Этика педагогической деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Этика педагогической деятельности

2019-05-27 143
Этика педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главной целью концепции ноосферного образования является не декларация необходимости обращения к духовности и этике образования, а выявление и актуализация истинных истоков нравственности, духовности из глубины внутреннего мира личности. Нравственность как особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений является методом и главной стратегической целью ноосферного образования. Понимание сущности нравственности исходит из биосферной, космической функции человека. Нравственным может быть только то, что сообразно Природе человека в системе Человек–Природа–Общество. В истории русско-славянской философии эта мысль сформулирована у В.С. Соловьёва, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, В.И. Вернадского: восприятие «мира как органического целого», в котором любое разрушение цельности безнравственно. Отход от понимания нравственности только в философском или социально–психологическом аспекте чрезвычайно важен для понимания того, что мы обозначили как «биосферная сущность нравственности». Обратимся к «корневой системе» понятия нравственность: нрав – норов – норма – нормативное действие. Первое, что делает человек в первую минуту появления на свет – воспринимает всем телом новые условия среды. Всё, что он делает в любое мгновение всей своей последующей жизни – воспринимает новые и несёт в себе «прожитые и воспринятые» условия, которые были предложены ему средой. Нормативным ходом сообразно природе человека является:

– восприятие среды через все органы чувств;

– синтез информации о среде путём формирования некоторого образа;

– логическое осмысление информации, полученной в данном образе;

– вынесение суждения о воспринятой информации в виде слова, фразы.

Метод (как набор способов [37] ) взаимодействия учителя и ученика [38] в процессе учёбы, может быть либо природосообразным, либо не сообразным природному ходу восприятия информации, нравственным или безнравственным.

Игнорирование 1 и 2 этапов восприятия стало системным. Информация о базовом ходе восприятия, хотя бы в простейшей схеме четырёх ступенек (по Ж. Пиаже) становится почти открытием для практикующих педагогов. Игнорирование физиологически и психологически необходимых ритмов смен активности и релаксации в деятельности человека стало вторым важнейшим нарушением биосферного хода приёма – передачи – осмысления информации. Принятый график школьных занятий предусматривает 45 минут занятий в состоянии активности и лишь 10 минут отдыха. При нагрузке в 5 уроков накапливается нереализованная потребность в релаксации, которая в 5 раз превосходит дозу активной работы.[39] Надо учесть при этом, что речь идёт ещё и о мини–циклах «активность – релаксация», внутри самого 45–минутного урока, который, как правило, не соблюдается. Релаксация не воспринимается педагогами как физиологически необходимый этап в процессе работы. Отсутствует представление о физиологических параметрах процессов активности и релаксации. Педагоги не подготовлены к осмыслению процесса преподавания с точки зрения физиологии и психологии. Выхолощенная форма методики, опора на фрагментарный интерес парализует естественную позитивную активность познавательного цикла, убивает природосообразный цикл «на корню». Абсолютное отсутствие потребности самого учителя учиться у своей собственной природы явилось следствием атрофирования базового генетического кода восприятия внутри самого учителя.

Третьим нарушением базового кода восприятия является преимущественное развитие функций дискурсивно–логического мышления при забвении (даже боязни!) функций (и соответственно методов) работы правого полушария и совокупной работы левого и правого полушарий.

Невозможно уйти от вывода о том, что естественные закономерности приёма–передачи информации не соблюдаются традиционными образовательными методиками. Они базируются на левополушарной активностиголовного мозга при нравственной мотивации долга и аксиологическую ориентацию общественной значимости (без учёта Природы и её гармонии, Всеобщих Законов Мира, природосообразного, бережного отношения к природе человека и окружающей среде), подменивших нравственность как норму человеческой природы.

Во-первых, методика понимается лишь как набор приёмов и способов работы без учёта индивидуальных возможностей педагога в контакте с учащимся.

Не секрет, однако, что самые прогрессивные и гуманистические программы и методики, попадая в современную школу, не имеют, как правило, серьёзного будущего. В лучшем случае они культивируются в ряде школ, добившихся поддержки или финансирования от спонсоров или органов образования, и не могут быть распространены шире в современной системе общеобразовательных школ. 

Во-вторых, методика должна быть не столько поименована (методика Шехтера, Китайгородской и др.), сколько охарактеризована: какой научный принцип лежит в основе и насколько методика технологична, может ли она быть тиражирована.

Наш научный принцип – биоадекватность методики преподавания с учётом Общих законов человеческого общества, познания/постижения, специальных законов психики человека и законов образования, ориентированных на Всеобщие Законы Мира. Технологичность нашей методики в её механизмах, заложенных природой в каждом человеке.

В-третьих, методика эффективна лишь в сочетании с искусством преподавателя (организаторским, ораторским, актёрским, человеческим). Это уровень искусства, где учитель – Мастер взаимодействия на фундаменте специальных законов образования. Методика преподавания – всегда творческий акт.

Именно о методике привыкли говорить в педагогической среде. Это было бы замечательно, если бы говорящие занимались самосовершенствованием, а не ожидали единожды усвоенной методики на все случаи жизни. Не осознавая, что происходит в системе «человек» в процессе восприятия, педагог манипулирует учеником. К примеру, манипуляцией, по существу, является внедряемая в последние годы гуманитаризация при сохранении акцента на левополушарные методы преподавания. Необходимые гуманизация и гуманитаризация различны по сути. Гуманитаризация как привнесение гуманитарных знаний (курсов, циклов) в образовательный процесс является лишь предметной ориентацией и совершенно не обязательно несёт гуманизацию. Есть, к сожалению, примеры гуманитариев, которых трудно в нравственном аспекте назвать гуманными; и наоборот, люди исключительно технической профессиональной направленности – гуманны по существу. Гуманизация как нравственная ориентация (гуманизм, человеколюбие выступает в качестве принципа) должна быть гарантирована образовательной системой. Время деклараций прошло. Истинным ходом к нравственному состоянию общества должно стать использование каждым учителем нравственного метода, биологически адекватного природе человека.

Программы работы по воспитанию нравственности подрастающего поколения, таким образом, должны создаваться вокруг идеи воспитания целостного мышления. 

Подведём итог. Экологизация мышления педагога через осознание и овладение биоадекватным методом приёма – передачи – восприятия информации как базовым кодом природы приведёт к переосмыслению методологии и методики преподавания. Эти действия служат реальным основанием для перехода к ноосферному образованию. Они приводят к неизбежным трансформациям в системе образования. Главными изменениями станут: 1) отказ от манипулятивного типа преподавания; 2) утверждение нравственного метода преподавания – биоадекватного метода с индивидуальным выбором способов воздействия; 3) обретение истинной этики школы через этику педагогической деятельности отдельного педагога; 4) воссоединение  целостности  метода,  цели  и  задачи,  содержания  образования; 5) регионализация образования.

Отечественный  педагог  «серебряного века»  русской  культуры П.Ф. Каптерев осмыслил духовно-нравственную направленность педагогического процесса как его закономерность в «принципе идеалосообразности». Реализация этой закономерности напрямую связывалась с миром идеалов и ценностей личности учителя. Мы полагаем, что биоадекватные методы преподавания как часть ноосферного, космичного мировоззрения педагогов, позволят соединить в единое целое традиционно высокие устремления отечественных педагогов и живую практику школы.

Каков же практический путь трансформации мышления педагогов сегодня? Разработанные нами программы курсов «Ноосферное образование», «Целостное мышление», «Мышление XXI века», «Биоадекватная педагогика на основе специальных законов образования» позволяют осуществить трансформацию мировоззрения педагогов, их мышления и педагогического метода в рамках существующей общеобразовательной школы. Эти курсы позволят педагогу познакомиться с основами Теории генетического энергоинформационного единства Мира, с сущностью и содержанием периодических систем Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества, Общих законов познания и постижения, специальных законов психики человека, законов образования и управления. Педагоги ознакомятся с современными научными представлениями в области квантовой и волновой физики, физиологии высшей нервной деятельности, психологии, нейрофизиологии, с современными педагогическими концепциями, построенными на принципе биоадекватности процессов приёма–передачи–переработки информации человеком. Опыт показал, что наиболее эффективно эта работа идёт среди педагогической молодёжи и студентов. Эффективность их работы высока даже при недостатке опыта. Имея это в виду, целесообразно начинать подготовку кадров молодёжи, более восприимчивой к новациям, подвижной в мышлении. В настоящее время эта работа ведётся силами отделения ноосферного образования РАЕН, Ноосферной академией науки и образования, Институтом целостного мышления Украины, Домом В.И. Вернадского. Методические семинары в Москве, Харькове, Одессе, Н.-Новгороде, С-Петербурге, Алмате, Кирове, Лобне проводятся круглый год. По просьбе региональных организаций специалисты выезжают для проведения семинаров. Ведутся работы с педагогическими коллективами школ.

ГЛАВА 11.

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА

 

«Какая из современных проблем может со временем более всего повлиять на ход истории?

– Всемерное расширение образования».

                                                                                 (И.Ефремов)

 Зёрна брошены в почву …Зёрна идей ноосферного образования, ноосферной науки, ноосферного сознания, ноосферного пути развития общества порождены предшествующим ростом общественного, научного и индивидуального сознания. Их естественное развитие протекало в духе идей В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.Ф. Фёдорова, А.Л Чижевского, И. Пригожина, Н.Н. Моисеева и др.

Известно, что человек приобретает убеждения и мировоззрение в соответствии с уровнем своих знаний. К концу XX века, пройдя этап классических, неклассических, постнеклассических опытов, и многократно убедившись в том, что в самой науке, в образовании, в сознании нет ничего, чего бы не было в природе и жизни, человечество обратилось к экологизации. Экоцентрическая парадигма жизни через модели открытых систем социума (науки, образования, человека и др.) с сопряжёнными процессами приводит к непротиворечивому единению индивидуального и коллективного интеллекта и духовности на основе экологичного (целостного) мышления. Это и понимается сегодня как сфера одухотворённого разума – ноосфера. Ноосферное развитие понимается как осознанно управляемое природосообразно ориентированное соразвитие Человека, Природы и Общества на основе Всеобщих Законов Мира, при котором удовлетворение потребностей происходит без ущерба для Вселенной и последующих поколений. От скорости синтеза информации в науке и обществе во многом зависит скорость становления нового образования.

Небывалая ранее роль выпала на долю образования. Оно должно стать лидером ноосферного перехода, т. е. тем звеном, потянув за которое, можно решить все другие проблемы современного общества. Можно ли было представить, что на определённом этапе эволюции судьбу общества будет определять Золушка − труженица-школа, а не её властная хозяйка мачеха? Крупнейшие учёные двадцатого столетия А. Эйнштейн, П.Т. Шарден, К.Г. Юнг, Б.Г. Ананьев, независимо друг от друга, высказывали идею о том, что наука будущего − психология. Она сегодня образует  естественный центр притяжения множества не только смежных, но и полярных научных дисциплин. Этот центр и становится сегодня мостом, соединяющим естественные и гуманитарные науки, инструментом, создающим на основе универсальных психологических технологий образования конкретную интеграцию системы общего образования и образования университетского типа. Успешное движение человечества к ноосферным основам бытия немыслимо без процессов философского осмысления образования. Особая ценность пионерских работ доктора психологических наук Н.Г. Куликовой «Философия ноосферного образования» [56] и доктора психологических наук В.Д. Атажановой «Аподиктические основания ноосферного образования» [14] в том, что им удалось представить самые передовые достижения современной мировой науки, проанализировать, структурировать их и представить агрегированный взгляд на философские истоки, историю, эволюцию образования. Случилось то, что в начале XX века предсказывал выдающийся мыслитель Анри Бергсон в книге «Творческая эволюция» (1907 г.): интеллект, предназначенный для совершения определённой роли и являющийся лишь частью сознания, должен гармонично воссоединиться с той сферой, из которой он выделился – интуицией для исполнения бесконечных задач познания. А.Бергсон допускал возможность иного эволюционного пути развития человечества – с преобладанием интуитивного способа познания, поскольку жизнь принадлежит к порядку психологическому. Ровно через 100 лет, в 2007 году, русским учёным Н.В.Антоненко была открыта периодическая система законов психического развития. Этот фундаментальный труд стал психологической блок-базой для мощных подвижек в системе образования. Впервые в истории педагогики развитие и совершенствование системы образования рассматривается как стратегический инструмент социально-экономического развития устойчивой личности и общества.

Концепция ноосферного образования ориентируется на новый уровень мышления человека, что требует новой концепции человека как существа не только биологического, социального, но и космического. Основатель такого взгляда доктор психологических наук профессор И.Н. Шванёва опирается на созданную ею психологию ноосферного развития личности, в которой учитываются ритмы и циклы ноосферных психотипических процессов. Это созидательная интегративная оптимистичная концепция человека и человечества как космического явления.

  Анализ структуры препятствий в совершенствовании системы образования привёл нас к выводам.

− Медленный синтез информации о ноосферном образовании и его роли в эволюции общества приведёт к фототрофному (приспособительному) характеру распространения природосообразных методов и средств преподавания. Это достаточно естественный путь к жизни новых идей. Выдающийся французский физик и общественный деятель Поль Ланжевен писал, что то, что сегодня известно большинству людей, пятьдесят лет назад было привилегией небольшого числа учёных, и этот процесс будет продолжаться всегда, т. к. научное познание является лишь одним из моментов коллективного приспособления мышления к фактам.

− Быстрый синтез информации о ноосферном образовании может коренным образом повлиять на эволюционные трансформации в обществе.

Сегодня это уже не благое пожелание. Работа доктора философских наук М.В. Ульяновой, открывшей периодическую систему специальных законов управления, представляет собой эмерджентный инструмент управленческих трансформаций с учётом Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества. Мы бы сравнили предложенную учёным систему законов управления с указующим скипетром сильной власти.  

Факторами перехода к ноосферному образованию должны стать: признание преимуществ ноосферного образования, всесторонняя государственная поддержка, превентивное финансирование ноосферного образования, глубокое понимание и государственная пропаганда того, что ноосферное образование должно носить опережающий характер, задавая скорость и уровень развития общества.

В последнее десятилетие совместными усилиями учёных России, Казахстана, Украины проведены мощные реинжиниринговые исследования социальной значимости ноосферного образования. Они получили научное обоснование в ряде работ. К примеру, в Казахстане медики и директора школ в совместной работе по внедрению ноосферного образования в г. Алматы (гимназия № 120, школа № 79, детский интернат «Жануйя») пришли к выводу о естественном здоровьесберегающем эффекте ноосферного образования вследствие генетически детерминированного способа восприятия информации (Н.А. Давыдовская [26-29],  В.Д. Атажанова [12-14], И.К. Кубаева [51], Х.С. Серикова [105-107], И.В. Кузьмина [54], И.Э. Казанцева [38], А.Г. Юраш [142-144]). Глубокими медико-биологическими и психологическими исследованиями С.В. Павлова [84] выявила лечебный, здоровьеохранный, саморегулирующий эффект предложенного нами биоадекватного метода. Среди многочисленных публикаций, посвящённых апробации ноосферного образования и его внедрению, внимание привлекает обобщающая работа доктора педагогических наук Г.В. Курмышева «Государствообразующая стратегия ноосферного образования» [57] – первый труд, масштабно поставивший вопрос о стратегической роли ноосферного образования в подготовке кадрового потенциала во всех сферах жизни госудрства.

Памятуя слова В.И. Вернадского о зависимости человека от среды жизни и мысли, а также зная мощь и силу проектного мышления, завершим этот рассказ аналогией.

Представьте с трудом найденный золотой ключик – биоадекватную методику ноосферного образования, который может открыть потайную дверь в скрытый пока мир целостного мышления, ноосферного сознания! Решайте, брать ли в руки золотой ключик тайны, мечты, счастья будущих поколений? Подумайте, что получат Ваши ученики, если Вы откроете им «сказочную» дверь к цели! Почувствуйте, что пронесут по жизни Ваши ученики в сердце к Вам – Учителю, владеющему золотым ключиком биоадекватной методики. В Ваших руках – судьба будущего!

 

 

Библиография

 

1. Антоненко Н.В. Биоадекватный инструментарий ноосферного образования для устойчивого развития общества// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/ Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций, М. – Алматы, 2004. – М.- Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 87-92.

2. Антоненко Н.В. Формула здоровьесберегающего обучения// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 76-81.

3. Антоненко Н.В. Периодическая система законов психики человека в системе Всеобщих Законов Мира и Общих законов человеческого общества// Дис. докт. психол. наук, М.,2007. – 44 с.

4. Антоненко Н.В. Ноосферная педагогика и психология: этапы развития приоритетных ценностей, новые открытия в области науки о человеке, принципы обучения и воспитания// Образовательные стратегии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ, Севастополь, 2009. – С.60-66.

5. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. – М.: Экон.-Информ., 2007. – 220 с.

6. Ануашвили А.Н. Объективная психология на основе волновой модели мозга. – М.: Экон.-Информ, 2008. – 292 с.

7. Астафьев Б.А.  Теория единой живой Вселенной (законы, гипотезы). – М.: Информациология, 1997. – 148 с.

8. Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. − М.: Белые альвы, 2002. − 320 с.

9. Астафьев Б.А. Всеобщий Закон Творения. − М.: Институт холодинамики, 2004. − 144 с.

10. Астафьев Б.А. Стратегический прогноз и управление на основе Генома и Законов Мира: теория и практика. − М.: Институт холодинамики, 2007. – 184 с.

11. Астафьев Б.А. Теория генетического энергоинформационного единства Мира. − М., 2009. – 560 с.

12. Атажанова В.Д. Психолого-педагогические условия оптимизации учебной нагрузки в современном образовании// Дис. канд. психол. наук, М., 2005. – 24 с.

13. Атажанова В.Д. При минимуме затрат – высокий результат.// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 169-173.

14. Атажанова В.Д. Аподиктические основания психологизации управления образованием// Дис. докт. психол. наук, М., 2008. – 45 с.

15. Базарный В.Ф. Какие истины скрываются за строительством отечественной школы на так называемой «вербальной основе», или «Что значит знать?» // Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 31-46.

16. Безруких М.М. Школа и здоровье// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 21-30.

17. Белякова О.В., Стрельникова Н.В. Релаксация в учебном процессе.// Образовательные технологии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ, Севастополь, 2009. – С.132-135.

18. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480 с.

19. Бом Д. Развёртывающееся значение. − Лондон, 1985. − 86 с.

20. Бочков Н.П. Наследственность человека в XXI веке// Вестн. АМН СССР. – 1991, № 12. – С. 54-59.

21. Ванцян А.Г. О новом комплексе биоадекватных учебников по физике для 7-9 классов// Законы Мира и образование/ Сб. докладов на XVII-XX Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С.217-219.

22. Вульф В. Холодинамика: Вся сила в действии. – М., 1995. – 190 с.

23. Гончаренко М.С. Клинико-лабораторные исследования школьников, обучающихся по системе ноосферного образования// Доклад на VII Международной научно-практической конференции «Валеологiя: сучасний стан, напрямки та перспективи розвитку. − Харкiв, 2-5 квiтня 2009 г.

24. Громыко Ю.В. Проектное сознание. – М.: Институт учебника Paideia, 1997. – 560 с.

25. Гроф С. За пределами мозга. − М., 1992.

26. Давыдовская Н.А. Психологические и медицинские основы здоровьесберегающего природосообразного метода преподавания// Автореф. дис. канд. психол. наук, М. – Алматы, 2005. – 40 с.

27. Давыдовская Н.А. Нейрофизиологические основы кризиса традиционного метода преподавания и перспективы природосообразного метода преподавания учебных дисциплин// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 179-187.

28. Давыдовская Н.А. Ноосферное образование глазами невропатолога (биоадекватная методика преподавания – залог психического и соматического здоровья личности) // Законы Мира и образование/ Сб. докладов на XVII-XX Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С.285-289.

29. Давыдовская Н.А. Нейрофизиологические основы кризиса традиционного метода преподавания и перспективы природосообразного метода преподавания учебных дисциплин// Образовательные стратегии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ. − Севастополь, 2009. – С. 176-179.

30. Дмитриевский И.М. О перспективах науки и образования// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты// Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций.  – М. – Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 63-65.

31. Дмитриевский И.М. Идеи русского космизма и структура ноосферы в свете достижений физических наук// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/ Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций – М. – Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 65-71.

32. Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. − М., 1998

33. Жестоканова А.Д. Первая на планете Земля. – М.: Лидер-М, 2009. – 232 с.

34. Жигунова Н.Г. Работа школьного психолога в практике становления ноосферной школы// Автореф. дис. канд. психол. наук, М.,2003. – 28 с.

35. Зайцев-Голощапов В.С. Правовой фундамент ноосферного образования – конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/ Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций. − М. – Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 115-123.

36. Зайцев-Голощапов В.С. Права ребёнка в системе Всеобщих Законов Мира и Общих законов человеческого общества// Дис. докт. педагог. наук, М., 2006. – 64 с.

37. Иванов Ю.Н. Частотное пространство. − М.: Новый центр,1998.

38. Казанцева И.Э. Познавая себя, ты познаёшь всё// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 187-190.

39. Казанцева И.Э. Волновая модель биоадекватного преподавания// Образовательные стратегии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ. − Севастополь, 2009. – 188-190.

40. Казначеев В.П. Учение о биосфере. – М.: Знание, 1985. - 80 с.

41. Клышко Ж.М. Биоадекватные учебники для здороья тела, души, интеллекта// Законы Мира и образование/ Сб. докладов на XVII-XX Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С.213-215.

42. Клышко Ж.М. Исследование здоровья детей при использовании и обучении биоадекватной педагогики// Там же. − С. 295-296.

43. Кобринович Е. Глобальные прблемы – результат кризиса мышления// Ноосферное образование в Подмосковье. − М., 2009. – С. 36-41.

44. Колесникова Т.А. Психолого-педагогические аспекты формирования принципа экологизации образования как условия становления целостного экологичного мышления и воспитания экологической культуры учащихся// Законы Мира и образовани / Сб. докладов на XVII – XХ Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С. 160-161.

45. Колин К. Фундаментальный метод научного познания// В газете «Интеллектуальный мир», №17, 1998.

46. Коллингз С.А. Управление развитием природных качеств ребёнка// Законы Мира и образование/ Сб. докладов на XVII-XX Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С.197-199.

47. Комарницкий Г.М. Современное управленческое мышление в образовательном процессе// Дис. канд педагогич. наук, М., 2005. – 25 с.

48. Комарницкий Г.М. Философско-методологические аспекты ноосферной теории управленческого мышления// Дис. докт. философ. наук, М., 2007. – 26 с.

49. Корж Н.А. Здоровьесбережение школьников как стратегический ресурс вуза// Образовательные стратегии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ. − Севастополь, 2009. – 190-194.

50. Коробейников А.А. Здоровое развитие детей – национальный приоритет России// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 7-20.

51. Кубаева И.К. Прикладное значение научных разработок в области Всеобщих Законов Мира в процессе преподавания казахского языка для русскоязычных и англоязычных граждан Казахстана// Законы Мира и образование / Сб. докладов XVII – XХ Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С. 154-160.

52. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа – общество – человек: устойчивое развитие. – М. – Дубна: Ноосфера, 2000. – 392 с.

53. Кузнецова А.Ф. Духовность сознания педагога в парадигме ноосферного образования// Дис. докт. педагог. наук, М., 2008. – 64 с.

54. Кузьмина И.В. Управление становлением ноосферного сознания педагогов (о семинаре «Введение в ноосферное образование»)// Законы Мира и образование/ Сб. докладов на XVII-XX Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С.199-200.

55. Куликова Н.Г. Философско-психологические основы ноосферного образования //Дис. докт. психол. наук, М., 2007. − 32 с.

56. Куликова Н.Г. Школа ноосферного развития// Образовательные стратегии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ. − Севастополь, 2009. – 136-138.

57. Курмышев Г.В. Государствообразующая стратегия ноосферного образования// Дис. докт. педагог. наук, М., 2009. – 40 с.

58. Курмышев Г.В., Ионов И.А. Влияние природосообразного образования на здоровье учащихся// Ноосферное образование в Украине. Вып. 1, Харьков, 2007. – С.108-110.

59. Мазурина Л.В. Природосообразная здоровьесберегающая технология и внедрение её в практику школы// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/ Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций. − М. – Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 193-195.

60. Мамаева Т.А. Эффективность потенциального развития технологии творческого мыслительного процесса студента ВУЗа по теории ноосферного образования// Ноосферное образование в Украине. Вып. 2. − Харьков, 2008. – С.125-136.

61. Марковская Е.А. Формирование космического сознания методами ноосферной педагогики// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/ Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций. − М. – Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 52-54.

62. Маслова Н.В. Ноосферное образование. − М.: Институт холодинамики, 1999. − 308 с.

63. Маслова Н.В. Биоадекватные учебники. – М.: Институт холодинамики, 2001. − 34 с.

64. Маслова Н.В. Ноосферное образование. − М.: Институт холодинамики, 2002. − 342 с.

65. Маслова Н.В. Ноосферное образование – стратегический ресурс общества// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 142-148.

66. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. − М.: Институт холодинамики, 2005. − 184 с.

67. Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов человеческого общества. − М.:Институт холодинамики, 2006. − 292 с.

68. Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов познания и постижения. − М.:Институт холодинамики, 2007. − 180 с.

69. Маслова Н.В. Периодическая система законов образования. − М.: Институт холодинамики, 2009. − 180 с.

70. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – С.-Пб., 1997. – С. 12-30.

71. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. – Пермь, 1993.

72. Миронов С.М. Учитель поднимает страну// Образование и здоровое развитие учащихся/ Материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. I. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 3-6.

73. Миронова Н.Б. Философские основания психологии целостного мышления (историко-философский аспект) // Мышление XXI века и образование/ Сб. материалов Международной конференции. − М., 1999. – С.8-19.

74. Моторная С.Е. Современный научный базис психокомпетизации эволюционной изменчивости высшего образования//Дис. докт. психол. наук, М., 2009. – 59 с.

75. Моторная С.Е. Высшее образование в ноосферной парадигме // Образовательные стратегии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ. − Севастополь, 2009. – С. 94-100.

76. Мышление XXI века и образование // Сб. материалов Международной конференции. − М., 1999. – 127 с.

77. Николаева А.Н. Ноосферное обеспечение личностного развития и среднего профессионального образования студентов// Автореф. дис. канд. педагог. наук, М.,2008. – 30 с.

78. Ноосферное образование в Подмосковье. – М.: ФГУП “Производственно-издат. комбинат ВИНИТИ”, 2008. – 80 с.

79. Овчарова Н.В. Развитие ассоциативного мышления// Образовательные стратегии XXI века: ноосферное образование/ Сб. докладов СевНГУ. − Севастополь, 2009. – С. 147-149. 

80. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. – С.-Пб: РХГИ, 2004. – 520 с.

81. Озерова Т.С. Психологическая эффективность метода коррекции энергетических колебаний организма человека// Дис. канд. психол. наук, М., 2005. – 25 с.

82. Олейник Т.В. Гармонизирующая роль музыки в ноосферном образовании// Дис. канд. педагог. наук, М., 2009. – 27 с.

83. Павлов И.П. Рефлекс цели// Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 янв. 1916 г.

84. Павлова С.В. Психология целостного мышления в медицинской практике// Дис. канд. психол. наук, М.,2007. – 22 с.

85. Пастарнакова Н.В. Этническая и социально-психологическая детерминация личности детей в системе Всеобщих Законов Мира и Общих законов человеческого общества// Дис. канд. психол. наук, М.,2007. – 31 с.

86. Пиаже Ж. Психология интеллекта// Избр. психол. труды. – М., 1994. – С. 55-105.

87. Пинчук Т.А. Концептуальные подходы к полифункциональному моделированию универсального лицейского образования// Дис. докт. педаг. наук, М., 2008. – 42 с.

88. Подберезина С.И. Ноосферный ребёнок (концепция программы)// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/ Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций. − М.- Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 215-221.

89. Прибрам К. Языки мозга. − М.: Прогресс,1975. − 464 с.

90. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. − М.: Прогресс, 1986.

91. Пригожин И., Стенгерс И. Стрела времени// Вестник РГГУ № 1, 1996. − С. 61.

92. Примерова Г.И., Ануфриева Т.Ф., Невская Е.В., Филиппова Т.В.,

Дербина Г.К. Школа в ноосферном образовании (анализ работы коллектива учителей школы № 172)// Законы Мира и образование / Сб. докладов на XVII – XХ Международных конференциях по ноосферному образованию. − М.: Институт холодинамики, 2006. – С. 181-185.

93. Пятачкова Т.И. Биоадекватная методика как фактор развития личности// Там же. – С. 297-298.

94. Раюшкина Н.А. Психолого-педагогические аспекты подготовки учительства к работе в парадигме целостного мышления//Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 2001.–24 с.

95. Резниченко И.М. Ноосферный педагогический подход в дополнительном образовании// Дис. канд. педагог. наук, М., 2008. – 36 с.

96. Рыбальченко Л.К. Психолог – организатор безопасного экологичного природосообразного учебного процесса в школе// Законы Мира и образование/ Сб. докладов на XVII-XX Международных конференциях по ноосферному образованию. – М.: Институт холодинамики, 2006. – С. 263-272.

97. Рыбальченко Л.К. Семья в концепции ноосферного образования// Дис. канд. психол. наук, М., 2007. – 31 с.

98. Рыбальченко Л.К. Хождение психолога в общеобразовательную среднюю школу. – М.: Институт целостного мышления. – 144 с.

99. Саввинов А.С. Традиционные представления народа Саха и ноосферное образование// Законы Мира и образование / Сб. докладов на XVII – XХ Международных конференциях по ноосферному образованию. – М.: Институт холодинамики, 2006. – С. 161-162.

100. Савин А.И. Ноосферное образование – важнейший фактор обеспечения жизни на Земле// Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/ Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций. – М. – Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 123-124.

101. Самсонова С.А.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.