Мыслеобразы формируются посредством волнового резонанса. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Мыслеобразы формируются посредством волнового резонанса.

2019-05-27 184
Мыслеобразы формируются посредством волнового резонанса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

− Световые волны несут информацию о форме, цвете, объёме, движении объектов и воспринимаются зрительным анализатором, работающим на приём световых волн. Далее (почти мгновенно!) информация передаётся в мозг посредством аналогичных волновых процессов.

− Звуковые волны воспринимаются слуховым аппаратом и далее по слуховым каналам передаются в мозг, формируя на пути волновую передачу сигнала.

− Обонятельный канал воспринимает волнообразно поступающие запахи и доносит информацию в мозг.

Схема № 8. Физические волны, распространяемые источником энергоинформации в том или ином канале восприятия

 

− Вкусовые рецепторы при соприкосновении с пищей и напитками воспринимают и переносят информацию волнообразно.

− Тактильные ощущения (восприятие кожей и мышцами окружающей среды) поступают и считываются мозгом как импульсы с определённой частотой.

− Биоритмы передаются и воспринимаются живыми объектами как фазо-частотные колебания, почти не улавливаемые на бытовом уровне.

Представления о волне выходят «далеко за рамки собственно физики и проникают в химию, биологию, биофизику, астрономию, информатику, медицину, психологию» [37, с. 7]. Эти слова основателя ритмодинамики,

 

Схема № 9. Передача информации в головной мозг

 

Ю.Н. Иванова подвигают к размышлениям о внешнем многообразии волновых процессов внутри тела, мозга и психики человека. Уровень современной науки даёт возможность проследить «ритмодинамический механизм сопряжённых процессов движения» [37, с. 8] и позволяет прийти к единообразной модели их описания. Новейшее направление ритмодинамика – это волновая картина Мира, в которой дискретность материи трактуется как ритмический процесс волновых всплесков с периодичностью 2p.

 

Пересмотр природы движения, энергии и информации, с точки зрения ритмодинамики, даёт возможность по-новому подойти к пониманию процесса восприятия–передачи–переработки информации в процессе познания. С этой точки зрения посмотрим на привычные понятия.

1. Познание – это процесс приёма–передачи и переработки информации человеком из внешнего и внутреннего миров.

2. Информация передаётся и воспринимается посредством волновых процессов.

3. Вселенная и внутренний мир человека снабжены единым ритмодинамическим механизмом приёма–передачи сигналов. При этом сигналы способны трансформироваться: физические – в химические – в биоритмические – в психические.

4. Для осуществления познания Мира необходимо действовать в режимах, методиках ритмодинамики Мира, что отражено в Общих законах познания/постижения.

5. Для успешного осуществления познания необходимо реализовать методический принцип не нарушения гармонии биоритмов человеческого тела и мозга. Это принцип этического (одновременно и экологического)императива. Это отражено в Общих законах познания/постижения. С этой позиции «не навреди» природе сближает и онтологически уравнивает этику и экологию познания.

6. Поступление любой информации в процессе познания в каналы восприятия возбуждает соответствующий волновой процесс, посредством которого информация передаётся в мозг (схема № 9).                                      

7. Любой мыслеобраз является осциллятором (источником) фазо-частотных колебаний.

8. Наложение волновых картин, поступающих из различных каналов восприятия в мозг, создаёт интерференционную картину воспринимаемого объекта как его голографический образ – модель – символ.

9. Созданная голографическая модель, сопровождающаяся соответствующим индивидуальным её ощущением (проживанием, аккомодацией) становится мыслеобразом – индивидуальной голографической единицей мышления. Она обладает индивидуальной формой, информацией, энергетикой, причинно–следственным потенциалом, возможностями роста и трансформаций.

10. Процесс познания включает многочисленные кросс–корреляции мыслеобразов – сравнение нового мыслеобраза с теми, что уже есть в опыте индивида.

11. Движение и кросс-корреляционные операции с мыслеобразами в совокупности составляют сущность процесса мышления.

12. Целью процесса мышления является поиск уменьшения неопределённости (упрощение новых мыслеобразов с тенденцией сравнения их с уже знакомыми мыслеобразами).

13. В познании чаще всего осуществляется поиск структурных и контекстуальных аналогов среди имеющихся в опыте мыслеобразов.

14. Сила мышления заключается в возможности многократного возвращения к любым мыслеобразам, которые наглядно обеспечивают повторение.

15. Решение задачи в процессе познания начинается с состояния неопределённости; в ходе познания происходит сравнение мыслеобразов. Итог ощущается при согласовании имеющихся мыслеобразов.

16. Решение задач посредством кросс-корреляции мыслеобразов автоматически будет продолжаться до момента нахождения результата.

17. Живая система (человек) сама ощущает и сигнализирует о достаточности результата при правильном с ней (естественной системой) обращении.

18. Поступление новых мыслеобразов влияет на рост и трансформацию уже имеющихся.

19. Мыслеобразы появляются, проходят соответствующие стадии роста по синергетическим принципам самоорганизации открытых систем.

20. Мыслеобразы как открытые системы взаимодействуют с их носителем, вызывая те или иные поступки или изменения в жизни человека.

21.В процесс познания равноправно вовлечены тело человека, его душа, суммарный потенциал личности, левое и правое полушария мозга.

22. Изменение и рост любого мыслеобраза (по принципу сообщающихся сосудов) влечёт за собой изменения и рост во всех сферах знания и жизни человека.

23. Познание внешнего мира и внутреннего мира нераздельны, т. к. единый волновой механизм и функционирование информации в мыслеобразах неотделимы от аккомодации их во внутреннем мире человека.

24. Познание отделяется от со-знания, условно, сохраняя общие цели, механизмы, природу. Отличаются они вектором направленности: со–знание является этапом познания.

Выше мы говорили о том, что только лично ощущаемая («прожитая») информация становится «моим» знанием, точнее СО мной пребывающим ЗНАНИЕМ.

Назначение со-знания состоит в раскрытии до уровня понимания индивидом того, чтó же представляет собой действительность, и во взаимодействии с ней. Таким образом, в процессе познания существенными этапами являются этапы: 1– презентации информации, 2 – восприятия и символизации информации, 3 – переработки информации.

Область науки, изучающая проблемы приобретения знаний (восприятие, память, внимание, распознавание образов, решение задач, психологические факторы речи, когнитивное развитие) называется когнитивной психологией. Это направление получило развитие в 70-е годы XX в. после периода бурного расцвета бихевиоризма и психоанализа (40– 60 г. XX в.). До этого восприятие как наиболее фундаментальный познавательный акт изучалось небольшой группой исследователей. В то время даже работы Ж. Пиаже по когнитивной психологии не получили широкого признания. Бурному развитию когнитивной психологии способствовало распространение ЭВМ как искусственного аналога мозга и инструмента, упростившего вычисления и построение моделей при экспериментах. Появление ЭВМ явилось подтверждением реальности когнитивных процессов и возможности их изучения [148].

Итак, в нашем повествовании мы вступили в зону психологии познания. Взгляд на сознание как на одну из стадий переработки информации подразумевает в качестве цели исследования:

1) обнаружить в опыте индивида аналог новой информации;

2) осознать новую информацию (аксиологически опознать, эмоционально окрасить новую информацию и мотивационно «привязать» её к опыту индивида);

3) произвести аккомодацию нового образа («внедрить» в опыт индивида).

Это триединство цели психологии познания как дисциплины и как закономерной природосообразной стадии познания естественным образом определяет новую науку о методе – методологию ноосферного природосообразного образования, а также принципы, методы построения биоадекватных учебников, методик, технологий (см. соответствующие главы). Однако было бы недостаточно рассматривать сознание только как одну из стадий переработки информации. Сознание не является независимым механизмом. Сознание подвергается изменениям в ходе всей жизни. Эти изменения могут называться когнитивным развитием, перцептивным научением, ростом сознания.

Сознание – это проявление психической активности. Примером может служить наше обращение к литературе и другим художественным произведениям. В разном возрасте, на базе разного опыта, мы сознаём один и тот же материал по-разному. Наш взгляд и оценки одного и того же поступка меняются в зависимости от опыта. Ярким примером изменения, роста сознания служат пациенты в группах психологической поддержки. Многие из них обращаются за психологической помощью, находясь в тяжёлых эмоциональных состояниях, агрессивно настроены в отношении обидчиков. Уже через несколько дней занятий у них происходит значительный рост сознания, что приводит к изменениям настроения, эмоций, поведения и самочувствия.

Сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает обобщённое и целенаправленное отражение внешнего и внутреннего мира, целеполагающую деятельность, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчёт в происходящем. Объектом сознания является внешний и внутренний мир самого субъекта – носителя сознания. [7] Одним из аспектов сознания является самосознание человека. Психическое отражение действительности появляется на высоком уровне организации материи и связано с развитием системы через образование.

Вот почему важно знать структуры личности, обеспечивающие познание. Важно понять – как и где воспринимается информация,

– как она доставляется на обработку мозгом,

– как она представляется (презентуется),

– как происходит сам процесс мышления,

– как завершаются акты мышления,

– какие структуры  обеспечивают  запоминание,  повтор,  кросс-корреляцию мыслеобразов.

Как следствие понимания роли, функций и значения каждой из структур, участвующих в процессах познания, со-знания и осознания, педагогика и педагогическая психология смогут увереннее ориентироваться в выборе подходов, методов и технологий, целенаправленно продвигаться по пути воспитания целостного мышления и ноосферного мировоззрения.

Сознание – фундаментальный аспект реальности. Оно не может быть исключено из разнообразных теорий, касающихся Природы–Человека–Общества. В любой из них присутствует человек и общество. Несовершенство многих концепций и схем познания связано в значительной мере с так называемым субъективным фактором, неумением учесть изначальное несовершенство системы отсчёта: возможности познающего субъекта и незнание субъектом своих возможностей. Большая часть научных теорий намеренно исключает из поля своего рассмотрения несовершенное мышление человека (несовершенство в постановке задач, выборе целей, методов, средств, неумение учесть возможности и роль других уровней работы с информацией, кроме уровня сознания через мышление). Знания когнитивной психологии крайне далеки от педагогической общественности.

Есть и другая сторона, так называемый социальный фактор – возможности общества. Уровень осмысления, и не только проблем сознания, ограничен отсутствием в обществе идей высокой степени обобщённости или отсутствием информированности об этих идеях в конкретных областях знания (деятельности). Кроме того, существуют и индивидуальные особенности усвоения коллективного опыта, связанные с процессом становления личности.

Третьей стороной, негативно влияющей на адекватное восприятие роли сознания и неосознаваемых составляющих личности, является фактор традиционализма. Почему же так трудно идёт осознание и принятие когнитивной психологии в обществе? 

Человечество осваивает мир только и исключительно имплицитно, т. е. присущим человеку от природы способом внутреннего переживания, переосмысления через природные возможности приёма информации – её синтеза, ассоциирования и свёртки в новые понятия-образы – логическое и лингвистическое отображение информации. Этот путь информации исследован достаточно хорошо многими учёными. В операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже наиболее законченно отображен путь информации: она проходит 4 ступени, т.е. на пути к полноценному знанию она преодолевает 4 стадии роста (см. выше).

Исторически сложившийся тип логического доказательства и умозаключений приводил (по Аристотелю) к «достоверному знанию». Этот тип познания в последующем оказался практически единственным в мире науки. Человечество осваивало безграничный реальный мир, не подозревая о серьёзных ресурсных ограничениях дискурсивно-логического мышления. Параллельно с этим люди создавали мифы, живопись, музыку, литературу, танец, театр и т. п. Кроме того, ежеминутно каждый человек делает эти виртуальные операции по привычке, не задумываясь об их происхождении и роли. Именно эта виртуальная деятельность по приёму, анализу, синтезу, трансформации информации даёт человеку возможность выдавать её результаты в социуме в логико-лингвистической форме[8]. Эта закреплённая тысячелетиями привычка пронизывает научное и бытовое мышление. Тем сложнее преодолеть традиционное, чем более оно очевидно, а глубинные пласты сознания – скрыты и недосягаемы. Новый этап познания скрытого несёт новые сложности. Это не всегда удобно учёным, уютно чувствующим себя в своём мире привычных понятий и теорем. Это неудобно социуму, которому для работы с новыми понятиями требуются серьёзные материальные вложения. Это неудобно обывателю, потому что надо отказаться от умственной лени, чтобы выйти на новый уровень сознания. Вот оно – «неудобство» нового эволюционного этапа ноосферного образования для многих категорий людей!

«Изучение процессов переработки информации становится всё более распространённым и престижным, однако оно пока ещё не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории. И даже в лаборатории её основные постулаты выходят за рамки той компьютерной модели, которой она обязана своим существованием», – писал в 1981 г. один из основателей когнитивной психологии У. Найссер в книге «Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии» (М., 1981). Мы полностью осознаём тревогу У. Найссера и в последующих главах постараемся изложить наше понимание одного из путей применения теоретических положений когнитивной психологии в реальной практике образовательного процесса.

Обратимся к сути познания. Семантика слова заключает в себе движение по знакам, от знака к знаку. Постижение сути знака − уразумение его смысла. Каждый знак несёт в себе некий смысл, поэтому общение начинается с опознавания предыдущей с ним встречи. Вторым актом является у-знавание – подтверждение разумного восприятия знака в предшествующем опыте, т. е. узнавание смысла данного знака. Третьим актом можно вычленить со–знание, т. е. обнаружение присутствия знака в собственном внутреннем мире (опыте) индивида.

Четвёртым актом познания является единовременное присутствие знака во внешнем и внутреннем мире, т. е. его о-со-знание.

Так процесс познания понимается как уразумение смыслов по знакам путём поэтапного узнавания, со–знания и единовременного осознания их смыслов человеком.

Целостное познание понимается как осознание совокупности смыслов знака во внешнем мире природы, культуры и социума и внутреннем мире индивида. При этом индивид по своему желанию может пользоваться тем или иным пониманием знака.

Такое знание, как параллельное сосуществование многих проекций в сознании смыслов можно было бы называть адекватным [9]знанием.

К примеру, басни И.А. Крылова. Какую из них ни вспомним – везде есть знак многих смыслов! Вот «Квартет», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Лебедь, рак и щука»... Разнонаправленность усилий в едином деле узнаваема во внешнем мире: в социуме, культурном созидании или при провозглашении целей образования. Поиск путей гармонизации внутреннего мира личности или осознание себя в мироздании так юмористично передан в образах лебедя, рака и щуки, что нет необходимости пояснения: эта басня адресована всем сразу – политикам и деловым людям, организаторам и подчинённым, семье и школе, группе и отдельной личности.

Многогранность смыслов знаков–образов в художественной литературе и в народных сказках позволяет последним быть чтением для детей и взрослых. Восприятие внешнего антуража и сюжетов повествования как проявлений внешнего мира влечёт детей. Постижение скрытых за формой смыслов открывается взрослым в разные периоды жизни. В мире же, который знаком индивиду, сущее становится знaком (по С.В. Лещеву). Вскрывается скрытая от прямой фиксации информация, то, что ранее не было осознано. То, что осознано, становится знакомо индивиду как личный опыт, а знак становится абстрактным напоминанием произошедшего в реальности – символом известного и подразумеваемого субъекту смысла. С этой позиции знание субъекта укладывается в символ, и эта абстракция для него становится наиболее конкретным истолкованием фактов.

Так мы пришли к пониманию, что знак отсылает человека либо к процессам на элементарном (вещном) уровне, либо к символу, который в мире сознания человека означает известный ему смысл. Мир является символьным лишь с позиций сознания. Для сознания символы играют роль клавиатуры рояля. Есть два возможных пути поиска смысла. Причём, бытийное познание – есть реальное, символьное – есть идеальное. Но и то, и другое – поиск смысла жизни. Осуществляя познание, человек постоянно ищет своё место во взаимоотношениях в мире; в той или иной ситуации, группе, условиях. Познавая мир, он пытается "вооружиться", обрести защиту на случай попадания в неопределённые ситуации. Знание играет роль защиты, вооружённости и в то же время посредника между миром и индивидом. Американский биохимик Альберт Сен-Дьёрди считал мозг не органом мышления, а органом выживания. Однако мы с этим согласиться не можем. Понимая так мозг, мы творим раба, человека, отлучённого от творчества, от культуры, от всего прекрасного, что сопровождает жизнь интеллектуально развитого человека. В быстро меняющемся мире, где каждые 6 лет происходит мощное обновление информации, так же быстро должны совершенствоваться способы и методы познания. Эта точка зрения коррелирует с позицией русских физиологов И.П. Павлова и П.К. Анохина. Согласно их взглядам, любая живая система формирует потребность, а биологическая субстанция этой живой системы ставит цель. Мозг способен воспроизвести всю цепь возможных событий на пути к достижению цели. Система сама организует бесконечный перебор возможностей и организует опыт на пути к достижению результата. Результат, необходимый системе, сам сигнализирует о достаточности. Согласно описанному великим русским физиологом лауреатом Нобелевской премии И.П. Павловым огромное жизненное значение имеет рефлекс цели. “Он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели”. Достижение цели, устремлённость к ней – цель жизни. Однако цели бывают разные: высокие и низкие, важные и пустые и т. д. “При этом, − как говорил И.П. Павлов, − применяются все степени человеческой энергии” [83]. Задача учителя, педагога направить мысль учеников на достижение высоких, благородных достойных прекрасного человека целей, соответственно присущему ребёнку таланту.

Познание является сложным нелинейным процессом поиска этого смысла. Этот взгляд соответствует принципу самоорганизации живых систем в синергетической парадигме мироздания.

Осознание смысла запечатлевается в сознании человека. С этой точки зрения, смысл – это знание, которое может быть передано другому человеку с помощью знаков (слов, символов, образов) (см. схему № 10).

         
   


        

                 
 знак
   
познание через осознание
   
 знание

 


Схема № 10

Итак, знания – это не только информация. Знания нельзя автоматически передать ученику. Только лично осознанная, «прожитая реально или идеально» (виртуально) информация становится знанием.

Сделаем некоторые выводы.    

– Целью познания является обретение вооружённости человека в мире. 

– Сутью познания является понимание смысла.

– Познание как уразумение смыслов имеет 4 этапа: 1) опознавание знака, 2) узнавание смысла, 3) сознание смысла знака, 4) осознание смысла во внутреннем и внешнем мирах одновременно.

– Познание может быть однонаправленным, комплексным, интегрированным и целостным.

– Познание смысла происходит через знак путём его адекватного восприятия субъектом.

– Живая система, формируя потребность познания, формирует и потребность в смысле – результате познания.

– Познание должно быть организовано вокруг потребностей человека и направлено на поиски смысла.

ГЛАВА 5.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.