Экологические письма. Цели: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации. Время: 30 минут. Материалы: бумага, ручки. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Экологические письма. Цели: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации. Время: 30 минут. Материалы: бумага, ручки.

2019-08-03 173
Экологические письма. Цели: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации. Время: 30 минут. Материалы: бумага, ручки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Участники делятся на пары. Сначала каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на страницу) тому животному или растению, на которое он похож, по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и он становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.

Например, одна из участниц тренинга написала такое письмо ромашке: «Привет, подружка! Как себя чувствуешь в своем зеленом домике? Печет ли жаркое солнышко или дождик освежает твою белую головку? Я вижу, как ты каждое утро расправляешь свои пальчики-лепестки, разглаживаешь их и тщательно умываешься росой. Похоже, дрогнуло сердечко при виде какого-нибудь красавца колокольчика?».

Экологический кодекс жителей Земли. Цели: формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой. Время: 40 минут. Материалы: бумага, ручка.

Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, какими бы невероятными или неудачными они ни казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, шлифуются формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

Ритуалы и традиции. Цели: развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы. Время: 30 минут. Материалы: бумага, ручки. Ведущему необходимо разыскать в литературе описания ритуалов, связанных с взаимодействием человека с природой. Это могут быть ритуалы перед началом охоты древних людей, ритуалы «любования» природой у японцев и т. д.

Сначала ведущий зачитывает описание какого-либо ритуала, затем участники должны сами создать свой ритуал какой-либо деятельности, связанной с природой: сбора грибов, рыбной ловли, прогулки по лесу и т. д.

Участники распределяются по группам из 3–5 человек, в конце упражнения каждая рабочая группа представляет (имитирует) разработанный ритуал.

Примечание: Это упражнение особенно эффективно в семейной форме тренинга. Каждая семья вырабатывает для себя определенный ритуал, который может использовать, превратив впоследствии в семейную традицию.

Тотем. Цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включенности в мир природы. Время: до 1,5 часа. Материалы: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии).

Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах. Тотем – это природный объект (животное, растение, облако, солнечный луч, дождевая капля и т. д.), который, по легендам индейцев, защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем.

Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нем в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.

Пешком вслепую (крот). Лучше всего, когда играют дети вместе со взрослыми. Участники разбиваются на пары, дети и взрослые вперемешку или дети с детьми. Каждая пара сама решает, кто будет первым ведущим, а кто наденет повязку на глаза. Ведущий ведет ведомого по тому маршруту, который ему нравится, обращая внимание на поваленные стволы и ветки. Ведущий дает возможность своему ведомому прикасаться к предметам, представляющим интерес. Проводит ведомого вблизи источников звуков и запахов. Ведомый с помощью звуков, запахов и прикосновений оценивает внешний мир, выделяя в нем вещи опасные, а также вещи приятные и нужные. Он может по ходу действия называть предметы, которые он опознал. Ведущий оценивает точность восприятия своего «крота». Они меняются ролями, и игра приобретает новый интерес и смысл. Участвующий в такой игре взрослый тоже развивает свое чувственное восприятие мира и обучается.

Неприродная тропа. Необходимо выбрать тропу 10–15 м и усыпать ее искусственными предметами (10–15 шт.). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (к примеру, электролампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.

Дети проходят по тропе поодиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите всем, сколько было замечено, и скажите, что их было на самом деле больше. И пусть дети пройдут тропу еще раз!

Игру можно закончить обсуждением, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем поищите мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т. д.).

Деловая игра – судебный процесс «Имеет ли человек право на жизнь?». Участники занятий: учащиеся 8–11-х классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый), обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели, присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты. Обязанности участников:

Судья – ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый – это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель – природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник – это может быть просто человек, это может быть собирательный образ – цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения – сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты – отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели – выносят решение, в конце суда обязательно аргументируя его.

Возможные варианты процесса.

Обвинитель – природа говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т. к. он отравил реки сточными водами с (например) бумажных комбинатов, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения:

– рыбы рассказывают о том, как они погибают;

– растения, птицы – о невозможности дышать загрязненным воздухом. Животные рассказывают о том, что их убивают из-за меха.

Свидетели защиты защищаются:

– писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги;

– директор ТЭЦ – о необходимости тепла для людей;

– автовладелец – о необходимости транспорта, как средства передвижения;

– охотник – о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны окружающей среды, а для этого предлагает:

– охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;

– директору ТЭЦ предложит перейти на другую энергию – солнца и т. п.;

– автовладельцу перевести автомобиль с бензина на газ.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п. Затем суд присяжных выносят приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.

«Сороконожка». На первом этапе из участников формируется «сороконожка». Строение этого существа таково, что впереди становится участник с открытыми глазами – «голова сороконожки». На роль «головы» необходимо выбрать уравновешенного и заботливого человека, чтобы обеспечить успех прохождения маршрута и комфорт всех участников. А далее становятся все остальные участники, которые выступают в роли «сегментов тела» и будут двигаться с закрытыми глазами. Соединение «сегментов» осуществляется путем «захвата» талии впереди идущего. Маршрут должен проходить по пересечённой местности или по коридорам и лестницам здания, в котором проводятся занятия. Если позволяют условия, можно предусмотреть выход на улицу, так чтобы определенный участок маршрута проходил по оживленному тротуару. Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами они, формируя «сороконожку», не предполагают, что она покинет пределы игровой комнаты. Руководитель направляет путь «сороконожки».

При прохождении маршрута надо стараться провести группу по лестницам. Именно прохождение лестниц позволяет участникам проявлять заботу друг о друге. При этом необходимо принять определенные меры безопасности.

На втором этапе благополучно вернувшиеся с маршрута участники садятся в круг и анализируют упражнение. Вначале высказываются «сегменты», акцентируя внимание на способах своего взаимодействия с соседними «сегментами» и на стратегии «головы», которая либо помнила об их проблемах, либо неслась вперед, забывая об их комфорте и безопасности. Участники также высказываются о том, как они относятся к тому, что на них смотрели посторонние люди. Завершает обмен впечатлениями «голова».

Как правило, это упражнение позволяет подчеркнуть ответственность каждого за самочувствие партнёров, даже если они находятся в хвосте «сороконожки». Участники приходят к пониманию большого значения взаимной заботы и внимания друг к другу «в мелочах» для успеха общего дела. Особая проблема – это нестандартное поведение на глазах у окружающих и самих участников действия.

«Лесные детективы». Самый простой вариант, когда в начале маршрута каждый участник получает маленькие карточки с заданиями такого типа, как найти во время экскурсии:

– самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый, вкусный или иной запах;

– самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т. п. звук;

– самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т. п. поверхность какого-нибудь природного объекта.

Конечно, брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать, сфотографировать, отметить на карте его местонахождение. Результаты поисков «детективов» по окончании своеобразной экскурсии выслушивает вся группа.

Возможно усложнение игры поиском «лесного клада» (приза). Цепочка сенсорных загадок и ключевых подсказок приведет настойчивых следопытов к загадочному кладу.

«Звуки». В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо услышит птичью песню, он отгибает один палец. Кто лучше всех слышит? Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интереснее, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы.

Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест падающих листьев, журчание воды. Можно добавить сюда чуть больше экологического текста. Зайцу нужно лучше слышать, и поэтому у него большие уши. Сове тоже необходим тонкий слух, и у нее самые огромные уши среди птиц. Проверим, зависит ли слышимость от величины уха. Приложим к ушам ладони и направим их на источник звука. Вот мы слышим, как сова! У кого-то обнаружился газетный или тетрадный лист. А не сделать ли нам «заячьи уши»? Поэкспериментируем. Кто-то из играющих стучит веточкой по стволу дерева невдалеке, а мы все сильнее увеличиваем свои уши и все лучше слышим эти звуки. А теперь еще чьи-нибудь звуки послушаем, то как заяц, то как сова, а то как человек.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.