Научение учащихся методике мышления мыслеобразами, — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Научение учащихся методике мышления мыслеобразами,

2019-05-27 165
Научение учащихся методике мышления мыслеобразами, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2) формирование системы мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.

REAL-методика объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное, систематическое применение ассоциативных образов во всех дисциплинах школьного цикла создаёт системное ассоциативное мышление, т. е. природосообразное мышление. Мотивировать биоадекватный метод мышления у человека – самая важная задача REAL -методики, ибо правильный метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских объёмов информации, ибо правильный метод приведёт человека к ценнейшим открытиям и психофизиологическому здоровью.

По форме данная методика – релаксационно-активная. (Relaxation action learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ информации). REAL-метод состоит в разумном расчленении учебного материала по предмету и видов работ на указанные этапы ради эффективного осознания материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых обе половины мозга активизируются, и ни одна из них не остаётся без нагрузки. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие – идеальное физическое самочувствие учащихся. В обучение вовлечены душа, тело, мозг посредством снятия стресса[22] и подключения разнообразных центров удовольствия.

Почему же мы говорим о здоровье в связи с биоадекватной методикой? – Да просто потому, что здоровье лежит в основе жизнедеятельности и генетики человека.

Председатель Совета Федераций С.М. Миронов пишет: «Принятая Правительством Конституция охраны здоровья детей в России до 2010 года декларирует выделение этой проблемы “в качестве самостоятельного приоритетного направления государственной политики”. Но её решение, к сожалению, вновь замыкается на медицину. Это тупиковый путь» [72]. Не секрет, что генетическое здоровье населения Земли постепенно ухудшается [20]. Это обусловлено множеством факторов. Здесь и практически отсутствие естественного отбора в связи с высоко развитой медициной, и разнообразные химические воздействия (пестициды, продукты промышленностей: химической, фармацевтической, горнодобывающей, металлургической, деревообрабатывающей и др.), радиоактивное, ионизирующее и неионизирующее излучения и т. д. Сильное отрицательное влияние на здоровье населения оказывает также психологически неблагоприятная среда обитания, низкий уровень нравственности, враждебность, причиняемое людям зло и т. д. [7, 8, 66, 67, 16]. Отрицательное влияние на здоровье школьников и студентов оказывает существующая в современной школе учебная перегрузка с опорой на левополушарное мышление при совершенно недостаточной нагрузке правого полушария головного мозга [22, 66, 67, 26-29 и др.]. Вследствие этого снижается управляющее воздействие доминирующего правого полушария головного мозга на разнообразные функции организма человека. И возникают разнообразные болезни. По официальным данным, в Москве на 100 заканчивающих школу учеников приходится 197 хронических болезней. Только 3,7% учителей имеют первую группу здоровья. Одно заболевание имеют 39% учителей, а два и более – почти 49%. Заметим, что эти заболевания учителя приобрели в школе… Уровень невротизации обнаружено более, чем у 80% преподавателей [50].

В связи с этим важно было установить, как влияет на здоровье детей биоадекватная методика преподавания. Множеством исследований в разных регионах России, включая Якутию, Бурятию, Сибирь, центральные области Российской Федерации (Калужскую, Московскую), установлено, что здоровье детей, обучающихся по этой методике, улучшается. Ярким примером такого оздоровительного влияния биоадекватной методики могут служить результаты её применения в средней школе № 3 пос. Агинское Бурятского автономного округа. Работа проводилась в 2001 – 2002 гг. 110 детей из 5-х и 6-х классов учились по трём предметам (история, русский язык, английский язык) на основе ноосферной биотехнологии. За здоровьем детей и учителей наблюдали: врач, психолог школы, а также независимый специалист − врач из г. Чита. В контрольной группе также было 110 учеников из параллельных классов, обучавшиеся по традиционной технологии. Все дети были обследованы в начале учебного года (в сентябре) и в его конце (в мае). Каждый ребёнок был обследован с использованием приборных методов. В результате установлено, что за первый год все 110 учащихся первой группы улучшили медико-физиологические показатели по всем 12 системам жизнеобеспечения, при резком их снижении у детей из контрольных классов [65].  

Педагог Лингвистической гимназии № 120 г. Алматы кандидат психологических наук И.Э. Казанцева провела обследование двух групп учеников, одна из которых училась по биоадекватной методике, а вторая – по традиционной. Если в начале работы общая тревожность в первой группе школьников составляла 67%, то к концу учебного года − лишь 38%. У детей контрольной группы она была 65% и 58%, соответственно. К концу учебного года страх самовыражения в экспериментальной группе уменьшился на 12%, а низкая физиологическая сопротивляемость стрессу наблюдалась всего у 15% учащихся (в начале эксперимента она отмечалась у 56%). У детей контрольной группы она составила 61% и 58%, соответственно [38].  

Вывод о благотворном влиянии биоадкватного метода на здоровье детей подтверждён специальными клинико-лабораторными исследованиями, проведёнными учёными Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина под руководством проф. М.С. Гончаренко [23].

К аналогичным выводам пришли педагоги и медики Украины [58, 49] и Казахстана [12-13, 105-107, 38]. Так, дети, страдающие хроническими психическими и другими заболеваниями и нуждавшиеся в повторном в течение года стационарном лечении в больницах, нередко восстанавливают здоровье до такой степени, что не нуждаются в госпитализации вообще или число госпитализаций значительно снижается. Это не наблюдалось в классах, где биоадекватная методика не применялась [105].

Суть такого влияния биоадкватной методики на здоровье детей раскрыла выдающийся невропатолог кандидат психологических наук Н.А. Давыдовская (г. Алматы).

 

Схема № 15. Структурно-функциональная модель работы мозга в ходе биоадекватного урока (по Н.А. Давыдовской)

 

 

Схема № 16. Структурно-функциональная модель работы мозга в ходе традиционного урока (по Н.А. Давыдовской)

 

Она объяснила это тем, что биоадекватная методика включает в урок генетически присущий природе человека способ передачи и восприятия учебной информации. Этот путь прохождения информации без прóпусков физиологически естественных этапов. Сравните схемы № 15 и 16. На схеме № 15 показано, что в ходе биоадекватного урока в приёме и передаче учебной информации принимают участие все отделы головного мозга человека, которые в этом процессе должны быть задействованы. В равной мере функционируют оба полушария головного мозга и отделы лимбической системы, регулирующей деятельность сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта и др. При использовании в процессе урока традиционного метода преподавания практически не задействуется образное мышление, присущее правому полушарию головного мозга. Это ведёт к раскоординации деятельности головного мозга и тех его структур, которые определяют функционирование гормональной, иммунной, сердечно-сосудистой и др. систем организма человека.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что основная функция лимбической системы связана с процессами саморегуляции при организации поведения и психической активности Лимбическая система играет ответственную роль в осуществлении инстинктивного поведения, связанного с удовлетворением врождённых, органических потребностей (самосохранение, добывание пищи, сексуальное поведение, воспитание потомства и пр.). При дисгармонизации лимбической системы, что прекрасно отражено на схеме № 16, как говорится, «мы имеем то, что имеем».

Перекос в сторону резкой активизации левого полушария головного мозга, как видим, чрезвычайно вреден для организма детей и подростков, чем и объясняется их высокая заболеваемость при использовании традиционной системе педагогики. Кроме того, она ориентирована на социальную доминацию (обязательство): «Надо выучить!» В биоадекватной методике мотивируется биологическая детерминанта: «Хочу узнать!» Именно этот «золотой ключик» открывает вход в генетически детерминированный способ познания, путь к творчеству, здоровью – его коррекции и сбережению.

Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению самочувствия, так как учащиеся испытывают удовольствие от работы. Они ожидают уроков, и это усиливает ощущение быстроты продвижения вперёд и успеха.

Биоадекватная методика имеет ещё и то преимущество, что накапливаемая информация систематически повторяется и активизируется.

Методические приёмы работы должны соответствовать этапам восприятия информации. Первым и обязательным этапом является презентация информации. Вторым этапом − восприятие информации. Третьим – переработка (осмысление) информации. Четвёртым – представление в слове и пятым этапом – архивирование информации. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж.Пиаже.

                                                                     Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.