Экологические семинары-тренинги — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Экологические семинары-тренинги

2019-08-03 157
Экологические семинары-тренинги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по сборнику Учебное пособие по экологическому образованию

«Интересная экология», в сокращении)

 

Учебные программы, предлагаемые вданном пособии, рекомендуется использовать на семинарах, тренингах во внешкольной и внеклассной работе. Ведущие, принимающие участие в проведении семинаров-тренингов, применяют различные приемы и методы, для создания благоприятной обстановки при проведении учебного процесса. Предлагаем Вашему вниманию несколько таких приемов.

 

Миксер

Для того чтобы познакомить совершенно незнакомых людей друг с другом быстро и эффективно, необходим миксер. Миксер – это специальное, активное упражнение, предназначенное для быстрого знакомства людей и поднятия настроения перед семинаром.

Перед началом миксера каждому участнику желательно дать бейдж с его именем, для помощи ведущему и участникам в проведении миксера. Обычно в миксере большое количество людей разбиваются на несколько малых групп, по различным признакам, например по месяцам рождения, по любимым цветам, по любимым песням и т. д. После разбивки участников на малые группы, нужно дать им задание, направленное на быстрое знакомство их друг с другом. Желательно делать несколько разбивок по различным признакам.

Например: а) каждому из участников предлагается назвать свое имя и ассоциацию со своим именем (например, Сергей – смелый, Даша – душевная, Зина – задумчивая и т. д.). Затем каждый из участников должен назвать имя и ассоциацию каждого участника малой группы. Это задание помогает быстро и надолго запоминать имена участников;

б) каждому из участников предлагается сказать свое имя и ожидания от семинара одним словом. По окончании семинара участники могут проверить вместе с ведущим, сбылись их ожидания или нет. Затем участники разбиваются на постоянные малые группы, в которых они будут работать на протяжении всего семинара-тренинга.

Малые группы. Часто учителям просто невозможно работать с большой группой (серьезная тема и нужно, чтобы все ее поняли), и тогда возникает необходимость разделения на малые группы.

Главная привилегия малых групп – небольшое количество человек (8–10). Это позволяет лучше усвоить материал, закрепить знания, полученные на общих сессиях и естественно обеспечить возможность каждого члена группы принять активное участие в обсуждении, дискуссии и т. д.

Разделение на малые группы происходит следующим образом; учащихся нужно разделить так, чтобы в малых группах было равное количество сильных и слабых учеников, также, чтобы было одинаковое количество мальчиков и девочек.

Размещение малых групп также играет большую роль. Самое лучшее расположение мест в комнате полукругом, в углу сидит ведущий, а вокруг него участники. Это дает следующие привилегии: а) все участники видят друг друга и им не нужно поворачиваться назад, б) все находятся в равном положении по отношению к ведущему.

Соглашение. В малых группах необходимо создать «Соглашение» – договор, заключаемый между учениками и ведущим, чтобы прийти к согласию. «Соглашение» помогает участникам малых групп не отходить от темы (не сбиваться), работать по установленным самими же участниками правилам.

Как правило, «Соглашение» должно содержать следующие пункты:

• не перебивать;

• правило поднятой руки;

• слушать и слышать друг друга;

• говорить по одному;

• не смеяться над выступающим;

• следовать теме;

• участвовать всем;

• не критиковать;

или любые другие правила, которые приняла группа.

Закончив составление «Соглашения» каждый из участников должен подписать его и придерживаться его на протяжении всего семинара. Ведущий также должен принимать в этом участие и следить за соблюдением соглашения, как самому, так и других участников группы.

Рисунки могут быть использованы для развития наблюдательности, навыков сотрудничества, развития воображения. Рисунки также помогают лучше усвоить (запомнить) тему, т. е. развивают зрительную память. Используйте рисунки на ватмане, бумаге цветными жирными фломастерами. Не следует делать такие рисунки, которые потом нужно объяснять. Рисунок – это часть общения, а не дополнение к нему.

Ролевые игры. В настоящей жизни человек часто сомневается, как надо поступить в той или иной ситуации. В ролевых играх участники получают возможность разыграть ситуацию и попробовать найти несколько выходов из нее, и выбрать наилучший. Участники могут поделиться своими чувствами после проигранной ситуации. Им будет легче узнать и закрепить материал именно в процессе игры, т. е. когда они сами будут в ней участвовать. Кроме того, ролевые игры дают возможность закомплексованным молодым людям понемногу раскрепощаться в общении, делиться своим мнением.

Важно, чтобы в ролевые игры были вовлечены все, т. е. чтобы не оказалось незадействованных, пассивных участников. Если ролей немного, то оставшиеся должны играть роли наблюдателей или же тренеров. Также участники не должны «переигрывать», т. е. переносить отношение к роли на личности, участвующие в игре.

Подвижные игры используются для разминок. Участникам в процессе какой-либо подвижной игры предоставляется возможность развить память, проверить себя, привыкнуть к смене действий, быстро вникнуть в ход дела.

Имитация помогает участникам находить и разрешать противоречия в занятых ими позициях. Обсуждая эти противоречия, ученики приходят к более глубокому пониманию этих противоречий. Этот педагогический прием имеет важное преимущество, оно состоит в том, что участники получают более полное представление о различных мнениях и позициях. Узнав об этих мнениях, участники имеют возможность критически изучить их и, если это необходимо, изменить их. Например: можно имитировать судебный процесс, каждый из участников получает свою роль, происходит конфликт между различными взглядами и интересами. Участники сами находят компромисс и решение в этой ситуации.

Моделирование является видом занятий, которое некоторым, хотя и искусственным, образом пытается воссоздать опыт, для того чтобы рассказать о прошлых и текущих событиях. Например: участники делятся на группы по четыре-пять человек и получают набор указаний о том, как они будут находить решение ряда вопросов, стоящих перед страной. Моделирование может использоваться для того, чтобы рассказать о том, как принимаются различные решения в условиях различных форм правления страной. Главным в таком уроке является сравнение того, как эти проблемы решаются при различных формах правления. Это позволяет участникам сделать выводы о том, при какой форме правлений они больше всего предпочли бы жить. Как и в случае с любым другим моделированием, самой важной частью упражнения служит разбор занятия. В разборе занятия участники имеют возможность обсудить то, что они узнали. Это дает участникам хорошую возможность укрепить межличностные взаимоотношения, навыки выступления, дает умение выслушивать чужие мнения, вырабатывать компромиссы и проводить поиски согласия. Этот прием также способствует развитию навыков критического мышления.

 

Общая сессия

Ведущий перед началом общей сессии прекрасно знает цель, какую он хочет достичь на общей сессии. Например: общая сессия посвящена охране природы региона, цель ведущего, чтобы после общей сессии и малых групп учащиеся могли предлагать свои собственные решения для защиты местной природы. И всю общую сессию ведущий, путем использования различных педагогических приемов постепенно подводит учащихся к этой цели.

На общей сессии дается основной теоретический материал. Перед началом общей сессии лучше всего провести активную игру, для поднятия настроения и расслабления участников. Например:

а) игра «Тум-тум», ведущий делит всех участников по секторам (весь зал разбивается на 4-5 секторов) и каждому сектору дается определенное слово, начинающееся со слога «тум». Первому сектору дается «тум», второму сектору «тумбочка», третьему сектору «тумпапа». По команде ведущего начинает первый сектор петь «тум-тум, тум-тум», потом к нему присоединяется второй сектор и в завершении третий сектор. Параллельно с этим участники начинают двигаться, по знаку ведущего участники сначала начинают двигать правой рукой, потом левой рукой, затем правой ногой и т. д., до тех пор, пока участники не начнут двигать всеми частями тела. Ведущий с каждым разом наращивает темп пения.

6) игра «Гол-мимо», ведущий объясняет правила игры. Он делит зал на два сектора, первый сектор «гол», второй сектор «мимо». Оба сектора следят за движениями рук ведущего, первый сектор за движениями правой руки, второй сектор за движениями левой руки. Если ведущий машет правой рукой, то первый сектор кричит «гол-гол», столько раз, сколько махнул правой рукой ведущий. Если ведущий машет левой рукой, второй сектор кричит «мимо-мимо». Ведущий может менять все время положения рук, если какой-либо из секторов ошибется, тогда ведущий открывает счет (1:0).

Перед началом общей сессии, аудитории задаются вопросы, посвященные теме занятия (урока), задача ведущего настроить аудиторию на теоретический материал общей сессии. В процессе проведения общей сессии желательно побольше приводить примеров, связанных с теоретическим материалом, задавать вопросы в зал. Ведущий должен больше узнать, о том, какое представление имеет аудитория о теоретическом материале и, исходя из этого, он должен начать изложение теоретического материала либо с самого начала, либо продолжить материал в более расширенном виде.

Очень большое значение имеет время, отведенное на общую сессию. Если теоретический материал очень большой по своему объему, общую сессию можно разбить на два этапа, а в перерыве между ними желательно сыграть в малых группах в какую-нибудь ролевую игру, направленную на закрепление материала или на подготовку малой группы на новый материал. Максимальное время общей сессии – 20–30 мин. Из опыта большинства педагогов ясно, что концентрированное внимание подростка на лекции не держится более 20–30 минут.

«Мозговой штурм» – способ группового поиска решений определенной проблемы в процессе обсуждения, происходящего по определенному плану и с соблюдением следующих основных принципов:

• участвуют все, никто не доминирует;

• все высказываются и все слушают;

• все имеют равные права;

• все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обсуждения.

Ведущий не принимает участие в обсуждении, он наблюдает за ходом работы группы. По окончанию «мозгового штурма», после презентации представителей группы ведущий может поделиться с группой своими впечатлениями по соблюдению основных принципов «мозгового штурма».

 

 

План мозгового штурма

1. Предложить проблему для обсуждения и попросить участников образовать несколько групп численностью не менее 5–6 и не более 8–10 человек. Ведущий должен убедиться, что участники правильно поняли вопрос.

2. Участники должны сосредоточиться на обсуждение вопроса, стараясь высказать как можно больше идей. Вначале все члены группы последовательно, соблюдая «Соглашение», записывают на ватмане все идеи, которые приходят им в голову. На этом этапе никаких оценочных суждений, никакого обсуждения не проводится.

3. На следующем этапе обсуждается каждая идея и определяется, способствует ли она решению проблемы, предложенной для обсуждения.

4. Затем идет приоритизация: идеи обобщаются, корректируются, совершенствуются и выстраиваются в соответствии с их значимостью.

5. По возможности группа вырабатывает единое мнение и определяет своего представителя для презентации итогового решения.

Примечания

1. Если в «мозговом штурме» участвует несколько групп, то после последнего этапа группы объединяются по две и обмениваются идеями. Идеи вновь обобщаются, корректируются и выстраиваются в соответствии с их значимостью.

2. «Мозговой штурм можно провести до начала изучения темы, чтобы оценить начальный уровень знаний учащихся. Тот же вопрос может быть предложен для «мозгового штурма» по завершении изучения темы для оценки эффективности усвоения материала.

3. По мере того как учащиеся осваивают прием «мозговой штурм», вопросы для обсуждения усложняются.

 

Оценка работы

Когда вы приступаете к решению задач, поставленных при планировании учебной деятельности, необходимо побуждать участников постоянно осмысливать даже обыденные поступки, задумываясь над тем, что они делают, и обсуждать с ними все этапы работы. Без этого при выполнении заданий не будут достигаться поставленные цели, а сами задания превратятся всего лишь в веселые игры или забавные опыты.

Оценка эффективности задания. Чтобы узнать, как участники оценивают предложенные им виды деятельности, задайте им несколько вопросов.

• Что в этом задании показалось вам самым легким?

• Что самым трудным?

• С какими проблемами вы столкнулись, выполняя это задание?

• Нашли ли вы наилучший способ выполнения задания?

• Можно ли было выполнить это задание быстрее? Если да, то каким образом?

Оценка работы группы. Предложите участникам дать оценку тому, как работала группа, задав несколько вопросов.

• Все ли члены группы принимали участие в работе?

• Если нет, то почему?

• Кто из участников руководил работой?

• Все ли, кто хотел руководить работой, получили такую возможность?

• Сколько членов группы выдвинули предложения, которые помогли найти правильное решение задачи?

• Все ли предложения были выслушаны?

• Помогали ли члены группы друг другу?

• Можно ли было сделать так, чтобы в решении задачи приняли участие больше участников?

• Какой вклад внесли в общую работу те или иные члены группы?


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.