Общая характеристика инноваций — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общая характеристика инноваций

2018-01-14 487
Общая характеристика инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

М. А. БИЧЕЕВ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие для дистанционного обучения

и самостоятельной работы студентов по специальности

080505.65 — Управление персоналом

НОВОСИБИРСК 2007


ББК 65.529.55.21я77 Б67

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС

Рецензенты:

В. В. Звягинцев — канд. социол. наук, доцент

кафедры психологии и социального управления СибУПК;

Т. В. Климова — канд. социол. наук,

доцент кафедры управления персоналом СибАГС

Бичеев, М. А. Б67 Инновационный менеджмент: учеб. пособие для дистанц. обучения / М. А. Бичеев.— Новосибирск: СибАГС, 2007.— 172 с. В учебном пособии представлен материал дисциплины «Инновацион-ный менеджмент», предназначенный для дистанционного обучения по специальности «Управление персоналом».

Данное издание знакомит с основами классической инноватики, боль-шой блок посвящен обзору основных положений государственной ин-новационной политики России и ряда зарубежных стран. Особое вни-мание уделяется вопросам инноваций в сфере управления персоналом, в том числе рассмотрению кадровых инноваций. Предназначено для студентов всех форм обучения, также будет полезен всем интересующимся инновационной тематикой в кадровой сфере.

ББК 65.529.55.21я77 ©СибАГС, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ................................................................... 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ......................................... 7

Глава 1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ....................................... 9

1.1. Общая характеристика инноваций.............................. 9

1.2. Классификация инноваций......................................... 15

Глава 2. КАДРОВЫЕ ИННОВАЦИИ................................... 23

2.1. Основные цели и задачи кадровых инноваций.......... 23

2.2. Эффективность кадровых инноваций........................ 28

Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ... 34

3.1. Инновации в материальном и нематериальном стимулировании 34

3.2. Управление инновационными изменениями............. 44

Глава 4. РАЗВИТИЕ НОВАТОРСТВА................................. 55

4.1. Инновационный потенциал персонала как основа новаторства 55

4.2. Методы стимулирования новаторства...................... 62

Глава 5. ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ

ПЕРСОНАЛА......................................................................... 70

5.1. Инновации в сфере внеорганизационного обучения 70

5.2. Инновации в сфере организационного обучения...... 81

Глава 6. ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ КОМПЛЕКТАЦИИ
ПЕРСОНАЛА......................................................................... 87

6.1. Инновации в сфере отбора персонала....................... 87

6.2. Инновации в сфере сокращения персонала............... 95

Глава 7. СТРУКТУРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

ИННОВАЦИИ..................................................................... 106

7.1. Внутренние структурно-управленческие инновации....106

7.2. Внешние структурно-управленческие инновации........ 119


Глава 8. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ...... 126

8.1. Понятие интеллектуальной собственности............. 126

8.2. Основы управления интеллектуальной собственностью 135

Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА......................................................................... 144

9.1. Особенности зарубежной и российской государственной политики в инновационной сфере 144

9.2. Инновационно-кадровая политика в сфере государственного управления 152


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Дисциплина «Инновационный менеджмент» дает пред-ставление о современном уровне инновационных процессов в менеджменте. Основная цель освоения дисциплины «Иннова-ционный менеджмент» — формирование представления о роли инновационного менеджмента, в том числе кадрового, для эко-номики страны, улучшения жизни населения. В соответствии с вышеизложенным задачами изучения дисциплины являются:

— ознакомление с основными направлениями развития инновационных технологий в сфере кадрового менеджмента;

— выявление основных закономерностей функциониро-вания личности и организаций в условиях инновационного про-цесса;

— формирование навыков планирования, разработки и внедрения инноваций в систему управления организациями любых типов.

Материал учебного пособия построен так, чтобы дать представление об истоках развития и современном состоянии основных теорий и результатах экспериментальной работы по классической инноватике и инновациям в сфере менеджмента, о методологии и методах применения инноваций, об основных за-кономерностях развития инновационных процессов в организа-ции, о роли инноваций в механизме управления организацией, о месте кадровых инноваций в общей классификации инноваций.

В ходе изложения материала даются определения основ-ных понятий, относящихся к инновационной сфере, а также к сфере интеллектуальной собственности, предлагается класси-фикация инноваций и инновационных процессов, показывают-ся основные направления государственной инновационной по-литики, описываются структурный и кадровый уровни органи-зационно-управленческих инноваций, инновационные органи-зационные структуры, типы, виды организационных структур управления инновациями, внутренние и внешние структурные инновации, нормативная база инноваций, развитие нововведе-ний по стадиям технологии управления персоналом и его раз-вития, прогнозирование, стратегия, диффузия нововведений в


кадровой работе, цели, функции подразделений служб управле-ния персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе, экономическая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе, принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе, процессы развития, прогресса, регресса, стагнации, кризиса, стабилиза-ции кадровой работы, классификация нововведений в кадровой работе, основные характеристики кадровой реформы, особен-ности инновационного управления трудом, инновации в работе с элитными кадрами, инновационные технологии обогащения и стимулирования труда, особенности восприимчивости органи-зации к нововведениям, основные механизмы сопротивления внедрению нововведений, методы сопровождения нововведе-ний, особенности новаторской деятельности и механизмы сти-мулирования новаторства, инновационные подходы в сфере обучения и комплектования персонала.

В ходе изложения материала в конце каждой главы дается список литературы по темам, связанным с проектированием, реализацией и сопровождением инноваций, исследованием ин-новационных процессов в кадровом менеджменте организаций всех форм собственности, применением полученных знаний в профессиональной практике, в том числе и в виде выработки инновационных методов в кадровом менеджменте.

В ходе освоения теоретического и практического мате-риала закладываются основы владения основными инноваци-онными технологиями в сфере анализа кадровых инноваций, кадрового менеджмента, методами выбора адекватных иннова-ционных стратегий и тактик.

Кроме того, данная дисциплина ориентирована на полу-чение таких практических навыков, как:

— общий анализ уровня внедрения инноваций в кадровые технологии современных предприятий;

— разработка инноваций в сфере кадрового менеджмента;

— построение процесса управления на предприятии с
учетом внедрения управленческих инноваций.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Уважаемые слушатели!

Предлагаемое учебное пособие предназначено для дис­тантного (дистанционного) обучения. Следовательно, осваивать учебную дисциплину «Инновационный менеджмент» вам пред­стоит самостоятельно. Для более глубокого усвоения материала предусмотрены задания для самопроверки, рекомендована как основная, так и дополнительная литература, которая дается в конце каждой главы. Важным дополнением в работе с данным пособием должна стать хрестоматия по курсу (ссылки на от­дельные материалы хрестоматии включены в пособие). Озна­комление с ее текстами поможет выполнить практические зада­ния и успешно пройти тестовые испытания.

Пособие состоит из глав, являющихся ее основными структурными элементами. Перед тем, как начать работу с тек­стом, ознакомьтесь с учебным планом, расположенным в нача­ле каждой главы, чтобы иметь представление об основных на­правлениях теоретического материала. По ходу изучения каж­дой темы необходимо последовательно знакомиться с новыми терминами, выполнять задания, стараться запомнить ключевые понятия.

Для облегчения зрительного восприятия и акцентирова­ния внимания на определенных видах работы в тексте данного учебного пособия используется ряд пиктограмм:

ссылка на материал хрестоматии «Инновационный менеджмент»;

@ ссылка на электронный схемокурс, которым необхо­димо воспользоваться для ознакомления со схематическим ото­бражением материала или для знакомства с дополнительными знаниями, расширяющими или конкретизирующими сказанное в учебном пособии.


Для самопроверки составьте к каждой главе после ее про-чтения собственные вопросы, которые бы отражали индивиду-альный опыт вашей работы и полученные при изучении данной дисциплины знания. Постарайтесь внимательно отнестись к за-даниям, в которых необходимо экстраполировать полученные знания на организацию, в которой вы работаете. Выполняя эти задания, вы на практике усваиваете представленный в учебном пособии теоретический материал.

Автор желает вам успехов в изучении данной дисциплины!


Глава 1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ

План:

1.1 Общая характеристика инноваций.

1.2 Классификации инноваций.

Классификация инноваций

Инновации принято классифицировать по ряду призна­
ков. Так, по степени радикальности, значимости в экономиче­
ском развитии инновации можно разделить на базисные, улуч­
шающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим
разделением стоят два различных инновационных процесса:
пионерный и «догоняющий». Пионерный тип означает линию
на достижение мирового первенства (например, США). «Дого­
няющий» — дешевле и может дать быстрый результат (напри­
мер, Япония). [^ Инновационная реструктуризация в миро­
вой экономике. Основные подходы в изучении и классифи-
кации инноваций.]
@ [Инновационный менеджмент, классификация инно-

ваций.]

По типу новизны для рынка выделяют следующие инно­вации: новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия (группы предприятий).

Также различают следующие виды инноваций:

технические — появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

технологические — возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления про­дукции;

организационно-управленческие — связаны, прежде
всего, с процессами оптимальной организации и управления
людскими ресурсами;


информационные — решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения дос-товерности и оперативности получения информации;

социальные — направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Известный российский специалист в области инновационно-го менеджмента профессор О. П. Молчанова предлагает свою клас-сификацию инноваций (сходную с мнением С. Д. Ильенковой8). Она разделяет инновации на базисные и улучшающие.

Базисная инновация — это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на внедрение принципиально новых продуктов, ус-луг, технологий (в том числе и кадровых).

Улучшающая инновация — это нововведение, направ-ленное на улучшение параметров базисных инноваций.

Кроме того, О. П. Молчанова подразделяет инновации на производственные, управленческие, продуктовые и процессные, определяя их следующим образом:

«Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного про-цесса, т. е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производствен-ные инновации — это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации — это новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых адми-нистративных процессах и организационных структурах.

Они могут представлять собой, например, введение но-вых методов организации работы, структурирования задач, рас-пределения ресурсов, определения вознаграждения и т. п. Ина-

8 Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой.— С. 18–20.


че говоря, сферой реализации управленческих инноваций явля-ется менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Продуктовая инновация включает получение нового про-дукта или услуги с целью удовлетворить определенную по-требность на рынке»9.

Под процессной инновацией подразумеваются новые элементы, введенные в производственные, управленческие, ор-ганизационные, маркетинговые и другие процессы.

Интересна классификация инноваций, представленная в работе В. Г. Медынского (табл. 1).

Таблица 1

Классификация инноваций по В. Г. Медынскому10

 

Признак классификации Виды нововведений
По степени радикально-сти (новизны, инновацион-ному потенциалу, ориги-нальности технического ре-шения и т. д.) Радикальные (пионерные, базовые, науч-ные и т. п.), ординарные (изобретения, новые технические решения)
По характеру применения: продуктовые; технологиче-ские; социальные; комплекс-ные; рыночные Ориентированные на производство и ис-пользование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и функциони-рование новых структур
По стимулу появления (источнику) Нововведения, вызванные развитием нау-ки и техники, потребностями производства и рынка
По роли в воспроизвод-ственном процессе Потребительские и инвестиционные
По масштабу (ком-плексности) Сложные (синтетические) и простые

9 Молчанова О. П. Классификация основных видов инноваций. Динамика иннова-
ций различных типов // Интернет портал SPA. ru [Электронный ресурс].— Режим
доступа: http://www.spa.msu.ru/~molchanova/Innov-Managment2/02-01.htm. 2002 г.

10 Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учеб.— М.: ИНФРА-М,
2002.— С. 18.


Окончание табл. 1

Признак классификации Виды нововведений
Для кого являются но-вовведениями Для производителя и потребителя; для общества в целом; для рынка

Классифицируют инновации также и по видам относи-тельно ряда таких критериев, как11:

— оригинальный характер изменений;

— степень сложности;

— отрасль хозяйства, из которой вышли инновации;

— степень новизны;

— радиус действия и формы проявления;

— социально-психологические условия, в которых вне-дряются инновации;

— сферы применения.
На основе критерия оригинального характера изменений

можно выделить следующие инновации:

1. Оригинальные (творческие) — эти инновации будут оригинальными, самостоятельными изделиями предприятия. Типичным примером являются изобретения, открытия, проб-ные испытания и первое применение.

2. Неоригинальные инновации. Они основаны на подра-жании и воспроизведении оригинальных инноваций.

По степени сложности можно выделить следующие ин-новации:

1. Несвязанные инновации. Это изделия одного автора, результат его как творческой, так и имитационной самостоя-тельной деятельности. К этой категории относятся мелкие усо-вершенствования производственного процесса, рационализа-торские предложения.

2. Связанные инновации. Они характерны для динамично развивающейся экономики, современных условий разделения труда, а также профессиональной специализации работников. Эти инновации являются результатом труда больших коллекти-вов людей, исследовательских групп, хозяйственных организа-

11 Данные критерии и основа классификации были разработаны польским уче-ным К. Шимански в 1979 г. (См.: Szymanski K. R. Innowacji w przcdsiebiorstwie praemysowym.— Warszawa: Delo, 1979.— P. 25–29.)


ций и учреждений. Учитывая значение и результаты внедрения таких инноваций, можно считать, что они играют самую важ-ную роль.

Следующие группы инноваций разделены в соответствии с их отнесением к какой-либо отрасли хозяйства или научной дисциплине.

1. Инновации, воплощенные в материале. Их примером могут служить новые машины и устройства. Источник их соз-дания — технические и естественные науки.

2. Нематериализованные инновации. Такие инновации могут приобретать, например, форму новой организационной структуры, каких-либо усовершенствований в системе управле-ния персоналом и т. п. Главным образом, они связаны с органи-зацией и управлением, экономикой и общественными науками.

Степень новизны обусловливает следующее разделение инноваций:

1. Инновации, являющиеся новинками в мировом масшта-бе. Как правило, к этой категории относятся любого рода от-крытия.

2. Инновации, являющиеся новинками в масштабе данной страны или отрасли данной промышленности. К этой катего-рии можно отнести усовершенствования, которые уже известны за пределами данной страны, например, выпуск новой продук-ции по закупленной за границей лицензии.

3. Инновации, являющиеся новинкой в масштабе пред-приятия. К этой категории инноваций относятся рационализа-торские проекты, используемые, главным образом, на данном предприятии, а также другие усовершенствования, ранее не ис-пользуемые на предприятии.

Критерий радиуса действия и форм проявления иннова-ций позволяет разделить их на следующие категории:

1. Инновации, внедряемые вне предприятия.

2. Инновации, внедряемые на предприятии. В зависимо-сти от социально-психологических условий, в которых внедря-ются инновации, выделяются следующие их группы:

1) рефлекторно осознаваемые инновации. О таких инно-вациях идет речь тогда, когда члены группы (или социальных групп) осознанно внедряют изменения на предприятии, разра-


ботанные либо ими самими, либо членами других социальных групп;

2) инновации, которые внедряются без длительного пред-
варительного обдумывания
; Мы встречаемся с такими иннова-
циями, когда члены социальной группы внедряют инновации,
являющиеся частью социально-профессионального опыта ок-
ружающей среды, а также частью опыта, приобретенного на
предыдущем месте работы;

3) запланированные инновации являются результатом
калькуляции экономического расчета и осознания необходимо-
сти их внедрения;

4) незапланированные инновации внедряют стихийно, на-
пример, под влиянием общественного мнения или под воздей-
ствием рекламных кампаний.

Последним критерием классификации инноваций являет-ся сфера применения. В этом случае можно выделить:

1. Технические и технологические инновации, которые,
прежде всего, касаются изменений, происходящих в техниче-
ском процессе производства продукции. К этой группе чаще
всего относят товарные и технологические инновации.

2. Организационно-управленческие инновации. О них можно
говорить в тех случаях, когда происходят какие-либо изменения в
организационной структуре предприятия и в организации труда.

Задание 1.2.1. Сравните различные классификации инно-ваций. Какую из них вы считаете наиболее верной? Обоснуйте ответ.

Выводы и ключевые идеи

Инновация имеет множество трактовок, однако главным ее показателем является функция изменения или создания но-вого объекта (технологии) при внедрении его в экономико-социальную среду.

В рамках инновационного процесса (связанного, прежде всего, с созданием, освоением и распространением инноваций) необходимо различать первичную идею и идею документально оформленную (новшество), а также понимать, что главная чер-


та инновационного процесса — обязательное завершение инно-ваций.

Инновации классифицируют по различным основаниям. Наиболее глобальной их классификацией является разделение на базисные (которые основываются на научных открытиях или крупных изобретениях и направлены на освоение принципи-ально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений) и улучшающие (направленные на совершенствование парамет-ров базисных инноваций).

Библиографический список

Основной

Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент: учеб. по-собие для вузов / И. Т. Балабанов.— СПб.: Питер, 2001.— 304 с.

Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент: учеб. по спец. «Менеджмент орг.» / В. Г. Медынский.— М.: ИНФРА-М, 2004.— 293 с.

Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учеб. по-собие для студентов вузов / О. М. Хотяшева.— СПб.: Питер: Питер-принт, 2005.— 317 с.

Дополнительный

Авербух, Р. Н. Начала инновационной экономики: учеб. пособие по курсу «Инновационный менеджмент» / Р. Н. Авербух, М. А. Гусаков, Е. М. Рогова; под ред. М. А. Гусакова; Ин-т проблем рег. экономики Рос. акад. наук; Ленинград. обл. ин-т экономики и финансов.— СПб.: Изд-во Ленинград. обл. ин-та экономики и финансов, 2002.— 136 с.

Баркер, А. Алхимия инноваций / Алан Баркер; пер. с англ. А. Р. Ханукаевой; под ред. В. Б. Кулябиной.— М.: Вер-шина, 2003.— 222 с.

Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И. В. Василевская.— М.: РИОР, 2004.— 79 с.

Высоцкий, Л. Л. Словарь-справочник инновационного ме-неджмента / Л. Л. Высоцкий.— Новосибирск: НГАСУ, 2000.— 74 с.


Колосов, В. Г. Введение в инноватику: учеб. пособие / В. Г. Колосов; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, Ин-т инновати-ки.— СПб.: СПбГПУ, 2002.— 147 с.

Хучек, М. Инновации на предприятиях и их внедрение / М. Хучек. — М.: Луч, 1992.— 148 с.


Глава 2. КАДРОВЫЕ ИННОВАЦИИ

План:

2.1 Основные цели и задачи кадровых инноваций. 2.2. Эффективность кадровых инноваций.

Выводы и ключевые идеи

Кадровые инновации являются основой успешного управления персоналом в современной организации. Главной целью кадровых инноваций является построение эффективной инновационной системы управления человеческими ресурсами на различных уровнях. Иными словами: кадровые инновации создают условия для формирования работников с высоким уровнем инновационной готовности, умеющих адаптироваться к быстрым изменениям рынка и личностных ситуаций, воспри-


 


24 Подробнее данные структуры рассматриваются далее.



нимать и применять новые формы работы, противостоять но-вым видам давления, обладающих независимым и созидатель-ным умом. Исходя из этого основной задачей инновационно-кадрового управления является создание благоприятного инно-вационного климата в организации, а также инновационное про-гнозирование и выработка кадровой инновационной стратегии.

Одним из важных вопросов применения кадровых инно-ваций является расчет их эффективности. Расчет экономиче-ской эффективности кадровых инноваций практически ничем не отличаются от общепринятой системы расчета экономиче-ской эффективности инноваций и инновационных процессов и включает в себя расчет интегрального эффекта, индекса рента-бельности и периода окупаемости кадровых инноваций. Оценка социальных результатов кадровых инноваций предполагает, что они соответствуют социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Социальная эффективность кадро-вых инноваций в большинстве случаев также поддается эконо-мической оценке, при этом существуют и специфические пока-затели социальной эффективности кадровых инноваций (изме-нение количества рабочих мест, изменение мотивационных по-казателей, изменение в образовательной, квалификационной и других показателях структуры организационного персонала).

Библиографический список

Основной

Ильдеменов, С. В. Инновационный менеджмент / С. В. Ильде-менов, А. С. Ильдеменов, В. П. Воробьев.— М.: ИНФРА-М, 2002.— 206 с.

Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой.— М.: ЮНИТИ, 2000.— 327 с.

Потемкин, В. К. Инновационный менеджмент в кадровой работе: учеб. пособие / В. К. Потемкин, К. А. Прозоровская; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т эконо-мики и финансов.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та эконо-мики и финансов, 2003.— 101 с.


Уткин, Э. А. Инновации в управлении человеческими ре-сурсами предприятия: учеб.-практ. пособие / Э. А. Уткин, К. Т. Сатабаев, Р. К. Сатабаева.— М.: ТЕИС, 2002.— 304 с.

Дополнительный

Махов, Е. Н. Инновационная культура в кадровой сфере / Е. Н. Махов.— М.: Воскресенье, 2001.— 183 с.

Осипов, Ю. М. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / Ю. М. Осипов; М-во образования Рос. Федерации, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники.— Томск: Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2003.— 170 с.

Смирнов, Б. М. Кадровые нововведения в системе управ-ления персоналом / Б. М. Смирнов.— М.: Варяг, 1996.— 91 с.

Федосеев, В. Н. Проблемы кадрового менеджмента в рос-сийской промышленности / В. Н. Федосеев // Менеджмент в России и за рубежом.— 1999.— № 3.— С. 53–60.

Шебалкина, И. П. Формирование инновационной кадровой политики: роль личности / И. П. Шебалкина // Справочник по управлению персоналом.— 2000.— № 9.— С. 21–32.


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ТРУДОМ

План:

3.1. Инновации в материальном и нематериальном стиму­лировании.

3.2. Управление инновационными изменениями.

Выводы и ключевые идеи

Основными элементами инновационного управления трудом являются технологии создания инновационных систем материального и нематериального стимулирования, а также технологии управления организационными изменениями.

Стимулирование персонала строится на двух основных по-зициях — материальном и нематериальном стимулировании. В материальном стимулировании наиболее важными являются системы участия работников в распределении прибыли, системы премирования и комплексные системы материального стимули-рования.

Основными принципами материального стимулирования являются:

1) гибкость и «автоматичность»;


2) справедливость;

3) индивидуальное и групповое стимулирование. Наиболее важными принципами нематериального стиму-

лирования можно считать:

1) развитие организационной сопричастности;

2) мотивирование через саму работу;

3) ограничение отрицательных факторов. Наиболее существенными причинами сопротивления но-

вовведениям являются следующие:

⎯ недостаточная информированность персонала;

⎯ проведение изменений без учета мнения сотрудников;

⎯ различная оценка последствий осуществления изме-нений.

Основными методами воздействия на сопротивление из-менениям являются методы информирования и общения, вовле-чения персонала в процесс изменений, соглашений, кооптивных манипуляций.

Библиографический список

Основной

Горелов, Н. А. Инновационное управление трудом: учеб. пособие / Н. А. Горелов, В. В. Синов; С.-Петерб. гос. ун-т эко-номики и финансов.— СПб.: СПбГУЭФ, 2001.— 113 с.

Доронина, И. В. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособ. / И. В. Доронина, М. А. Бичеев.— Новосибирск: СибАГС, 2003.— 184 с.

Инновационный менеджмент: учеб. для студентов вузов / Л. Я. Аврашков и др.; под ред В. А. Швандара, В. Я. Горфинкеля.— М.: Вуз. учеб.; ВЗФЭИ, 2004.— 381 с.

Красовский Ю. Д. Организационное поведение: учеб. по-собие / Ю. Д. Красовский.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: ЮНИТИ, 2003.— 511 с.

Дополнительный

Белозеров, С. М. Привязка кадровой стратегии к бизнес-стратегии организации: управление по персональным моде-лям // Справ. по упр. персоналом.— 2002.— № 8.— С. 31–34.


Большаков, А. С. Современный менеджмент: Теория и практика.— 2-е изд., испр. и доп. / А. С. Большаков, В. И. Михайлов.— СПб.: Питер, 2002.— 416 с.

Ваганов, П. И. Стратегические аспекты формирования и реализации управленческих инноваций: учеб. пособие / П. И. Ваганов; М-во образования Рос. Федерации; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.— 135 с.

Ваганов, П. И. Управление организационными измене-ниями: основы инновационного управления и управленческих инноваций: учеб. пособие / П. И. Ваганов; М-во образования Рос. Федерации; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.— 96 с.

Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персона-лом: Обзор зарубежных источников: монография / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев.— М.: Изд-во Рос. экон. акад.; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.— 232 с.

Инновационное управление трудом: межвуз. сб. науч. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; под науч. ред. Н. А. Горелова, В. В. Синова.— СПб.: СПбГУЭФ, 2001.— 175 с.


Глава 4. РАЗВИТИЕ НОВАТОРСТВА

План:

4.1. Инновационный потенциал персонала как основа но-ваторства.

4.2. Методы стимулирования новаторства.

Выводы и ключевые идеи

Управление новаторством персонала — важная часть ин-новационно-кадрового управления современной организации. При этом инновационный потенциал персонала играет ключевую роль в обеспечении новаторского движения в организации, а наиболее сложной проблемой считается поиск методов раскры-тия инновационного потенциала работников. Общими принци-пами исследования инновационного потенциала персонала яв-ляются:

1. Принцип нормативности, в котором дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала персонала в организации, а также утверждаются качественные и количественные требования к его состоянию по разным блокам, компонентам блоков и параметрам, обеспечивающим достиже-ние инновационных целей организации.

2. Принцип исследовательской активности, при реали-зации которого устанавливается фактическое состояние иннова-ционного потенциала по всем организационным параметрам.

3. Принцип реализации, который постулирует разработ-ку перечня конкретных мер, направленных на реализацию инно-вационно-кадровой стратегии в сфере управления персоналом.

Важной задачей развития новаторства является изучение «новаторских организационных факторов». К их числу относят:

⎯ предоставление необходимой свободы при разработке новых идей при поддержке со стороны высшего руководства;


⎯ создание системы материального стимулирования но-ваторства;

⎯ создание системы свободных и эффективных органи-зационных и внеорганизационных коммуникаций, а также сис-темы организационного обучения персонала;

⎯ поощрение совмещения профессий.

Иными словами, модель стимулирования новаторства включает в себя наряду с системой материального стимулирова-ния новаторского движения еще и меры, приводящие к созданию комфортных условий для творчества через внедрение современ-ных управленческих технологий.

В развитии системы новаторства главную роль играет инновационно подготовленный персонал, который можно ти-пологизировать по функциональной специализации. Наиболее распространенными типами инновационного персонала явля-ются «антрепренеры» и «интрапренеры».

Библиографический список

Основной

Анискин, Ю. П. Инновационный менеджмент: учеб. посо-бие / Ю. П. Анискин.— М.: МИЭТ, 2004.— 118 с.

Управление инновациями / В. Н. Гунин, В. П. Баранчеев и др.; Гос. ун-т упр., Национ. фонд подгот. кадров.— М.: ИНФРА-М, 1999.— 328 с.

Уткин, Э. А. Инновации в управлении человеческими ре-сурсами предприятия: учеб.-практ. пособие / Э. А. Уткин, К. Т. Сатабаев, Р. К. Сатабаева.— М.: ТЕИС, 2002.— 304 с.

Дополнительный

Алексеев, О. А. Соотношение традиции и инновации в управленческих системах современной России / О. А. Алексеев, А. В. Ляпин, Л. С. Яковлев.— Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.— 116 с.


Виноградова, З. И. Инновационный креативный менедж-мент: курс лекций / З. И. Виноградова, В. Е. Щербакова; Гу-манитар.-соц. ин-т.— М., 2003.— 78 с.

Денисова, А. Л. Инновационный компонент профессиональ-ной деятельности специалиста: логико-прогностический аспект: монография / А. Л. Денисова, Э. П. Печерская.— М.: Машино-строение-1, 2003.— 157 с.

Косинцева, Ю. Ф. Инновации в социальной сфере и про-блемы новаторства в социальной работе: учеб. пособие / Ю. Ф. Косинцева.— Ставрополь: Северо-Кавказ. социал. ин-т, 2004.— 163 с.

Смирнов, Б. М. Кадровые нововведения в системе управ-ления персоналом / Б. М. Смирнов.— М.: Варяг, 1996.— 91 с.

Советова, О. С. Инновации: трудности и возможности адаптации / О. С. Советова; С.-Петерб. гос. ун-т.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.— 253 с.

 


Глава 5. ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

План:

5.1. Инновации в сфере внеорганизационного обучения.

5.2. Инновации в сфере организационного обучения.

Обучающие технологии ситуационного анализа (ТСА)

представляют собой описание различных реально существую­
щих или смоделированных организационных ситуаций или про­
блем, диагностику или решение которых необходимо провести в
ходе обучения. ______________________________________

При этом у обучающего (кейс-тренера) имеется упорядо­ченная совокупность эталонных данных о диагностике ситуа­ции, массив знаний и навыков консультантов, анализировавших подобную ситуацию ранее, набор методов и способов решения проблемной кейс-ситуации, а также правила применения реше­ний для дальнейшей успешной практической деятельности.

Как правило, ситуация излагается письменно, затем ана­лизом ситуации занимается обучаемая группа, а не каждый ее

59 В настоящее время существует путаница в применении терминов, основан-ных на базе case study, case technology. В нашей стране под кейс-технологиями также понимаются учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия для дистанционного обучения, созданные с примене-нием поддерживающих электронных средств сопровождения (например, ЭОС — электронная обучающая система), что не согласуется с принятым в большинстве западных стран понятием кейс-технологий как метода ситуаци-онного анализа.


член в отдельности. После анализа ситуации обучаемые выдви-гают свой вариант ее анализа либо вариант решения представ-ленной в ситуации проблемы. В ходе дискуссии и сравнения ответов обучаемых с эталонными ответами, имеющимися в распоряжении кейс-тренера, возникает ситуация формирования у обучаемых знаний, основанных на практике, закрепленных с помощью ситуативного анализа и дающих основу для реализа-ции тех или иных действий в сходных ситуациях, имеющих ме-сто в реальной работе обучаемых.

Необходимо отметить, что среди технологий ситуацион-ного анализа существуют и так называемые открытые техноло


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.