Граф Фриц фон Ботмер и его гимнастика. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Граф Фриц фон Ботмер и его гимнастика.

2018-01-30 278
Граф Фриц фон Ботмер и его гимнастика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После окончания первой мировой войны граф Фридрих Максимилиан Эдуард фон Ботмер оказался в ситуации, когда ему было необходимо придать своей жизни новый смысл и содержание. Ему, родившемуся в семье, которая уже столетия служила баварскому королевскому двору, уже с колыбели был предназначен путь в армию. Выбора у него не было. Так юный Фридрих, который был третьим ребёнком своих родителей и родился 21 декабря 1883 года в Мюнхене, прошёл обучение в начальной латинской школе, чтобы в возрасте 12 лет быть принятым в мюнхенский пажеский корпус. Смена школы попала на тяжёлое время для его семьи, так как его отец, граф Мориц Отто фон Ботмер, неожиданно умер, оставив свою жену с четырьмя маленькими детьми. Графиня фон Ботмер должна была растить детей на пенсию офицерской вдовы.

На это самое время и пришёлся экзамен в пажеский корпус. Пажеские корпуса были школами, которые были организованы в средние века по образцу византийских придворных церемоний, и готовили 7-14-летних мальчиков для службы пажами при Дворе. Мюнхенский пажеский корпус основан в 1514 году и был одним из последних подобных учебных заведений. Он был закрыт в 1918 году. Фриц не выдержал экзамен. И всё же, из-за тяжёлой семейной ситуации, для него было выделено дополнительное место.

Молодые пажи получали образование в гуманитарной гимназии. Фриц имел хорошие знания в четырёх иностранных языках, которое он сохранил в течение всей своей жизни.

В пажеском корпусе мальчики получали основное военное образование, которое включало в себя верховую езду, фехтование, плавание, танцы, бег на лыжах и прочее, что должен был уметь молодой офицер при Дворе. К этому добавлялось интенсивное изучение искусств. Каждый год происходили «пажеские путешествия» к значительнейшим музеям Европы. В каждом путешествии паж должен был вести красиво оформленный дневник. Эти переживания очень рано пробудили любовь и понимание к искусству. Можно предположить, что это широкое и интенсивное школьное образование стало существенной основой для дальнейшей деятельности Ботмера.

В начале ХХ века молодой Ботмер закончил своё школьное и военное образование, стал офицером и смог, наконец, следовать своим собственным интересам. Он сблизился с группой молодых художников, которые собирались вокруг Василия Кандинского и Габриелы Мюнтер. Здесь встретился он с Максом Вольфхюгелем и Хансом Штраусом, с которыми его впоследствии связала многолетняя дружба. С обоими друзьями, как с коллегами, он позже вновь повстречался в вальдорфской школе в Штутгарте.

В это же время молодой Ботмер встречается с Рудольфом Штайнером. Мать Ботмера брала его с собой на лекции, и он сразу же оказался под сильным впечатлением от личности и докладов Штайнера. Там находил он ответы на глубокие вопросы, которые его волновали. Он вступил в теософское общество и постоянно посещал лекции Штайнера. Они подружились. Как сообщил Фриц Ботмер, они сблизились во многих беседах.

Третьей существенной встречей того времени была встреча с его будущей женой. Хильдегард фон дер Танн происходила, как и Фриц, из семьи офицера. Они поженились в 1913 году.

С начала первой мировой войны Ботмер был на фронте. Он едва избежал смерти после тяжёлого ранения, полученного в начале войны.

Когда в 1918 году война закончилась, и всё было в невообразимом хаосе насилия, голода и нищеты, перед ним встал вопрос о новой профессии. К этому времени Ботмеру исполнилось 35 лет. У него была семья, четверо детей и вместе со своей женой он искал пути защиты детей от наихудшего. Жизнь в Мюнхене была, как и в большинстве немецких городов, опасна. На улицах стреляли и грабили.

Он ещё продолжал оставаться в армии, желая помочь государству в установлении демократии. Со своими отрядами он был командирован в места вспыхивающих повсеместно восстаний спартакистов и других коммунистических групп, встречая везде социальную нужду.

Уже давно дремавшее в нём желание педагогической деятельности всё сильнее выходило на поверхность. Он посетил школу-интернат Германа Лица и был впечатлён. В Штутгарте он также посетил друга Макса Вольфхюгеля. Через некоторое время он присутствовал там на его уроках в основанной в 1919 году первой Вальдорфской школе. В своём дневнике того времени Ботмер написал о том, что школа Германа Лица в целом ему понравилась, но детям там недоставало духовного. И дальше в дневнике стояло: «На обратном пути в Линдау я посетил… мастерскую Макса Вольфхюгеля, и там я сразу же нашел решение загадки: Здесь живёт дух, духовное, здесь он работает сам над детьми и в детях…»

Но путь к работе в Вальдорфской школе будет ещё долгим. Ботмер попросил Штайнера о разговоре. Через долгое время этот разговор произошёл в Мюнхене. В разговоре Штайнер задал вопрос, не мог бы Ботмер себе представить, обновление преподавания физической культуры в Вальдорфской школе. Этим был поставлен вопрос жизни. Ботмер согласился и принялся за работу: в Штутгарте в сентябре 1922 года, в тяжёлых условиях, потому что физкультурный зал ещё не был достроен. Пока позволяла погода, уроки проходили на улице. В холодное время года Ботмер посещал занятия других педагогов.

Наконец физкультурный зал был готов, и с этого момента Ботмер мог непрерывно преподавать.

С 1922 по 1938 год развивал он названную позднее его именем гимнастику, -т.е. соответствующие возрасту движения, которые ведут своё происхождение не из интеллекта, а из совершенно особой способности восприятия. Как-то раз он сказал одному из коллег: «У Вас такие красивые мысли, у меня же всё становится жестами». И он показал коллеге движение со словами: «Это движение души из пирамиды в духовный мир». Или ещё: «Какова разница, если я перед уроком гимнастики могу собраться, чтобы появиться перед детьми не как я сам с какими-то заготовками и уловками, но как, я хотел бы сказать, мне незнакомое существо, силы которого стоят в духовном мировом потоке, и которое неосознанно, может воспринимать то, что здесь через детей притекает ко мне сверху – или если я не могу для этого собраться!..

Один из учеников, учившихся в то время в Вальдорфской школе, а затем известный преподаватель гимназии, гётеанист и учёный Фридрих Книпп (1908 - 1997), рассказал мне, что Ботмер на первом уроке выстроил учеников в колоны и шеренги и заставил их маршировать как на плацу. Ученики спрашивали себя: «Это что ж такое?» Но на следующих уроках им пришлось пережить совершенно новый элемент: упражнения, через которые приобреталось реальное, живое соотношение с пространством. Юный Фридрих Книпп получил тогда глубокое переживание, которое должно было его сопровождать всю его жизнь, а именно, что человек есть существо, которое должно само себя развивать в пространстве. Фридрих Книпп говорил, что Ботмер был одним из немногих вальдорфских учителей, который из себя, то есть как бы из ничего, сотворил нечто абсолютно новое.

До закрытия Вальдорфской школы националистами в марте 1938 года ботмеровская гимнастика была показана во многих европейских городах. В 30-х годах на семинаре для учителей было организовано образование. Ботмер был одинок со своим творением. У него не было никого, кто мог бы перенять у него работу и преподавание.

Незадолго до своей смерти он смог издать свою книгу «Гимнастическое воспитание». Книгу, которая на глазах у тайной полиции (ГЕСТАПО) не могла быть написана так, как Ботмер этого хотел: «И я знаю, что в день, когда я отдам её в печать, должна начаться работа над «вторым, совершенно иным изданием». Первое для диких зверей, которым для пищи нужно мясо и кости – львы не едят шпинат и шоколадные конфеты. Вторая книга будет больше для гурманов. Потому что высота, ширина и глубина это не только направления, это качества. И поворот это не только изменение направления – metanoeite (греч.), поверни своё чувство (смысл)! – и направление имеет цель. Все эти вещи живут в моральном мировом порядке и почти невозможно писать про гимнастику и ещё меньше делать её без того, чтобы выйти в область морального. Ведь уже «anthropos» (греч.), Выпрямившейся, есть моральное мировое явление».

Некоторые его антропософские друзья в то время были в концентрационных лагерях, государственная охрана была сурова.

В ноябре 1941 года, наконец, была определена причина многолетних болей в спине и груди, но было уже поздно. Граф Фриц фон Ботмер умер 13-го ноября 1941 года в специальной клинике для лёгочных болезней в Зальцбурге от рака лёгких.

 


Литературный указатель

George Adams, Strahlende Weltgestaltung. Philosophisch Anthroposo-phischer Verlag Dornach, Schweiz 1965

Hajo Bernett, Die pädagogische Neugestaltung der bürgerlichen Leibesübungen durch die Philantropen. Hofmann Verlag, Schorndorf 1971

Alheidis v. Bothmer, Fritz Graf v. Bothmer. Die Biographie mit Selbst­zeugnissen. Selbstverlag Alheidis v. Bothmer, Stuttgart 1997

Fritz Graf v. Bothmer, Gymnastische Erziehung. Verlag Freies Geistesleben, Stutt-gart 1981

Carl Diem, Weltgeschichte des Sportes und der Leibeserziehung. Cotta Verlag Stuttgart 1960

Peter Greb, GODO. Mit dem Herzen gehen. Der Gang des neuen Menschen. KOHA Verlag GmbH, Burgrain 2000

Johannes W. Rohen, Morphologie des menschlichen Organismus. 2. Aufl. Verlag Freies Geistesleben, Stuttgart 2002

Johannes W. Rohen, Elke Lütjen-Drecoll, Funktionelle Anatomie des Menschen. 10. Aufl. Schattauer Verlag, Stuttgart 2001

Johannes W. Rohen, Funktionelle Neuroanatomie. 6. Aufl. Schattauer Ver­lag, Stuttgart 2001

Johannes W. Rohen, Elke Lütjen-Drecoll, Funktionelle Embryologie. 2. Aufl. Schattauer Verlag, Stuttgart 2004

Rudolf Steiner, Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik (GA 293). 9. Aufl., Rudolf Steiner Verlag, Dornach 1992

Klaus Thomas, Abriss der Entwicklungspsychologie. Herder Verlag, Freiburg 1979

Rhea A. White, Michael Murphy, PSI im Sport. Der Einfluss übersinnlicher Wahrnehmungen auf sportliche Spitzenleistungen. Deutschsprachig bei Heinrich Hugendubel Verlag, München 1983


 

Ботмеровская гимнастика является школой обучения движению, базирующейся на согласованном взаимодействии телесного гештальта человека, его основных функциональных данных и направлений (размерностей) пространства.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.