Экологические викторины, шарады, головоломки — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Экологические викторины, шарады, головоломки

2019-08-03 326
Экологические викторины, шарады, головоломки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Викторина – форма досуговой, интеллектуальной игровой деятельности, построенная на принципе вопрос – ответ. Проведение викторины носит состязательный характер. Победителем считается тот участник (команда), который первым правильно ответил на поставленный вопрос и по итогам игры набрал наибольшее количеств правильных ответов.

Педагогический эффект от викторины достигается следующим:

– развивается познавательный интерес;

– моделируются жизненные ситуации борьбы и соревновательности;

– создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

– сплачивает, рождает, хотя и временную, общность;

– выявляет личностные качества человека играющего – ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже, честность;

– полностью отвечает принципу единства познания и рекреации;

– может проявить у человека те положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Чаще всего викторины подразделяют на: интеллектуальные, спортивные, творческие. Они могут различаться по месту проведения – за столом, на сцене, на лесной поляне, экологической тропе, в зале.

В зависимости от количества участников викторины можно разделить на индивидуальные и командные (коллективные).

Правила проведения викторин достаточно просты и должны отвечать следующим требованиям:

– должна охватывать как можно большее количество участников. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей;

– должна быть интересна для всех;

– задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности.

Любую викторину необходимо серьезно готовить. Начинать подготовку необходимо с определения темы викторины и ее названия. Темы викторин должны быть актуальными.

Далее определяются цели и задачи, продолжительность викторины. Необходимо подобрать и изучить специальную литературу, на основании которой будут составляться вопросы.

Результат викторины зависит от удачно составленных вопросов. Именно этому этапу необходимо уделить главное внимание. Необходима точная и ясная формулировка вопросов, требующая однозначного ответа. Не допускается формулирование вопроса, в котором требуется сделать перечисление фактов или вкладывается двоякий смысл. Источник для вопроса должен быть достоверным. Организатор должен всегда иметь при себе ссылку на источник вопроса для того, чтобы в спорных случаях принять правильное решение. В последнее время стали использовать при проведении викторины видеовопросы.

Степень сложности вопросов зависит от уровня подготовленности будущих участников викторины. Чем старше дети, участвующие в викторине, тем сложнее могут быть вопросы и тем больше их может быть предложено участникам игры. Но, главное, чтобы вопросы были определенной трудности. Нельзя допускать, чтобы все вопросы были одинаково простыми или очень трудными. Примерно треть вопросов должны быть такими, чтобы вызвать у ее участников потребность в чтении после викторины дополнительной литературы.

Обязательный элемент викторин – судья или жюри, в обязанность которых входит выявление первого человека, поднявшего руку для ответа или очередности ответа командами, слежение за соблюдением правил, оценка правильности ответа и определение победителя.

При подготовке викторины нужно правильно выбрать форму ее проведения. Достаточно вспомнить среди разновидностей викторин такие формы, как «Что, где, когда?», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес», «Брэйн-ринг» и т. д. Но проведение этих форм требует определенных материальных затрат на оформление.

Непосредственно перед проведением викторины необходимо определить место и время ее проведения; участников викторины. Дать задание ученикам для предварительной подготовки к мероприятию

Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Наличие призов необходимо предусмотреть на этапе подготовки викторины. И здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать. Призы должны соответствовать уровню и сложности викторины и не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной медали с соответствующей надписью и т. п.

После окончания мероприятия необходимо провести анализ его результативности. Этот анализ позволит внести коррективы в задаваемые вопросы, выявить недостатки организации.

Шарада – разновидность загадки, где исходное слово разделяется по слогам на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова. Слово «шарада» произошло от французского «charade» – слово, которое нужно найти. То есть, составные части шарады – отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады дается описание каждой ее части, а потом – смысл всего слова. И не всегда при этом слово разбивается по слогам. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована иногда стихотворными строчками.

В шарадах не всегда удается составить слово из законченных самостоятельных слов, как в приведенном выше примере. Нередко бывает так, что в составных словах либо не хватает по букве, либо получаются лишние буквы. В этих случаях в стихах шарады указывается, что к такой-то части (слогу) нужно прибавить букву или отнять ее или заменить одну букву другой.

Головоломка – сложная, трудноразрешимая загадка, задача. Для решения головоломки, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Разгадывание головоломок является одним из любимых занятий большинства ценителей интеллектуального досуга. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность. Вам пригодятся все ваши навыки и умения. Вам придется собирать и анализировать информацию, откидывать лишние данные, которые запутывают, и находить тот самый недостающий бит информации, который приведет к победе над головоломкой.

Примеры экологических викторин, загадок и головоломок даны в пунктах. 4.10–4.12.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Содержание и виды проектной деятельности

 

В практике экологического образования учителей естественного цикла Кировской области получает все большее развитие метод проектов. Анализируя передовой педагогический опыт, можно отметить, что проектные технологии наиболее часто и удачно используются педагогами в экологическом образовательном процессе. В основе проектирования обязательно рассматриваются реальные проблемы взаимодействия общества и отдельного гражданина со средой обитания. Разработка экологического проекта позволяет продуктивно осуществлять интегрированный подход при получении знаний, применить научные знания в реальных ситуациях: провести системные исследования природных сред и объектов, выявить причины загрязнения окружающей природной среды, дать оценку степени воздействия человека на живую и неживую природу, выдвинуть осознанно гипотезы, пути доказательства решения экологических проблем родного края. У учащихся формируется положительная мотивация учения, расширяется экологический кругозор, развивается социокультурная память, а главное, приобретается функциональная экологическая грамотность как неотъемлемое качество личности.

Выполнение исследований в рамках проектной деятельности позволяет интегрировать содержание теоретических дисциплин предметов естественного цикла (6–11-е кл.) в школе с практикой полевых исследований социальной, природной, экономической, культурной среды. Учитывая реальные учебные возможности школьников, уровень их подготовки, проектные технологии с успехом используются педагогами на этапе сбора информации об экологическом состоянии своей местности. Презентации по данным проектам практикуются в форме защиты информационного проекта.

При проведении экологических исследований по изучению состояния природных сред и объектов учащимся предлагается критически и достоверно оценивать получаемую информацию, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности, обосновывать исследовательскую тему, сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме. Работая над исследовательским проектом учащиеся учатся осваивать и прогнозировать средства и методы исследования, определять и обосновывать объект, предмет, цель, задачи, методы и результаты исследования. Результатом работы над таким проектом является формулировка выводов, рекомендаций, принятие путей решения экологических проблем.

В последнее время учащиеся стали активно участвовать в практико-ориентированной проектной деятельности, например, по благоустройству территории проживания, устранению свалок, очистке и обустройству родников, созданию зимнего сада школы и т. п. В основе проектирования обязательно рассматриваются реальные проблемы взаимодействия общества и отдельного гражданина со средой обитания. Разработка экологического проекта позволяет продуктивно осуществить связь обучения с жизнью, применить научные знания в реальных ситуациях: провести системные исследования природных сред и объектов, выявить причины загрязнения окружающей природной среды, дать оценку степени воздействия человека на живую и неживую природу, выдвинуть осознанно гипотезы, пути доказательства решения экологических проблем родного края. У учащихся формируется положительная мотивация учения, расширяется экологический кругозор, развивается социокультурная память, а главное, приобретается функциональная экологическая грамотность как неотъемлемое качество личности. Такие проекты требуют от педагогов хорошо продуманной структуры деятельности его участников с определением четких функций каждого из них до оформления конечного результата.

Творчески решают задачи групповых и индивидуальных проектов по исследованию природных сред и объектов своей местности учителя естественного цикла многих школ области. Под их руководством каждый год рождаются новые творческие проекты учащихся, которые оформляются в форме индивидуального исследовательского проекта, экспедиции, видеофильма, программы праздника, дидактического спектакля, статьи, репортажа, альманаха, альбома. Заслуживают внимания игровые проекты, участники которых принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием исследования. Проектные методики в экологическом обучении школьников с введением профильного обучения играют важную роль в положительной мотивации выбора учащимися базового и профильного обучения.

Участие в проектной деятельности позволяет сформировать характер взаимодействия педагогов и учащихся на сотрудничество в постановке целей, анализа, оценки деятельности с позиции личностно-ориентированного обучения. Если выполняется проект коллективом учащихся, работа над проектом создает условия для взаимодействия учащихся друг с другом, их развития, взаимного уважения, ответственности и доверия.

Образовательные учреждения Кировской области участвуют в проектной деятельности по формированию здорового образа жизни детей и подростков. Создана необходимая нормативно – правовая база опытно – экспериментальной работы по здоровьесбережению. Она включает в себя комплексную целевую программу «Здоровье и здоровый образ жизни» и организацию структурного подразделения – Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

В школах проводятся мониторинговые исследования уровня здоровья школьников на основе медико-физиологической, психолого-социальной диагностики, разработаны критерии оценки уровня культуры здоровья. Мониторинговые исследования проводятся в целом по школе, по классам и по каждому ученику. Отслеживание данных критериев в динамике позволяет проследить изменение состояния здоровья в разные возрастные периоды и определить первоочередные меры по профилактике тех или иных нарушений. А карта здоровья ученика позволяет не только проследить динамику состояния его здоровья, но и помогает самому ребенку, а также его родителям составить с помощью педагога свою индивидуальную коррекционную программу сохранения и укрепления здоровья, определить первоочередные темы уроков здоровья.

Доцентом Вятского государственного гуманитарного университета Г.А. Ворониной разработана и реализуется во многих школах междисциплинарная программа «Путь к здоровью», в которой отражены региональные аспекты содержания экологического образования. Программа данного курса предусматривает изучение среды жизнедеятельности человека (производственной и домашней), самодиагностику резервов здоровья, знакомство с оздоровительными системами. Важным разделом программы является самовоспитание личности, формирование нравственного здоровья и гражданской позиции человека, в основе которого лежат самосовершенствование, развитие внимания, воли, памяти и других резервных возможностей организма. Большое внимание в программах уделяется работе с родителями.

Для младших школьников проектная деятельность может проходить в форме экологической игры – проекта, например, познавательное развлечение «Путешествие в страну Почемучек», викторины, написании исследовательской работы по заданию учителя. Учащиеся готовят презентации проектов по темам: «Самая лучшая зимующая птица», «Как называются причудливые обитатели морей», «Для чего нужен песок?».

Кроме того, для учащихся 1–11-х классов рекомендуется выполнение социальных проектов: «Твой след на планете», «Мир вокруг нас», «Всемирный день красоты», «Хвойные пылесосы» и др.

Требования к содержанию исследовательского проекта

В исследовательском проекте должны быть отражены следующие разделы:

1. Постановка проблемы.

2. Цели и задачи проекта.

3. Участники проекта.

4. Опыт работы участников проекта по заявленной теме.

5. Основное содержание проекта.

6. Ожидаемые результаты и их оценка.

7. Календарный план реализации проекта.

Обязательным приложением к проекту является смета с подробной расшифровкой статей.

Участниками проекта оформляется заявка на участие в конкурсе по прилагаемой форме:

 

заявка на участие в конкурсе

1 Регистрационный № (заполняется оргкомитетом)  
2 Название коллектива (если авторов не более трех – их фамилии и имена)  
3 Полное название школы, учреждения дополнительного образования или другой организации, при которой выполнялся проект  
4 Город (поселок, деревня)  
5 Регион (республика, область, край)  
6 Название проекта  
7 Номинация, на которую подается проект  
8 Фамилия, имя, отчество руководителя (руководителей)  
9 Почтовый адрес  
10 Контактные телефоны  
11 Адрес электронной почты  

К заявке прикладывается аннотация:

Аннотация – краткое описание проекта включает следующую информацию:

– номинация, по которой подается работа на конкурс;

– название проекта;

– авторы (название коллектива, а если работа индивидуальная – фамилия, имя, класс, школа);

– Ф.И.О. (полное) руководителей;

– место и год (годы) выполнения;

– краткое содержание проекта:

1) какая проблема исследовалась;

2) обоснование выбора проблемы и цель исследования;

3) основные методы исследования;

4) главный достигнутый результат;

5) выводы;

6) программа действий (что планируется, что сделали).

Объем аннотации – не более 1 страницы.

Перед подачей проекта на конкурс рекомендуем провести его публичное представление в школе, на городской конференции и т. п., по возможности – получить отзыв в местной природоохранной службе.

 

Отчет о проведенных исследованиях должен содержать:

1. Титульный лист, на котором должно быть написано:

– Номинация, по которой выполнялся проект.

– Название организации, при которой работает экологический коллектив.

– Название проекта.

– Название авторского коллектива (если работа индивидуальная: имя, фамилия автора, класс, школа).

– Ф.И.О. руководителей.

– Год (годы), в течение которого выполнялся проект.

2. Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.

3. Справка о деятельности коллектива. В справке нужно указать время создания коллектива, список школьников, участвовавших в работе над проектом (имя, фамилия, возраст, в каком классе и школе учатся), фамилии и должности руководителей. Обязательно указать, кто конкретно из школьников выполнял тот или иной раздел проекта, кто из руководителей отвечал за какую часть работы. Укажите особо отличившихся членов коллектива (если таких можно выделить), а также организации, с которыми сотрудничали в выполнении проекта (получали научные, профессиональные консультации, материальную или финансовую поддержку). Сюда же можно приложить отзывы различных организаций о деятельности коллектива, копии дипломов, газетных публикаций и пр., фотографии группы или отдельных членов коллектива с подписью.

4. Введение

В этом разделе следует сформулировать цель исследования, объяснить, на решение какой проблемы оно направлено, указать место проведения исследования (название и географическое местоположение), сроки выполнения проекта, организации, с которыми сотрудничали при выполнении проекта.

5. Объект исследования

6. Методы исследования. Укажите, какие методики были использованы при проведении исследования.

7. Результаты исследований

Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.

8. Выводы

9. Прогноз

10. Программа действий

В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.

11. Список использованной литературы

Обычно при оценке проекта используются следующие критерии: –

– соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки проблемы;

–  комплексность, полнота и объем проведенного исследования;

– обоснованность выбранных методов;

– грамотное и логичное изложение результатов;

– степень проработки исследований;

– обоснованность выводов и рекомендаций;

– степень творческого участия школьников в проведении исследования и в практических действиях.

Отчет о проделанной работе должен быть подготовлен строго в соответствии с требованиями конкурса и не содержать разделов, не имеющих отношения к исследовательскому проекту.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данном разделе пособия в краткой форме представлено описание потенциала информационных технологий в решении вопросов формирования и развития эколого-информационной компетентности – важнейшей составляющей экологической культуры обучающихся. Основное внимание уделено опыту использования ресурса геоинформационных технологий в организации с обучающимися исследовательской и практико-ориентированной работы в сфере экологии.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.