от 24 октября 2012 г. N 325 "О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации", в целях обеспечения качественной подготовки спортсменов организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут осуществлять ее совместно, в том числе на условиях кластерного подхода.Исследование проводилось на базе СДЮСШОР им. Александра Невского специализирующейся по дисциплинам дзюдо и самбо, которая имеет многолетний опыт совместной работы с общеобразовательными школами, создание спортивных классов с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом.

Основными задачами деятельности СДЮСШОР, являются:

- привлечение детей и подростков к занятиям борьбой, формирование у них здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

- подготовка спортивного резерва, спортсменов высокого класса, входящих в сборные страны;

- участие команд в спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации и за ее пределами;

- участи е в обеспечении функционирования системы планирования, организации и проведения специализированных мероприятий по дзюдо и самбо.

Основные задачи определяются этапами многолетней подготовки: начальной спортивной подготовки, учебно-тренировочный этап, этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Обучением в специализированных спортивных классах достигается высокий уровень адаптации, возрастают функциональные резервы организма, и на этой основе становится возможным достижение высокой спортивной работоспособности и спортивных результатов при сохранении и укреплении здоровья.

Нами было обследовано 94 спортсмена учебно-тренировочного этапа, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Стаж тренировок от 4-х до 9-ти лет. И 94 ребенка аналогичного возраста - контрольная группа. В контрольную группу вошли дети, не обучающиеся в специализированных спортивных классах, но занимающихся в спортивных секциях различных видов спорта. Возраст обследуемых варьировал от 13 до 18 лет. Были проанализированы следующие параметры: анамнестические данные (в том числе количество острых заболеваний за прошедший год), антропометрия, антропоскопия, ангиологический скрининг с автоматическим измерением систоличечского АД и расчета плече-лодыжечного индекса, комплексная оценка показателей функции дыхательной системы, ЭКГ, биоимпедансметрия, результаты анализов общего холестерина и глюкозы.

Были получены следующие результаты:

1. В основной группе количество острых заболеваний за прошедший год в среднем 1-2; в контрольной группе 4-6 заболевания в год. Нами было отмечено, что уровень острых заболеваний в основной группе выше у спортсменов из группы высшего спортивного мастерства.

2.Уровень физического развития: низкий уровень физического развития отсутствовал в обеих группах, у 1,5% показатели оказались ниже среднего, средний уровень — 85%, выше среднего — 11,5%, а высокий — у 2% в контрольной группе, а основной группе — ниже среднего — 2,5%, средний уровень — 73%, выше среднего — 18,5%, а высокий— у 6%.

3.По результатам биоимпедансметрии в основной группе процент мышечной ткани выше чем в контрольной группе и напрямую зависит от этапа спортивной подготовки.

4. По результатам динамометрии в основной группе показатели были оценены как средние у 33%, выше среднего у 60%, высокие у 5% и очень высокие у 2%; в контрольной группе ниже среднего у 1,5%, средние у 89%, высокие 9,5%. Уровень физической подготовки у детей занимающихся в спортивных классах, выше с увеличением спортивного стажа.

5. По результатам ЭКГ различия отмечены в возрасте 16-18 лет. В основной группе у 79% отмечается стойкая синусовая брадикардия; в контрольной группе брадикардия встречается у 11%. Такие результаты объясняются адаптацией организма к регулярным (дважды в день) адекватным тренировкам.

Таким образом, кластерная форма спортивной подготовки обеспечивает более высокое физическое развитие и уровень физической подготовки, более низкий уровень острой заболеваемости, более гармоничный процесс адаптации к физическим нагрузкам, так как общеобразовательный и тренировочные процессы строго согласованы между собой.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.