Под системой целостного мышления понимается система методов логического, интуитивно-образного мышления и их совокупного ввзаимодействия. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Под системой целостного мышления понимается система методов логического, интуитивно-образного мышления и их совокупного ввзаимодействия.

2019-05-27 135
Под системой целостного мышления понимается система методов логического, интуитивно-образного мышления и их совокупного ввзаимодействия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку методология преподавания непосредственно связана с методологией познания (обе они имеют дело с категориями объект – субъект познания / преподавания), то задача методологии преподавания состоит в актуализации глубинного содержания теоретических понятий о процессе познания. Последовательность этой актуализации такова: предмет познания / преподавания; задачи познания / преподавания; средства для решения задач познания / преподавания; этапы познания / преподавания. При этом методология познания является «теорией» по отношению к методам преподавания. Будучи «своим-иным» (Гегель) этой теории методология преподавания «оборачивает» методологию познания в необходимый и жизненно определённый способ освоения действительности.

Итак, мы могли бы сказать о перспективной задаче биоадекватного метода следующее. Принципы единства теории и практики (сущности и явления, возможного и действительного, общего и особенного и т. д.), последовательно проведённые, могут стать основанием в выборе и выработке конструктивного решения, развития системы образования.

Задача сегодняшнего дня для методологии биоадекватного преподавания – дать учителю обоснование нового инструмента его творчества – биоадекватных методик преподавания. Процесс биоадекватного преподавания как налаживания естественного канала восприятия предмета познания для Ученика посредством Учителя в системе Вселенной можно представить графически.

 

                                                ВСЕЛЕННАЯ

 

                                            Схема № 13

 

Схема отчётливо даёт понять роль учителя, помещённого как связующее звено между субъектом и объектом познания. В его власти организовать либо биоадекватный процесс познания, либо неадекватный процесс познания для ученика. «Угол зрения» () учителя на биоадекватные методы преподавания определяет степень биоадекватности его методики. Преподнося материал о разнообразии растительного мира, один учитель ограничится рассказом, другой чтением отрывка из какого-либо произведения, третий – покажет картинки или слайды, четвёртый предложит написать сочинение, пятый пойдёт с учащимися в лес на время урока, шестой отправится с детьми в поход с целью проведения определённых наблюдений… Выбор методов широк.

Методология как инструмент учителя сегодня оказалась определяющим звеном системы образования. Известно, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод. Педагогическая методология сегодня оказалась флагманом образовательного процесса. Решения в области методологии способны сделать прорыв в образовательной сфере, открыть доступ к скрытым резервам личности. Сегодня ясно, что развивать только традиционные методы преподавания означает формировать людей с преобладанием методов логического мышления. Основная тенденция современной образовательной методологии – устремление к осознанию биоадекватного процесса познания. Сегодня важно, чтобы педагог умел учить мыслить природосообразно, системно, целостно, а это значит, что он сам должен научиться замечать свои мысли: как они рождаются, как их можно трансформировать, как управлять. Это важнейший навык самопознания и автодидактики, которым не владеет основная масса педагогов. Новейшие открытия науки и практики привели к трансформациям во взглядах на педагогическую методологию. Сегодня можно говорить о научно-эмпирическом биоадекватном подходе в методологии. Остановимся на шести важнейших характеристиках биоадекватной методологии.

1. В определении методологии произошла качественная трансформация: появилось словосочетание «внутренняя организация» педагогического процесса вместо ранее принятого «логическая организация». Это свидетельствует о признании существования не только логических методов педагогической деятельности, но и иных, присущих биосоциальной природе человека. Невозможность объяснить эти методы современной наукой не исключает факта их наличия в реальности. Наша привычка доверять только авторитету науки отступает сегодня перед неотвратимостью фактов жизни. Это, безусловно, временное состояние науки, подвигающее её к неизбежным перестройкам. И. Пригожин так раскрыл эту ситуацию: «Ответственность за концептуальные трудности … несёт наблюдатель и производимые им измерения. В этом заключается квантовый парадокс, вводящий вместе с наблюдателем своеобразный субъективный элемент в наше описание природы…Человек отвечает и за стрелу времени, и за переход от квантовой “потенциальности” к квантовой “актуальности”» [91].

2. В определении предмета методологии произошла качественная трансформация. Субъект познания идентифицирует себя в объекте познания, т. е. человек изучает себя в системе «Человек–Природа–Общество», т. к. раздельное изучение этих подсистем ведёт к «разделённому», т. е. нецелостному знанию. Разделённость «объекта–субъекта» познания – одна из методологических причин современного цивилизационного и образовательного кризиса. Это яркий пример неотвратимых последствий, которые наступают вслед за введением в научный и практический оборот и абсолютизацией «однобокого», нецелостного метода познания и преподавания.

Предметом целостной (биологически адекватной природе человеческого восприятия) методологии является единство системных закономерностей познания и управления познанием.[14]  Подчеркнём, что предметом методологии является система связей и закономерностей преподавания и воспитания на фундаментальной основе законов образования.

3. Единство системных закономерностей Мира [15] – это то, что академик Н.Н. Моисеев называл признанием принципа глобального универсального эволюционизма.[16]

В общефилософском аспекте закономерности Вселенной могут быть представлены в виде диалектически противоположных закономерностей, образующих пары 1 – 1а ; 2 – 2а; 3 – 3а; … 6 – 6а (см. схему №14).

В приложении к методологии преподавания этот философский аспект преломляется как обязательное наличие физических, биологических, психологических, методических вариантов пар возможностей. 

Знание этой общей закономерности создаёт неограниченное поле возможностей методов и средств воздействия в процессе преподавания, порой противоположных. Кроме того, делает «законными» поиски и новации в методологии. Знание Всеобщих Законов Мира и методологии является научно–философской базой методологического прогнозирования. 

 

 

 


Схема № 14

В качестве примера приведём предвидение бурного роста методов целостного мышления и преподавания в XX в, сделанное Яном Христианом Сметсом в опубликованной в 1926 г. работе «Холизм». Другая закономерность – полиморфизм не менее ярко проявляется в методологии. Мы имеем ввиду наличие огромного числа методов, например, развивающих логическое мышление. Можно указать на изоморфизм как параллелизм в организации, например, звуковой и смысловой сторон языков и как метод изучения различных уровней языков.[17]

Очевидно, с некоторой долей условности, можно сказать, что чем бoльшему числу пар закономерностей Вселенной и Мира отвечает тот или иной метод, тем в бoльшей степени мы можем характеризовать его как целостный или биосоциоадекватный. 

Релаксационно-активный метод, который мы обосновываем в данной работе, отвечает критерию максимальной биосоциоадекватности. Проследим это в соответствии с предложенными общефилософскими закономерностями.

№1а. Закон асимметрии мы усматриваем в возможности поочерёдного обращения к левому или правому полушарию головного мозга в зависимости от индивидуальной склонности к логическим или интуитивно-образным видам работы.

 №1б. Закон симметрии мы усматриваем в поэтапном подключении то левого, то правого полушарий, которые «нагружаются» симметрично, ни одно не остаётся без нагрузки. 

№2а. Закон полиморфизма, т. е. использования разных приёмов, развивающих образное мышление (представление образа изучаемого явления в виде природосообразной модели, рисование, чувствование образа и т. д.), и приёмов, развивающих логическое мышление (синтез, анализ информации, построение структурных составляющих).

 №2б. Закон изоморфизма, т. е. параллелизм в организации звука и смысла как метода изучения бытования смысла на разных уровнях и через разные уровни языка.

№3а. Закон противоречивости проявляется в биоадекватной методике в кажущейся невозможности по традиционным предметам школьного цикла представить информацию лаконично в объёме одного образа. Другое противоречие состоит, в том, что не требуются слова для объяснения связей и созависимостей отдельных частей грамматических явлений. Например, образ подсолнуха без слов даёт объяснение созависимости рода, числа и падежа как характеристик существительного в английском языке, к различным группам английских существительных. В этом же образе в виде стебля представлен артикль как атрибут существительного.

№3б. Закон непротиворечивости состоит в том, что всё, указанное в пункте 3а, снимается тем, что отражение реальности в сознании происходит в виде голографических образов, и поэтому является естественным для мышления человека. Это значит, что описанное в пункте 3а явилось визуальной опорой для последующего осмысления информации.

№4а. Закон неэволюционных преобразований проявляется в том, что учащиеся, на основе личных пристрастий и выбора преобразуют информацию в те или иные модели. При этом одно изучаемое явление может быть представлено рядом моделей.

№4б. Закон эволюционных преобразований явствует из того факта, что биоадекватные модели ассоциируются с природосообразными моделями. Известно, что, эволюционно развиваясь, человек подражал природным моделям: использовал «опыт» природы. Позже появились и научно-технические направления, основанные на использовании природных моделей (бионика, биофизика, биотехнология и т. д.). Таким образом, использование природосообразных моделей в педагогической методике является соблюдением закона эволюционных преобразований.

№5а. Закон несистемных преобразований манифестирует себя в том, что в следовании методике учащиеся могут и используют отдельные преобразования слов, компонентов, образов, текстов, фраз и т. п. Научиться этому – одна из задач упражнений и задач. 

№5б. Закон системных преобразований проявляется в том, что любое преобразование может повлечь за собой изменение всей системы. Так, учащиеся с удивлением обнаруживают, что изучение иностранного или русского языка становится облегчённым, как только они ассоциируют явления грамматики, фонетики и морфологии через природные модели.

 №6а. Закон неэволюционного сходства очевиден: что сходного в бабочке или водопаде с таким явлением в грамматике, как глагол? А что общего у яблока и прилагательного? Ландыша и системы согласования времён? Арбуза и такого понятия как предлог? Конечно, эволюционно они разного происхождения: явления природы и явления грамматики разных языков.

№6б. Закон эволюционного сходства мы обнаруживаем в общих конструктивных особенностях мира, природы. Движение крыльев бабочки, движение воды неизбывного водопада ассоциируется в нашем сознании с понятием "движение", которое обозначается глаголом. А сочное, вкусное яблоко может олицетворять прилагательное. Этот принцип ассоциативности восприятия эволюционно заложен в нас, и мы используем его в биоадекватной методике.

Указанные нами пары закономерностей Вселенной, мышления, сознания реализуются благодаря основной функции мозга – его способности кодировать и перекодировать информацию. «Перекодировка – удивительно мощный адаптивный и конструктивный инструмент, которым пользуется организм, чтобы действовать во внешнем мире и воздействовать на него», – писал К. Прибрам.[18] Именно это свойство мозга максимально используется в биоадекватной релаксационно-активной методике.

4. Критерием научности методологии можно считать степень соответствия заложенных в ней приёмов работы современному уровню развития науки о передаче и переработке информации человеком. Здесь имеется в виду комплекс следующих наук:

физика – как основа для понимания приёма–передачи информации;

физиология – как основа для понимания функций человеческого тела в процессе приёма–передачи информации;

нейрофизиология – как основа для понимания функций мозга;

психология – как основа для понимания состояния человека в процессе приёма–передачи информации.

Современный уровень физики волно­вых процессов в физиологии, нейрофизиологии и психологии позволяет нам употре­бить термин «ритмодинамическая» (с точки зрения механизма приёма–передачи) к предлагаемой нами релаксационно-активной методике. В ней последовательно чередуются этапы релаксации и активности. Мы могли бы взглянуть на ту или иную методику с точки зрения физиологии. Вовлечение в работу обоих полушарий головного мозга и разных органов чувств, создание целостной, гармоничной, совокупной их работы позволяет говорить о гармоничном вовлечении в процесс познания всех возможностей человека, т. е. экологичности, не нарушении природных каналов и этапов восприятия информации. Это признание экологического императива в деятельности системы «человек».

5. Гуманность – ещё одна характеристика биоадекватной методологии. С одной стороны, использование природосообразных подходов в релаксационно-активной методике, естественных каналов и этапов приёма-передачи информации является закономерным шагом навстречу личности, предоставляет ей право выбора методов на пути познания, снятие запретов на интроспективные (внутренние) методы работы. С другой стороны, биоадекватный подход строится на свободе выбора и тем самым исключает возможность манипуляций личностью. Биоадекватность методологии раскрывает потенциальные возможности личности. Раскрывается не только творческий потенциал, о чём преимущественно заботятся педагоги, но и физический, а также потенциальные возможности на уровне межличностных, социальных, принципиальных, универсальных возможностей личности. Срабатывает закон системных преобразований!

Оказывается, достаточно работать в природосообразной методике, чтобы естественным образом произошла гуманизация всего образования даже без дополнительного «усиления» школьных циклов гуманитарными дисциплинами. 

6. Характер биоадекватной методологии – поисковый, рекомендательный: она функционирует не в виде жёстких норм, а в качестве системы предпосылок и ориентиров для организации познавательной деятельности, выбора средств педагогического воздействия. Образовательный процесс будущего не должен быть устойчивым по определению: ОБРАЗ–ование ежеминутно и повсеместно. При лавинообразном потоке обновляющейся информации противоестественно устремляться к устойчивости образования. Новая концепция методологии будущего – концепция динамической поисковой методологии в обновляющейся информационной и социальной среде.

Внедрение биоадекватной REAL-методики в образовательную среду подобно вселяющимся («адвентивным») видам во флоре – будет идти постепенно. Педагог, работающий в биоадекватной методике, меняет своё качество: он становится педагогом-исследователем и психологом-воспитателем.

 

3 типа педагогических методов

 

Патриарх науки о методе – Рене Декарт в 1637 г. опубликовал «Рассуждение о методе», где сообщал: «Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

Метод (от греч. méthodos – путь исследования или познания) – это совокупность приёмов или операций практического, теоретического, духовного освоения действительности. Метод в педагогике – это система операций, приёмов взаимодействия учителя с учеником в процессе учёбы. Мозг человека работает с сигналами, которые доставляют ему органы чувств. Поэтому важно помнить, что учитель воздействует непосредственно на каналы восприятия. Взаимодействие с мозгом ученика происходит опосредствованно − через эти сенсорные каналы.

Если говорить языком физиолога, метод должен «задействовать все естественные каналы восприятия и переработки информации», делая учёбу адекватной возможностям организма ученика.

Говоря языком физика, метод должен создать ситуацию волнового резонанса между учителем и учеником с целью приёма-передачи и переработки информации.

Говоря языком психолога, метод должен снять вероятное напряжение во взаимоотношениях учителя и ученика и создать условия для эффективного вхождения информации с целью последующей самоорганизации системы «ученик – мир».

В исторической ретроспективе всё многообразие методов преподавания в школе распадается на 3 основных направления: активизирующее, суггестопедическое и холистическое.

I. Активизирующее направление представлено методами, основанными на интенсивном запоминании информации с использованием логического мышления. Активные методы нацелены на левополушарное восприятие информации. При этом зрение и слух являются основными.

II. Суггестопедическое направление представлено методами преподавания в состоянии релаксации. Эффективность суггестопедии открыта американским психологом Робертом Кейсом Уоллесом и основательно в течение десятилетий (с 1965 г.) доказана болгарским психиатром доктором Г. Лозановым. С 1984 года наиболее популярными из них являются два метода: «Super learning» и «"Sita learning System». Эффективность суггестопедии заключается в том, что благодаря снятию стресса усиливается память, слух, интуиция, увеличивается объём усваиваемой информации примерно в три раза. Несмотря на то, что эти методы практикуются во многих странах мира, в том числе и в России,[19] однако, для массовых школ они недоступны, так как для их применения требуется дорогостоящая аппаратура индивидуального пользования в сочетании с комфортной обстановкой. Физиологические и психологические особенности человека, позволяющие в состоянии мышечного «расслабления» воспринимать в три раза больше информации, заставляют искать возможности использования суггестопедии в массовой школе.

III. Холистическое направление в педагогике представлено синтезом методов активизирующего и суггестопедического направлений. Как отмечалось выше, родоначальником этого направления считается Ян Христиан Сметс, обосновавший этот подход в 1926 г. в книге «Холизм». Основным  принципом  этого  направления,  блистательно  представленного М. Монтессори и Р. Штайнер, является «удовольствие сквозь ощущения»; целью – увлечь учащегося в творческий мир знаний через удовольствие, игру, его личный опыт, сняв стресс, подключая все каналы восприятия информации (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, интуиция). Они нацелены на двуполушарное восприятие информации (логическое и образное). Мы пользуемся термином целостное (системное) восприятие информации.

Необходимость развития целостных методов в педагогике обусловлена необходимостью обеспечить право человека на экономичное творческое мышление.

На этапе ноосферного перехода важнейшее значение приобретают такие методы психофизической работы, как работа со знаковыми системами внутри человека. Мы назвали эти методы интрoспективными, виртуальными, биоадекватными. Это метод визуализации, «отслеживания» мыслеформы, метод трансформации моделей, построения интерактивных моделей.

Сила этих методов состоит в их абсолютной безопасности с точки зрения физиологии и психологии.[20] Результативность их чрезвычайно велика. Как правило, по форме это методы релаксационные. Они великолепно вписываются в любой по насыщенности урок. Они являются не столько отдыхом, релаксацией, снятием стресса, сколько глубинным размышлением. В этом творческом размышлении учащиеся обращаются к своему жизненному опыту, а он самый сильный в детский период, когда маленький человек знакомится с внешним миром и впервые остро ощущает новые для него явления: хлеб, дом, яблоко, цветок, траву и т. п. Эти сильные ощущения многомерны, объёмны. Они имеют цвет, форму, вкус, запах, звук… Лимон, яблоко, лес… – не правда ли? Всё, с чем бы мы ни сталкивались в жизни, так или иначе, проходит через наши глаза, уши, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы. Явление или факт – всё проходит через наше тело и становится функцией всего организма – нашей памятью. Чем больше каналов восприятия мы подключаем, тем глубже и сильнее сохраняются знания. Что же мешает нам сделать наши знания в области русского, иностранного языка или других учебных дисциплин глубинными, прочными, «своими»?

Работа по формированию учебного мыслеобраза не должна быть навязчива. Доверие учителя к творчеству учащихся раскроет их потенциальные возможности в интеллектуальном, духовном, личностном, межличностном аспектах.

Биоадекватность этих методов не приводит владеющих методикой к созависимости с педагогом или психологом, т. к. сам человек становится способным эффективно решать свои проблемы. Простота метода позволяет дать эту методику в руки всем желающим. Экономическая выгода от внедрения этих методов обеспечена, т. к. механизм уже находится в самом человеке, и для его извлечения нужен лишь небольшой теоретико-практический учебный курс (74-85 часов), целью которого является мотивация присущего человеку способа целостного мышления. Объективно в этом методе ничего нового нет. Единственным нашим новшеством является предложение вывести на уровень осознания этот природой данный человеку метод мыслить. И на этой основе строить преподавание.

                                           

ГЛАВА 7.

БИОАДЕКВАТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

                                       «На свете есть вещи поважнее

                                                 самых прекрасных открытий –

это знание метода, которым                                                    они были сделаны».

                                                                                       (Г. Лейбниц)

 

Биологически адекватная REAL-методика[21] представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является формирование целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.

Мы не предлагаем в REAL-методике преподавания ничего нового, кроме активизации творческих способностей и экономии мышления: это – кратчайший путь к цели. Можно 10 лет учить русский или иностранный язык, но не уметь пользоваться им, т. к. «лоскутное одеяло» из правил и отрывочных сведений многим не под силу соединить в цельное знание. В REAL-методике ставится цель: сформировать учебный мыслеобраз по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика и научить ученика пользоваться им, т. е. сделать его творческой подвижной структурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов.

REAL (релаксационно-активная) – методика впервые ставит двухуровневую цель преподавательской деятельности:


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.