Серия тематических сборников и DVD -дисков — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Серия тематических сборников и DVD -дисков

2019-08-03 184
Серия тематических сборников и DVD -дисков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Серия тематических сборников и DVD -дисков

«Экологическая мозаика»

Сборник 18

ИНТЕРАКТИВНЫЕ
И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ

Учебно-методическое пособие

Киров

2012

УДК 502

ББК 74.200.528 + 74.026.843

И 73

Печатается по решению Координационно-методического совета
по экологическому образованию, воспитанию и просвещения населения
Кировской области

Составители – А.А. Хохлов, И.М. Зарубина, Ю.В. Семенов

 

Под общей редакцией Т.Я. Ашихминой, И.М. Зарубиной, Л.В. Кондаковой, Е.В. Рябовой

 

 

И 73 Интерактивные и информационные технологии в экологическом образовании и просвещении: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.: ил. – (Серия тематических сборников и DVD-дисков «Экологическая мозаика». Сборник 18)

 

ISBN 978-5-91061-319-9 (Сб. 18)

ISBN 978-5-91061-301-4

 

Материалы, представленные в данном сборнике, предназначены для проведения мероприятий по экологии с использованием интерактивных и информационных технологий, и участия в проектной деятельности.

Разработка серии тематических сборников и DVD-дисков «Экологическая мозаика» выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Разработка современных технологий формирования экологической культуры населения» в процессе реализации пилотного проекта по развитию системы экологического образования и просвещения «Вятка – территория экологии».

Пилотный проект был разработан по поручению губернатора Кировской области Н.Ю. Белых департаментом экологии и природопользования Кировской области при активном участии Координационно-методического совета по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Кировской области.

Подготовка и издание сборника осуществлены за счет средств ведомственной целевой программы «Обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования в Кировской области» на 2012–2014 годы.

 

ISBN 978-5-91061-319-9 (Сб. 18)

ISBN 978-5-91061-301-4

 

© Департамент экологии и природопользования Кировской области, 2012

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................. 4

1. Интерактивные технологии в экологическом образовании
и просвещении.
А.А. Хохлов, И.М. Зарубина.................................................... 5

1.1. Экологические игры. Методика подготовки и проведения игр................. 5

1.2. Экологические семинары-тренинги........................................................... 11

1.2.1. Миксер..................................................................................................... 11

1.2.2. Общая сессия........................................................................................... 13

1.2.3. Оценка работы........................................................................................ 15

1.2.4. Советы по составлению плана семинара................................................ 16

1.3. Эколого-психологический тренинг........................................................... 17

1.4. Экологические викторины, шарады, головоломки. А.А. Хохлов............. 18

2. Проектная деятельность. Т.Я. Ашихмина.................................................. 21

2.1. Содержание и виды проектной деятельности........................................... 21

2.2. Требования к содержанию исследовательского проекта......................... 23

3. Информационные технологии в экологическом образовании.
Ю.В. Семенов..................................................................................................... 26

3.1. Информационные составляющие экологической культуры.................... 26

3.2. Вопросы формирования эколого-информационных компетентностей... 27

3.3. Экологический практикум с использованием сервисов GPS................... 28

3.4. Особенности использования ГИТ в формировании экологической культуры............................................................................................................ 31

3.5. Формы организации экологических занятий на основе использования ГИТ............................................................................................................................ 35

4. Примеры интерактивных занятий. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина,
Э. В. Габдулхакова
............................................................................................ 40

4.1. Игры на знакомство................................................................................... 40

4.2. Игры общеэкологические.......................................................................... 41

4.3. Игры по экологии растений....................................................................... 52

4.4. Игры по экологии животных..................................................................... 54

4.5. Игры по экологии человека....................................................................... 57

4.6. Игры по проблемам природопользования............................................... 62

4.7. Игры по Красной книге и по особо охраняемым природным
территориям (ООПТ)........................................................................................ 64

4.8. Конкурсы и загадки................................................................................... 65

4.9. Фенологические и экологические рассказы-загадки................................ 67

4.10. Викторины для школьников.................................................................... 69

4.11. Экологические шарады............................................................................ 76

4.12. Головоломки и ребусы............................................................................ 77

4.13. Эколого-психологические тренинги........................................................ 80

5. Методические материалы к проведению «Недели биологии
и экологии».
З.К. Харина................................................................................. 86

Библиографический список........................................................................... 94

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что дети всего мира больше всего любят разнообразные и разноплановые игры и компьютер. Поэтому логичным и закономерным является использование интерактивных и информационных технологий в экологическом образовании, воспитании и просвещении детей.

Экологическая игра – это школа жизни и практика развития ребенка. В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным позитивным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. В результате дети, порой незаметно для себя, вовлекаются в процесс экологического образования и легко усваивают необходимые знания и навыки.

При проведении занятий, семинаров, в работе кружков и клубов, при организации досуга школьников на полевых практикумах, в экспедициях, оздоровительных и экологических лагерях работники учреждений образования и культуры могут использовать различные интерактивные технологии с учетом наличия времени и места их проведения. В комплексе с методическими рекомендациями и разработками данные материалы могут послужить «базисом», основой для создания комплексной программы экологического образования, воспитания и просвещения детей.

Экологических игр, тихих и шумных, простых и сложных, требующих больших затрат и сделанных буквально «из ничего», можно придумать очень много, их можно классифицировать по различным признакам.

Мы не ставили своей задачей проведение четкой классификации экологических игр. В данном сборнике присутствуют игры коммуникативные, учебные, деловые, ролевые, имитационные и т. д. А также викторины, шарады и загадки. Для старших школьников предлагается проведение семинаров-тренингов.

Формирование экологической культуры средствами информационных технологий – одна из важнейших задач экологического образования в средней школе.

В данном сборнике проанализированы те возможности, которые представляют информационные технологии и экологические науки для формирования у учащихся экологического мировоззрения, ценностного отношения к окружающей среде, и показано, как могут быть использованы эти возможности в системе естественнонаучного образования.

Приводится ряд примеров, варианты организации работ. Особое внимание уделено использованию в учебном процессе геоинформационных технологий на основе использования спутниковой навигации GSP (ГЛОНАСС).


ОБРАЗОВАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ

1.1. Экологические игры. Методика подготовки и проведения игр

Игра одно из самых первых в истории культуры средств воспитания и образования, в том числе и экологического. Еще не было и самих этих слов «образование», «воспитание» и тем более «экология», а уже существовало множество игр, помогающих человеку развиваться природосообразно. Играть свойственно всем детям, в человеческом сообществе малыши резвятся подобно детенышам в животном мире: весело гоняются друг за другом, прыгают, беззлобно борются и т. д. Существенные изменения в игры детей внесли труд, речь, искусство, жизнь в социуме. Игра наиболее быстрый и эффективный способ приобретения опыта. Используя игру, мы ускоряем, делаем более интенсивным процесс развития ребенка, его приобщение к социальным, в т. ч. экологическим ценностям.

Игры активно используют в своей деятельности все педагоги. В педагогической науке нет единой классификации игр. Чаще всего все игры делят по таким критериям, как возраст, место проведения, подвижность, по числу участников и т. д.

Игра, как взаимодействие людей, обладает наибольшими возможностями в плане экологической педагогики, именно поэтому часть педагогов особо выделяет игры экологической направленности. По мнению Джозефа Корнелла, «во всех этих играх учителем выступает сама природа. Она разговаривает с нами посредством игр на языках то науки, то живописи, то поэзии».

Д. Корнелл дает свою классификацию игр, которые он собирал и придумывал в течение многих лет, работая с детьми учителем-натуралистом. Все экологические игры он разделил на 5 групп.

Первая группа игр содействует достижению физической и эмоциональной гармонии с окружающим миром.

Вторая помогает создать спокойный, созерцательный настрой. При этом не следует думать, что «тихие» игры скучны.

Третья группа игр помогает понять природные процессы и взаимосвязи, например –принципы функционирования экосистем. Причем, в доступной, живой, а не сухой форме, характерной для учебников. Включаясь в такие игры, учащиеся словно становятся участниками происходящих в природе событий. Дети лучше понимают явления природы и усваивают сложные понятия, если они познаются на собственном опыте.

Четвертая группа игр помогает настроить души детей на восприятие покоя и красоты природы, ее силы, величия, непостижимости и способности постоянно удивлять. В таких играх они общаются с природой напрямую: трогают, смотрят, слушают, ощущают запахи, пробуют на вкус.

Пятая группа игр предназначена для того, чтобы дети просто порезвились. Такие игры в лесу, или в высокой густой траве, или ночью под звездным летним небом помогают ребятам выплеснуть бьющую через край энергию.

Приведем и другую характеристику основных типов игровых технологий:

Деловая игра является ядром методического комплекса, позволяет проследить результаты воздействия играющих на моделируемую систему.

Ролевая игра моделирует различные жизненные ситуации, дает учащимся возможность глубже понять изучаемые экологические законы, связи, отношения.

Имитационная игра представляет собой процедуры постоянного действия с одной игровой ролью для всех участников.

Игровое проектирование конкретной ситуации активные диалоговые занятия, основной целью которых является актуализация уже имеющихся у школьников экологических знаний о том процессе или явлении, которые рассматриваются в ходе урока.

Комплексные эколого-экономические игры проводятся в масштабах класса, школы, целого города и позволяют создавать на продолжительное время игровое пространство с развернутой системой экономических отношений, учитывая при этом основные экологические взаимосвязи и взаимодействия.

Участвуя в игре, ученик становится не только наблюдателем или аналитиком, но и активным участником воспроизводимых в игровой форме событий, он может изменить экологическую ситуацию в родном городе и даже «спасти» планету от экологической катастрофы.

 С.Л. Новоселова предлагает все экологические игры классифицировать в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого) и объединяет их в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые); 2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые); 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа народные игры.

Важное развивающее значение для детей имеют игры с правилами подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).

Любая игра, моделирующая решение экологической ситуации, содержит элементы творчества. В процессе постановки и проведения игры, как педагог, так и участники могут вносить в игру различные дополнения, изменения и, тем самым, развивать и совершенствовать ее.

Д. Корнелл выделил несколько принципов обучения детей на природе во время игры:

1. «Меньше учитесь, больше делитесь». Делитесь не только знаниями, но и вашими чувствами, эмоциями, откровениями.

2. «Будьте восприимчивы». Восприимчивы к каждой ответной реакции посетителей, их вопросам, замечаниям, восклицаниям, радости от нечаянной находки.

3. «Не тратьте время попусту». Не давайте времени течь бесполезным мутным потоком, пусть оно бежит звонким ручейком с первой же минуты общения с посетителями. Постоянно меняйте тактику: их вопросы – ваши ответы, ваши вопросы – их ответы.

4. «Сначала смотрите, потом говорите». Важно не только выучить, что как называется (в сущности, это вообще не важно), а почувствовать и познать, что есть что. Например, понаблюдать за сменой настроения у дуба в разное время суток, настроиться на одну волну с природой.

5. «Будьте радостны». Дух вашей радости, вашего энтузиазма и бодрого настроения должен присутствовать в любой игре и на лесной поляне, и в помещении.

Надо помнить, что любая игра – благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

Педагог обязан уметь организовать игры с ребятами любого возраста, выбирая игры в зависимости от возраста. Для этого он создает такой их ассортимент, чтобы на занятии или во время отдыха не было недостатка в предложенных вариантах и детям было из чего выбирать. Даже и при очень большом выборе игр все равно нужно предложить ребятам придумывать свои игры, отвечающие теме занятия.

Методика организации и проведения экологических игр с учащимися включает в себя несколько основных этапов:

1. Выбор конкретных игр, соответствующих целям и задачам мероприятия и подготовка к этим играм.

2. Организация учащихся на игру и подготовка самого организатора игр к игре.

3. Руководство игрой во время ее проведения.

4. Подведение итогов.

Выбор игр в первую очередь зависит от общих задач мероприятия, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.

При выборе игры необходимо учитывать место проведения, форму проведения мероприятия (урок, перемена, праздник, прогулка на природу, экологическая тропа). Все они ограничены по времени, но временные ограничения различаются.

В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега.

Выбранная игра должна соответствовать и уровню знаний учащихся. Одна и та же игра не может быть интересна тем учащимся, которые только что начали осваивать основы экологии и тем, кто уже изучает ее несколько лет. При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если достаточно холодно и ребята замерзли, то возможны подвижные игры («заячий» способ согревания), связанные с беготней, поисками или физическими упражнениями. Зимой на свежем воздухе нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. И наоборот, если очень жарко, то игры малоподвижные (желательно в тени).

Подготовка самого организатора игр к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе. Подготовка состоит из выбора игры, подготовки площадки для проведения игры, подготовки инвентаря для игры, предварительный анализ игры.

Подготовка площадки для игры: если руководитель планирует провести игру на местности, он заранее хорошо знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем.

Если подвижная игра проводится на воздухе, то необходимо подобрать ровную площадку (особенно для детей младшего школьного возраста). Линии границ участка намечаются не ближе 3 м от забора, стены, деревьев или других предметов во избежание травм. Площадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения некоторых игр ее посыпают песком.

Перед началом игры в помещении руководитель должен проследить, чтобы оно было проветрено, а пол протерт влажной тряпкой. В нем не должно быть посторонних предметов, мешающих движениям играющих.

Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарем. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников, а его размер и масса – посильными для играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее. Руководитель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как руководитель объяснит им правила игры.

Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления.

Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.

Организация педагогом играющих учащихся включает в себя:

1. Размещение будущих игроков около руководителя при объяснении игры.

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить детей в исходное положение, из которого они начнут игру. Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина будущих игроков окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на команды, то их можно построить одну против другой на некотором расстоянии.

2. Объяснить подробно правила игры (презентация игры). Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. При этом надо обратить их внимание на то, что в ходе игры правила изменять нельзя. Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы учащихся. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем.

Необходимо проинформировать участников игры и о безопасности (физической и психологической). Потенциальную опасность подвижных игр можно показать драматически-юмористическим разыгрыванием сцены падения, тем самым углубляя осознание игроками того, что они делают.

Необходимо, чтобы учащиеся во время игры соблюдали следующие правила:

1. Играй честно и строго соблюдай правила игры.

2. Не выставляй всюду себя, дай поиграть другим.

3. Будь дисциплинированным.

4. Слово судьи – закон.

5. Не пререкайся с товарищами.

6. Победишь – не зазнавайся, проиграешь – не унывай.

7. Честь команды – твоя честь. Играя в команде – выручай друга.

Усвоение детьми игры и поведение играющих также зависят от правильного руководства. Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Условные сигналы и команды лучше чередовать в целях упражнения детей в точности и быстроте двигательной реакции. Руководитель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места.

Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение.

После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. Однако наряду с этим он предоставляет детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей. Очень тактично руководитель должен обращаться с маленькими, слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред; особенно много внимания надо уделять детям, не привыкшим играть в коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных действий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива.

Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать. На пределе их возможностей возникает своего рода «самозаводящийся» механизм, основа которого строится на игровом удовольствии. Руководителю важно следить за психологическим климатом подвижной игры, ее процесс должен быть приятен детям. Это возможно только в том случае, когда участники проявляют активность, творческую инициативу и самостоятельность.

Организатор игр должен помнить, что добровольность – основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре не надо заставлять его этого делать. Наблюдая за играющими товарищами, ученик сам присоединится к ним – пусть и не на первой игре, но это будет сделано добровольно.

Надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха, способствующих воспитанию нежелательных качеств. В согласованных совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока. Надо научить играющих не теряться, если придется переходить от нападения к защите. Но и в случаях перехода к защите игроки должны стремиться «обороняясь – наступать».

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились.

Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Объявлять результат игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к правильной оценке их действий и поступков. Объективный разбор игры приучает занимающихся к правильной самооценке.

При определении результатов игры учитывается качество выполнения того или другого задания, быстрота, знание правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать в игре и т. п.

При оценке действий учеников руководитель учитывает допускаемые ими ошибки. Во всех случаях необходимо заранее подумать о награждении победителях. Призы могут быть не только материальные, но и моральные. Можно использовать чисто символические призы, изготовленные из природного материала.

 

Миксер

Для того чтобы познакомить совершенно незнакомых людей друг с другом быстро и эффективно, необходим миксер. Миксер – это специальное, активное упражнение, предназначенное для быстрого знакомства людей и поднятия настроения перед семинаром.

Перед началом миксера каждому участнику желательно дать бейдж с его именем, для помощи ведущему и участникам в проведении миксера. Обычно в миксере большое количество людей разбиваются на несколько малых групп, по различным признакам, например по месяцам рождения, по любимым цветам, по любимым песням и т. д. После разбивки участников на малые группы, нужно дать им задание, направленное на быстрое знакомство их друг с другом. Желательно делать несколько разбивок по различным признакам.

Например: а) каждому из участников предлагается назвать свое имя и ассоциацию со своим именем (например, Сергей – смелый, Даша – душевная, Зина – задумчивая и т. д.). Затем каждый из участников должен назвать имя и ассоциацию каждого участника малой группы. Это задание помогает быстро и надолго запоминать имена участников;

б) каждому из участников предлагается сказать свое имя и ожидания от семинара одним словом. По окончании семинара участники могут проверить вместе с ведущим, сбылись их ожидания или нет. Затем участники разбиваются на постоянные малые группы, в которых они будут работать на протяжении всего семинара-тренинга.

Малые группы. Часто учителям просто невозможно работать с большой группой (серьезная тема и нужно, чтобы все ее поняли), и тогда возникает необходимость разделения на малые группы.

Главная привилегия малых групп – небольшое количество человек (8–10). Это позволяет лучше усвоить материал, закрепить знания, полученные на общих сессиях и естественно обеспечить возможность каждого члена группы принять активное участие в обсуждении, дискуссии и т. д.

Разделение на малые группы происходит следующим образом; учащихся нужно разделить так, чтобы в малых группах было равное количество сильных и слабых учеников, также, чтобы было одинаковое количество мальчиков и девочек.

Размещение малых групп также играет большую роль. Самое лучшее расположение мест в комнате полукругом, в углу сидит ведущий, а вокруг него участники. Это дает следующие привилегии: а) все участники видят друг друга и им не нужно поворачиваться назад, б) все находятся в равном положении по отношению к ведущему.

Соглашение. В малых группах необходимо создать «Соглашение» – договор, заключаемый между учениками и ведущим, чтобы прийти к согласию. «Соглашение» помогает участникам малых групп не отходить от темы (не сбиваться), работать по установленным самими же участниками правилам.

Как правило, «Соглашение» должно содержать следующие пункты:

• не перебивать;

• правило поднятой руки;

• слушать и слышать друг друга;

• говорить по одному;

• не смеяться над выступающим;

• следовать теме;

• участвовать всем;

• не критиковать;

или любые другие правила, которые приняла группа.

Закончив составление «Соглашения» каждый из участников должен подписать его и придерживаться его на протяжении всего семинара. Ведущий также должен принимать в этом участие и следить за соблюдением соглашения, как самому, так и других участников группы.

Рисунки могут быть использованы для развития наблюдательности, навыков сотрудничества, развития воображения. Рисунки также помогают лучше усвоить (запомнить) тему, т. е. развивают зрительную память. Используйте рисунки на ватмане, бумаге цветными жирными фломастерами. Не следует делать такие рисунки, которые потом нужно объяснять. Рисунок – это часть общения, а не дополнение к нему.

Ролевые игры. В настоящей жизни человек часто сомневается, как надо поступить в той или иной ситуации. В ролевых играх участники получают возможность разыграть ситуацию и попробовать найти несколько выходов из нее, и выбрать наилучший. Участники могут поделиться своими чувствами после проигранной ситуации. Им будет легче узнать и закрепить материал именно в процессе игры, т. е. когда они сами будут в ней участвовать. Кроме того, ролевые игры дают возможность закомплексованным молодым людям понемногу раскрепощаться в общении, делиться своим мнением.

Важно, чтобы в ролевые игры были вовлечены все, т. е. чтобы не оказалось незадействованных, пассивных участников. Если ролей немного, то оставшиеся должны играть роли наблюдателей или же тренеров. Также участники не должны «переигрывать», т. е. переносить отношение к роли на личности, участвующие в игре.

Подвижные игры используются для разминок. Участникам в процессе какой-либо подвижной игры предоставляется возможность развить память, проверить себя, привыкнуть к смене действий, быстро вникнуть в ход дела.

Имитация помогает участникам находить и разрешать противоречия в занятых ими позициях. Обсуждая эти противоречия, ученики приходят к более глубокому пониманию этих противоречий. Этот педагогический прием имеет важное преимущество, оно состоит в том, что участники получают более полное представление о различных мнениях и позициях. Узнав об этих мнениях, участники имеют возможность критически изучить их и, если это необходимо, изменить их. Например: можно имитировать судебный процесс, каждый из участников получает свою роль, происходит конфликт между различными взглядами и интересами. Участники сами находят компромисс и решение в этой ситуации.

Моделирование является видом занятий, которое некоторым, хотя и искусственным, образом пытается воссоздать опыт, для того чтобы рассказать о прошлых и текущих событиях. Например: участники делятся на группы по четыре-пять человек и получают набор указаний о том, как они будут находить решение ряда вопросов, стоящих перед страной. Моделирование может использоваться для того, чтобы рассказать о том, как принимаются различные решения в условиях различных форм правления страной. Главным в таком уроке является сравнение того, как эти проблемы решаются при различных формах правления. Это позволяет участникам сделать выводы о том, при какой форме правлений они больше всего предпочли бы жить. Как и в случае с любым другим моделированием, самой важной частью упражнения служит разбор занятия. В разборе занятия участники имеют возможность обсудить то, что они узнали. Это дает участникам хорошую возможность укрепить межличностные взаимоотношения, навыки выступления, дает умение выслушивать чужие мнения, вырабатывать компромиссы и проводить поиски согласия. Этот прием также способствует развитию навыков критического мышления.

 

Общая сессия

Ведущий перед началом общей сессии прекрасно знает цель, какую он хочет достичь на общей сессии. Например: общая сессия посвящена охране природы региона, цель ведущего, чтобы после общей сессии и малых групп учащиеся могли предлагать свои собственные решения для защиты местной природы. И всю общую сессию ведущий, путем использования различных педагогических приемов постепенно подводит учащихся к этой цели.

На общей сессии дается основной теоретический материал. Перед началом общей сессии лучше всего провести активную игру, для поднятия настроения и расслабления участников. Например:

а) игра «Тум-тум», ведущий делит всех участников по секторам (весь зал разбивается на 4-5 секторов) и каждому сектору дается определенное слово, начинающееся со слога «тум». Первому сектору дается «тум», второму сектору «тумбочка», третьему сектору «тумпапа». По команде ведущего начинает первый сектор петь «тум-тум, тум-тум», потом к нему присоединяется второй сектор и в завершении третий сектор. Параллельно с этим участники начинают двигаться, по знаку ведущего участники сначала начинают двигать правой рукой, потом левой рукой, затем правой ногой и т. д., до тех пор, пока участники не начнут двигать всеми частями тела. Ведущий с каждым разом наращивает темп пения.

6) игра «Гол-мимо», ведущий объясняет правила игры. Он делит зал на два сектора, первый сектор «гол», второй сектор «мимо». Оба сектора следят за движениями рук ведущего, первый сектор за движениями правой руки, второй сектор за движениями левой руки. Если ведущий машет правой рукой, то первый сектор кричит «гол-гол», столько раз, сколько махнул правой рукой ведущий. Если ведущий машет левой рукой, второй сектор кричит «мимо-мимо». Ведущий может менять все время положения рук, если какой-либо из секторов ошибется, тогда ведущий открывает счет (1:0).

Перед началом общей сессии, аудитории задаются вопросы, посвященные теме занятия (урока), задача ведущего настроить аудиторию на теоретический материал общей сессии. В процессе проведения общей сессии желательно побольше приводить примеров, связанных с теоретическим материалом, задавать вопросы в зал. Ведущий должен больше узнать, о том, какое представление имеет аудитория о теоретическом материале и, исходя из этого, он должен начать изложение теоретического материала либо с самого начала, либо продолжить материал в более расширенном виде.

Очень большое значение имеет время, отведенное на общую сессию. Если теоретический материал очень большой по своему объему, общую сессию можно разбить на два этапа, а в перерыве между ними желательно сыграть в малых группах в какую-нибудь ролевую игру, направленную на закрепление материала или на подготовку малой группы на новый материал. Максимальное время общей сессии – 20–30 мин. Из опыта большинства педагогов ясно, что концентрированное внимание подростка на лекции не держится более 20–30 минут.

«Мозговой штурм» – способ группового поиска решений определенной проблемы в процессе обсуждения, происходящего по определенному плану и с соблюдением следующих основных принципов:

• участвуют все, никто не доминирует;

• все высказываются и все слушают;

• все имеют равные права;

• все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обсуждения.

Ведущий не принимает участие в обсуждении, он наблюдает за ходом работы группы. По окончанию «мозгового штурма», после презентации представителей группы ведущий может поделиться с группой своими впечатлениями по соблюдению основных принципов «мозгового штурма».

 

 

План мозгового штурма

1. Предложить проблему для обсуждения и попросить участников образовать несколько групп численностью не менее 5–6 и не боле


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.