Автоматизированное рабочее место преподавателя — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматизированное рабочее место преподавателя

2019-08-03 546
Автоматизированное рабочее место преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    В условиях информатизации образования характер труда педагога ВУЗа изменяется, приобретая проектировочную, организаторскую и консультативную направленность. Формируется новая педагогическая среда, характеризующаяся использованием современных информационных средств. Спектр воздействия преподавателя на студентов расширяется благодаря реализуемой им стратегии и тактике обучения. Ему приходится проектировать и конструировать информационную технологию обучения, разрабатывать на ее основе дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины, моделировать структуры и алгоритмы взаимодействия учащихся с компьютерной техникой, формировать педагогические тесты и тестовые задания для организации контроля и самоконтроля.

    Таким образом, преподавательская деятельность требует от педагога значительных интеллектуальных и временных затрат. Для избавления педагога от ряда нетворческих и трудоемких процессов и операций и использования на занятиях современных обучающих технологий, интерактивных программных средств, расширения демонстрационных возможностей преподавателя, автоматизации подготовки раздаточного материала предназначен АРМ (автоматизированное рабочее место) преподавателя.

    Рассмотрим три основных варианта комплектации АРМа преподавателя: базовый, оптимальный и профессиональный.

§ В базовое АРМ преподавателя входят:

  • Компьютер с монитором или ноутбук как ядро АРМа с предустановленным необходимым программным обеспечением.
  • Проектор с креплением.
  • Проекционный экран - устройство для визуальной проекции изображения. Это может быть экран, интерактивная доска или плазменная панель (зависит от задач преподавателя и возможностей аудитории).

Базовый набор подходит для использования в общих учебных аудиториях различного назначения.

§ Возможности:

  • вывод на интерактивную доску (экран) фото, видео информации, текстов и изображений с компьютера (ноутбука), с подключаемых устройств (планшеты, фотоаппараты, плееры, Flash-накопители, мобильные телефоны и пр.);
  • если АРМ комплектуется не экраном, а интерактивной доской (ИД) то, в отличие от обычного экрана, интерактивная доска позволит преподавателю демонстрировать учебные материалы, управлять компьютером прямо с поверхности интерактивной доски, делать рукописные записи, аннотации и комментарии «поверх» приложений и открытых документов.

 

§ В оптимальную комплектацию АРМ преподавателя входят:

· Компьютер (ноутбук).

· Проектор с креплением (его фокус и параметры зависят от поставленных задач).

· Интерактивная доска или плазменная панель.

· Документ-камера – устройство, позволяющее любой предмет (текст, картинку) положить под объектив камеры. Изображение объекта тут же появится на экране. Если экран в виде интерактивной доски, преподаватель сможет рукой увеличивать, перемещать данное изображение, делать любые надписи или вставлять комментарии, а также добавлять другие картинки к проецируемому объекту.

· Принтер или многофункциональное устройство.

§ Возможности:

  • вывод на интерактивную доску фото, видео информации, текстов и изображений с компьютера (ноутбука), с помощью документ-камеры, изображений с подключаемых устройств (планшеты, фотоаппараты, плееры, Flash-накопители, моб. телефоны и пр.);
  • сопровождение учебных материалов звуком, обеспечивающим хорошее чистое качество на всю глубину помещения (класса);
  • оперативная и простая подготовка раздаточных и иллюстративных материалов, как в черно-белом варианте, так и в цвете с помощью принтера;
  • демонстрация с помощью документ-камеры любых объектов (снимков, текстов, объёмных объектов, в том числе и мелких) на экране или с возможностью наносить на изображения пометки и комментарии в режиме интерактивной доски.

 

§ В вариант АРМ преподавателя профессионального уровня входят:

  • Компьютер (ноутбук или моноблок);
  • Проектор с креплением (ультра короткофокусный, интерактивный);
  • Интерактивная доска (или чаще используется плазменная панель);
  • Документ-камера, цифровой микроскоп;
  • МФУ со сканером;
  • Цифровая камера;
  • Акустическая система;
  • Система фронтального опроса.

§ Возможности:

  • Вывод на интерактивную доску фото, видео информации, текстов и изображений с компьютера, с помощью документ-камеры, изображений с подключаемых устройств (планшеты, фотоаппараты, плееры, Flash-накопители, мобильные телефоны и пр).
  • Сопровождение учебных материалов высококачественным звуком, обеспечивающим чистое звучание на всю глубину класса.
  • Оперативная и простая подготовка раздаточных и иллюстративных материалов, как в черно-белом варианте, так и в цвете с помощью многофункционального устройств (МФУ), возможность сканирования текстов и изображений.
  • Демонстрация с помощью документ-камеры любых объектов (снимков, текстов, объёмных объектов, в том числе и мелких) на экране или с возможностью наносить на изображения пометки и комментарии в режиме интерактивной доски.
  • Подключение к школьной информационной сети с доступом к интернет-ресурсам посредством коммутационных устройств.

Оборудование лабораторий

    При подготовке квалифицированных специалистов возникает необходимость оборудовать учебные аудитории специализированными тренажерами, которые бы позволяли учащимся нарабатывать необходимые навыки. Поэтому образовательное учреждение, каждая специальность которого представлена своими лабораториями специализированной и компьютерной техники, несомненно, имеет конкурентные преимущества и более востребована на рынке образования.

    Наличие разнообразных технических средств в современном процессе обучения не менее важно, чем профессионализм педагогов. Учебно-лабораторное оборудование не только дает возможность учащимся на практике отработать применение теоретических знаний, но и усиливает их вовлеченность в выполнение практических и лабораторных работ.

    Современное учебное лабораторное оборудование позволяет кардинально модернизировать систему профессионального образования. Еще совсем недавно процесс обучения в лаборатории был длительным, трудоемким процессом, не дающим точного результата. Сегодня, благодаря стремительному развитию IT-технологий, создано оборудование, позволяющее существенно сократить время обработки тестовых материалов.

    Благодаря использованию учебно-лабораторного оборудования нового поколения теоретическая направленность обучающего процесса сменилась практической. Учащиеся получили самостоятельный доступ к информационным ресурсам. Использование учебных стендов, тренажеров, имитаторов, автоматизация экспериментов, дистанционный лабораторный практикум, тесты, мультимедийные и интерактивные наглядные пособия, в том числе с использованием 3D технологии, позволяет увеличить включенность студентов в реальную исследовательскую, проектную и производственную деятельность. Все это, несомненно, влияет на приобретение профессиональных компетенций в условиях реального производства знаний, товаров и услуг.

§ Комплектация:

  • Приборы и оборудование.
  • Наглядные пособия.
  • Электронные методические пособия.
  • Программное обеспечение.
  • Мультимедийные и технические средства обучения.

 

Информационные зоны

    Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование. Создание информационных зон позволяет успешно решать проблемы информирования, рекламы, расширения информационно-образовательного пространства, что напрямую влияет на повышение конкурентоспособности ВУЗа.

Средства создания информационных зон учебного заведения:

  • wi-fi зона (аудитория с возможностью свободного выхода в глобальную сеть Интернет);
  • информационные экраны;
  • сенсорные информационные киоски.

    Сегодня образование позволяет учащимся не только овладеть необходимой базой теоретических знаний, но и развить в себе творческое, независимое мышление, сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Растущий объем данных, с которым необходимо справляться учащимся, требует доступ к более широким и разнообразным источникам. Такой доступ на сегодня обеспечивает глобальная сеть Интернет.

    Для того, чтобы учащиеся имели возможность свободного доступа к сети Интернет, достаточно создать в ВУЗе одну или несколько информационных зон (аудиторий) с точкой доступа wi-fi.

    Еще одним средством, позволяющим создавать информационные зоны в учреждении, является информационный экран. Он представляет собой телевизионную панель, использующуюся в качестве универсальной доски объявлений. Экран имеет презентабельный вид, легко устанавливается и подключается, и, благодаря возможности мгновенного обновления информации, с успехом заменяет традиционные стенды.

Комплектация цифрового информационного стенда:

  • Проектор
  • Телевизионная панель
  • Медиаплеер
  • Локальная сеть + ПК
  • ПО

Возможности:

  • информирование о важных событиях и достижениях учебного заведения, об изменениях в расписании;
  • демонстрация фотографий, видеороликов, прямая видеотрансляция с праздников, мероприятий;
  • трансляция новостной ленты сайта ВУЗа, специализированных сайтов районной администрации;
  • популяризация интернет-ресурсов, пропаганда здорового образа жизни, бытовой безопасности, демонстрация социальной рекламы;
  • реклама тренингов, конференций, научных семинаров и симпозиумов, досуговых мероприятий ВУЗа, а также района и города.

    Сенсорное оборудование широко применяется в образовательном процессе. Его использование не вызывает затруднений даже у школьников. Одним из средств, входящих в комплекс оборудования информационных зон ВУЗа, является сенсорный информационный киоск - компьютерное оборудование, оснащенное сенсорным монитором, с интуитивно понятным интерфейсом в удобной современной оболочке. Предоставление необходимой информации происходит без привлечения обслуживающего персонала, что значительно ускоряет и упрощает процесс.

    Использование информационного киоска помогает планировать процесс обучения, получать образовательные и справочные услуги. Сенсорные терминалы не занимают много места - могут стоять на полу, быть прикрепленными или встроенными в стену. Это законченный аппаратно-программный комплекс, соединенный с внутренней информационной системой или с глобальной сетью Интернет.

 

С помощью информационного киоска учащиеся получают:

  • контактную информацию факультетов и отделений;
  • актуальную информацию о расписании занятий, зачетов и экзаменов;
  • информацию о событиях и мероприятиях учреждения;
  • информацию о тренингах, семинарах, конференциях, факультативных занятиях и возможность записаться на них;
  • информацию о расписании экзаменов и об их результатах;
  • информацию об учебном заведении, его истории, преподавателях;
  • информацию для абитуриентов о специальностях ВУЗа, необходимых документах для поступления, контактную информацию приемной комиссии, расписание вступительных экзаменов и их результаты;
  • список ответов на наиболее часто задаваемые вопросы;
  • обратную связь – возможность оставить предложение, пожелание или жалобу;
  • в библиотеке - информацию о книге, ее авторе и рецензиях.

 

§ Преимущества:

· Снижение нагрузки на администрацию ВУЗа.

· Избавление от бумажной волокиты.

· Повышение информированности учащихся.

· Повышение престижа образовательного учреждения благодаря информационной доступности.

 

Места размещения:

  • в вестибюле учебного заведения – для предоставления общей информации (расписание, мероприятия);
  • в деканатах и кафедрах – информация для учащихся о зачетах, экзаменах, сроках их сдачи и оценках;
  • в библиотеке – информация о книгах (ускорения процесса их выдачи);
  • В актовых залах, а также в других точках массового скопления людей.

· Заключение

    На основе проведенного исследования можно сделать несколько всеобъемлющих выводов. Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно принимать меры по следующим пяти направлениям. Эти меры необходимы как на национальном, так и на региональном и муниципальном, а также и на отраслевом уровнях.

    В первую очередь, чтобы подготовиться к кардинальным изменениям, которые несут с собой нарождающиеся технологии, и раскрыть возможности для цифрового созидания, директивным органам следует укреплять нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики; обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям стремительно развивающейся цифровой экономики; и расширять права и возможности экосистемы, включающей органы государственной власти, учреждения и организации, ответственные за стимулирование цифровой трансформации и сглаживание подрывных эффектов нарождающихся технологий.

    Во-вторых, правительству необходимо продолжать укреплять цифровые основы путем инвестиций в масштабируемую, умную и безопасную инфраструктуру, способную в упреждающем порядке обеспечивать взрывной рост цифрового развития. Значимым также является эффективное управление проектами. Необходимо разработать и реализовать подробные дорожные карты в соответствии с ключевыми стратегическими целями и провести приоритизацию портфелей проектов с тем, чтобы выявить области, где возможны «быстрые победы», а также определить долгосрочные стратегические инициативы. Для ускорения темпов трансформации в соответствии с заявленными целями следует внедрить новые механизмы управления, которые привлекали бы все основные заинтересованные стороны к участию в процессе принятия решений и управлении.

    В-третьих, необходимо отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали — во всех отраслях экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях, — так и по вертикали, на всех уровнях государственного управления, промышленности и сферы услуг. Слабое взаимодействие между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом негативно влияет на темпы цифровой трансформации, реализацию ключевых государственных программ, внедрение новых технологий и бизнес-моделей, и возможности проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также на скорость внедрения инноваций.

    В-четвертых, необходимо развивать цифровые навыки, поскольку любой технологический прорыв требует высококвалифицированной рабочей силы. Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни.    Государству также следует осуществлять политику поощрения коммерциализации результатов НИОКР, а силы частного сектора следует направить на развитие стратегий выхода на рынок и создание новых бизнес-моделей.

    В-пятых, правительству следует продумать пути использования цифровых технологий для устранения неравенства в развитии регионов и муниципалитетов в России, предоставляя менее развитым регионам возможности эффективной реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на местах. Требуется принять ряд мер для стимулирования спроса на инновации со стороны крупных региональных государственных предприятий, а также для развития цифровых навыков, подготовки управленческих кадров, создания ГЧП (государственно-частного партнерства) и региональных инновационных кластеров в регионах, развития местного рынка и механизмов финансирования. Особое внимание следует уделять развитию цифровой инфраструктуры в удаленных и сельских районах, а также повышению осведомленности сельского населения о преимуществах цифровых услуг. Большое значение имеют также инициативы, направленные на укрепление доверия общества к цифровой экономике в целом.

    Таким образом, приверженность российского руководства цифровой трансформации как национальному приоритету, дополненная реализацией эффективной политики в ключевых отраслях экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, позволит стране войти в группу лидеров цифровой трансформации, начать технологический прорыв и получить соответствующие экономические и социальные дивиденды.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

[1] – Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р

[2] – Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», 7 мая 2018 года

[3] – В. Виндж. Технологическая сингулярность 26 декабря 2005 года, Журнал «Компьютерра», 1 сентября 2004 года

[4] – Послание Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года

[5] – Новостной портал «Ведомости», статья «У Путина появился спецпредставитель по цифровизации» от 10 июля 2018 года («https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/07/10/775079-u-putina-poyavilsya-spetspredstavitel»)

[6] – Schmidt, Lucinda, Hawkins, Peter. Children of the tech revolution, Sydney Morning Herald (July 15, 2008)

[7] – Информационный портал «statdata.ru», статья «Население России по полу и возрасту: статистика, распределение», 2017 год («http://www.statdata.ru/nasel_pol_vozr»)

[8] – The Global Information Technology Report 2016. Geneva. World Economic Forum, Cornell University, and INSEAD, 2016. («https://www.weforum.org/reports/the-global-information-technology-report-2016»)

[9] – Индекс проникновения финансово-технологических услуг FinTech в России: основные тенденции. Июнь 2016 года. ООО «Эрнст энд Янг – оценка и консультационные услуги», 2016. 8 с. («https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-fintechindex-russia-rus/%24FILE/EY-fintech-index-russia-rus.pdf»)

[10] – Россия онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику. The Boston Consulting Group, May 2011. 40 с. («http://img.rg.ru/pril/article/48/57/59/000111333.pdf»)

[11] – Reaping the Benefits of ICT: Europe’s Productivity Challenge. Economist Intelligence Unit, 2004. («http://graphics.eiu.com/files/ad_pdfs/microsoft_final.pdf»)

[12] – Цифровая Россия: Новая реальность. М.: Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс, 2017. – 132 с. («http://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx»)

[13] – « Россия онлайн? Догнать нельзя отстать». The Boston Consulting Group, Июнь 2016. – 52 с.

(«http://image-src.bcg.com/Images/BCG-Russia-Online_tcm27-152058.pdf»)

[14] – Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике. The Boston Consulting Group, Октябрь 2017. – 28 с.

(«http://image-src.bcg.com/Images/Russia-Online_tcm27-178074.pdf») (обращение 16.07.2018)

[15] – Ahmad, Nadim and Neila Bachene. Measuring the Economy in the Age of Digitalisation. OECD Observer, 2016

(«http://oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/5679/Measuring_the_economy_in_the_age_of_digitalisation.html»)

[16] – Global Digital Future in Focus in 2018. Режим доступа: https://ruvod.com 23/03/2018

[17] – Всемирный банк. 2016 год. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиденды». Обзор. Всемирный банк,

Вашингтон, округ Колумбия

[18] – Financial Stability Board. FSB RCG for the Americas discusses financial stability in the region, FinTech, misconduct risks and long-term financing (December 13, 2017)

[19] – World Bank. 2014. Global Findex Database («http://datatopics.worldbank.org/financialinclusion»)

[20] – Рейтинг поисковых систем («http://gs.seo-auditor.com.ru/sep/»), последнее обращение 26.07.2018 г.

[21] – Google нарастил доходы в России на 32%. Ведомости, 27 июля 2017 г. («https://www.vedomosti.ru/technology/news/2017/07/27/726470-google-dohodi»), последнее обращение 26.07.2018 г.

[22] – Банк Тинькофф («https://www.tinkoff.ru/»), последнее обращение 26.07.2018 г.

[23] – Авито («https://www.avito.ru»), последнее обращение 26.07.2018 г.

[24] – Платежная система «Мир» («http://mironline.ru/»), последнее обращение 26.07.2018 г.

[25] – OECD, («https://data.oecd.org/russian-federation.htm#profile-innovationandtechnology»), последнее обращение 16.04.2018 г.

[26] – Cornell University, INSEAD, and WIPO. 2017. The Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World, Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. («http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf»)

[27] – UNESCO Institute of Statistics 2017.

[28] – WIPO 2017 г.

[29] – База данных Всемирного банка Doing Business за разные годы, («http://www.doingbusiness.org/»)

[30] – Global Competitiveness Index (для России), 2016 год, (“http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index‑2017–2018/

countryeconomy-profiles/#economy=RUS»), последнее обращение 18.07.2018 г.

[31] – RUSSOFT 2017.

[32] – OECD. 2017b. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The Digital Transformation. OECD Publishing, Paris («http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en»)

[33] – 25 крупнейших интернет-компаний мира («https://www.worldatlas.com/articles/the‑25-largest-internet-companies-in-the-world.html»), последнее обращение 27.07.2018 г.

[34] – « https://asi.ru/eng/staffing/», последнее обращение» 29.07.2018 г.

[35] – Цифровая Россия: Новая реальность. М.: Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс, 2017. – 132 с. («http://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx»)

[36] – Госуслуги — Единый портал государственных услуг

(«http://www.gosuslugi.ru»)

[37] – Результаты выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, 2016 год, Росстат. («http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html»)

[38] – ГОСТ Р ИСО 8373-2014 "Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения", дата введения 01.01. 2016 г.

[39] – Черняк Л. Киберфизические системы на старте // Открытые системы. СУБД. 2014. N 2

[40] – Незнамов А.В., Наумов В.Б // Стратегия регулирования робототехники и киберфизических систем // Юрфак 2014 г.

[41] – Шестак, В.П. Формирование научно-исследовательской компетенции и «академическое письмо»./ В.П.Шестак, Н.В.Шестак // Высшее образование в России

[42] – ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по направлению "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" 18 декабря 2017 г. № 2.

[43] – Интернет-издание о высоких технологиях «СNews». Статья «Российских производителей телеком-оборудования предлагают приравнять к разработчикам ПО» от 23.11.2017 г. Москва. Текст: Игорь Королев.

[44] – Официальный сайт информационного агентства России «ТАСС». Статья «ФСО: подключение к российскому сегменту интернета обеспечит безопасность органов госвласти» от 22 мая 2015 года. Москва («https://tass.ru/obschestvo/1989703»)

[45] – Margetts, H., and A. Naumann. 2017. “Government as a Platform: What Can Estonia Show the World?” Research paper. Oxford Internet Institute, University of Oxford

(«https://www.politics.ox.ac.uk/publications/government-as-a-platform-what-can-estoniashow-the-world.htm»)

[46] – New Zealand Government. 2017. “Government as a Platform — the Value Proposition.” Discussion paper. June.

(«https://webtoolkit.govt.nz/blog/government-as-a-platform-the-value-proposition/»)

[47] – Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: КУДИЦ-Образ, 2005 г.

[48] – Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Электронное учебно-методическое пособие / А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И.Е. Суковатая и др. Красноярск: ИПЦ КГТУ. 2006 г.

(«http:// window.edu.ru/resource/923/60923/files/book2.pdf.»)

[49] – Применение ИКТ в образовании // Система федеральных образовательных порталов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Электронная библиотека. («http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?a=elib&c=getForm&r=resNode&d= mod&id_node=315.»)

[50] – Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. Статья «АСИ запустило Университет НТИ "20.35", чтобы готовить кадры для цифровой экономики» от 7 ноября 2017 г. («https://asi.ru/news/85128/»)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.