Игры по проблемам природопользования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Игры по проблемам природопользования

2019-08-03 207
Игры по проблемам природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я – эколог. Для игры необходим шестигранный кубрик с цифрами, шесть конвертов на которых написаны экологические проблемы: озоновые дыры, уничтожение тропических лесов, парниковый эффект, кислотные дожди (9–11-е классы); овраги, загрязнение воздуха, вырубка лесов, снижение плодородия почв (5–8-е классы). В конвертах находятся возможные варианты решения тех экологических проблем, которые написаны на конверте. Игра может быть как личной, так и командной.

Участники по очереди кидают кубик и в зависимости от выпавшей цифры получают конверт. В течение определенного времени они дают один из вариантов решения проблемы. Если участник или команда не могут дать свой ответ, то они могут воспользоваться подсказкой из конверта, но не более 2 раз за игру. Причем, если подсказка, которую они получают из конверта, уже была предложена одной из команд, то она не засчитывается. Использовав 3 подсказки и не найдя правильного ответа, участник (команда) выбывает из игры. Побеждает тот участник или команда, кто останется в игре.

Берегите воду. Игроков делят на 2 команды. Ребят каждой команды выстраивают в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают огород (можно выливать в ведро с надписью «огород»). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает: «Мы носили воду, воду от колодца к огороду». Таким образом ондает знак, который означает, что кран следует закрывать плотно.

Мастерская планирования (ролевая игра). Цель: развитие навыков планирования природопользования на основе принципов устойчивого развития; осознание принадлежности к определенной группе населения, активно участвующей в решении местных экологических, экономических и социальных проблем.

Задачи. Создание условий:

– для усвоения идей и принципов устойчивого развития;

– актуализации и закрепления знаний и умений по географии, биологии, экологии;

– развитие навыков исследования и оценки состояния окружающей среды;

– развитие навыков планирования и управления природопользованием;

– совершенствование умений сотрудничества, работы в команде.

Возраст участников: 10–16 лет.

Пояснения. На основе информации, которая дается для «специалистов» разного профиля и знаний по учебным предметам, участники игры решают проблемы управления и планирования экономической деятельности на основе принципов устойчивого развития. Игра проводится на местности, поэтому участники имеют возможность соприкоснуться с объектами живой природы, оценить состояние реальных природных комплексов, сделать обдуманный выбор хозяйственной деятельности, которую целесообразно осуществлять на рассматриваемой территории, на основе моделирования взаимного влияния социальных, экономических и экологических условий и особенностей территории.

Материалы и оборудование:

1. Топографический план и кадастр природных условий и ресурсов территории для каждой команды (заранее готовится учителем исходя из особенностей местности).

Кадастр – систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов или явлений на определенной территории. Включает данные о площади участка, рельефе, климате, полезных ископаемых, растительном и животном мире.

2. Подборка информационных материалов для представителей разных специальностей.

3. Оборудование и листы для записи результатов геоэкспертизы для каждой группы.

Программу геоэкспертизы и соответствующий ей лист для записи результатов целесообразно разработать исходя из особенностей местности, подготовки учащихся, наличия оборудования. В программу можно включить, например, пункты, содержащие характеристику почвы, состояния водных, лесных, агроклиматических, рекреационных ресурсов, полезных ископаемых, описание растительности и животного мира.

Участники игры и их функции

1. Ведущий (педагог) – ведение игры, координация работы команд.

2. Помощники ведущего (по числу команд) – осуществление связи между командами и ведущим при работе на местности.

3. Команды (2–3) по 10 человек. В каждой команде между игроками распределяются роли специалистов, претендующих на освоение (использование) территории. Они осуществляют экспертизу и планирование использования территории.

4. Жюри (учащиеся, педагоги) – оценивает проекты.

Ход игры

1. Знакомство с содержанием и правилами игры (15–20 мин.).

Каждая команда представляет интересы одного из предприятий, желающих взять землю в долгосрочную аренду. Задача команды – составить и обосновать проект использования территории для экономической деятельности предприятия.

Информацию о природных ресурсах территории игрокам необходимо получить самим, проведя геоэкспертизу и проанализировав сведения кадастра. Помощники ведущего помогают командам провести геоэкспертизу (команды идут по заранее намеченному маршруту). Результаты экспертизы заносятся в специальные листы.

На основе информации о природных ресурсах территории команды должны разработать и защитить проект по долговременному использованию участка, сбалансировав экономические интересы предприятия, потребности общества, и максимально сохранить условия и ресурсы окружающей среды. Прежде чем приступить к действиям, командам предлагается настроиться на творческую работу, распределить роли и внимательно изучить пакет информационных материалов.

Настрой на творчество

Сядьте удобно, выпрямите спину, закройте глаза. Глубоко вдохните. Освободитесь от всего, что вас беспокоит, отвлекает.

Сегодня мы будем играть, решая при этом важные проблемы. В игре у каждого есть свой стиль, свои пристрастия, свое место. Игра дает опущение раскованности, где есть свобода выбора и свобода созидания (пауза).

Почувствуйте, как в вас пробуждается творческая активность со шлейфом самореализации. Таинственно появляется новизна, ведя за собой неповторимость и неожиданность. Стремительно возникает общительность, заражая энергией всех вокруг (пауза). Каждый из вас – творческая личность. Ваша творческая натура настроена на фонтан мыслей, идей, предложений (пауза). Откройте глаза. Посмотрите, весь мир преобразился! Ощутите творческую энергию, фантазию и вдохновение.

2. Распределение ролей (5 мин).

3. Ознакомление с информацией (30 мин). Участники знакомятся с информационными материалами для «специалистов», консультируются с ведущим и помощниками ведущего.

4. Геоэкспертиза (30 мин). Команды проводят самостоятельную экспертизу на местности и заполняют листы «Результаты геоэкспертизы». Задания варьируются педагогом в соответствии с особенностями территории.

5. Планирование (60 мин). На основе данных геоэкспертизы, мнений «специалистов» и памятки «специалистам» (готовится специальное приложение) разрабатывается проект развития территории. Составляется план действий. На плане местности условными знаками отмечаются все объекты, которые предполагается разместить.

6. Защита проектов (20–30 мин). Происходит в произвольной форме. Например, сводный доклад одного из членов команды или сообщения «специалистов» об отдельных объектах. Поощряется использование участниками любых наглядных материалов (рисунков, таблиц, схем).

7. Подведение итогов (5 мин). Жюри анализирует представленные проекты, отмечает интересные идеи и положительные моменты во всех из них, особо акцентируя внимание на сбалансированном удовлетворении экономических, экологических и социальных потребностей.

4.7. Игры по Красной книге и особо охраняемым природным
территориям (ООПТ)

Красная книга. Для игры необходимы небольшие по размерам фотографии или рисунки различных животных и растений, занесенных в Красную книгу. Лучше всего отбирать изображения тех животных и растений, которые имеются в регионе. Фотографии наклеиваются на большой лист бумаги. Затем этот лист бумаги с фотографиями и названиями животных и растений из Красной книги разрезается на 20–30 частей и складывается в отдельный конверт. Количество таких заранее заготовленных конвертов должно соответствовать количеству участвующих в игре игроков или команд.

После раздачи конвертов ведущий дает команду начать игру. Побеждает тот, кто быстрее сложит картину с изображением животных и растений из Красной книги. Игру можно проводить раздельно для различных классов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Вопрос – ответ. Игроки делятся на две команды. Сначала одна команда задает вопросы другой (10–15 вопросов): «Внесено ли это растение в Красную книгу?». При этом называются как растения, внесенные в Красную книгу, так и не внесенные. Затем подсчитывается количество правильных ответов. Затем все повторяется, но вопросы задает другая команда. Очередность выступления команд определяется в результате жеребьевки. После подсчета правильных ответов, ведущий объявляет команду-победителя.

По заповедникам. Участники игры разбиваются на команды по 3–4 игрока. Каждая команда выбирает себе наиболее интересный заповедник и за несколько дней до начала игры тщательно изучает животный и растительный мир заповедника, его ландшафты. В период подготовки к игре, из книг делаются необходимые записи, рисунки, фотокопии, а если заповедник рядом, то и видеофильмы. После такой предварительной подготовки команды собираются для игры. Из членов команд или приглашенных гостей выбирается жюри.

По сигналу ведущего начинается поочередное выступление команд. Каждая команда по очереди рассказывает о заповеднике, демонстрируя фотографии (рисунки) животных, растений и наиболее интересных пейзажей. На выступление команды дается 5–7 минут.

При выборе победителя жюри учитывает знание и оригинальность излагаемого материала, его познавательное значение, а также энтузиазм и активность всех членов команды.

 

Конкурсы и загадки

Конкурс «Мисс – золотая осень». Конкурс приурочен к празднику «Золотая осени», а, следовательно, тематика отдельных разделов сугубо осенняя. Всем участникам раздаются жетоны с номерами. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

1. Конкурс «Представь себя». каждый участник каким-то образом представляет себя.

2. Конкурс «Шиворот-навыворот». Ведущий читает зашифрованное слово. Кто быстрее из участников сообразит, о чем речь, поднимает руку и по сигналу ведущего отвечает: несо (осень), сидер (редис), джодь (дождь), талас (салат), кул (лук), родимоп (помидор), ищово (овощи), вокром (морковь).

3. Конкурс «Песня об осени». Каждый участник исполняет один куплет песни. Повторение не допустимо.

4. Конкурс «Театральный». Мимикой и жестом каждый из участников старается изобразить какой-либо овощ (лук, капуста, морковь) или признаки осени. Зрители стараются отгадать.

5. Конкурс «Юные повара». Каждый участник перечисляет компоненты входящие в какой-либо салат и придумывает ему название.

6. Конкурс «Художники». Участники на доске рисуют с завязанными глазами огурец, морковь, помидор.

7. Конкурс «Загадки». Ведущий задает загадки на тему «Осень».

Загадки о воде

1. Что за звездочки сквозные, На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке? (Снежинки.)

2. Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнце свет – рухнул мост, и щепок нет. (Радуга.)

3. Бел, да не сахар, не колючий, светло-синий (Иней.)

4. Ног нет, а идет, по кустам развешан (Снег.)

5. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (Лед)

6. Детки сели на карниз и растут все время вниз. (Сосульки.)

7. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река.)

8. В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны.)

9. День и ночь кричит, а голос не устает? (Водопад.)

10. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)

11. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек.)

12. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали и пошли искать их днём, ищем, ищем, не найдем. (Роса.)

13. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

14. В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь.)

15. Дождь прошел, а я остался на дорожке во дворе. Воробьи во мне купались, на потеху детворе. Но до завтрашнего дня солнце высушит меня. (Лужа.)

16. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото.)

17. Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.)

18. По небесам оравою бредут мешки дырявые. И бывает – иногда из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой… (Тучи.)

Загадки о цветах

1. Посреди двора – красная голова, вырос в поле дом, полон зерен он. (Мак.)

2. Меня называют царицей цветов за цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зеленый вас ранить готов, но кто ж не простит мне колючих шипов? (Роза.)

3. Знакома с детства каждому их белая рубашка, с срединой ярко–желтою веселая …(Ромашка.)

4. Головка голубая и длинный стебелек ну, кто его не знает? Это… (Василек.)

5. Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонек? Эта алая … (Гвоздика) Жаркий празднует денек.

6. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши.)

7. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелек. (Одуванчик.)

8. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник.)

Загадки о птицах

1. Гребешок аленький, кафтанчик рябенький, двойная бородка, важная походка. Раньше всех встает, голосисто поет. (Петух.)

2. Он носом в землю постучит, взмахнёт крылом и закричит. Кричит он даже сонный, крикун неугомонный. (Петух.)

3. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем? Хоть кругом и красота, но такая высота! Нет, хозяин не боится со скалы крутой скатиться – два могучих крыла у хозяина... (Орла.)

4. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

5. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. Верещунья белобока, а зовут ее... (Сорока.)

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.