Интернет платформы и цифровая инфраструктура — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Интернет платформы и цифровая инфраструктура

2019-08-03 500
Интернет платформы и цифровая инфраструктура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новой экономике – новую инфраструктуру! Если понимать цифровую инфраструктуру как комплекс технологий и построенных на их основе цифровых продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой (а не аналоговой) основе, то России еще только предстоит долгий путь разработки и внедрения собственных технологий в рамках импортозамещения, процесс которого с 2014 года задает главный вектор развития российской экономики. Остро стоит необходимость выработки новых компетенций для специалистов стремительно развивающейся цифровой инфраструктуры.

Госсектор

За последние несколько лет в нашей стране был достигнут ряд определенных успехов в развитии цифрового правительства. Есть основания говорить о том, что увеличилось количество цифровых услуг, использующих инфраструктуру электронного правительства, как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Также стоит отметить, что значительно возросло число зарегистрированных пользователей сайте «www.gosuslugi.ru» единого портала государственных услуг РФ (70 млн по состоянию на март 2018 года).

К сожалению, по-прежнему существует неравенство в использовании цифровых технологий на разных уровнях государственного управления: федеральном, региональном и муниципальном. Лишь 10% организаций местного самоуправления соответствует национальным требованиям по цифровизации. Для того, чтобы перейти на следующую стадию зрелости цифрового развития, в нашей стране потребуется серьезные преобразования существующей архитектуры электронного правительства, в том числе реинжиниринг административных процессов.

Безусловно, на данное этапе рано говорить о полной цифровизации госсектора. Есть платформы оплаты услуг, электронные системы для голосования, электронные приемные. Развивается «Умный город» концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoT решения) для управления городским имуществом. Но даже система управления сферами города требует совершенствования. При уходе в Интернет теряется определенная прозрачность, что можно решить с помощью дополнительных технологий распределённого реестра. На муниципальном уровне требуется большая обратная связь от жителей и вовлечение их в процесс цифровизации.

 

Образовательные платформы

В 2015 году ассоциация «Национальная платформа открытого образования» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации создала онлайн-платформу «Открытое образование» (www. openedu.ru), в которой были объединены 9 ведущих из числа 814 российских вузов. На сегодняшний день на данной образовательной онлайн-платформе 140 курсов, которые посещают более 120 000 студентов. Кроме того, существует ряд востребованных негосударственных цифровых платформ, предоставляющих доступ к обучающему контенту: Лекториум (www.lektorium.tv), Универсариум (www. universarium.org), Юнивеб (www.uniweb.ru) и т.д. Также существуют мировые образовательные площадки, такие как Coursera (www.coursera.org) и edX (www.edx.org), на которых среди прочих также представлены ведущие вузы России. Для осуществления мониторинга успеваемости учащихся в рамках технологий дистанционного обучения широко применяется анализ данных.

Университеты должны все больше и больше уходить в онлайн сферу, а не бороться за посещаемость лекций. Может быть предложена система VR-университет с виртуальным присутствием. Современные технологии интерактивных досок для записи лекций позволяют создавать готовые видео-уроки без дополнительного монтажа. Такие технологии как blockchain (блокчейн) могут быть использованы для защиты дипломов и сертификатов выпускников. Это дает дополнительную степень защиты достоверности данных, так как подделать такой диплом будет невозможно.

Цифровая среда для школы и университета должна отвечать требованиям обучающихся, это и система виртуальных помощников, доступы к базам данных, встроенные онлайн переводчики библиотек и прочее. При этом может присутствовать система дополнительного контроля выполняемости учебного плана, фиксирование отчетов.

 

Здравоохранение

Внедрение электронного здравоохранения в настоящий момент по-прежнему находится на начальной стадии. Несмотря на то, что цифровая инфраструктура, которая требуется для развития электронного здравоохранения, уже довольно развита и продолжает расти, а также были приняты необходимые поправки законодательстве, что позволяет использовать электронные медицинские карты в национальном масштабе и делает возможным предоставление гражданам телемедицинских услуг, использование цифровых инновационных технологий в сфере здравоохранения на данный момент находится на довольно низком уровне и требует дальнейшей проработки, принятия ряда мер на федеральном уровне. Также отмечается значительное неравенство в использовании электронного здравоохранения между регионами. В то время, как в крупных городах России уже достигнут определенный прогресс, на большей части территории страны наблюдается серьезное отставание.

Цифровые продукты

Говоря о серьезных успехах России на цифровой арене, необходимо вспомнить наши сервисы онлайн-общения в сети Интернет. Успешно функционируют две крупные социальные сети общей направленности: «Вконтакте» и «Одноклассники».

В целом зарубежные платформы социальных медиа имеют гораздо меньшие доходы, чем национальные, такие как вышеупомянутые. В общей сложности объем рынка зарубежных цифровых платформ добавляет примерно 8 млрд долл. США к общему рынку цифровых платформ в России и составляет около 30%. Цифровые платформы играют все более важную роль в обеспечении экономического роста в стране. В последние годы появились финансовые цифровые платформы, которые позволяют осуществлять онлайн-банкинг.

Традиционно в оборонном комплексе используются отечественные разработки. Но пока рано говорить о конкурентоспособной российской операционной системе для персонального компьютера (известно минимум 5 прототипов) или о прорывных разработках отечественных смартфонов и приложений. Бизнес не рискует вкладываться в наукоемкие НИОКРы, остаются гранты от государства, куда попадают и стартапы-однодневки.

Тем не менее малый бизнес в сфере IT в России существует и развивается. Это и разработка приложений, различных платформ, создание программного обеспечения, продуктов дополненной и виртуальной реальности.

Крупные компании на подобии Mail.Ru Group или Яндекс так же активно способствуют цифровизации общества. Но мы должны понимать, что наши технологии догоняющие. Если компания Яндекс только в 2018 году предоставила прототип беспилотного такси, то беспилотные автомобили Uber ездят по дорогам США с 2016 года.

Для эффективного развития цифровых платформ как одного из ключевых элементов цифровой экономики в России директивным органам следует сосредоточиться на ключевых направлениях, влияющих на цифровое развитие, включая инвестиции в масштабируемую широкополосную инфраструктуру, создание благоприятной регулирующей среды, эффективную политику управления данными. Кроме того, для внедрения цифровых платформ требуются:

· инвестиции в развитие национального транспортно-логистического потенциала, что позволит значительно увеличить использование цифровых платформ электронной коммерции и повысить качество предоставляемых услуг;

· экосистемный подход к совместному регулированию цифровых платформ в России с участием всех ключевых игроков и заинтересованных сторон в государственном и частном секторах, а также научно-образовательного сообщества, который позволит эффективно регулировать цифровые платформы и поможет директивным органам поддерживать зачастую непростой баланс между обеспечением национальной и общественной безопасности и содействием экономическому росту с помощью цифровых технологий;

· стратегия, направленная на укрепление доверия между участниками цифровых платформ и обеспечение безопасных транзакций, а также эффективного арбитража и разрешения споров, что позволит привлечь большее количество участников на российские цифровые платформы;

· запуск открытых правительственных цифровых платформ для обеспечения различных форм взаимодействия между субъектами государственного и частного секторов;

· стимулирование появления отраслевых цифровых платформ как механизма цифровой трансформации традиционной промышленности.

Основным показателем оценки уровня цифровизации общества, а соответственно и развития цифровой экономики в целом также может быть международный индекс I-DESI, который в был опубликован Европейской комиссией в 2016 году. Индекс DESI, на основе которого он был разработан, позволяет оценить уровень эффективности как отдельных стран, так и всего Евросоюза в целом по сравнению с рядом других развитых стран, не входящих в состав объединения европейских государств. [1]

В докладе о глобальной конкурентоспособности 2016-2017 годов, который был представлен в рамках Всемирного экономического форума, в международном рейтинге Россия заняла 43 место. Явными слабыми местами нашей страны являются невысокий уровень инноваций и развитости бизнеса, недостаточное развитие институтов и финансового рынка. [1]

Цифровой сектор экономики

ИКТ-сектор

По данным интегрального подындекса, оценивающего воздействие и входящего в Индекс сетевой готовности ВЭФ за 2016 год [8], Россия занимает 41-е место по показателю получения социальных и экономических выгод от цифровой трансформации. Самые низкие позиции Россия занимает по показателю, определяющему воздействие ИКТ на новые бизнес-модели, товары и услуги (97-е место), доступность базовых услуг (88-е место), новые формы организации (75-е место) и на эффективность государственного управления (61-е место) [8]. Страна занимает более высокие позиции по показателю, определяющему воздействие новых форм финансовых услуг, связанных с цифровыми технологиями (финтех), появившихся в России, в основном, за счет двух широко используемых продуктов: онлайн-платежей и переводов средств [9].

В 2011 году компания McKinsey и Бостонская консалтинговая группа (Boston Consulting Group, BCG) прогнозировали вклад интернета в экономический рост России в размере 1–2% [10]. Журнал The Economist предположил существование «порогового эффекта», при котором использование ИКТ начинает оказывать положительное воздействие на экономический рост после достижения определенного уровня проникновения технологий в экономику и/или по прошествии определенного периода [11].

В 2015 году компания McKinsey подсчитала, что доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте (ВВП) России увеличилась до 3,9% (для сравнения — 8,2% в Европейском союзе (ЕС), 10% в Китае и 10,9% в Соединенных Штатах) [12], а консалтинговая группа BCG предложила 2,1% [13] — значительное увеличение за пять лет, но все же не на уровне мировых лидеров. Недостаточно благоприятный деловой климат в России продолжает препятствовать получению цифровых дивидендов.

Кроме того, учитывая зависимость российской экономики от нефти и газа, на экономический рост сильно влияют колебания мировых цен на нефть, которые могут затмить показатели объема цифровой экономики. И все же доля цифровой экономики в ВВП России растет, и консалтинговая группа BCG прогнозирует, что к 2021 году она достигнет 5,6% [14].

Учитывая продолжающуюся дискуссию и отсутствие консенсуса между теоретиками и практиками в области цифрового развития относительно способов и методологий измерения масштабов цифровой экономики и воздействия цифровой трансформации, такие рейтинги и расчеты следует воспринимать с некоторой долей скептицизма [15].

 

СМИ и контент

Мессенджеры, социальные сети и прочие цифровые продукты и сервисы оказывают значительно влияние на медийное пространство нашей страны. На смену сайтам, аккумулирующим большие массивы данных в одном месте, приходит новый формат подачи информации. Структура организации ин­формационного пространства плавно становится потоковой (формат ленты новостей, хорошо знакомый пользователям социальных сетей), потому что пользователи в бескрайнем информационном поле предпочитают получать и потреблять только тот контент, который соответствует их личным интересам и предпочтениям. Но стоит отметить, что аккумулированная информация показывает намного более высокую эффективность, чем не обладающий четкой структурой поток разрозненных новостных заметок, статей и постов.

В условиях перенасыщения информацией со временем утрачивается привычка читать, смотреть или слушать некоторый строго определенный набор представителей СМИ. Традиционные коммуникативные при­вычки еще сохраняются благодаря доверию к конкретному источ­нику информации, ведь социальные сети и мессенджеры славятся большим количеством недостоверной, фейковой информацией. Очевидно, что со време­нем для аудитории станет принципиально важным не канал полу­чения информации, а скорость и смысловая наполненность кон­тента. Уже в настоящее время можно отметить нарастающую тенденцию к дифференциации читательской аудитории — на про­фессиональную и любительскую. Например, для той части аудито­рии, которая на­учно обоснованные данные с целью применения их в профессиональной деятельности, вполне предсказуемо оформле­ние подписки на печатные издания, оплата доступа к телерадио­каналам. Что же касается массовой публики, то она, скорее всего, будет довольствоваться информацией, бесплатно распространяе­мой через социальные сети. Отмеченная тенденция может сохра­няться продолжительное время.

По мере развития информационных технологий, в теории и практике медиакоммуникаций все в большей мере утверждается понятие цифровая аудитория. Она отличается от традиционной не только тем, что использует различные гаджеты, но и преобладани­ем доли так называемых полиэкранных пользователей, которые заметно оттесняют сторонников Second Screen. Согласно исследо­ванию Global Digital Future in Focus in 2018, проведенном Com Score, в США 62% цифровой аудитории потребляют контент по меньшей мере на трех экранах: на ПК, планшете и смартфоне. Отдают предпочтение только ПК — 23%, планшету и смартфону — 15% со­ответственно [16].

Немногим меньше число сторонников трехэкранного потребле­ния в Великобритании (55%). В целом, в тринадцати обследован­ных странах не менее 45% цифровой аудитории используют ПК, планшет и смартфон [16].

Таким образом, модели поведения аудитории в государствах, продвинутых в цифровом отношении, можно рассматривать как тенденцию. Во всяком случае, можно отметить, что для онлайн-сер­висов поддержка полиэкранной модели потребления остается важ­ным инструментом удержания и увеличения цифровой аудитории.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.