I. Какое место занимает Ботмеровская гимнастика в широком спектре методик движения? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

I. Какое место занимает Ботмеровская гимнастика в широком спектре методик движения?

2018-01-30 233
I. Какое место занимает Ботмеровская гимнастика в широком спектре методик движения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

„Существует лишь один Храм в мире,- это человеческое тело. Нет ничего возвышеннее, чем его устроение.

Склоняясь перед человеком, мы почитаем это

откровение во плоти."

Новалис.

В наше время с понятием «гимнастика» связано представление о чем-то, что в первую очередь относится к телесному, - к выполнению фигур упражнений, тренировке мускулатуры тела, рук, ног и т. д. Или же гимнастика применяется, как средство подготовки в определенных видах спорта (например, «лыжная гимнастика»). Но в Ботмеровской гимнастике как ее основа выступает другое, - то, что скорее сродни формирующим существо человека качествам античной гимнастики, нежели спорту или прочим методикам гимнастических упражнений. Может быть, это также могло послужить причиной того, что для Ботмеровской гимнастики подыскивали разнообразнейшие иные имена. Ботмеровская гимнастика, однако, не является также и «переложением на новый лад» гимнастики греческой, чего добивались в конце XVIII – начале XIX вв. филантропы [1] (просветители). Чем она является на самом деле, будет отдельно рассмотрено в конце этой главы.

К чему стремились филантропы? Они хотели живо ощутить в себе идеалы древних эллинов. – Наиболее известными представителями их был Жан Жак Руссо[2] и Иоганн Бернхард Базедов (Johann Bernhard Basedow)[3]. Они ставили перед немецкой просветительской педагогикой, целью которой это и было, обновить школьное обучение благодаря игровым формам, укреплению и закалке тела, ручному труду, обучению практическим жизненным навыкам, естественнонаучным знаниям, изучению родного языка, развитию веротерпимость, вне-конфесиональному преподаванию вопросов религии и государственной опеке школ. Базедов стал известен благодаря основанному им в Дессау образовательному учреждению, которое он назвал «Филантропией» (Philanthropos – «дружественный человеку»). В этих учебных заведениях, которые во множестве распространились по Европе, насаждались мечтательные
10 A Общие положения. I Какое место занимает Ботмеровская гимнастика в широком спектре методик движения?


идеалы филантропов. Но то, что они учредили в действительности, было некоей механической, абстрактной гимнастикой, сохранившейся до наших дней.

В конце ХIX столетия на историческую сцену выступает «отец гимнастики» Ян (Jahn)[4]. Во времена наполеоновского владычества в Германии он стремился укрепить «моральную и физическую силу народа», чтобы добиться освобождения нации от французского гнета.

Вскоре после начала XIX в. Французский актер Франсуа Дельсарт[5] разрабатывает учение о движении, основной установкой которого был тот факт, что осанка, весь строй тела (Körperhaltung) воздействует на духовное, и, обратно, - тело воздействует на духовную деятельность.

В конце XIX столетия один за другим с небольшим промежутком рождается[6] ряд значительных личностей, вновь принесшие новые импульсы в область искусства движения.

Идеалы гимнастики, концепция которых до этого была очерчена только для юношества и мужчин, - черствеют, закостеневают и окончательно устаревают. Новое поколение теперь, наконец принимает в свои ряды также и женщин, что в то время можно было расценить как небольшую революцию. Женщинам стало возможно освободиться от зашнурованных корсетов и не опираться более на свои комоды в стиле бидермайер, боясь упасть в глубокий обморок от удушья, - а облачиться в свободные одежды и свободнее двигаться. Эти нововведения в основном были инициированы и распространились благодаря фон Бесс М. Менсендик (Bess M. Mensendieck)[7]

К началу XX столетия в Европе было основано множество новых, работающих по совершенно разным методикам, школ движения. Старая система гимнастики в дальнейшем становится в первую очередь приветствуемым тоталитарными политическими системами инструментом манипуляции людскими массами.

Что же отличает ботмеровскую гимнастику от всех других школ и систем движения?

Ботмеровская гимнастика - это одна из форм гимнастики, впервые разработанная графом Фрицем фон Ботмер в Вальдорфской школе Штуттгарта,


11 A Общие положения. I Какое место занимает Ботмеровская гимнастика в широком спектре методик движения?


основанной в 1919 году Рудольфом Штейнером[8].

Вальдорфская педагогика основывается на глубоком познании законов развития человека. Это означает, прежде всего, что детей тогда не обучают просто как «маленьких взрослых», а соответственным их возрасту образом. В преподавании гимнастики решающими являются критерии телесного порядка, с которыми сообразовывается учитель при постановке задач перед детьми. Граф Фриц фон Ботмер должен был найти соответствие в преподавании гимнастических упражнений этим, отвечающим требованиям возраста критериям, - так звучало поручение Рудольфа Штейнера.

Графу Ботмеру были знакомы новые импульсы в искусстве движения своего времени. Но он также сознавал, что не может ни оставаться привязанным к ним, ни развить их сам дальше, но что он должен раскрыть в себе совершенно иные источники.

Эти источниками, которые в нем находились, были с одной стороны, его глубочайшим благоговением перед образом человека (обликом и устроением человека - menschlichen Gestalt), и с другой - плодом длительного духовно-научного антропософского пути ученичества.

Потому Ботмеровская гимнастика не связана с тем, что УЖЕ ИМЕЕТСЯ, со сбывшимся, но в определенной степени является неким «Творением из Ничего». Она вызывает и поддерживает совместное связное действие тела, души и духа, - как развивается оно в детстве. Ведь душа ребенка не приковывается тотчас же неизменно к телу, но начинает развиваться, с годами все более и более вступая в него,- и тем самым, в пространство. Посредством Ботмеровской гимнастики дети должны научаться в каждом возрасте переживать свое тело верно соответствующим их ступени развития образом, благодаря чему обучение может восполнять и исправлять отклонения в развитии. Но также и взрослые люди могут при помощи ее упражнений найти путь к целительным и укрепляющим пространственным силам, что позволяет раскрыть в своей жизни новые возможности.

Новое в Ботмеровской гимнастике заключается в том, что она не игнорирует развитие ребенка, но в каждой фазе его жизни бережно поддерживает и побуждает его – в согласии с сутью его существа. Растущий, подрастающий человек, благодаря специфически предназначенным для этой возрастной ступени упражнениям, все более и более осознает, прежде всего, поддерживающую и несущую роль своей костной системы; так, что в том пространстве, в котором он живет и двигается, он может тогда достигнуть жизненной уверенности и прямоты. Также и для взрослого, если оказались поколеблены его душевные устои, или начинает развиваться нечто, носящее болезненный характер, ботмеровские упражнения могут оказать помощь для того, чтобы найти в жизни новую опору и обрести мужество.

 


II Принципы строения человеческого организма 12

II Принципы строения человеческого организма и их отношение к трем измерениям пространства

(трем пространственным направлениям).

Johannes W. Rohen

 

Устроение человека фундаментально отличается от животного, и в первую очередь благодаря прямохождению. Вследствие этого определяющее влияние здесь оказывает, играя не последнюю роль, отношение тела к пространственным измерениям, направлениям пространства. В то время, как млекопитающие, обладая четырьмя конечностями, двигаются вперед в горизонтальном направлении, и ориентированная преимущественно в длину голова тяжело и мощно подвешена впереди тела, прямоходящий человек может поддерживать свою почти сферическую голову на позвоночнике в равновесии. Движение вперед возникает исключительно благодаря нижним конечностям, и руки остаются свободны для индивидуальных движений, - художественных и ремесленных. Они даже могут – посредством жестов или рисунка – подобно мимике головы, вне зависимости от положения в пространстве, применяться человеком для коммуникации, общения.

Человеческая рука, немаловажным фактором при возникновении которой в процессе эволюции послужило именно прямохождение, вертикальное положение тела, является изумительным творением природы.


Рис. 1. Три плоскости разделения тела и им соответствующие принципы его строения и формирования. 1 = Фронтальная плоскость (Направление вперед-назад), сегментарное деление (Segmentgliederung). 2 = срединная плоскость (Медианально-сагитальная). (Направление право-лево), билатеральная симметрия. 3 = Горизонтальная плоскость (Трансверсальная). (Направление верх-низ), полярность (противопоставление).

Человеческое тело своим строением демонстрирует нам в каждом из трех направлений пространства некий иной, особый формирующий принцип (Gestaltungsprinzip.) (Рис. 1).


 

13 A Общие положения

 
 


В направлении правое-левое наблюдается билатеральная (двусторонняя) симметрия. Разделительная плоскость - это медианальная, срединная плоскость тела (рис. 1). Правая и левая стороны тела если и не вполне, но все же в значительной степени повторяют друг друга, как отражение. Мы имеем 2 глаза, 2 полушария головного мозга, 2 руки и т.д. Внутри организма первоначально, в эмбриональном развитии, также закладывается двусторонняя симметрия, которая, однако, позже уходит. Вопреки частично большим морфологическим и функциональным различиям обе половины тела демонстрируют определяющую их структуру зеркальную симметрию.

 

В направлении верх-низ, по вертикали, в противоположность этому, можно усмотреть совершенно иной способ образования формы (иной структурный принцип). Наверху находится сферически сформированная голова, заключающая в себе мозг и весьма развитые органы чувств. Череп является внешним скелетом, играющим роль защитной оболочки мозга. Здесь царит принцип покоя. Конечности же, напротив, скелет имеют внутренний, окруженный мускулатурой и подвижный. Здесь царит принцип движения. Лицевая часть черепа выражает нам «физиогномию» индивидуальности, - несущую в себе постоянную тенденцию к хар ктерным, в себе завершенным формам выражения.[9] Конечности, которые состоят из более или менее схожих по форме цепочек сочленений, напротив, являют свое «лицо»[10] только в движении. Здесь все пребывает в потоке и никогда не отливается в типически-характерный «лик» (Antlitz), являющий собой оттиск характера. Невозможно вообразить себе большей противоположности, чем «покоящаяся», сферически сформированная голова и подвижные, структурированные радиально-лучевым образом конечности. Потому в направлении верх-низ присутствует не симметрия, а полярная противоположность. Разделительной плоскостью здесь является горизонтальная плоскость, которая может располагаться на различном уровне. (Рис.1).

Третий способ формирования (Gestaltungsprinzip) проявляется в горизонтальном направлении (в измерении вперед-назад), которое определяющим в первую очередь является в формировании области туловища, т.е. промежуточной между головой и конечностями сфере. Разделительной плоскостью является фронтальная плоскость. (Рис. 1).


II Принципы строения человеческого организма 14

 
 


В этой плоскости находится составленный из многочисленных позвонков позвоночник, обеспечивающий возможность образования оболочки для телесных полостей благодаря нависающим впереди ребрам. Каждый позвонок несет на себе пару ребер, и этот элемент формы – по крайней мере, в области груди – тем же самым способом повторяется от верха до низа. - Возникает сегментированное, ритмическое членение.

 

В самом деле, вплоть до расположения мышц, кровеносных сосудов и нервов, корпус обнаруживает строгий сегментарный порядок, - в то же время вверху получая большую тенденцию к «сродства с головой», а внизу – «сродства с конечностями». Там, где соединяясь позади, дужки позвонков образуют полое пространство, в котором размещается спинной мозг со своими оболочками (нейральное пространство тела), там ребра, соединенные впереди грудиной, тоже образуют большее по размерам закрытое пустое пространство (полость для внутренних органов груди и живота). В горизонтальном направлении каждый сегмент имеет строение в форме восьмерки (лемнискаты), которая собственно и представляет собой структурный принцип корпуса тела (Таблица 1, стр.21). Это лежит в основе ритмического, периодически повторяющегося принципа формирования, что наиболее наглядно проявляется, например, в форме грудной клетки. Но также и строение брюшной стенки и спины позволяет, хотя при этом нечто и видоизменяется, распознать в основном некое сегментарное членение.

 

Мы рассмотрели пока структурное членение человеческого организма только с точки зрения линейных измерений (черные линии в рис. 2a,b и рис. 3a). Однако, чтобы прийти к переживанию пространства, мы должны расширить соответствующую линию до плоскости (второе измерение) и далее ее, в свою очередь, расширить до телесного объема (третье измерение). Теперь переживание человека – идя от плоскостей, которые можно провести из представленных - очень разных по своим качествам - линейных измерений – по отношению к этим «ощущаемым плоскостям» неожиданно может оказаться чрезвычайно различным.

 

Рассмотрим для начала направление верх-вниз. (Рис. 2a). Вертикальная плоскость сечения (фронтальная плоскость) делит тело на переднюю часть (лицевая часть черепа, передняя поверхность туловища и т.д.) и заднюю (мозговая часть черепа, спина и т. д.). Человек переживает свое бытие, исходя из этой плоскости, этих «Верха» и «Низа», как бы будучи растянутым между небом и землей, легкостью и тяжестью, между сознательным восприятием (через органы чувств головы) и бессознательной включенностью в материальные процессы (в органах живота, конечностях).


15 A Общие положения


Когда человек разводит руки, то «лицевая» в определенном смысле сторона его тела (поверхность ладоней, лицо) оказывается обращена вперед, а «оборотная сторона» - назад (тыльная сторона кистей рук, затылок, спина). Это – волевое направление, волевое измерение пространства его бытия.

Человек переживает в свой телесности, что он должен встретиться, противостоя, с силой тяжести (внизу), которая глубоко пронизывает формирование костной системы; но что он также имеет пространство, где он предоставлен самому себе, и из которого он может освобождаться при помощи органов своей головы, и образовывать мысли. Чтобы прийти, однако, к фактическому переживанию пространства, человек должен расширять фронтальную плоскость вперед - и соответственно, назад, - в третье измерение. Исходя из вертикали, он сможет тогда осуществлять в трехмерном пространстве импульсы своей воли, - причем каждый шаг означает тогда освобождение себя от земли - и новую отдачу себя земным силам.

Гёте во второй части «Фауста» символически представил схождение Фауста в царство «Матерей». Путь к «Матерям» являет собой волевой акт, который должен вести Фауста в «нижний мир», преисподнюю. Поэтому Мефистофель говорит: „Versinke denn! Ich könnt auch steigе [11] sagen...." «Спустись же! Мог бы я и «поднимись» сказать!» - При этом упоминается вертикаль! Потому-то в конце главы от Мефистофеля также следует и указание: „Versinke stampfend, stampfend steigst du wieder." («Спускаясь, топни; топнув снова – ты подымешься опять).

Кто не знает этого топанья ногами – в нетерпении или в гневе, когда человек не в состоянии пробить свои устремления, свои волевые импульсы! И насколько вдруг ненадежность почвы, на которой мы стоим, - при плавании на корабле в бурю или при землетрясениях, - входит, проникая тотчас собой ткань нашего бытия! Это волевая, или субстанциональная[12] сторона нашего переживания пространства. Только исходя из стойкой, стабильной вертикали мы можем по-человечески раскрываться, осваивая пространство движения вперед (так сказать, в дневную сторону или в направлении будущего) или назад (в направлении ночной, теневой стороны - или прошлого). Исходя из фронтальной плоскости мы открываемся в горизонтали в третье измерение, в пространство, в котором движения могут тогда быть уже сформированы, получив определенный облик.

Совершенно другой мир переживаний раскрывается нам в измерении Левое - Правое, которое определяется срединной (медианальной) плоскостью (Рис 2 b). Эта плоскость проходит точно по середине тела и делит его на две по виду одинаковые, - а вернее, схожие - половины (Рис.1). Однако возникающая при этом симметрия является до определенной степени полной собственно лишь в области головы и конечностей. В области туловища, в полости грудной клетки легкие и сердце расположены еще


 

16 II Принципы строения человеческого организма


относительно симметрично, но уже в брюшной полости мы имеем отход от заложенной в эмбриональном состоянии двусторонней симметрии, - здесь печень смещается больше в правую, а желудок и селезенка - больше в левую сторону. Только почки сохраняют изначальную симметрию. Характерно и то, что также и органы головы не являются абсолютно симметричными по своему строению. Левое большое полушарие внешне выглядит совершенно так же, как и правое, но функционально во многих отношениях отличается от него. Так, на коре левого полушария находится речевой центр, а на правом его нет. Левое полушарие связано – т.к. нервные пути перекрещиваются – с правой половиной тела. Так как мы являемся по преимуществу правшами, т.е. правая сторона является более сильной и искусной в действиях, то о левом полушарии говорится, как о доминантном.

Напротив, правому полушарию мозга доверены в большей степени функции сопровождения. Оно имеет, к примеру, больше функции объемлющего, синтезирующего характера. Правое полушарие распознает, так сказать, «лес, как единое целое», а левое – подсчитывает деревья; правое воспринимает, понимая, некую мелодию и композицию в ее целостной структуре, а правое – напротив, только отдельные тона. – Говорят о латерализации мозга. Также и органы чувств – один орган является по преимуществу доминирующим, а другие подчиненными. Это обозначают тогда, как «доминанту правого или левого глаза» - «правоглазость», «левоглазость» и т.д. Когда оба наших глаза направлены на один и тот же предмет, зрительные оси скрещены и мы получаем переживание пространства.

Пространственное зрение основывается на способности мозга различия в проекции образа обеих глазах (т.н. параллакс) переводить в измерение пространства. Когда наши руки соприкасаются в срединной (медианальной) плоскости, то мы конкретно испытаем ту самую предметность., которую глаза передают нашему сознанию только как образ.

Медианальная плоскость (также называемая медианально-саггитальной) является, таким образом, граничной плоскостью, которая благодаря зеркальной симметрии правого и левого может вносить пространство в наше сознание, не являясь, однако, плоскостью, из которой мы могли бы выходить наружу в пространство, как из фронтальной плоскости.

Восприятие зеркального отражения формирует сознание и делает возможным представления о противоположности без того, чтобы охватывать его самого как трехмерную реальность, "негатив помещения" действует в какой-то мере. (Табл. 1). Измерение правое - левое, которое становится ощутимо переживаемым в медианальной плоскости, сильнее всего связано с нашей способностью образовывать представления о пространстве, и менее – входить самим в реальность в пространства. Собственно поэтому о медианальной плоскости нужно было бы сказать – по отношению к пространству - как о функции отрицательной или всасывающей, отражающей или забирающей пространство.


17 A Общие положения


С этой точки зрения также будет понятно, что двусторонняя симметрия лучше всего выявлена в формировании области головы, - там, где возникают представления и пространственные восприятия; в то время как в области органов живота, функции которых протекают в бессознательном, симметрия все больше размывается, сглаживаясь. Только в области органов выделения и половых органов процессы, ведущие к возникновению сознания, в незначительной степени появляются вновь.

 


 
 

a) b)

Рис. 2 Переживаемые нами плоскости и их отношение к пространству трех измерений.

 

a) Переживание верх-низ (красная линия) во фронтальной плоскости (серое).

Переход в пространстве вперед или назад (черная линия, со знаком +).

b) Переживание правого-левого в медианальной плоскости (красные линии).

Переход в пространство невозможен (черная линия со знаком –).


 

Так как конечности, благодаря их связям с нервной системой головы, стали «вольными» органами, не предопределенными в своих действиях, с помощью которых мы, например, можем реализовать наши осознанные целенаправленные двигательные представления, - то они позволяют нам не только выводить движение в пределы пространства. - Также это, например, благодаря мышечному чувству (кинестезии) и его двусторонней (билатеральной) симметрии дает возможность достигать таких пространственных представлений, которые существенно дополняют и углубляют образы, воспринимаемые головой.

Третьим, и последним измерением, имеющемся в нашей структурной классификации (больше трех принципов формирования, как это ни странно, в человеческом организме не представлено!) является измерение Вперед - Назад (рис.3a). Оно – по сути своей, является собственно человеческим измерением. Производной от этого линейного


18 II Принципы строения человеческого организма

измерения является горизонтальная плоскость, которая разделяет голову и туловище на уровне шеи; в области таза она отграничивает друг от друга туловище и конечности. Как уже упоминалось, корпус имеет сегментарную структуру. 12 пар ребер лежат друг на друге и образуют вместе с позвонками и грудиной - грудную клетку, которая в процессе дыхания поднимается и опускается регулярно и ритмично. Если взглянуть на типичный сегмент туловища сверху (рис. 3b), то становится понятно, что костные элементы (позвонок, ребра, грудина) образуют лемнискату. Она охватывает собой, образуя впереди – пространство грудной клетки (ее внутренних органов), а позади – пространство для нервных тканей (спинного мозга и т.д.) В функциональном отношении между этими двумя областями существует полярная противоположность,- так же как она существует между верхом и низом: головой и центральной нервной системой с одной стороны, и органами обмена веществ и конечностей - с другой. Человек, таким образом, все вновь и вновь переживает в каждом своем сегменте исходящую из горизонтальной плоскости двойственность жизни – с одной стороны, происходящее в нервной системе (позади); с другой стороны – разворачивающееся в обмене веществ (впереди). Это - измерение чувства, лежащее в душевном пространстве между представлением и волей, и их объединяющее.

Если из горизонтальной плоскости подниматься в третье измерение, то нужно сдвигать эту плоскость либо вверх (в направлении головы), либо вниз (в сторону брюшной полости), причем переживание при продвижении вверх будет становиться более осознанным и сходным с представлением, а вниз – напротив, все бессознательнее и глуше.

Центр, средоточие чувства находится в области сердца и легких, -то есть в средней части туловища, там, где преобладают ритмические процессы. Мы переживаем в середине своего тела не только функциональную противоположность между передним и задним, но также – когда уже переходим к пространству, в объемное – мы переживаем здесь полярные противоположности в направлениях верх – низ и право-лево. Но все это переживается здесь не как неподвижные застывшие образы представлений (правое/левое) и не как двигательные динамические волевые импульсы (верх/низ), но – в ритмичном, согласовывающем и выравнивающем взаимодействии, которое появляется душевно, как чувствование.

На телесном уровне происходящее прочитывается в изменениях ритмов дыхания и сердца.

Таким образом, можно сказать, что в конечном счете каждое телесное движение должно исходить из ритмического.- Будь то движение рабочего или гимнастического рода – но оно должно рождаться из наполненной ощущением и чувством середины, если не хотеть впасть в односторонность чисто физического характера движения, - как это происходит, например, в «большом спорте»; и не хотеть скатиться в движении к душевно-безразличному.


19 A Общие положения


Рис. 3 Переживаемый в направлении вперед-назад (красная линия) в соответствующих горизонтальных плоскостях (показано серым), принцип сегментного членения. Переход в пространстве приводит к полярности - вверх или вниз (черная линия).

a) Горизонтальные плоскости можно провести через тело на различной высоте.

b) Строение типичного сегмента в направлении вперед-назад: ребра впереди охватывают пространство внутренних органов тела, а позвоночник позади охватывает спинномозговой канал (невральное пространство). Разделительная плоскость (черная линия) проходит через тело позвонка.

c) Лемниската, как принцип структурного строения туловища в направлении вперед-назад.


20 II Принципы строения человеческого организма


Принцип построения Линейное (1- мерное) Плоскость (2– мерное) Расширение в пространство (3- мерное) Отношение к душевно-духовным силам
Билатеральная симметрия Правое-левое Медианально-саггитальная (срединная) плоскость Пространственно- негативное (отрицательное пространство) Представление
Сегментация Метаметрия[13] Переднее-заднее Горизонтальная плоскость Ритмическое наполнение пространства между полярно-противоположными областями Чувство
Полярность Верхнее-нижнее Фронтальная плоскость Стать деятельным, совершать (Tätigwerden)   (Переднее-заднее) Воля

Таблица 1. Принципы строения человеческого тела и их взаимосвязь

с пространственными измерениями и душевно-духовными силами.


21 A Общие положения

III Телесное развитие человека


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.