Глава 1. Анализ готовности российского общества к цифровизации — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1. Анализ готовности российского общества к цифровизации

2019-08-03 374
Глава 1. Анализ готовности российского общества к цифровизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Полтора года Россия строит цифровую реальность в рамках формирования нового информационного общества. В целом принятая государством Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, является программой максимум, которую требуется реализовать в максимально сжатые сроки. Безусловно, не может не радовать тот факт, что государство предлагает США на период до 2025 года ориентировочный годовой бюджет в 1,8 млрд долларов. [1]

В этот бюджет вкладывается разработка как цифровых, так и нецифровых факторов трансформации общества. Необходимость перехода к цифровой экономике, в которой данные в цифровой форме во всех сферах социально-экономической деятельности являются ключевым фактором производства, очевидна. Внедрение новых технологических продуктов позволит повысить конкурентоспособность государства на мировой арене, качество жизни населения, обеспечить экономический рост и национальный суверенитет. Необходимые преобразования затронут все сферы жизни населения.

Очевидно, трансформация всех сфер деятельности общества не может происходить без непосредственного участия государства – необходимо принятие соответствующих мер как на региональном, так и на федеральном уровнях. Для этого в мае был издан Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где цифровизация общества была отмечена как стратегический приоритет. В Указе сказано о трехкратном увеличение объема инвестиций в цифровую экономику по сравнению с 2017 годом. [2] Однако приверженность цифровым технологиям со стороны традиционного сектора экономики, а также среднего и малого бизнеса остается по-прежнему не столь велика. Может потребоваться ряд мер по стимулированию более активного применения цифровых инструментов и стратегий частным сектором и обществом в целом.

 

Нецифровые факторы

 

Институты

Выработанная программа в своем описании предлагает основные сквозные технологии. При этом такие наукоемкие технологии, как робототехника и квантовые технологии, которым следовало бы посвятить отдельную специализированную программу, соседствует с крайне прикладными направлениями, такими как технологии виртуальной и дополненной реальности, системы распределенного реестра, промышленный Интернет. При этом разработчики Программы говорят о возможности расширения списка по мере создания и развития новых технологий.

Можно предположить, что при появлении новых зарубежных цифровых продуктов, с развитием Интернета и цифровых технологий в целом Программа должна начать стремительно расширяться, попутно увеличивая свой бюджет. Если взять во внимание гипотезу достижения технологической сингулярности, согласно которой технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным человеческому пониманию. По мнению В. Винджа, технологическая сингулярность может наступить уже около 2030 года [3]. Это в теории должно привести к тому, что нейросетевые системы правительственных суперкомпьютеров полностью направят бюджет на создание новых сквозных технологий.

Но это не должно стать проблемой, т.к. в 2018 году институты глобальной цифровизации общества только еще предстоит создать. Одним из таковых может стать и инновационный центр «Сколково», позиционирующийся как Кремневая долина России. «Сколково» содержит целый массивный кластер ИКТ-ресурсов. К сожалению, о громких прорывах инновационного центра ничего не слышно с 2010 года. Катаясь на беспилотном автомобиле по территории «Сколково» в рамках Московского международного форума «Открытые инновации» 2018, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев рассказал о том, что в 2017 году Россия уже потеряла 600 миллиардов рублей из-за кибератак.

«Всего на развитие цифры мы направим в общей сложности 2 триллиона рублей государственных инвестиций. Самое важное — это сами люди, ибо умные люди и делают умную страну», — подчеркнул Д.А. Медведев.

Вместе с этим вопрос о цифровизации общества и производстве новых цифровых продуктов поднимался еще в 2014 году. На тот момент более половины населения (>70 млн. человек) являлись пользователями Рунета (русскоязычного Интернета). По данным на февраль 2018 года, согласно исследованиям, проведённым компанией W3Techs, 6,8 % из 10 млн самых популярных веб-сайтов в мире производят контент на русском языке. С такими показателеми Россия является лидером среди стран Европы. Был создан домен «.рф». Но далеко не все популярные русскоязычные сайты расположены в доменах стран СНГ. Например, социальная сеть «ВКонтакте» использует домен vk.com, а русскоязычная Википедия — ru.wikipedia.org.

В 2014 г. появилась программа НТИ (Национальная технологическая инициатива), в которой описаны меры по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада», - Президент РФ В.В. Путин. [4] Данная программа основана на технологических рынках, включающих программы с применением сквозных технологий.

 

Инновации и исследования

    Российские ученые, сотрудники НИИ старой школы — это исследователи и новаторы. Радио, телевидение, первый искусственный спутник, цветная фотография и многое другое – все это вписано в историю русских изобретений. Подобные открытия дали толчок для феноменального развития самых разных сфер в области науки и техники.

    На сегодняшний день мы можем наблюдать низкую общую долю расходов на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) по стране, низкий уровень расходов предприятий на НИОКР, низкую долю расходов на НИОКР в ИКТ-секторе, слабое взаимодействие между предприятиями и университетами, недостаточный объем актуальных исследований в области цифровой экономики и низкую доступность венчурного капитала, что приводит к незначительному числу новых инновационных предприятий.

 

Законодательство

Работа по совершенствованию законодательства, проводимая в течение последнего десятилетия в России, привела к разработке обновленных нормативно-правовых актов, касающихся цифровых платежных систем, цифровой инфраструктуры и политики в сфере обеспечения информационной безопасности.

В новом Правительстве появилось Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (до мая 2018 года носило наименование Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации). Также у Президента РФ появился спецпредставитель по цифровизации. Соответствующий указ В.В. Путин, по словам Дмитрия Пескова, подписал 10 июля 2018 года Представитель Кремля прокомментировал, что «спецпредставитель президента по цифровизации не будет сотрудником администрации президента, а возглавит специальную автономную некоммерческую организацию (АНО), которая «отпочкуется» от АСИ», как сообщает издание «Ведомости». [5] Был сформирован кадровый состав, создана материально-техническая база центра компетенций.

Подготовлен проект концепции среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, предусматривающий в том числе: формирование благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, в том числе с использованием новых технологий, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев, обеспечивающих возможность ускоренного развития базовых механизмов цифровой экономики; внедрение инструментов стимулирования развития цифровой экономики в части оборота результатов интеллектуальной деятельности.

В 2018 году высший орган в сфере разработки стандартов в России, Росстандарт, издал приказ о расширении компетенции технического комитета по стандартизации в области создания киберфизических систем в целях включения в нее Интернета вещей, умных городов, больших данных, умного производства и искусственного интеллекта

Пока сложно говорит, о глобальных изменениях в российском законодательстве в связи с тотальной цифровизацией общества. Идет работа в комитетах Госдумы, были внесены законопроекты о криптовалюте и системах распространённого реестра, но еще только предстоит огромная работа по совершенствованию законодательства в области цифрового права, smart-договоров, также необходимо продумать нормативно-правовую сторону использования беспилотных автомобилей. Цифровизация затрагивает абсолютно все области нормативно-правовых отношений.

Человеческий капитал

Ожидается, что новые технологии приведут к созданию совершенно новых видов рабочих мест, которые потребуют сочетания цифровых компетенций и «мягких» навыков, таких как критическое мышление, решение проблем, креативный дизайн, цифровой маркетинг и аналитика данных. В частности, основная роль больших данных в экономике — создание значительной потребности в новых рабочих местах. Перед директивными органами и бизнесом стоит задача разработки и внедрения инновационных образовательных программ и новых моделей подготовки и переподготовки кадров.

Мировое общество, мировые университеты встречают новое поколение, поколение Z, и Россия не исключение. Люсинда Шмидт назвала детей, родившихся в период приблизительно с 1995 года, «цифровой человек». [6] То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Это первое по-настоящему цифровое поколение. Родителей же детей, ставших впоследствии поколением Z, называют цифровыми иммигрантами, так как в их детстве подобных технологий не было. Таким образом, в России, по данным информационного портала «statdata.ru», на первое января 2017 года проживает более 14 млн. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. [7]

К сожалению, цифровую эпоху в России пока создают именно цифровые иммигранты. Сейчас как никогда важно обратить внимание на образовательные программы Университетов и учреждений общего среднего образования.

Нам требуется новый взгляд на подготовку специалистов, и проходить она должна в понятной цифровой среди. Уже в школе должны вводится электронные системы управления процессом образования, а электронные дневники станут лишь малой частью подобных технологических нововведений. Сами технологии же становятся все более доступными как в отношении стоимости, так и в отношении необходимого технического оснащения, а их использование все меньше требует специальной подготовки и особых навыков.

Цифровые факторы

Цифровые технологии

В последние годы в России активно финансировалось развитие широкополосного доступав интернет, что позволило построить достаточно развитую цифровую инфраструктуру,в том числе создать конкурентоспособный телекоммуникационный рынок. Инфраструктура такого уровня дает возможность для созданиякрупных отечественных и локализованных цифровых платформ, а также вбудущем может использоваться для запуска сетей подвижной связи следующегопоколения (4,5G и 5G). Это поможет создать сеть центровобработки данных с более эффективным распределением, способствует развитию местных фирм, специализирующихся на анализе данных, а также внедрению развивающихся молодых цифровых технологий, таких как интернет вещей, искусственный интеллект, робототехника и блокчейн. Интерес к нарождающимся

технологиям в нашей стране неуклонно растет. В области перечисленных ранее цифровых технологий уже начинают появляться занятные отечественные продукты.

Однако в более глобальном понимании под пристальное внимание пока не попадают конкретные стратегии, новые продукты и услуги, модели коммерциализации и национальные проекты, которые дали бы нашей стране возможность выйти на одни из передовых позиции в данной сфере. Первоочередной задачей по-прежнему остаются финансовая поддержка проектов по созданию защищенной и конкурентоспособной на мировой арене цифровой инфраструктуры, что необходимо для ускорения темпов роста экономики нового типа, в основе которой лежат цифровых данные. Об этом говорится в майском указе Президента РФ от 2018 года. [2]

Госсектор

За последние несколько лет в нашей стране был достигнут ряд определенных успехов в развитии цифрового правительства. Есть основания говорить о том, что увеличилось количество цифровых услуг, использующих инфраструктуру электронного правительства, как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Также стоит отметить, что значительно возросло число зарегистрированных пользователей сайте «www.gosuslugi.ru» единого портала государственных услуг РФ (70 млн по состоянию на март 2018 года).

К сожалению, по-прежнему существует неравенство в использовании цифровых технологий на разных уровнях государственного управления: федеральном, региональном и муниципальном. Лишь 10% организаций местного самоуправления соответствует национальным требованиям по цифровизации. Для того, чтобы перейти на следующую стадию зрелости цифрового развития, в нашей стране потребуется серьезные преобразования существующей архитектуры электронного правительства, в том числе реинжиниринг административных процессов.

Безусловно, на данное этапе рано говорить о полной цифровизации госсектора. Есть платформы оплаты услуг, электронные системы для голосования, электронные приемные. Развивается «Умный город» концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoT решения) для управления городским имуществом. Но даже система управления сферами города требует совершенствования. При уходе в Интернет теряется определенная прозрачность, что можно решить с помощью дополнительных технологий распределённого реестра. На муниципальном уровне требуется большая обратная связь от жителей и вовлечение их в процесс цифровизации.

 

Образовательные платформы

В 2015 году ассоциация «Национальная платформа открытого образования» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации создала онлайн-платформу «Открытое образование» (www. openedu.ru), в которой были объединены 9 ведущих из числа 814 российских вузов. На сегодняшний день на данной образовательной онлайн-платформе 140 курсов, которые посещают более 120 000 студентов. Кроме того, существует ряд востребованных негосударственных цифровых платформ, предоставляющих доступ к обучающему контенту: Лекториум (www.lektorium.tv), Универсариум (www. universarium.org), Юнивеб (www.uniweb.ru) и т.д. Также существуют мировые образовательные площадки, такие как Coursera (www.coursera.org) и edX (www.edx.org), на которых среди прочих также представлены ведущие вузы России. Для осуществления мониторинга успеваемости учащихся в рамках технологий дистанционного обучения широко применяется анализ данных.

Университеты должны все больше и больше уходить в онлайн сферу, а не бороться за посещаемость лекций. Может быть предложена система VR-университет с виртуальным присутствием. Современные технологии интерактивных досок для записи лекций позволяют создавать готовые видео-уроки без дополнительного монтажа. Такие технологии как blockchain (блокчейн) могут быть использованы для защиты дипломов и сертификатов выпускников. Это дает дополнительную степень защиты достоверности данных, так как подделать такой диплом будет невозможно.

Цифровая среда для школы и университета должна отвечать требованиям обучающихся, это и система виртуальных помощников, доступы к базам данных, встроенные онлайн переводчики библиотек и прочее. При этом может присутствовать система дополнительного контроля выполняемости учебного плана, фиксирование отчетов.

 

Здравоохранение

Внедрение электронного здравоохранения в настоящий момент по-прежнему находится на начальной стадии. Несмотря на то, что цифровая инфраструктура, которая требуется для развития электронного здравоохранения, уже довольно развита и продолжает расти, а также были приняты необходимые поправки законодательстве, что позволяет использовать электронные медицинские карты в национальном масштабе и делает возможным предоставление гражданам телемедицинских услуг, использование цифровых инновационных технологий в сфере здравоохранения на данный момент находится на довольно низком уровне и требует дальнейшей проработки, принятия ряда мер на федеральном уровне. Также отмечается значительное неравенство в использовании электронного здравоохранения между регионами. В то время, как в крупных городах России уже достигнут определенный прогресс, на большей части территории страны наблюдается серьезное отставание.

Цифровые продукты

Говоря о серьезных успехах России на цифровой арене, необходимо вспомнить наши сервисы онлайн-общения в сети Интернет. Успешно функционируют две крупные социальные сети общей направленности: «Вконтакте» и «Одноклассники».

В целом зарубежные платформы социальных медиа имеют гораздо меньшие доходы, чем национальные, такие как вышеупомянутые. В общей сложности объем рынка зарубежных цифровых платформ добавляет примерно 8 млрд долл. США к общему рынку цифровых платформ в России и составляет около 30%. Цифровые платформы играют все более важную роль в обеспечении экономического роста в стране. В последние годы появились финансовые цифровые платформы, которые позволяют осуществлять онлайн-банкинг.

Традиционно в оборонном комплексе используются отечественные разработки. Но пока рано говорить о конкурентоспособной российской операционной системе для персонального компьютера (известно минимум 5 прототипов) или о прорывных разработках отечественных смартфонов и приложений. Бизнес не рискует вкладываться в наукоемкие НИОКРы, остаются гранты от государства, куда попадают и стартапы-однодневки.

Тем не менее малый бизнес в сфере IT в России существует и развивается. Это и разработка приложений, различных платформ, создание программного обеспечения, продуктов дополненной и виртуальной реальности.

Крупные компании на подобии Mail.Ru Group или Яндекс так же активно способствуют цифровизации общества. Но мы должны понимать, что наши технологии догоняющие. Если компания Яндекс только в 2018 году предоставила прототип беспилотного такси, то беспилотные автомобили Uber ездят по дорогам США с 2016 года.

Для эффективного развития цифровых платформ как одного из ключевых элементов цифровой экономики в России директивным органам следует сосредоточиться на ключевых направлениях, влияющих на цифровое развитие, включая инвестиции в масштабируемую широкополосную инфраструктуру, создание благоприятной регулирующей среды, эффективную политику управления данными. Кроме того, для внедрения цифровых платформ требуются:

· инвестиции в развитие национального транспортно-логистического потенциала, что позволит значительно увеличить использование цифровых платформ электронной коммерции и повысить качество предоставляемых услуг;

· экосистемный подход к совместному регулированию цифровых платформ в России с участием всех ключевых игроков и заинтересованных сторон в государственном и частном секторах, а также научно-образовательного сообщества, который позволит эффективно регулировать цифровые платформы и поможет директивным органам поддерживать зачастую непростой баланс между обеспечением национальной и общественной безопасности и содействием экономическому росту с помощью цифровых технологий;

· стратегия, направленная на укрепление доверия между участниками цифровых платформ и обеспечение безопасных транзакций, а также эффективного арбитража и разрешения споров, что позволит привлечь большее количество участников на российские цифровые платформы;

· запуск открытых правительственных цифровых платформ для обеспечения различных форм взаимодействия между субъектами государственного и частного секторов;

· стимулирование появления отраслевых цифровых платформ как механизма цифровой трансформации традиционной промышленности.

Основным показателем оценки уровня цифровизации общества, а соответственно и развития цифровой экономики в целом также может быть международный индекс I-DESI, который в был опубликован Европейской комиссией в 2016 году. Индекс DESI, на основе которого он был разработан, позволяет оценить уровень эффективности как отдельных стран, так и всего Евросоюза в целом по сравнению с рядом других развитых стран, не входящих в состав объединения европейских государств. [1]

В докладе о глобальной конкурентоспособности 2016-2017 годов, который был представлен в рамках Всемирного экономического форума, в международном рейтинге Россия заняла 43 место. Явными слабыми местами нашей страны являются невысокий уровень инноваций и развитости бизнеса, недостаточное развитие институтов и финансового рынка. [1]

Цифровой сектор экономики

ИКТ-сектор

По данным интегрального подындекса, оценивающего воздействие и входящего в Индекс сетевой готовности ВЭФ за 2016 год [8], Россия занимает 41-е место по показателю получения социальных и экономических выгод от цифровой трансформации. Самые низкие позиции Россия занимает по показателю, определяющему воздействие ИКТ на новые бизнес-модели, товары и услуги (97-е место), доступность базовых услуг (88-е место), новые формы организации (75-е место) и на эффективность государственного управления (61-е место) [8]. Страна занимает более высокие позиции по показателю, определяющему воздействие новых форм финансовых услуг, связанных с цифровыми технологиями (финтех), появившихся в России, в основном, за счет двух широко используемых продуктов: онлайн-платежей и переводов средств [9].

В 2011 году компания McKinsey и Бостонская консалтинговая группа (Boston Consulting Group, BCG) прогнозировали вклад интернета в экономический рост России в размере 1–2% [10]. Журнал The Economist предположил существование «порогового эффекта», при котором использование ИКТ начинает оказывать положительное воздействие на экономический рост после достижения определенного уровня проникновения технологий в экономику и/или по прошествии определенного периода [11].

В 2015 году компания McKinsey подсчитала, что доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте (ВВП) России увеличилась до 3,9% (для сравнения — 8,2% в Европейском союзе (ЕС), 10% в Китае и 10,9% в Соединенных Штатах) [12], а консалтинговая группа BCG предложила 2,1% [13] — значительное увеличение за пять лет, но все же не на уровне мировых лидеров. Недостаточно благоприятный деловой климат в России продолжает препятствовать получению цифровых дивидендов.

Кроме того, учитывая зависимость российской экономики от нефти и газа, на экономический рост сильно влияют колебания мировых цен на нефть, которые могут затмить показатели объема цифровой экономики. И все же доля цифровой экономики в ВВП России растет, и консалтинговая группа BCG прогнозирует, что к 2021 году она достигнет 5,6% [14].

Учитывая продолжающуюся дискуссию и отсутствие консенсуса между теоретиками и практиками в области цифрового развития относительно способов и методологий измерения масштабов цифровой экономики и воздействия цифровой трансформации, такие рейтинги и расчеты следует воспринимать с некоторой долей скептицизма [15].

 

СМИ и контент

Мессенджеры, социальные сети и прочие цифровые продукты и сервисы оказывают значительно влияние на медийное пространство нашей страны. На смену сайтам, аккумулирующим большие массивы данных в одном месте, приходит новый формат подачи информации. Структура организации ин­формационного пространства плавно становится потоковой (формат ленты новостей, хорошо знакомый пользователям социальных сетей), потому что пользователи в бескрайнем информационном поле предпочитают получать и потреблять только тот контент, который соответствует их личным интересам и предпочтениям. Но стоит отметить, что аккумулированная информация показывает намного более высокую эффективность, чем не обладающий четкой структурой поток разрозненных новостных заметок, статей и постов.

В условиях перенасыщения информацией со временем утрачивается привычка читать, смотреть или слушать некоторый строго определенный набор представителей СМИ. Традиционные коммуникативные при­вычки еще сохраняются благодаря доверию к конкретному источ­нику информации, ведь социальные сети и мессенджеры славятся большим количеством недостоверной, фейковой информацией. Очевидно, что со време­нем для аудитории станет принципиально важным не канал полу­чения информации, а скорость и смысловая наполненность кон­тента. Уже в настоящее время можно отметить нарастающую тенденцию к дифференциации читательской аудитории — на про­фессиональную и любительскую. Например, для той части аудито­рии, которая на­учно обоснованные данные с целью применения их в профессиональной деятельности, вполне предсказуемо оформле­ние подписки на печатные издания, оплата доступа к телерадио­каналам. Что же касается массовой публики, то она, скорее всего, будет довольствоваться информацией, бесплатно распространяе­мой через социальные сети. Отмеченная тенденция может сохра­няться продолжительное время.

По мере развития информационных технологий, в теории и практике медиакоммуникаций все в большей мере утверждается понятие цифровая аудитория. Она отличается от традиционной не только тем, что использует различные гаджеты, но и преобладани­ем доли так называемых полиэкранных пользователей, которые заметно оттесняют сторонников Second Screen. Согласно исследо­ванию Global Digital Future in Focus in 2018, проведенном Com Score, в США 62% цифровой аудитории потребляют контент по меньшей мере на трех экранах: на ПК, планшете и смартфоне. Отдают предпочтение только ПК — 23%, планшету и смартфону — 15% со­ответственно [16].

Немногим меньше число сторонников трехэкранного потребле­ния в Великобритании (55%). В целом, в тринадцати обследован­ных странах не менее 45% цифровой аудитории используют ПК, планшет и смартфон [16].

Таким образом, модели поведения аудитории в государствах, продвинутых в цифровом отношении, можно рассматривать как тенденцию. Во всяком случае, можно отметить, что для онлайн-сер­висов поддержка полиэкранной модели потребления остается важ­ным инструментом удержания и увеличения цифровой аудитории.

 

В сфере промышленности

Для того, чтобы Россия стала лидером в области цифровой промышленности и сохранила конкурентоспособность существующей промышленной базы, все заинтересованные стороны, включая правительство, частный сектор, академические круги и научно-исследовательские институты, должны работать в тесной координации друг с другом.

Уроки, извлеченные из международного опыта, все чаще указывают на то, что разработка последовательной и всеобъемлющей стратегии цифровой индустрии является важной отправной точкой, однако одной лишь стратегии будет недостаточно. Цифровая трансформация приведет к быстрым изменениям, многие из которых трудно или невозможно предсказать, а конкурентоспособность будет все больше зависеть от способности правительств, фирм и научно-исследовательских институтов быстро реагировать и адаптироваться к меняющейся среде.

    В России конкурентоспособность промышленности сдерживается высокой степенью консолидации рынка и доминированием госпредприятий, поэтому, чтобы ускорить преобразовательный процесс и сравняться с мировыми лидерами, может понадобиться директивный подход к цифровой трансформации, осуществляемой «сверху вниз» при активном участии правительства по примеру китайской модели.

    В отсутствие жесткого управленческого подхода, рыночные силы, сдерживаемые продолжающимся оттоком капитала и снижением местной конкуренции, вряд ли заставят традиционную промышленность сделать необходимые значительные инвестиции в цифровые технологии и трансформацию бизнес-процессов. Подход «сверху вниз» должен подкрепляться динамичной горизонтальной стратегией, основанной на создании платформ для координации между ключевыми заинтересованными сторонами.

    Также важно выполнение следующих задач:

· Разработка комплексной стратегии развития цифровой промышленности, принимающей во внимание как общеотраслевые, так и специфические для каждой отрасли факторы и учитывающей мировой передовой опыт. Стратегия выиграла бы от наличия высокопрофильной национальной инициативы, подобной программе «Сделано в Китае 2025» и «Индустрия 4.0», которая была бы основана на тщательном сравнительном анализе характеристик и конкурентных преимуществ России; объединяла бы всех заинтересованных участников; включала бы конкретные цели и целевые отрасли; не ограничивалась бы крупными предприятиями, а способствовала созданию благоприятных условий для роста МСП (малых и средних предприятий); опиралась бы на согласованную политику, координируемую между регионами, и располагала бы достаточными ресурсами. Ключевые отраслевые факторы, которые должны быть в центре внимания стратегии, включают стимулирование НИОКР и инноваций, согласование промышленных стандартов и развитие цифровых навыков.

· Укрепление связей в экосистеме цифровой промышленности для обеспечения сотрудничества между частным сектором (включая крупные компании и госпредприятия, МСП и стартапы), государственными организациями, академическими институтами и исследовательскими центрами в целях ускорения темпов трансформации цифровой промышленности.

· Поощрение установления прочных связей между традиционным промышленным сектором и динамично развивающимся российским ИКТ-сектором путем стимулирования спроса на предоставляемые на местном уровне ИКТ-решения.

· Использование инноваций и поощрение «перелива» технологий из передовых отраслей двойного назначения, таких как оборона, авиастроение и судостроение, космос и атомная промышленность в отстающие отрасли. Нововведения и опыт, накопленные в этих отраслях, могут ускорить трансформацию промышленности и стимулировать разработку новых продуктов и услуг.

· Поддержка образовательных инициатив для развития навыков в области цифровой промышленности:

o создание механизмов противодействия «утечке мозгов» и привлечения в Россию ведущих российских и зарубежных специалистов

o повышение компетентности специалистов в области цифровых технологий в рамках существующих учебных программ

o проведение работы с местными университетами и учебными заведениями с целью оказания им помощи в понимании специфических требований отрасли

· Продвижение культуры открытых инноваций и принятия рисков; обеспечение широкого резонансного освещения успехов в области цифровой трансформации промышленности

· Создание спроса на инновации.

 

В сфере сельского хозяйства

Внедрение цифровых технологий привело к взрывному увеличению количестваинформации и знаний, доступных всем участникам сельскохозяйственнойэкосистемы.Одним из новых источников информации является дистанционноезондирование. Спутники собирают информацию полевого уровняо растительном покрове, почве и погодных условиях. Дронысобирают детальную полевую информацию, контролируют болезнисельскохозяйственных культур, влажность почвы, границы собственностии т.д. Затем эта информация используется фермерами, работникамигосударственных учреждений и специалистами.Спутники также помогают контролировать сельскохозяйственную техникуи регулировать полевую хозяйственную деятельность. Гиперлокальная информацияо погоде в конкретной местности определяет полевые работы и помогает принимать маркетинговые решения.

Цифровые платформы позволяют фермерам арендовать сельскохозяйственное оборудование, находить покупателей и продавцов для своей продукции, дистанционно идентифицировать вредителей и болезни (с помощью цифровых изображений) и быстро принимать ответные меры. Постоянно расширяющаяся доступность цифровых инструментов помогает малым и удаленным фермам связываться с партнерами и покупателями, находить нишевые рынки и применять новые бизнес-модели.

Цифровые платформы расширяют возможности фермерских хозяйств,

предоставляя доступ к соответствующей практической информации о ценах на фермерские продукты и их наличии, прогнозам погоды на местах, передовому опыту в области земледелия и животноводства, информации о сортах семян, о борьбе с вредителями и болезнями и т.д. Например, Деловая сеть для фермеров в США (Farmer Business Network), WeFarm и Twiga Food в Кении, eKutir Global в Индии.

Интернет вещей позволяет реализовать «точное управление растениеводством», например, мониторинг состояния урожая пшеницы в режиме реального времени. Кроме того, анализ данных, цифровое управление задачами и автоматизация позволяют обеспечить точное использование воды и азота. Интернет вещей также применяется на ферме для установления коммуникации между сельскохозяйственными машинами в режиме реального времени. Технологии интернета вещей также позволяют наземным датчикам непрерывно передавать фермерам информацию об использовании воды, влажности почвы и о других важных производственных переменных. Это дает возможность быстро реагировать на изменение условий.

 

2.3 Услуг (на примере цифровых финансов РФ)

Термины «цифровые финансы» и «финтех», как правило, используются как синонимы, хотя имеются некоторые тонкости. Цифровые финансы соотносятся с более широкой тенденцией цифровизации финансовых услуг и финансовой отрасли цифровой экономики в целом [17]. Что касается финтеха, то в своем докладе о финансовых технологиях за 2017 год Совет по обеспечению финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) выдвинул его рабочее определение как «финансовые инновации, основанные на использовании технологий, которые могут привести к созданию новых бизнес-моделей, приложений, процессов или продуктов с соответствующим материальным воздействием на финансовые рынки, учреждения и предоставление финансовых услуг» [18].

Процессы, происходящие в сфере финтеха, открывают перед банками новые возможности, направленные на повышение эффективности и развитие бизнеса. Традиционные игроки в финансовом секторе используют эти возможности для поиска новых решений старых проблем, а крупные игроки инвестируют значительные средства в финтех и активно реализуют инновационные пилотные проекты.

Потенциальные преимущества финтеха можно обобщить следующим образом:

· Эффективность: финтех может принести существенный выигрыш в виде повышения эффективности как самой индустрии финансовых услуг, так и ее клиентам за счет устранения ограничений, препятствующих расширению применения финансовых услуг и предоставлению более широкого спектра продуктов более широкому кругу потребителей [19].

· Конкуренция и новые бизнес-модели: развитие технологий и нормативная правовая база, благоприятная для оказания таких услуг, как электронные деньги и платформенные модели, позволили новому классу игроков распределить финансовые услуги между собой и предложить широкий спектр целевых услуг клиентам.

· Анализ данных: данн


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.