В сфере правительственных структур — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

В сфере правительственных структур

2019-08-03 159
В сфере правительственных структур 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В течение последних двух десятилетий Россия демонстрировала решительную приверженность адаптации государственных институтов к новым реалиям цифровой эпохи. Одновременно с процессом реформирования системы государственного управления (2003–2013 гг.), правительство приступило к реализации первой программы «Электронная Россия 2002–2010 гг.», направленной на совершенствование нормативного регулирования и повышение эффективности государственного управления путем использования ИКТ. Первоначальные усилия были сосредоточены на развитии инфраструктуры электронного правительства. Это

привело к созданию Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) [36].

Реализация второго этапа, направленного на создание электронного правительства в России, происходит в рамках государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)». Она включала в себя дальнейшее развитие системы «одного окна» для обеспечения доступа к государственным услугам через ЕПГУ и многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), создание Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и системы электронного документооборота, а также обеспечение открытого доступа к информации о

деятельности органов государственной власти.

Предоставление цифровых государственных услуг значительно улучшилось, и граждане сообщают о высоком уровне удовлетворенности, хотя представители бизнеса менее довольны. По данным опроса Росстата за 2016 год, 66,1% граждан полностью удовлетворены качеством государственных и муниципальных цифровых услуг, еще 32,4% удовлетворены частично [37].

 

С точки зрения перехода к следующему этапу цифровой трансформации флагманским достижением России стало развитие модернизированной цифровой инфраструктуры, включающей следующие ключевые элементы:

 

· Единый портал государственных услуг, на котором представлены услуги федеральных и региональных органов власти, каталогизированных по ведомствам, категориям и по жизненным ситуациям (более 20 вариантов); сегодняшний дизайн ЕПГУ отражает клиентоцентричный принцип;

· Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0) с расширенным функционалом, учитывающим необходимость объединения федерального и регионального сегментов цифрового правительства;

· Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) с растущим числом зарегистрированных пользователей: Межведомственная система электронного документооборота, имеющая универсальный формат и реестр электронных документов; большинство федеральных ведомств участвуют в системе, однако региональный сегмент остается неохваченным;

· Разветвленная сеть МФЦ, которые могут быть использованы для развития у населения навыков использования инфраструктуры и сервисов цифрового правительства;

· Система авторизации и верификации электронных/цифровых подписей, способствующая расширению предоставления полностью цифровых услуг;

· Развитая, полностью цифровая система государственных закупок, обеспечивающая инфраструктуру открытого и равного доступа к государственным контрактам; правительством также определены пять цифровых торговых площадок, которые могут осуществлять весь процесс государственных закупок в цифровом формате;

· Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), предоставляющая сведения о фактах оплаты заявителями платежей при получении платных государственных и муниципальных услуг.

 

В целях дальнейшего совершенствования предстоит ускорить трансформацию внутренних процессов в органах власти, чтобы увеличить скорость и качество предоставления услуг, стимулировать очную (или удаленную) проверку личности для обеспечения пользователей полной функциональностью, принять стандартизированный подход к предоставлению государственных услуг как по горизонтали (между ведомствами), так и по вертикали (на разных уровнях правительства), тем самым преодолевая наследие более ранних этапов внедрения электронного правительства.

Также необходимо разработать стандартный подход к управлению данными, включая цифровизацию, хранение, управление и анализ данных.

Отсутствие интероперабельности при взаимодействии на разных уровнях системы государственного управления (федеральном, региональном и муниципальном) привело к неравенству в использовании цифровых технологий. Сегодня немногие органы местного самоуправления соответствуют национальным требованиям цифровизации. Такой постоянно сохраняющийся федерально-регионально-муниципальный разрыв отрицательно сказывается на скорости цифровой трансформации системы государственного управления в России.

Масштабы этой проблемы очевидны в большом числе муниципалитетов, включая муниципальные районы, городские районы, городские и сельские поселения. Большинство муниципалитетов не располагают достаточными средствами для финансирования ИКТ-проектов и полагаются на региональный и федеральный бюджеты.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы сформулированы задачи, которые должны быть решены на следующих этапах перехода к цифровому правительству:

 

· Развитие инфраструктуры цифрового правительства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

· Использование больших данных и углубленной аналитики данных для совершенствования предоставления государственных услуг;

· Использование нарождающихся технологий для совершенствования государственного управления;

· Разработка цифровых инструментов, позволяющих осуществлять взаимодействие власти с гражданами на всех уровнях государственного управления с одновременным сохранением возможности осуществления взаимодействия в нецифровом формате.

 

Для достижения этих целей потребуется значительная трансформация существующей архитектуры электронного правительства, в том числе реинжиниринг административных процессов и упор на совместное использование национальных баз данных и сервисов платформы цифрового правительства федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления. Еще одной задачей является предоставление гражданам и организациям сервисов платформы цифрового правительства для прямого взаимодействия граждан и бизнеса между собой.

 

Глава 3. Анализ реализации разработанных планов правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по направлениям

Нормативное регулирование

Согласно плану, за ближайшее время практически все Министерства подготовят свои поправки к законам, а также внесут проекты федеральных законов. После выполнения мероприятий программы нас ждет переработанное законодательство, готовое к информационному обществу. Ключевые функции получило Министерство экономического развития.

Обловленное законодательство подразумевает не только появление электронных паспортов у граждан Российской Федерации, но и, то что каждый гражданин сможет пользоваться электронной подписью с возможность применения для подписания договоров.

Большая часть законопроектов будет вносится Правительством в Госдуму в конце 2018 года. Но на данный момент проведено ряд серьёзных исследований, которые должны стать основой нового законодательства.

Проведено исследования в области развития киберфизических систем. Стоит отметить, что в Российском законодательстве нет четкого определения значения: «искусственный интеллект», так же как «робот» и «искусственный разум» и так далее. Только в ГОСТ Р ИСО 8373-2014 "Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения", в котором "робот" определяется как "приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющий некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий задачи по предназначению" [38].

Но если слово «робот» было придумано чешским писателем Карелом Чапеком и его братом Йозефом и впервые использовано в пьесе Чапека «Р. У. Р.», то нет точного определения термина киберфизическая система. При этом в одних источниках утверждается, что киберфизические системы интегрируют кибернетическое начало, компьютерные аппаратные и программные технологии, качественно новые исполнительные механизмы, встроенные в окружающую их среду и способные воспринимать ее изменения, реагировать на них, самообучаться и адаптироваться [39]. В других же подчеркивается, что ключевая идея таких систем – интеграция физического и информационного пространства. Национальный институт стандартов и технологий США определил киберфизические системы как умные системы, охватывающие вычислительные и эффективно интегрируемые физические компоненты, тесно взаимодействующие между собой. В таком определении к киберфизическим системам относятся и роботы, и беспилотный транспорт, и роботизированные устройства, что представляется вполне оправданным [40].

В настоящее время по данным Программы проведен анализ, сформулированы предложения по установлению иерархии правовых понятий в сфере создания, использования и распространения киберфизических систем, данные системы получили классификации. Принят основной состав прав и обязанностей лиц, участвующих в отношениях, связанных с применением киберфизических систем.

Были выдвинуты предложения по определению условий по обработке и коммерческому использованию таких данных, механизмов сбора и использования больших массивов данных. Сформированы предложения по определению порядка раскрытия информации, режим открытых данных, принципы раскрытия данных по умолчанию, порядка обеспечения сохранности сведений, охраняемых законом (тайна связи, тайна личной жизни и т.п.), обрабатываемых при использовании.

Сформированы предложения по определению порядка использования отдельных категорий сервисных роботов, минимальных требований к введению в эксплуатацию отдельных категорий роботов и роботизированных устройств, направленных на обеспечение безопасности и контролируемости устройств.       

Стоит отметить, что разработка законопроекта предусматривается в 2019 году. С учетом развития технологий глубокого машинного обучения и нейросетей, будут требоваться новые исследования и совершенствование законов, так как сегодня мы можем только гипотетически предполагать все риски и системы страхования, связанные с киберфизическими машинами. К сожалению, существующее исследование ограничивает искусственный интеллект до чат-ботов и систем Интернета-вещей, что явно недостаточно и может быть представлено как отдельные самостоятельные направления.

Крайне важным изменением подвергся закон о «О техническом регулировании», поправки были разработаны Минпромторгом России. Речь идет о возможности проведения испытаний приборов в виртуальной среде. Это позволит моделировать различные ситуации, но для достижения точности специалисты сертификационных центров должны обладать должными компетенциями при оценке предъявляемой продукции.

Большую работу провел Банк России, внедряя в юридическую систему понятия «криптовалюта» и «smart-контракты». Основная задача «умных» контрактов действовать не только на основе своих алгоритмов, но и использовать искусственный интеллект для оценки всех смягчающих обстоятельств и характер договора, чтобы гарантировать справедливость его условий даже при самых неясных обстоятельствах. Поэтому, чтобы умные контракты не превратились в еще один «мелкий шрифт» под договором, следует утвердить рекомендательные формы и технологии, применимые в них.

На законодательном уровне предлагается принять требования к устойчивости и безопасности сетей связи и оборудования органов государственной власти и организаций различных форм собственности. В том числе должен быть определен госорган, уполномоченный контролировать выполнение данных требований.

Кроме того, предлагается законодательно установить требования к использованию отечественного компьютерного, телекоммуникационного и серверного оборудования на объектах инфраструктуры обработки данных.

 

3.2 Кадры и образование

После выполнения мероприятий программы, которые рассчитаны на 2018 – 2021 годы, разработчики плана ожидают конкретных результатов. К примеру, должна быть разработана система распространения персональных цифровых сертификатов. Должен появиться механизм оценки уровня компетенций, результаты которой дадут преимущества поступающим в вузы (цифровой аналог нормативов ГТО). Будут разработаны программы обучения и тестирования, направленные на формирование ключевых компетенций цифровой экономики. Ожидается появление системы нормативов по компетенциям цифровой экономики для всех возрастов.

Помимо этого, должен появиться приоритетный проект "Цифровая школа", должна быть разработана концепция комплексной отчуждаемой системы знаний, программного и аппаратного обеспечения, которая может быть тиражирована в регионах России. Образовательные организации должны будут приступить к использованию персональных профилей компетенций обучающихся и обеспечить персональные траектории их развития. Число принятых на обучение по программам высшего образования в сфере ИТ за несколько лет должно увеличится с 60 до 120 тыс. студентов.

Для педагогов должны быть разработаны программы повышения квалификации с учетом стандартов "Ворлдскиллс Россия" по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики (не менее 5000 педагогов ежегодно должны проходить программы повышения квалификации).

Как минимум в 15 городах страны с высоким научным потенциалом должны появиться акселераторы по взращиванию проектных команд в интересах цифровой экономики. Кроме того, должно быть создано не менее 7 венчурных фондов с участием университетов, их выпускников, компаний-партнеров для финансирования студенческих стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии.

В стране должна быть создана система цифровых бонусов, позволяющая учащимся получать вознаграждения за различные достижения (победа на олимпиаде или в спортивном состязании, общественная активность и т.п.) и запускать стартапы, получать инвестиции венчурных фондов, проходить программы акселерации, осуществлять другие виды предпринимательской активности в виртуальной среде.

Должна появиться комплексная образовательно-акселерационная среда, позволяющая школьнику, студенту, молодому ученому и специалисту независимо от места проживания получить знания, навыки и опыт предпринимательской деятельности, доступ к передовым "сквозным технологиям" цифровой экономики, доступ к ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса, вход в сообщества и экспертные сети в области технологий и предпринимательства. В создание и развитие данной среды, как ожидается, будут вовлечены ассоциации и объединения школ, вузов и колледжей, отдельные активные образовательные учреждения, бизнес-объединения и отдельные компании, регионы и отдельные активные территориальные образования.

В период выполнения программы будет отобрано до 1000 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области перспективных "сквозных" технологий цифровой экономики. Кроме того, планируется освоение практики учета предпринимательских достижений, обучающихся в качестве выпускной квалификационной работы ("стартап как диплом").

К концу 2021 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике, при этом обучение по программам должны пройти 5 млн человек.

В настоящее время только определяется профиль компетенций для цифровой экономики. Для граждан мог бы быть разработан личный кабинет, основанный на социальных сетях и сервисах подбора персонала и сотрудников.

Формат требуемых компетенций задавался бы работодателем, а при закрытии каждой из них пользователь получал бы новые доступы к вакансиям. Предполагается, что начиная с этапа общего образования, соискатель вакансии отмечал бы достижения, подтверждаемые онлайн-тестами и/или дополнительно последним работодателем. Система компетенций могла бы вытеснить школьные оценки, а уровень достижений - медали и цвета дипломов.

При этом личные кабинеты защищаются с помощью технологии распределённого реестра, что позволит предотвратить возможные атаки, а также стороннее вмешательство в данные.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.