Этапы восприятия информации в ходе урока — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Этапы восприятия информации в ходе урока

2019-05-27 482
Этапы восприятия информации в ходе урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на примере урока иностранного языка

 

релаксация активность релаксация активность
метод релаксация     цель ввести новый материал на основе личного опыта и выбора учащегося метод рисование символа, образа, информации цель обсуждение информации метод слушание текста   цель понимание информации метод чтение текста, анализ   цель заучивание текста
сенсорно–моторный этап I символьный этап II логический этап III лингвистический этап IV

 

В учебном процессе чувство и действие в их индивидуальных выборах осуществляются в процессе учебной релаксации. Причём, если роль 1 этапа – презентации информации через образ можно назвать определяющим дальнейший ход учёбы, то роль 2 этапа – учебной релаксации можно считать решающей. 

Именно на этом этапе решается индивидуальный выбор: что и как осознать, принять, архивировать и отправить в банк памяти. Глубинная сущность REAL-методики – формирование умения работать с мыслеобразом. Так от дидактики традиционной школы мы переходим к автодидактике. В REAL-методике приобретаются навыки работы с образом (выбор, представление, рисование, структурирование информации и размещение её в образе). Осуществление выбора того или иного образа, установка приоритета инициирует навык самоорганизующейся духовности и интеллектуальной работы.

Урок иностранного языка с использованием REAL-методики состоит из 5 основных частей (мы не говорим здесь о времени на проверку домашнего задания).

       1. Фонетическая зарядка – 5 минут (активность).

       2. Введение грамматического материала – 10 минут (релаксация).

3. Обсуждение, рисование, письмо по новому грамматическому ма-         териалу – 10 минут (активность).

       4. Аудирование (новый текст) – 5 минут (релаксация).

       5. Чтение вслух, упражнения – 5 минут (активность).

Это глубоко воспитательная методика. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности за этот выбор. Онтологически воспитание и учёба – сестры-близнецы, которые родились и растут вместе и одновременно. Это та ситуация, когда сама учёба – есть воспитание трудом, душой, интеллектом, и не требуется дополнительное время.

Критерием эффективности методики является прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса. Если сравнить эффективность (“Э”) REAL -методики и “Э” традиционной методики при заданном объёме работы (“А”), то, условно говоря, в знаменателе окажется суммарная социальная работа, предпринятая на организацию и проведение учебного процесса – “a”. При сравнении получим:

Наш 30-летний опыт работы показывает, что эффективность учёбы при использовании REAL-методики в 3 – 4 раза выше, чем при традиционном обучении.

Опыт доказывает, что наиболее успешно овладевают методом образного мышления учащиеся школьного возраста. Это им нравится, поскольку это естественный для человека путь мышления. Рассмотрим подробную схему урока в той части, которая касается изучения нового материала. Мы не рассматриваем введение в урок (фонетическую, лексическую и т. п. зарядку, проверку домашних заданий).  

Рассмотренный урок для учащихся 5–6 классов рассчитан на 45 минут. Мы намеренно показали урок по теме «Фонетика, лексика, морфология, синтаксис, грамматика как составные части русского языка», которой по сути дела нет в программе в таком целостном, концентрированном виде. Мы преследовали определённую цель – показать элемент творческой интерпретации существующего традиционного материала посредством биологически адекватной релаксационно-активной методики. Научение культуре интеллектуального труда на основе национальной культуры народа – есть глобальная задача педагогики. Это мы и стремились показать на примере одного из уроков.

В уроке присутствуют те рабочие этапы, что приняты традиционной педагогикой и хорошо известны:

I. Приобретение знаний.

II. Формирование умения использовать знания.

III. Закрепление навыка использования знаний.

Этим педагогическим этапам соответствуют определённые части урока, представленные в таблице «Схематический план урока» (см. приложение 1).

I этап: приобретение знаний – проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит формирование мыслеобраза учебного материала (например, цветок со структурированной информацией). Время этапа 10 минут. (I-II пункты действий учителя – см. приложение 1.)

II этап: формирование умения использовать знания проходит в состоянии активности (азарта). Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом. Время этапа 10–15 мин. (III-VI пункты в приложении 1).

III этап: закрепление навыка использования знания. Во время этого этапа происходит «отрыв» учебного образа от учебника, поиск самостоятельных примеров с последующими (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров. Время этапа 10–15 минут. (VII-IX пункты в приложении 1.)

Домашнее задание является продолжением III этапа.

Опыт показывает, что учащиеся любят создавать свои собственные образы. Многие из них хотят усложнить схему или «одухотворить» образ. Этот процесс сравнения нового со знакомым и понятным был и есть в арсенале многих выдающихся учёных. Обязательно используйте 3 этапа урока! Они физиологически, психологически и методически необходимы. Пропуск даже одного из них может быть вреден для ребят, как если бы мы «сбивали» естественные биоритмы или делали в них произвольные изъятия: можно ли представить такие изъятия, например, в цикле «утро – день – вечер – ночь»? Схема урока показывает, что урок содержит 9 частей, хотя их может быть 3, 5, 10 – по усмотрению учителя. Так, если вы проводите фонетическую, лексическую, логическую зарядку, то количество частей урока прибавляется.

Из приведённой схемы видно, что не менее 5 – 6 раз за 45 минут происходит повторение нового материала, при каждом повторе происходит активизация того или иного канала восприятия: в III части урока активизируется речь, в IV – моторика руки, осязание, зрение, обоняние; в V – логические структуры памяти и т.п.

Нахождение учебного мыслеобраза в долговременной памяти и в активном обороте гарантировано при бескомпромиссном соблюдении последовательности I – II – III этапов и, конечно же, личном энтузиазме учителя! Любовь (поле безусловного позитивного восприятия учителем ученика) и энергия учителя порождают соответствующую любовь и энергию учебного мыслеобраза ученика.

Реальный итог работы по REAL-методике:

- сокращение время на изучение предмета в 3 – 4 раза;

-  повышение интереса к учебе и улучшение результатов учебы;

- раскрытие творческих способностей ребят – они «забросают» вас новыми идеями.

В REAL-методике работают преподаватели разных предметов не менее 15 лет в городах: Боровск, Москва, С.-Петербург, Мариинск, Анжеро-Судженск, Люберцы, Жуковский, Лобня, Ковров, Хабаровск, школы Бурятии, Якутии, Казахстана, Украины [33, 34, 59-61, 88,,12-14, 44, 49, 54, 77-79, 92-94, 86, 95, 99, 101, 105-107, 109-115, 117-119, 128, 129, 142-144 и др.].

Осознание причастности к эмерджентным изменением в образовании даёт силы, уверенность, убеждённость в продолжении творческой работы школьного учителя. Вот слова некоторых из них. «Семинар по ноосферному образованию, в котором мне посчастливилось принять участие, стал самым интересным и необычным событием в моей педагогической практике. Знания, полученные мной, я постараюсь грамотно применять на практике» (г. Ковров). «Я всегда вовлекала в учёбу все сенсорно-моторные каналы детского восприятия. А теперь получила “научные ноги” своих действий. Я счастлива!» (г. Севастополь). «Я давала природосообразные уроки давно. Мне так хочется, чтобы дети проживали информацию. Вы дали научное объяснение тому, что я делаю» (г. Ковров). «Так просто понять теперь, зная законы методологии, что нужно делать на уроке» (г. Москва). Одна из преподавателей г. Коврова сделала важный для себя вывод: «Меня глубоко волновало следующее обстоятельство. Я вкладываю все силы и знания в свою работу. Мои намерения самые возвышенные, почему же отдача такая низкая? Я была в отчаянии. Узнав о структуре системы методологии, я отчётливо поняла причину низкой эффективности учительского труда, я перестала терзаться и ругать себя. Нам нужны четыре чётко сориентированные на Всеобщие Законы Мира и Общие законы человеческого общества компонента методологии образования: цели, учителя, методика, и сформулированная система методологии. Всё это, а не что-либо одно, даёт свежую кровь в жилы древней педагогики».

Учительница Л.М. Снигирёва (Харьковская обл.) пишет: «Биоадекватный метод позволяет каждому из нас увидеть в себе и наших учениках потенциальные возможности. Может быть, широкая пропаганда этого метода наведёт создателей традиционных учебников на мысль о том, что их творения (учебники) создаются для тех, кто только начал познавать окружающий мир, а этот мир ярок, звучен, а не так бледен и бесцветен, как предлагаемые детям учебники».

Дети тоже радуются ноосферному уроку. Они глубже раскрываются, учатся видеть предмет урока по-разному. Они с удовольствием слушают друг друга: какие «картинки» создал товарищ, в какой цвет окрашена информация; с удовольствием рисуют свои образы. Урок даёт ребёнку заряд бодрости, прилив энергии, толчок фантазии. На следующем уроке все хотят отвечать.

Александр Усманов: «Мне повезло стать счастливчиком и почувствовать ноосферные уроки самому. И моё мнение – за такими уроками будут сидеть наши потомки. Дети, которые не опробовали этот метод обучения, конечно, многое потеряли».

Маша Капшученко: «После биоадекватных уроков не устаёшь, а наоборот – набираешься сил, отдыхаешь, поэтому на остальных уроках повышается работоспособность».

Александр Пирогов: «Воспринимая информацию на биоадекватном уроке, совсем не устаёшь, а даже наоборот ощущаешь прилив сил и энергии. Благодаря этому методу научился быстро расслабляться или сосредотачиваться, когда мне это необходимо. И, кажется, я стал уже воспринимать любую информацию в виде ярких зрительных образов. Для меня важна возможность обобщить и систематизировать те знания, которые я получаю на обычных уроках. Это действительно очень помогает запоминать».

 

ГЛАВА 8.

БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ

 

В современном мире задачей науки и образования является простое, экономичное представление информации. Важная роль принадлежит учебным пособиям. Учебники, разработанные и апробированные учеными Российской академии естественных наук, названы биологически адекватными. Эти учебники являются учебниками нового поколения. Они организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Задача биоадекватного учебника – организовать личный опыт учащегося в соответствии с физиологически необходимыми этапами восприятия и переработки информации. Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже [86, c.55-237], любая информация воспринимается человеком, проходит 4 естественных этапа:                                                                                                  

                                                                                                                                          

                                                                                               IV


                                                                    III          лингвистический

                                                                                

                                        II                   логический

                                                

            I             символьный


 сенсорно-моторный 

                                                                                     

   (чувственное    (образное “свёрты-  (дискурсивно-      (аккомодация инфор-   

   восприятие)     вание” информа-      логическое      мации в сознании через

                                  ции)                              осмысление     слово-образ, проработан- 

                                                                           информации)   ный на 1-3 этапах)

                                                                               

                                                         

Схема № 17

Этот естественный путь прохождения информации приводит к формированию и аккомодации мыслеобразов – голографических микроструктур мышления.[23]

В учебниках классической педагогической науки информация представлялась лишь на лексическом и логическом уровнях (с некоторым обращением к символьному этапу). Физиологически необходимый, сенсорно-моторный и символьный этапы восприятия информации в них практически отсутствовали. В этом кроется одна из причин трудностей в понимании (а точнее в восприятии) информации учащимися. Без необходимого первого и второго этапов действие не может быть полноценным: бег будет вялым, мысли приведут к бессоннице, а мы окажемся в роли лисицы, лишь мечтающей попробовать виноград. Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведет к экономии необходимого и достаточного времени и энергии в учебном процессе. Следование этапам восприятия информации и их чёткая последовательность являются базой для структурных частей в учебнике нового типа. Очевидно, что структура биоадекватного учебника максимально экономична. Она подчинена его цели и имеет 4 чётко выраженные в каждом уроке части.

1. Образ изучаемого явления (ромашка, яблоко, колос и др.) с нанесённой на него учебной информацией.

2. Текстовые пояснения к образу.

3. Упражнения на закрепление.

4. Творческие задания по изучаемому явлению.

Каждая из этих частей нацелена на решение определённой образовательной задачи. Важно подчеркнуть, что в работе с учебником нельзя пропускать или менять порядок следования этапам работы с информацией.

Биоадекватные учебники вовлекают в учебный процесс различные каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Это является вторым обязательным условием биоадекватности процесса восприятия информации с точки зрения физиологии человека. Опора на многоканальное восприятие позволяет заложить информацию в долговременную память. Говоря языком психофизиологии – наложить новую информацию на личный опыт учащегося через ассоциативный ряд: символ – чувство – слово – логика. Попробуйте проверить справедливость наших утверждений. Откройте страницу с любым из образов в учебнике, например, «Русский язык»[24]: яблоко, вишня, ромашка... Какие у вас возникают ощущения? Какие возникли личные воспоминания в связи с тем или иным образом? Там же, где возникло ощущение вкуса, вспомните и запах, и тактильные ощущения; вскоре заработает моторика, пространственная ориентация (где это было? кто был рядом?), Вы услышите звуки или даже вспомните чьи-то слова, сказанные тогда кем-то рядом с Вами. Информация переходит в определённые структуры памяти по естественным каналам. Ключом «вывода» служит любой из сигналов, направленных в мозг (например, слово или запах, движение или образ).

Отличия биоадекватного учебника от традиционных учебников таковы:

- Ближайшей целью биоадекватного учебника является мотивация и активизация системы мыслеобразов по определённому учебному курсу;

- Общей целью биоадекватного учебника является тренировка и развитие природного метода мышления образами,[25] т.е. воспитание природосообразного, или естественного мышления.

Работа с биоадекватным учебником строится не по принципу «читай и запоминай», а по принципу «воспринимай по всем каналам, ассоциируй и твори».

Таким образом, сила биоадекватного учебника – в экономии мышления через упорядочение жизненного опыта и реализацию творческих способностей ученика. Экономичность биоадекватных учебников – важнейшая их характеристика.

Опыт использования биоадекватных учебников показал возможность сокращения времени на изучение материала в 3 - 4 раза [62-64, 33, 34, 21, 1, 5, 41, 51, 114, 115, 109-112, 128, 129, 12-14, 39, 142-144, 108, 109 и др.].

Инструментальность является ещё одной важной характеристикой биоадекватных учебников. Знакомые каждому человеку природные образы позволяют сразу использовать полученную информацию как инструмент деятельности. Работа с натуральными моделями через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе.

  Эстетичность является важнейшей характеристикой биоадекватных учебников. Они созданы таким образом, чтобы, не прибегая к дополнительной методике, осуществлять целенаправленный процесс формирования ценностного отношения учащихся к миру и художественной деятельности. Принцип «красота спасёт мир» работает ежеминутно в учебнике:

- все образы построены по принципу золотых пропорций, известных великим художникам мира;

- цветовая гамма образов организована в соответствии с психологическим замыслом отдельных тем.

В учебниках использованы образы, врачующие душу, несущие огромный положительный заряд каждому ученику.

Работа с учебником приучает глаз и психику ученика видеть и воспринимать прекрасное, то есть входить в резонанс с гармоничными образами. Ученик обретает навык поиска, гармонии, добра. Постепенно вырабатываются потребность и стремление к красоте. Длительное общение с красивым учебником даёт духовный опыт позитивного настроя, вырабатывает желание пребывать в гармонии и, конечно, творить, создавать подобные эстетичные ситуации в учёбе и жизни. Учебники нового типа убеждают учащихся в возможности воспроизвести любую информацию на уровне творчества. Общение учащихся с книгой, которая, по сути, является художественно исполненным произведением, формирует ценностное отношение человека к миру. Учебник нового типа тренирует учащегося в умении совершать выбор. Это постоянно активизирует творческие возможности учащегося, подключает элемент соревнования в процессе учебы. 

Биоадекватный учебник многофункционален. Он может использоваться учителем как наглядное пособие, служить для создания раздаточного материала; учебник может использоваться для групповой работы, быть самоучителем, так как содержит необходимый материал и методические рекомендации о способах работы с учебником. Практика показала ещё одну функцию учебников – быть семейной энциклопедией. Учебники стартовой ступени предназначены для учащихся от 7 лет и старше.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.