Эколого-психологический тренинг — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эколого-психологический тренинг

2019-08-03 197
Эколого-психологический тренинг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Решение глобальных экологических проблем рассматривается сегодня не только в плане технологических решений, но и глубоких социальных изменений, под которыми подразумевают смену системы ценностей человека, типа мышления, мировоззрения, перестройку сознания, «революцию в умах».

В этом случае проблема разрешения экологического кризиса рассматривается уже как проблема психолого-педагогическая. В центре ее лежит коррекция субъективного (личностного, эмоционального) отношения к природе.

В коррекции субъективного отношения к природе используются такие методы:

Метод экологических ассоциаций (от лат. – соединение) – установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни.

Метод экологической лабилизации (от лат. – неустойчивый) – такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности.

Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц. – представительство) – актуализация художественных компонентов восприятия мира природы с помощью литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.

Метод экологической идентификации (от лат. – отождествлять) – постановка личностью себя на место того или иного природного объекта, погружение в ситуацию, пространство, обстоятельства, в которых объект находится, психологическое моделирование состояния природного объекта.

Метод экологической эмпатии (от греч. – сопереживание) – сопереживание личностью состояния природного объекта, сочувствия ему через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов.

Метод экологической рефлексии (от лат. – обращение назад) – анализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности, осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

Метод экологической экспектации (от англ. – ожидание) – актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Метод ритуализации экологической деятельности – организация ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

Метод экологической заботы – актуализация экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов, проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, т. е. деятельного участия в жизненной ситуации природных объектов.

На основе психолого-педагогических принципов и методов развития и коррекции субъективного отношения к природе учеными разработана модель эколого-психологического тренинга.

Эколого-психологический тренинг – система коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе. Это одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящаяся на стыке педагогики, экологии и психологии. Тренинг может проводиться в группах из 8–12 человек под руководством ведущего – тренера (педагога-психолога). Группы комплектуются из школьников, начиная с 10-летнего возраста, студентов, учителей и т. д. Тренинг достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава.

Система тренинга построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Большинство упражнений не требует специального технического оборудования и может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях.

Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:

– коррекция и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;

– расширение целей взаимодействия школьника с окружающей его социо-природной средой;

– формирование умений, необходимых для экологически грамотного взаимодействия с окружающей социо-природной средой;

– развитие эмоционально-чувственной сферы личности;

– расширение индивидуального экологического пространства (расширение сферы взаимодействия с окружающей средой). Несколько примеров упражнений эколого-психологического тренинга см. в п. 4.13.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.