Интерактивные технологии в экологическом — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Интерактивные технологии в экологическом

2019-08-03 229
Интерактивные технологии в экологическом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБРАЗОВАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ

1.1. Экологические игры. Методика подготовки и проведения игр

Игра одно из самых первых в истории культуры средств воспитания и образования, в том числе и экологического. Еще не было и самих этих слов «образование», «воспитание» и тем более «экология», а уже существовало множество игр, помогающих человеку развиваться природосообразно. Играть свойственно всем детям, в человеческом сообществе малыши резвятся подобно детенышам в животном мире: весело гоняются друг за другом, прыгают, беззлобно борются и т. д. Существенные изменения в игры детей внесли труд, речь, искусство, жизнь в социуме. Игра наиболее быстрый и эффективный способ приобретения опыта. Используя игру, мы ускоряем, делаем более интенсивным процесс развития ребенка, его приобщение к социальным, в т. ч. экологическим ценностям.

Игры активно используют в своей деятельности все педагоги. В педагогической науке нет единой классификации игр. Чаще всего все игры делят по таким критериям, как возраст, место проведения, подвижность, по числу участников и т. д.

Игра, как взаимодействие людей, обладает наибольшими возможностями в плане экологической педагогики, именно поэтому часть педагогов особо выделяет игры экологической направленности. По мнению Джозефа Корнелла, «во всех этих играх учителем выступает сама природа. Она разговаривает с нами посредством игр на языках то науки, то живописи, то поэзии».

Д. Корнелл дает свою классификацию игр, которые он собирал и придумывал в течение многих лет, работая с детьми учителем-натуралистом. Все экологические игры он разделил на 5 групп.

Первая группа игр содействует достижению физической и эмоциональной гармонии с окружающим миром.

Вторая помогает создать спокойный, созерцательный настрой. При этом не следует думать, что «тихие» игры скучны.

Третья группа игр помогает понять природные процессы и взаимосвязи, например –принципы функционирования экосистем. Причем, в доступной, живой, а не сухой форме, характерной для учебников. Включаясь в такие игры, учащиеся словно становятся участниками происходящих в природе событий. Дети лучше понимают явления природы и усваивают сложные понятия, если они познаются на собственном опыте.

Четвертая группа игр помогает настроить души детей на восприятие покоя и красоты природы, ее силы, величия, непостижимости и способности постоянно удивлять. В таких играх они общаются с природой напрямую: трогают, смотрят, слушают, ощущают запахи, пробуют на вкус.

Пятая группа игр предназначена для того, чтобы дети просто порезвились. Такие игры в лесу, или в высокой густой траве, или ночью под звездным летним небом помогают ребятам выплеснуть бьющую через край энергию.

Приведем и другую характеристику основных типов игровых технологий:

Деловая игра является ядром методического комплекса, позволяет проследить результаты воздействия играющих на моделируемую систему.

Ролевая игра моделирует различные жизненные ситуации, дает учащимся возможность глубже понять изучаемые экологические законы, связи, отношения.

Имитационная игра представляет собой процедуры постоянного действия с одной игровой ролью для всех участников.

Игровое проектирование конкретной ситуации активные диалоговые занятия, основной целью которых является актуализация уже имеющихся у школьников экологических знаний о том процессе или явлении, которые рассматриваются в ходе урока.

Комплексные эколого-экономические игры проводятся в масштабах класса, школы, целого города и позволяют создавать на продолжительное время игровое пространство с развернутой системой экономических отношений, учитывая при этом основные экологические взаимосвязи и взаимодействия.

Участвуя в игре, ученик становится не только наблюдателем или аналитиком, но и активным участником воспроизводимых в игровой форме событий, он может изменить экологическую ситуацию в родном городе и даже «спасти» планету от экологической катастрофы.

 С.Л. Новоселова предлагает все экологические игры классифицировать в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого) и объединяет их в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые); 2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые); 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа народные игры.

Важное развивающее значение для детей имеют игры с правилами подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).

Любая игра, моделирующая решение экологической ситуации, содержит элементы творчества. В процессе постановки и проведения игры, как педагог, так и участники могут вносить в игру различные дополнения, изменения и, тем самым, развивать и совершенствовать ее.

Д. Корнелл выделил несколько принципов обучения детей на природе во время игры:

1. «Меньше учитесь, больше делитесь». Делитесь не только знаниями, но и вашими чувствами, эмоциями, откровениями.

2. «Будьте восприимчивы». Восприимчивы к каждой ответной реакции посетителей, их вопросам, замечаниям, восклицаниям, радости от нечаянной находки.

3. «Не тратьте время попусту». Не давайте времени течь бесполезным мутным потоком, пусть оно бежит звонким ручейком с первой же минуты общения с посетителями. Постоянно меняйте тактику: их вопросы – ваши ответы, ваши вопросы – их ответы.

4. «Сначала смотрите, потом говорите». Важно не только выучить, что как называется (в сущности, это вообще не важно), а почувствовать и познать, что есть что. Например, понаблюдать за сменой настроения у дуба в разное время суток, настроиться на одну волну с природой.

5. «Будьте радостны». Дух вашей радости, вашего энтузиазма и бодрого настроения должен присутствовать в любой игре и на лесной поляне, и в помещении.

Надо помнить, что любая игра – благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

Педагог обязан уметь организовать игры с ребятами любого возраста, выбирая игры в зависимости от возраста. Для этого он создает такой их ассортимент, чтобы на занятии или во время отдыха не было недостатка в предложенных вариантах и детям было из чего выбирать. Даже и при очень большом выборе игр все равно нужно предложить ребятам придумывать свои игры, отвечающие теме занятия.

Методика организации и проведения экологических игр с учащимися включает в себя несколько основных этапов:

1. Выбор конкретных игр, соответствующих целям и задачам мероприятия и подготовка к этим играм.

2. Организация учащихся на игру и подготовка самого организатора игр к игре.

3. Руководство игрой во время ее проведения.

4. Подведение итогов.

Выбор игр в первую очередь зависит от общих задач мероприятия, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.

При выборе игры необходимо учитывать место проведения, форму проведения мероприятия (урок, перемена, праздник, прогулка на природу, экологическая тропа). Все они ограничены по времени, но временные ограничения различаются.

В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега.

Выбранная игра должна соответствовать и уровню знаний учащихся. Одна и та же игра не может быть интересна тем учащимся, которые только что начали осваивать основы экологии и тем, кто уже изучает ее несколько лет. При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если достаточно холодно и ребята замерзли, то возможны подвижные игры («заячий» способ согревания), связанные с беготней, поисками или физическими упражнениями. Зимой на свежем воздухе нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. И наоборот, если очень жарко, то игры малоподвижные (желательно в тени).

Подготовка самого организатора игр к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе. Подготовка состоит из выбора игры, подготовки площадки для проведения игры, подготовки инвентаря для игры, предварительный анализ игры.

Подготовка площадки для игры: если руководитель планирует провести игру на местности, он заранее хорошо знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем.

Если подвижная игра проводится на воздухе, то необходимо подобрать ровную площадку (особенно для детей младшего школьного возраста). Линии границ участка намечаются не ближе 3 м от забора, стены, деревьев или других предметов во избежание травм. Площадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения некоторых игр ее посыпают песком.

Перед началом игры в помещении руководитель должен проследить, чтобы оно было проветрено, а пол протерт влажной тряпкой. В нем не должно быть посторонних предметов, мешающих движениям играющих.

Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарем. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников, а его размер и масса – посильными для играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее. Руководитель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как руководитель объяснит им правила игры.

Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления.

Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.

Организация педагогом играющих учащихся включает в себя:

1. Размещение будущих игроков около руководителя при объяснении игры.

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить детей в исходное положение, из которого они начнут игру. Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина будущих игроков окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на команды, то их можно построить одну против другой на некотором расстоянии.

2. Объяснить подробно правила игры (презентация игры). Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. При этом надо обратить их внимание на то, что в ходе игры правила изменять нельзя. Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы учащихся. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем.

Необходимо проинформировать участников игры и о безопасности (физической и психологической). Потенциальную опасность подвижных игр можно показать драматически-юмористическим разыгрыванием сцены падения, тем самым углубляя осознание игроками того, что они делают.

Необходимо, чтобы учащиеся во время игры соблюдали следующие правила:

1. Играй честно и строго соблюдай правила игры.

2. Не выставляй всюду себя, дай поиграть другим.

3. Будь дисциплинированным.

4. Слово судьи – закон.

5. Не пререкайся с товарищами.

6. Победишь – не зазнавайся, проиграешь – не унывай.

7. Честь команды – твоя честь. Играя в команде – выручай друга.

Усвоение детьми игры и поведение играющих также зависят от правильного руководства. Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Условные сигналы и команды лучше чередовать в целях упражнения детей в точности и быстроте двигательной реакции. Руководитель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места.

Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение.

После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. Однако наряду с этим он предоставляет детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей. Очень тактично руководитель должен обращаться с маленькими, слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред; особенно много внимания надо уделять детям, не привыкшим играть в коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных действий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива.

Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать. На пределе их возможностей возникает своего рода «самозаводящийся» механизм, основа которого строится на игровом удовольствии. Руководителю важно следить за психологическим климатом подвижной игры, ее процесс должен быть приятен детям. Это возможно только в том случае, когда участники проявляют активность, творческую инициативу и самостоятельность.

Организатор игр должен помнить, что добровольность – основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре не надо заставлять его этого делать. Наблюдая за играющими товарищами, ученик сам присоединится к ним – пусть и не на первой игре, но это будет сделано добровольно.

Надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха, способствующих воспитанию нежелательных качеств. В согласованных совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока. Надо научить играющих не теряться, если придется переходить от нападения к защите. Но и в случаях перехода к защите игроки должны стремиться «обороняясь – наступать».

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились.

Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Объявлять результат игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к правильной оценке их действий и поступков. Объективный разбор игры приучает занимающихся к правильной самооценке.

При определении результатов игры учитывается качество выполнения того или другого задания, быстрота, знание правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать в игре и т. п.

При оценке действий учеников руководитель учитывает допускаемые ими ошибки. Во всех случаях необходимо заранее подумать о награждении победителях. Призы могут быть не только материальные, но и моральные. Можно использовать чисто символические призы, изготовленные из природного материала.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.