Рука в гимнастических упражнениях. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Рука в гимнастических упражнениях.

2018-01-30 175
Рука в гимнастических упражнениях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Руки являются чрезвычайно тонкими органами восприятия для тех невидимых сил, которые облекают нас, как пространственные силы. В гимнастических упражнениях благодаря рукам устанавливается контакт с этими силами. Но это возможно только, когда руки «пробуждены». Они ложатся, примыкая - вначале лишь к мыслимой, а со временем уже и к ощутимой – плоскости, отчасти и создавая те сложные пространственные преобразования, которые возникают в упражнениях. Эту «работу рук» (своего рода «рукоделие») после выполнения некоторых упражнений можно пережить, как достигающую вплоть до области сердца. Это могут быть очень глубокие переживания сил, струящих свое сияние из всего мироздания.

В некоторых упражнениях ботмеровской гимнастики эта связь прерывается из-за того, что начинают сжиматься кулаки. Но руку в кулак также можно сжать очень разными способами. Или кончики всех пальцев

могут упираться в возвышение большого пальца руки, а большой палец выступать наружу, - или отдельные пальцы остаются несколько выпрямленными; или же кулак так сильно сжимают, что белеют костяшки пальцев. Кулак, в том виде, как он может быть в гимнастике, выглядит так: кончики пальцев тщательно собраны в ладони, а большой палец лежит, прикрывая, поверх. Такой кулак как бы нечто обхватывает, заключает в себе, но не давит, и тёпел. Когда его раскрывают, то жизнь из него снова сразу устремляется наружу.


79. VIII.Упражнения ботмеровской гимнастики в третьем семилетии


2.1 Фронтальная плоскость - телесная основа свободы действия между направлениями вперед и назад.

После периода пубертата упражнения ботмеровской гимнастики приобретают иной характер. Причина этого заключается в том, что теперь возникает точное согласование между мышцами и костями. Процессы роста в главном теперь завершены, и тело стало поддаваться управлению.

Если оставаться при образах «хоровода», то «дом» теперь заселен и речь идет отныне о том, чтобы учиться выглядывать наружу из всех его "окон" и испытывать качества всех прямых и обратных направлений, разделяющих и объединяющих плоскостей и т.д. на практике. - Т.е. чувствовать, что эти силы сокрыты глубоко внутри и только ждут того, чтобы быть обнаруженными. Они могут быть в жизни самыми надежными помощниками, поскольку они учат нас, например, выдержке перед действием или короткой проверке себя в моменты действия и помогают справляться с критическими ситуациями.

2.1.1 Ритм двух скрещиваний

После двух ранее описанных для периода полового созревания упражнений в падении (см. стр. 68 и 72) стремятся ближе подойти и приобрести уверенность в знакомстве с качествами трех пространственных направлений. Следом за тем, что во втором семилетии было сказано о воспитании телесном, теперь приходит черед воспитания самого движения, как такового. Что же все-таки означает «воспитание движения»? Это означает, помимо всего прочего, учиться употреблять отдельные области тела сообразно их функциям. Например, голова находится наверху, - а не впереди и не за вертикалью прямостояния. Это полюс покоя. Мышление, концентрация, восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус) требует покоя головы. В возрасте полового созревания голова часто еще несвободна. Иногда ее глубоко втягивают в плечи, или же ее постоянно обхватывают руками (играют волосами), качают туда-сюда, держат набок и т.д. И часто это не меняется и позже. Это может послужить неким благодеянием – дать голове покой, и придать затылку вертикальное положение.

Описание упражнения (Рис. 12)

1. Основное положение (стоим прямо, ступни рядом, без отклонения опоры в какую-либо сторону).

2. Ладони рук обращаются вперед и руки описывают большой круг снизу наверх, вокруг нас.

3. Наверху правая рука ложится на левую (или наоборот), и они перекрещиваются за затылком. Руки остаются при этом в плоскости, внимание сосредоточено на кончиках пальцев, которые не скрещиваются у головы, но встречаются только дальше, в области затылка. Голова насколько возможно остается свободной. Для этого используется соединение плеч (верхней части руки) и широчайшей мышцы спины (как это описывается в упражнении «падение в пространство»).

4. Движение в пересечении не замирает, но остается активным, благодаря чему скрещение вновь раскрывается. (Рис. 12a).

5.Руки, сверху раскрываясь вширь, приводятся вниз. При этом надо обращать внимание на то, чтобы точно ощущать момент, когда тяжесть подействует на руки - примерно на высоте плеч - и с этого момента руки опускаться целенаправленно. Действие силы тяжести должно быть прочувствовано, чтобы не было судорожного сжатия рук, когда они приходят вниз.

6. Затем ладони поворачиваются назад, и пройдя небольшую дугу, скрещиваются сзади за спиной. Кончики пальцев выпрямлены (раскрыты), плечи опущены. В этом не очень простом движении помогает, если через пальцы стремятся вниз, пока локоть сгибается, а затем движение устремляется в плечо (верхнюю часть руки) дальше вниз. Никаких прогибов (назад)! (Рис. 12b).

7. Также и при нижнем скрещивании движение не должно застревать, но вновь освобождается наружу вниз. Когда руки оказываются в свободном положении рядом с телом, они снова разворачиваются ладонями вперед, и идут наверх. Далее весь процесс повторяется снова, начиная с 12b.


80. B. Упражнения Ботмеровской гимнастики


Каждый раз, когда раскрывается скрещение рук, делается шаг. При этом из верхнего скрещения приподнимаются на носочки, а из нижнего – нет. В шаге никогда не застревают на месте. Носок ноги выставляется вперед уже при начале движения. Когда руки раскрыты в стороны, вширь, - нога стоит на полу. И когда они идут вверх – поднимается и нога.

В момент раскрытия скрещения вниз можно приседать на корточки. Тогда акцентируется противоположность верх – низ.

Рис. 12. Ритм двух скрещиваний

Педагогическое значение.

Из фронтальной плоскости, которая лежит между передним и задним пространством, мы осознанно охватываем пространство своим сознанием. В тот момент, когда мы стремимся к цели, мы переживаем измерение глубины. Эти движения могут производиться только человеком – существом прямостоящим, чей позвоночник расположен перпендикулярно к поверхности земли. У животных он параллелен земной поверхности, т.е. их позвоночник горизонтален.

После штормового периода полового созревания это упражнение вносит в движение покой. В то время как руки описывают большие круги сбоку и вокруг себя, своего тела, ноги спокойно шагают вперед. Двигаясь вниз приседая, и поднимаясь вверх на цыпочки можно пережить полярную противоположность между высотой и глубиной.

При этом молодые люди вырабатывают в себе чувство взаимодействия между сердечной областью, и руками, кистями рук. Руки принадлежат к сердцу, как физиологически, так и в душевно- духовном плане. Силы сердца сияют, открываясь в руках наружу, в то время как силы из далей мироздания могут быть пережиты, как через них свой свет вливающие внутрь нас. Когда прошли периоды детства и полового созревания, тело уже "воспитано". Теперь идет обучение движению, причем человек осознанно учится связываться с теми силами, которые строили его существо в детстве.

Раскрываться в ином направлении пространства, окрашенном другим качеством, в особенности, в по направлении вширь, еще не по силам школьникам этого возраста (около 16 лет), поскольку они еще чувствуют себя (душевно) нагими, незащищенными.


81. VIII.Упражнения ботмеровской гимнастики в третьем семилетии


Даже уже тот простой вариант движения, при котором достигается распрямление в вертикали, когда руки двигаются вокруг себя, часто бывает неприятен молодым людям, - ибо он предъявляет высокие требования к их личности.

 

Но когда наполняют своим чувством пространство между прошлым (пространство позади себя) и будущим (впереди), то это способствует тому, чтобы присутствовать в настоящем моменте и обладать при этом вниманием. Если поставить перед своими глазами нынешних молодых людей (часто это фигура с головой, повисшей вперед, шаркающая ногами) – то знаешь, что это упражнение было бы напряжением для их тела и могло бы дать мужество, чтобы, наконец, почувствовать, пережить самих себя, - хотя бы только на время упражнения.

Теперь молодой человек наконец оставляет детство позади окончательно, чтобы вступить в свое личное будущее.

Данное упражнение очень хорошо сочетается с «запертым треугольником». При этом переходят к спокойному круговому движению этого упражнения с шагами после того, как в «запертом треугольнике» вверху раскрывались кулаки. Переход от напряженного, закрытого от внешнего благодаря кулакам движения - к более спокойному, открытому движению в этом упражнении может быть иллюстрацией того душевного состояния, которое достигается в этом возрасте.

 

Терапевтическое значение

В любом возрасте описанное упражнение действует в первую очередь в направлении улучшения осанки тела.

Здесь встраивают себя в силовую плоскость, которая переживается только в тогда, когда в ней сам становишься деятельным. Между передним и задним пространством, между будущим и прошлым – она такая же исчезающая и летучая, как момент настоящего. Она все вновь создается в процессе движения вперед. Упражнение это не только разделяет, но также и соединяет то, что остается позади, с тем, что идет навстречу. Почти у каждого человека в его привычной осанке существует тенденция отклониться («прислониться») в ту или иную сторону. В зависимости от душевной предрасположенности, и темперамента это может быть уклон вперед, вбок или назад. Но в любом случае это не служит на пользу как телу (например, для позвоночника), так и чувствам, и способности мышления человека, так как он постоянно уже там, куда еще и не решил идти.

При помощи описываемого здесь упражнения может быть пережита динамика фронтальной плоскости. Если приучили себя к неверной искривленной осанке, то после коррекции не почувствуешь себя сразу же лучше. В подобных случаях чувство исправляется только постепенно, по мере изменений осанки, - что обязательно помогает, так наше телесное устройство гораздо мудрее и надежнее, чем быстро меняющиеся чувства.

Дальнейшее поле терапевтической деятельности открывается при душевных проблемах, как напр. При угнетенном душевном настрое, вплоть до депрессий. Человек изнемогает от напрямую подавляющего его бытия, тянущегося как в прошлое, так и в будущее. „ Все до сих пор было плохо, и впереди я не вижу также ничего хорошего ". Так внутреннее растекание в безграничном пространстве событий может только приводить в отчаяние и парализовать деятельную энергию. Момент настоящего, с его задачами и шансами становится недостижим более. Но если удается достичь внутри себя фронтальной силы между прошлым и будущим, как, например, в описанном упражнении «хождение во фронтальной плоскости», душа может снова ожить.- Можно снова обратиться к стоящим передо мной задачам.

В этом заключается целительная сила упражнений гимнастики Ботмера.

 


82. VII. Упражнения Ботмеровской гимнастики.


2.1.2 Der Sturz[38] (Штюрц)

Это упражнение было разработано для 16- или 17-летних. После периода интенсивного вытягивания в длину конечностей в период полового созревания теперь также наступает период роста туловища – (по всем трем направлениям): в ширину, длину и «глубину» оно становится сильнее и крепче. Растут также и органы грудной клетки и брюшной полости. У девушек становятся шире таз и бедра, у юношей – плечи. Половые железы становятся вполне функциональны и вызывают известные телесные изменения.

Подобно тому, как это было в «запертом треугольнике», в этом упражнении человек также вначале совершенно закрывается от внешнего пространства, чтобы вновь уже по-новому соединиться с ним, Это упражнение включает в себя, охватывая, полярные противоположности Верха - Низа. Здесь нельзя позволить себе падать, но нужен активный бросок вниз, чтобы незадолго до падения целиком, (всем телом) вновь поймать себя. В толчке вниз переживается сила, которая побеждает, одерживает верх над тяжестью. При этом может быть пережит новый вид взаимодействия мышц и костей.

Это требует быстрой реакции и хорошего чувства равновесия. - Также и взрослые охотно осваивают это упражнение. При движении по спирали вниз и внутрь в самой внутренней точке траектории переживается момент сознательного поворота (наружу.)

Описание упражнения. (Рис. 13)

1. Из основного положения руки параллельно поднимаются вверх через переднее пространство; одновременно при этом делается небольшой шаг вперед; руки вытягиваются вверх –

2. когда они уже не могут вытянуться дальше, тогда сжимаются в кулаки,

3. или же кулаки образуются уже только при прыжке – внизу.

4. Одновременно с небольшим прыжком руки совершают движение, насколько возможно далеко захватывающее пространство, вверх и вперед. Тело, проходя между сжатых кулаков, рывком совершает спиралевидно скручивающееся движение вниз.

5. Делается маленький шаг - при котором нога, стоящая сзади, начинает подниматься вверх, (для «штурц»-толчка), колено сгибается примерно под 90° (Рис.13а).

6. впереди стоящая нога вытягивается в прыжке назад, создавая опору, как боковая подпорка; носочек ноги (не всем сводом) касается пола, нога остается вытянутой

7. Сжатые кулаки совершают мах над полом по спирали, пока не достигнут вертикали, параллельно указывая вверх. Высшая точка головы указывает вверх, затылок выпрямлен (вертикален). (Помогает при этом смотреть на ногу, стоящую позади.) Импульс к выпрямлению приходит из ненагруженной свободной ноги.

8. Колено подтягивается вперед-вверх, за ним следуют бедро и таз, тазовый сустав (несколько) тянется. (Рис. 13b), затем тянется также и опорная нога; крестец направлен вниз.

9. затем тянется также и опорная нога. Крестец остается направленным книзу.

10. спина круглая, колено поднятой свободной ноги – вблизи ото лба. Следует выдох и концентрация высвобождается, при этом ступня свободной ноги (до этого сжатой) топает в пол.

11. Кулаки, до этого все время сжатые, делают теперь взмах снизу сзади - наверх и вперед. При этом по пути наверх они раскрываются.

12. Движение замедляется, и руки двигаются наверх, распространяя охват на пространство далеко впереди.

13. Руки сверху, раскрывая через стороны, опускают вниз. (Рис. 13c).

14. Упражнение завершается или повторяется еще раз.


 

83. VIII.Упражнения ботмеровской гимнастики в третьем семилетии


 

а) b) с)

Рис. 13. «Штурц»

Педагогическое значение

 

В противоположность предыдущим упражнениям с падением в этом упражнении производится штюрц-падение вниз – как активное действие. Туловище следует за спиральным движением рук. Внутренняя (самая нижняя) точка спирали – это голова. Руки со сжатыми кулаками поднимаются наверх сзади, за головой. Вначале совсем почти не получается после штюрц-падения сразу же установить равновесие на опорной ноге, в то время как другая, ненагруженная нога, вытянута назад и касается носочком пола. В чем же надо упражняться, чтобы сразу же приобретать уверенную постановку?

В первую очередь в том, чтобы почувствовать «выпрямляющую силу» (Aufrichtekraft), пронизывающую тело, начиная от носочка, через ногу, спину, затылок и голову.

Если приготовляются к этому уже во время штюрц-падения, в то же время не теряя телесного ощущения в ноге, совершающей свободный мах назад, то тогда можно добиться уверенной стойки внизу.

Упругое приземление требуется для того, чтобы мышцы не испытывали ненужных перегрузок. Также и мышечные связки работают лучше всего при умеренном напряжении. Уже упоминавшееся ранее взаимодействие между динамикой мышц и опорной функцией костей становится предметом сознательного упражнения. Где находится та точка поворота, которая присутствует в ходе движения в любом ботмеровском упражнении и представляет его суть? Почему не «пролетают» упражнение насквозь, на одном дыхании? Ведь одним махом все получается лучше! С другой точки зрения можно было бы сказать, что ведь и душа также может учиться от тела. Чему научается душа в упражнении – Она учится, что при любом, даже столь глубоком падении, как «штюрц» (которому в гимнастике мы подвергаем себя добровольно) всегда где-то в теле есть «точка света», из которой может быть найден путь обратно, к положению свободы. Если же мы «пролетаем» через неудобные моменты в упражнении, то мы не замечаем того, что они могут нам принести.

Что имеется в виду под «точкой света?» В каждом из упражнений есть части тела, которые не используются для опоры или удержания, то есть могут двигаться свободно, - например, одна нога или рука. В данном упражнении обе руки сжимаются в кулак, опорная нога должна поддерживать все тело, но делающая движение назад другая нога свободна от нагрузки – и от задачи поддержки, она может «играть». Итак, здесь возникает новый импульс, а именно там, когда сгибается и подтягивается вперед и вверх. Благодаря этому запускается в ход вся последовательность движения: бедро начинает двигать таз из его горизонтального положения снова в вертикальное. Следом идут спина и голова, опорная нога снова выпрямляется, туловище сгибается таким образом, что голова и колена подтянутой вверх ноги (см. рис. 13b) (почти) соприкасаются. Тело как бы «сжимается в кулак». Из этого напряженного положения вновь идет распрямление: одновременно с сильным шагом ногой в пол


84. VII. Упражнения Ботмеровской гимнастики.

 
 


совершают взмах вверх и вперед сжатые в кулаки руки, которые до сих пор только следовали за движением тела. Ладони их раскрываются в тот самый момент, когда руки проходят во время взмаха вверх мимо ног. Поскольку кулаки уже покидают область тяжести, им больше нет необходимости оставаться сжатыми, и они опять раскрываются. Раскрытые ладони замедляют движение рук на пути вверх. Прямостояние и пространство обретены вновь.

Во время упражнения тело приходит в горизонтальное положение. Позвоночник оказывается ориентирован параллельно земле, как у животного. Голова свисает вниз. Но мы опять не употребляли руки для опоры! Молодой человек восстановил свою вертикаль прямостояния исходя из самого себя. Можно и дальше продолжить эти взаимосвязи - на других занятиях, если, например, на антропологии, при изучении эволюции или истории работают над физическими предпосылками и ходом процесса выпрямления человека.

 


VII. Упражнения Ботмеровской гимнастики. 85

Три круга.

 

При этом процессе движения 16-17 летние ученики оказываются поставлены в определенную взаимосвязь с миром: все, что относится к человеку охватывается взглядом и руками.

«Три круга» образовываются вправо или влево, шаги делаются только в сторону, а не вперед. В различных качествах кругов выражают себя основные «архитектурные принципы» построения человеческого тела;

 

· Голова представляет замкнутую в самой себе сферу.

· Грудная клетка является полукруглой «корзиной»

· Конечности построены радиально (лучеобразно).

 

В этом упражнении грудная клетка сжимается в полукруг, а радиально построенные руки во время движения пробегают частично по бесконечно удаленному гигантскому кругу, - окружающему нас небосводу.

В ходе первоначального движения рука выходит в сторону и вниз, а затем вбок и наружу. Другая рука следует ей (повторяет) несколько медленнее, до тех пор, пока обе не образуют, разойдясь в ширину наклонную. Отсюда руки, кисти рук начинают сходиться вместе, чтобы образовался круг, замкнутый над головой.

Это особенный момент, который достигается в каждом ботмеровском упражнении: движение излучающееся вдаль, вновь разворачивается, возвращаясь (eingestülpt [39] внутрь, и приносит с собой новое.

В этом и состоит суть упражнений в периоде после полового созревания. Вплоть до полового созревания ребенок еще сопровождается в его тело; позже, - прежде всего наружу («Откройте окна[40]…»).

Описание упражнения. (Рис. 14):

1. Из положения стоя: направляют влево взгляд, руку и делают шаг. Ладони смотрят плоскостью вперед.

2. Движением, далеко захватывающим боковое пространство, рука следует за взглядом, поднимающимся вверх. (У Ботмера также можно было направлять взгляд прямо вперед). одновременно движется правая рука, медленнее, чем левая, до тех пор, пока не получится косой крест в плоскости. Правая рука указывает на пол, левая - косо вверх. Таз - над левой ногой, на ней лежит вес, а другая нога вытянута и ненагружена. (Рис. 14 а.).

3. Взгляд перешел высшую точку и двигается, уходя по другой стороне вниз.

4. Руки сближаются издалека навстречу друг другу до тех пор, пока над головой не образуется замкнутый круг. Кончики средних пальцев соприкасаются. Тело является при этом частью второго круга, сильно выгнутого в сторону.

5. Голова находится среди сомкнутого круга рук, и не должна быть стеснена, сжата. Внутреннее пространство рук должно оставаться насколько возможно просторным, что означает, что плечи не надо поднимать вверх, но раздвигать в стороны, чтобы дать возможности малому кругу (Рис. 14 b).

 


 

VIII.Упражнения ботмеровской гимнастики в третьем семилетии 86

 

6. Когда круг уже завершен и достигнута самая нижняя точка бокового наклона, то согнутая опорная нога, начиная со ступни, распрямляется. Благодаря этому вертикальное распрямление получает импульс снизу.

7. Поток «выпрямляющей силы» (Aufrichtekraft) пронизывает тело снизу – и до верху. Благодаря этой силе раскрывается сомкнутый над головой круг. Голова и руки вновь становятся свободны. (Рис. 14c).

8. Затем руки опускаются через стороны вниз и ноги становятся вместе. (Рис.14c).

То же самое делают, повторяя упражнение в другую сторону.


VII. Упражнения Ботмеровской гимнастики. 87

Педагогическое значение

Это упражнение ставит перед учениками некоторое новое требование: в то время, как ведущая рука совершает большое и быстрое движение, другая должна идти медленнее, покуда они совсем не разойдутся. При возникающем тогда наклонном положении тела отношение ширины и высоты в корпусе остается таким же, как и при вертикальном положении. (Рис.14а). – Т.е. голова остается свободной, и ее положение по отношению к плечевому поясу и рукам будет таким же, как при выпрямленном положении тела.

Молодой человек упражняется здесь в прочувствовании и удержании телесных особенностей выпрямления. Это упражнение можно поставить в связь с преподаванием эволюционного учения, проективной геометрии и, быть может, также и астрономии, - ведь планеты также с различными скоростями движутся по небу.

2.2. Горизонтальная плоскость

„...Для движущегося человека, человека действий, человеческое я находит свое выражение в линии вертикали тела, а всеохватывающее людей божественное я - в горизонте, как окружность мира…»

(Георг Адамс)[41]

Горизонт, пожалуй, всегда имел в себе нечто таинственное. В древности люди верили, что мир кончается на горизонте. Они ощущали себя живущими как бы на огромной тарелке. У детей еще и сегодня это представление сохраняется до определенного возраста. «Когда я вырасту, я возьму свой велосипед и поеду к горизонту. Но я выеду пораньше, чтобы я видел, где край, чтобы не упасть вниз» (Ребенок десяти лет). Какой след оставляет восприятие горизонта в нашей душе, зависит также и от ландшафта, в котором человек вырос. Люди с равнины, где горизонт далеко, или вовсе прячется за морем, имеют совершенно другие переживания, чем житель гор, где горизонт опоясан высокими горами, и чтобы увидеть дали, надо сначала подняться наверх. Каждый может спросить у себя самого, что он испытывал по поводу горизонта в детстве там, где он вырос.

В гимнастических движениях «плоскость горизонта» расположена на уровне плеч. Если поднять руки в стороны и вверх, легко можно найти положение наибольшей их ширины. Кисти рук тогда находятся на наибольшем расстоянии от тела и сами руки (с предплечьями) ощущают себя легче. Это не вызывает тогда напряжения – так удерживать их. Напряжение тотчас возникает, стоит их сдвинуть чуть выше или ниже.

Уже с самого начала, с младшими учениками, мы поднимаем руки, разводя их в стороны. Вначале это делается в связи с образом окна или стены, а позже

уже свободно, без участия образов. По завершении периода полового созревания движение постепенно приобретает некое иное качество, поскольку движения теперь наделяются смыслом со стороны самого упражняющегося. Это связано с тем, что сердце, собственно говоря, только по завершению пубертета функционально становится центральным органом. И только тогда сердце может быть также центром действий, поступков. В упражнениях, описываемых далее, обучаются этому переживанию. Это предъявляет высокие требования не только к молодым людям. Ведь направить движение своих рук прямо вдаль, наружу, - это может вызвать страх! Такая открытость, раскрытие,– и не только тела – является в какой-то мере испытанием мужества. Человек переживает тогда, что он уязвим. В динамике этого процесса движения происходит встреча с другими людьми.

 

 


VIII.Упражнения ботмеровской гимнастики в третьем семилетии 88

 

2.2.1 Вихрь(для 17-лет).

Вихри возникают при сопротивлении в подвижной стихии. Вихри, возникающие в воздухе, бывают опустошительными смерчами, а в воде – опасные, засасывающие водовороты или вихри. При выполнении этого упражнения перед учениками встает задача – столь сильно привести себя в интенсивное телесное сосредоточение, фиксацию тела (körperliche Stauung) [42], дабы затем посредством вихревых движений рук вновь освободиться из него. При этом тело благодаря сильному сгибанию в тазобедренном суставе совмещается так, что голова находится у коленей. Возникает преграждающий дыхание затор, который вновь разрешается благодаря динамике рук, вращающихся вихрем. Вихревое движение кистей, и рук ставит соответственные этому движению высокие требования перед учениками.

Рис. 15 Вихрь.

Описание упражнения. ( Рис. 15)

1. Руки через переднее пространство поднимаются вперед и вверх, при этом делается шаг вперед. (Рис. 15a).

2. Руки, расположенные рядом, слегка отводят назад, затем они снова идут вниз, и при этом вес вновь переносится на ногу, стоящую позади.

3. Задняя нога сгибается; а передняя остается ненагруженной и свободно, без напряжения вытягивается вперед, касаясь носком пола. (Рис. 15b).

4. Руки находятся в какой-то момент рядом с выставленной вперед ногой. Тело согнуто в тазобедренном суставе, спина выпрямлена. Ладони смотрят назад..

5. В этот момент, когда в упражнении доходят до самой нижней его точки, тыльные стороны ладоней разворачиваются назад..

6. Ладони остаются в этом положении, когда теперь руки энергично – но не слишком быстро - начинают, как вихрь, вкручиваться наружу и в стороны..

7. При этом они достигают широко раскручивающимся движением, идущим через заднее пространство снизу, максимально далекого раскрытия - и тогда ладони снова разворачиваются вниз. Задняя, согнутая нога распрямляется и толкает, помогая распрямлению. Вес распределен на передние части ступней обеих ног. (Рис. 15c). Когда руки достигли ширины, движение по видимости успокаивается внешне, но внутренне - еще нет, поскольку в этот момент движение вихря мощно тянет наружу.

8. Вес снова переносится на обе стопы. Затем раскрытые в ширь руки отпускают вниз и вес переносится на переднюю ногу. Делается еще один шаг.

VII. Упражнения Ботмеровской гимнастики. 89

 

Педагогический смысл.

«... живописующий дух, кто мастерит все земное,

любит в порыве рисунка лишь поворотный момент».

(Р.М. Рильке)

…jener entwerfende Geist, welcher das Irdische meistert,

liebt in dem Schwung der Figur nichts wie den wendenden Punkt..."

(R. M. Rilke)

В этом упражнении благодаря давлению вниз и назад расположенных параллельно друг другу рук вызывается сильное сгибание всего тела. Лицо оказывается вблизи от колен. Сильное внутреннее запружение влечет к высвобождению. Речь идет о качестве бодрствовании в нижней точке, в самый неудобный момент движения: подъем вихря должен начаться не раньше и не позже. Если пропустить нужный момент, весь процесс распадается, так как центр тяжести лежит за опорной ногой, и тогда падают назад. Динамика растрачена. Импульс для возникновения вихря исходит из тонкой согласованности между центром тяжести тела и руками. При вращении вихря руки ощущают воздух, который они двигают. – Каково воздействие этого упражнения? Телесное развитие в 17 лет почти завершено. Шея, правда, стала еще несколько длиннее, но голова уже «парит» наверху и в состоянии теперь подняться над жизнью эмоций. Молодые люди формируют теперь свои движения сознательно и учатся тому, что из любой еще подобным образом стесняющей ситуации также всегда есть обратный путь к выпрямлению. Сознание и чувства обучаются в этом упражнении на законах телесного порядка.

Терапевтическое значение.

Полезное воздействие может разворачиваться только там, где кто-либо готов позволять всему приближаться к себе. И так как это упражнение ставит высокие требования перед телом, необходимо тщательно проверять, для кого оно подходит. В этом вихревом движении желательно значительно освободить движение рук. Напряжение, тем не менее, вначале во всем теле столь сильно, что ученик судорожно сжимается вплоть до кончиков пальцев. И вместо того, чтобы дать движению выйти в вихре, - оно застревает в теле и в руках. Здесь надо упражняться над тем, чтобы дифференцировать мышечные напряжения в теле и руках. Тогда напряжение наступает там, где оно является необходимым, в ногах, - в то время как руки не должны ничего ни поддерживать, ни нести, ни поднимать,- и, следовательно, движения их вокруг грудной клетки совершаются свободно и могут беспрепятственно уходить вдаль. Если при этом упражняются в том, чтобы дифференцировать мышечные напряжения, то можно ощутить, что несоразмерно большие усилия в большинстве случаев дают меньше, чем верно рассчитанное применение сил.

Диск.

Перед тем, как делать это гимнастическое упражнение, необходимо, сначала упражняться в том, чтобы метать собственно, сам диск. 16-17 летние ученики могут вполне развить в себе способность освоить силовые и пространственные взаимоотношениях это упражнение также и без самого предмета (диска).

В древней Греции диск представлял собою святыню. Победитель в метании диска жертвовал свой диск богам. Его круглая, утолщенная в центре форма требует определенной динамики освобождения в броске, чтобы траектория полета была красивой и гармоничной.

Описание упражнения ( Рис. 16)

1. Сначала стоим прямо, затем выбираем цель и -

2. левая рука, плечо и верхняя часть туловища направляется, поворачиваясь к цели,

3. одновременно делается шаг вперед левой ногой. Нога при этом слегка согнута..

4. Ладонь левой руки смотрит вверх. (Рис. 16a).

5. Правая рука и правая нога остаются сзади. Правая рука образует противовес к левой, находящейся впереди целевой руке.

6. Теперь правая рука идет по большой дуге (сверху) вперед.


VIII.Упражнения ботмеровской гимнастики в третьем семилетии 90

 

7. Она проходит вскользь над левой рукой, которая всегда остается связанной с целью, и совершает мах назад по несколько нисходящей, а затем восходящей дуге она (Рис. 16a).

8. Когда правая рука достигает наибольшего удаления от левой, передней руки, то руку поворачивают, чтобы опять сделать мах вперед, к левой руке – движением по нисходящей, и вновь по восходящей.

9. Эти взмахи расширяются, повторяясь трижды, ритмически пульсируя.

 

10. Когда наибольшее расширение достигнуто, начинается вращение (вокруг оси).

11. Вращение завершается на левой ноге.

12. Правая рука выпускает движение вперед. Перекрещение руки и ноги стабилизирует тело. (Рис16b).

13. Освобождаются от напряжения и прыгают одновременно на обе ноги.

Рис. 16 Диск.

 

Педагогическое значение.

Способность провести импульс движения из рук в корпус возникает только тогда, когда если научились владеть также и обратным принципом, как при метании диска. При вращении должен взаимодействовать диагональный пояс мускулатуры груди, спины и боковых мышц. Кроме того, требуется хорошая пространственная ориентация, сила пространственного воображения. То, чем диск обладает благодаря своей форме, необходимо представить самому, без помощи со стороны предмета. И кроме всего прочего, важно, чтобы мах руки шел не просто спереди и назад, но получал свое максимальное расширение перед грудью, как если бы мы проходили полгоризонта. Надо дать возникнуть вращению из расширяющегося наружу движения рук, и не падать обратно во вращение вокруг оси. Все это ставит высокие требование к динамике движения.


2.2.3 Хождение в горизонтальной плоскости

Сам граф Ботмер называл это упражнение также «Песнь горизонталей». Это движение разыгрывается в области груди, где расположены центральные органы ритмической системы (сердце, легкие), являющиеся посредниками между верхом и низом, головой и системой обмена веществ организма.

Описание упражнения (Рис.17)

1. Стоя поднимаем руки через стороны, делая одновременно шаг.

2. Издали сбоку по большой дуге рука идет вперед, одновременно к телу сзади идет другая рука. При этом ладони обращаются к телу.

3. Руки не касаются тела, но путем сознательного согласованного взаимодействия руки впереди и позади вокруг сердечного пространства образуется своего рода «тепловой шар».

4. отсюда они снова расходятся вширь и отдают тепло наружу. Одновременно с руками, устремляющимися наружу, делается шаг. Когда обе руки разошлись в стороны, стопа (одной) ноги полностью стоит на земле. С новым заходом спирали рук делается следующий шаг.

5.Все повторяется снова. Упражнение завершается, когда руки разведены в стороны; руки опускаются вниз, ноги ставятся вместе.

Рис. 17 Хождение в горизонтальной плоскости.


Педагогический смысл

Самое раннее в возрасте 16, а лучше уже в 17 лет эти простые, но ко многому взывающие движения наполнятся жизнью. Ранее молодые люди, как правило, еще не имеют сил для широкого открытия.

Дыхание спокойно струится через движение. Упражнение не несет в себе душевного выражения, хотя бы и напрашивалось его туда вложить. При движении руки назад в первую очередь большая нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса. Спокойное движение легко усыпляет, и у того, кто делает упражнение, возникает тенденция впасть в полусонное состояние, загребая руками вокруг себя. Требуется сознательное формирование движения, так, что вновь и вновь сменяют друг друга - сфера «прихода к себе» и плоскость, распространяющаяся вдаль. «Поворотная точка…» будет находиться как внутри, так и снаружи.

Дыхание мы сменяем в том же ритме, вдыхая и выдыхая в противофазе.

Руки приходят в единение с близким и далеким, они могут распахиваться, уходя в пространство без того, чтобы наткнуться на границу. Чем шире мы раскрываемся, тем глубже мы переживаем самих себя.

Но то, что могут руки, невозмо


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.