Безопасности жизнедеятельности» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Безопасности жизнедеятельности»

2018-01-04 323
Безопасности жизнедеятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Распределение часов по темам и видам работ

Тематическое планирование курса

№ темы Название разделов и тем Кол-во часов
Общая трудоемкость Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел I.Общие теоретические вопросы методики обучения основам безопасности жизнедеятельности          
  Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности как наука. ОБЖ как учебный предмет          
  Мотивационно-целевой компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности        
  Содержательный компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности        
  Процессуальный компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности        
  Технологический компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности        
  Диагностический компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности        
Раздел II. Информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности          
  Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности: общие вопросы        
  Методические аспекты использования современных информационных и коммуникационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности        
Раздел III. Методика изучения отдельных курсов безопасности жизнедеятельности   -    
  Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе   -    
  Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе   -    
  Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней школе   -    
Раздел IV. Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности        
  Итого:        

 

Организация изучения разделов

Теоретико-методическая подготовка учителя безопасности жизнедеятельности – важнейшее звено в структуре профессионально-педагогического образования. Организация изучения содержания курса предусматривает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов. Разработанные практические задания помогают установить тесную связь с теоретической частью дисциплины. Предлагаемые формы работы направлены на развитие профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности.

 

Раздел I. Общие теоретические вопросы методики обучения основам безопасности жизнедеятельности

Занятие 1

Тема: Нормативная база обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной и профильной школе.

Цель: Убедиться в растущей значимости учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»; изучить нормативную базу обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.

Задания:

1. Изучите основные документы, являющиеся нормативной базой преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной и профильной школе.

2. Познакомьтесь с Государственным образовательным стандартом по основам безопасности жизнедеятельности. Сделайте вывод об особенностях структуры и содержания школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

3. Проанализируйте базисный учебный план и определите объем учебного времени, отводимого на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной, основной, средней школе в различных компонентах базисного учебного плана.

4. Рассмотрите программно-методические комплексы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и покажите, как в них отражены основные компоненты стандарта и содержания курса.

5. Составьте библиографический список (учебники, методические пособия, журнальные и газетные статьи) для различных курсов основ безопасности жизнедеятельности.

Вспомните, что Вас более всего не устраивало в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в той школе, где Вы учились. Опираясь на знания дидактики, попытайтесь объяснить причины и сформулировать соответствующую проблему в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности.

- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования области «Основы безопасности жизнедеятельности».

- Список библиографических источников, необходимых для организации обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности.

 

[1-7, 50]

Занятия 2-3

Тема: Планирование учебной работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Цель: Осознать, что планирование учебной работы необходимо для продуктивной работы учителя основ безопасности жизнедеятельности; рассмотреть виды планирования учебной работы по основам безопасности жизнедеятельности; научиться разрабатывать различные виды учебных планов по основам безопасности жизнедеятельности.

Задания:

1. Составьте перспективный календарный план для одного из курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» по образцу (табл. 1).

Таблица 1

Тема Количество часов Сроки изучения Внеклассные мероприятия Примечания
         

 

В качестве примера рассмотрим перспективное календарное планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса (табл. 2).

Таблица 2

Перспективное календарное планирование курса

«Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс)

Тема Количество часов Сроки изучения Внеклассные мероприятия Примечания*
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей
1. Город (поселок) как источник опасности   01.09-28.09    
2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище   29.09-28.11 Конкурс плакатов «Огонь друг и враг человека»  
3. Чрезвычайные ситуации на транспорте   29.11-10.02    
4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера   11.02-08.03 Конкурс–соревнование «А ну-ка, мальчики»  
5. Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания   09.03-06.04    
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
6. Действия учащихся в чрезвычайных ситуациях   07.04-14.04    
Раздел II. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
7. Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ожогах   15.04-22.04    
8. Практические занятия по I и II разделам   23.04.-30.05 «День защиты детей»  

* В примечании указываются изменения в перспективном календарном планировании (порядок изучения тем, количество часов, отводимых на изучение разделов и тем)

2. Разработайте планирование темы «Автономное существование человека в природе» (6 класс) по образцу (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Тема урока Основные понятия Содержание урока Методы и приемы обучения Средства обучения Примечания
           

 

В качестве примера рассмотрим планирование изучения темы «Лесные и торфяные пожары» (7 класс)

Таблица 4

Планирование изучения темы «Лесные и торфяные пожары»

(4 часа)

Тема урока Основные понятия Содержание урока Методы и приемы обучения Средства обучения Примечания
1. Пожарная опасность в лесу Пожар, лесной пожар, торфяной пожар Понятие «лесной пожар». Условия возникновения лесных пожаров. Регионы России, наиболее подверженные возникновению и распространению пожаров на больших площадях. Причины загорания лесов. Классы лесных пожаров в зависимости от площади, охваченной огнем Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный Учебник, иллюстрации, таблицы  
2. Возможные последствия лесных и торфяных пожаров Поражающие факторы, низовой пожар, верховой пожар, подземный пожар Классификации лесных пожаров: по характеру их распространения (низовой, верховой, подземный); по скорости распространения огня (слабые, средние, сильные). Торфяные пожары. Основные и вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров для людей, зданий, сооружений, поселков, лесных ресурсов Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Учебник, иллюстрации, таблицы  
3. Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, меры безопасности при их тушении Средства тушения лесных пожаров. Профилактика Краткое описание основных способов тушения лесных пожаров: непосредственное, косвенное. Профилактика лесных пожаров Объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения Учебник, иллюстрации  
4. Правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них Пожароопасный период (сезон). Правила пожарной безопасности Пожароопасный период (сезон) в лесах. Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного хозяйства по защите лесов от пожара в пожароопасный сезон. Ответственность граждан за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу Объяснительно-иллюстративный Учебник, плакаты  

3. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку основ безопасности жизнедеятельности.

4. Составьте поурочное планирование (план-конспект) одного из уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по следующей схеме:

1) Тема урока.

2) Цель урока.

3) Средства обучения.

4) Ход урока:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- изучение нового материала;

- закрепление изученного материала;

- домашнее задание.

4. Разработайте конспект одного урока по основам безопасности жизнедеятельности.

Рассмотрим технологию составления конспекта урока на примере изучения основных понятий и классификации наводнений (табл. 5).

[3, 4, 6, 7, 39-45, 53-59]

 

 

Занятия 4 - 5

Тема: Мотивационно-целевой компонент методической системы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Цель: Убедиться в том, что мотивация и целеполагание имеют стратегическое значение в обучении основам безопасности жизнедеятельности; рассмотреть различные варианты мотивации и постановки целей к урокам основ безопасности жизнедеятельности; научиться формулировать цели обучения к урокам основ безопасности жизнедеятельности.

Задания:

1. Вспомните основные требования к уровню подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.

2. Продумайте приемы мотивации учащихся к изучению одной из тем курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (по выбору).

 

3. Сформулировать цели для учителя и учащихся к различным типам уроков основ безопасности жизнедеятельности: вводному; комбинированному; обобщения; контроля.

 

Рассмотрим варианты постановки целей на примере урока «Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ» (8 класс):

Цели урока для учителя: убедить учащихся в том, что соблюдение правил безопасного поведения необходимо для сохранения жизни и здоровья человека; рассмотреть основные алгоритмы действий при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ; научить учеников соблюдать элементарные правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Цели урока для учащихся: убедиться в том, соблюдение правил безопасного поведения необходимо для сохранения жизни и здоровья человека; рассмотреть основные алгоритмы действий при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ; научиться соблюдать элементарные правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.

 

[1, 3, 4, 7, 19, 39-45, 53-59]

 

Занятия 6 - 7

Тема: Знания и методика их формирования в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Цель: Осознать, что знания являются базовым компонентом содержания образования в области основ безопасности жизнедеятельности; рассмотреть классификацию, приемы и этапы формирования знаний в области основ безопасности жизнедеятельности; овладеть методикой формирования у учащихся знаний в области безопасности жизнедеятельности.

Задания:

1. Определите основные приемы формирования представлений в курсе основ безопасности жизнедеятельности.

2. Подберите в произведениях художественной литературы, в материалах периодической печати описания чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера для формирования у учащихся представлений о них.

3. На основе анализа стандарта, программ, учебников по основам безопасности жизнедеятельности выделите в содержании курса ключевые понятия, причинно-следственные связи, закономерности, которые служат основой для изучения дисциплины.

4. Изучите этапы формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

5. Разработайте методику поэтапного формирования понятий из различных содержательных линий курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рассмотрим методику поэтапного формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере понятия «пожар» (5-10 классы):

I этап: Введение понятия. Индуктивным путем (от выявления характерных признаков к определению понятия) формулируем определение понятия «пожар». В ходе беседы задаем ученикам вопросы:

- Видели ли вы когда-нибудь пожар?

- По каким признакам вы определили, что это явление – пожар?

- Чем отличается пожар от костра?

- К чему может привести пожар?

Результатом беседы является определение понятия. Пожар – это неконтролируемое горение, сопровождающееся уничтожением материальных ценностей и создающие опасность для жизни людей.

II этап: Расширение и углубление объема понятия. На данном этапе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся понятия пожара (рис. 3).

III этап: Выполнение тренировочных упражнений по отработке понятия «пожар»:

- Вы уже познакомились с причинами возникновения пожаров. Дополните рассказ своими примерами.

- Что делать, если в вашей квартире начался пожар?

- Можно ли пытаться остановить огонь самостоятельно? Почему?

- Назовите предметы, которые помогут вам выбраться из задымленного здания.

- Какую опасность представляет для человека оставленный без присмотра включенный телевизор?

- Представьте, что вам приходится выбираться из квартиры, в которой вы живете, в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте вместе с родителями описание пути эвакуации вслепую с подробным рассмотрением всех проходов, поворотов, труднопроходимых мест и выучите его наизусть.

- Вы пьете чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы почувствовали, что пахнет дымом. Открыв дверь, вы увидели, что с кухни валит дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно. Каковы ваши действия?

- Придя из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры валит дым. Что вы предпримите? (5 класс)

- Расскажите, какие бывают лесные пожары.

- Назовите основные причины загорания лесов.

- Какие спасательные службы заняты охраной лесов от пожаров?

- Когда чаще всего горят леса? Что такое пожароопасный период?

- Чем опасны верховые пожары? Чем опасны подземные пожары?

- Какие существуют способы тушения лесных пожаров?

- Что необходимо делать для предупреждения лесных пожаров?

- Какие основные правила безопасного поведения в лесу вы знаете?

- Представьте себе, что во время прогулки по лесу вы увидели впереди на расстоянии 100-150 м огонь, который распространяется по кустарнику и деревьям. Каковы ваши дальнейшие действия?

- Вы в группе из 10 туристов остановились на привале около ручья. Вы очень устали, и руководитель принял решение разбить лагерь. Быстро поставили палатки, развели костер, сварили обед, поели. После обеда ребята залезли в палатки и уснули. Внезапно спящих туристов разбудили крики: «Пожар! Огонь!». Все выскочили из палаток. Вокруг горела трава, кусты. Огонь подбирался к соснам. Дым был повсюду, на расстоянии 15-20м почти ничего не было видно. Стало трудно дышать. Определите ваши действия. (7 класс)

- На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары?

- Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?

- Какие вы знаете группы веществ и материалов по возгораемости? Дайте характеристику каждой группы.

- Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.

- Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и объемным распространением пожара?

- Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

- Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте им характеристику.

- Что будете делать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?

- Представьте себе, что в доме, расположенном рядом со спортивным залом, где вы тренируетесь с товарищами, возник пожар на третьем этаже. Вместе с тренером вы побежали к горящему зданию. У жильцов дома, выбегавших из горящих квартир, кружится голова, они ощущают тошноту, задыхаются, у некоторых нарушена координация движений. Чем вызваны болезненные ощущения у жильцов квартир? Какие средства защиты нужно использовать в этом случае? Как продвигаться в помещении в условиях плохой видимости? (8 класс)

IV этап: Обобщение и систематизация.

6. Дайте оценку экологического потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предложите пути экологизации его содержания.

[1, 3, 4, 6, 7, 20-26, 39- 45, 53-59]

 

 

Занятия 8-9

Тема: Методика формирования у учащихся умений в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель: Убедиться в растущей значимости умений как деятельностного компонента содержания образования в области основ безопасности жизнедеятельности; определить этапы формирования умений в курсе основ безопасности жизнедеятельности;овладеть методикой формирования у учащихся умений в области безопасности жизнедеятельности

 

Задания:

1. Проведите анализ требований стандарта и программ по основам безопасности жизнедеятельности и приведите примеры умений, касающихся поведения в человека в чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи, военной подготовки.

2. Изучите этапы формирования умений в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

3. Разработайте методику поэтапного формирования умений безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.

4. Составьте вариант инструктивной карточки для учащихся, выполняющих практическую работу, где укажите: название работы, цель ее выполнения, содержание, алгоритм действий, источники информации, варианты оформления результатов работы.

Рассмотрим этапы формирования умения действовать при выбросе аварийно химически опасных веществ.

I этап. Введение умения:

- Мотивация: Примеры АХОВ (хлор, аммиак, ртуть, угарный газ). Определение значения владения этим умением: нас окружают предприятия, являющиеся химически опасными (станции водоподготовки, хладокомбинаты, мясоперерабатывающие комплексы и другие), во время аварии может произойти выброс АХОВ, являющихся опасными для жизни и здоровья человека. Для того чтобы обезопасить себя, необходимо уметь вовремя принять меры безопасности.

- Опорные знания и умения: учащиеся знают из курса химии примеры химических веществ (хлор, аммиак, ртуть, угарный газ), их характеристики и свойства.

- Определение алгоритмов действий при авариях с выбросом АХОВ (табл.6).

II этап. Выполнение тренировочных упражнений: решение ситуационных задач.

- Вы проживаете на верхнем этаже двенадцатиэтажного дома в трехстах метрах от железнодорожной станции. Перед сном вы в своей квартире, как обычно, приоткрываете форточку на кухне и балконном окне. В три часа ночи вас внезапно разбудили взрывы на железнодорожной станции. Этими же взрывами разбужены ваша семья, жильцы соседних квартир. Вы включаете телевизор, но никакой информации о случившемся нет. Находясь в помещении, вы почувствовали запах нашатырного спирта, а ваш младший брат в возрасте девяти лет через некоторое время начал кашлять и жаловаться на резь в глазах и слезотечение.

Вскоре у него появилось удушье и учащенное сердцебиение. Сделайте выводы по ситуации и определите характер заражения. Примите решение и опишите порядок действий, вытекающих из этой ситуации.

 

Таблица 6


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.