Раздел II. Информационные и коммуникационные технологии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Раздел II. Информационные и коммуникационные технологии

2018-01-04 266
Раздел II. Информационные и коммуникационные технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Пояснительная записка

Современный этап общественного развития характеризуется растущей важностью проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, об­щества и государства. Стремительные темпы социально-экономического прогресса обусловили рост напряженности, риска и чрезвычайных ситуаций в природной, социальной и техногенной сферах деятельности человека. В результате в обществе происходит осознание необходимости обеспечения личной, национальной и глобальной безопасности. Все это нашло отражение в Концепции устойчивого развития (1992г.), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (1997г.). Приоритетное внимание при реализации обозначенных Концепций уделяется системе непрерывного образования в первую очередь подготовке будущих педагогов.

Тенденции модернизации современного профессионально-педагогического образования определяются социально-политическими, экономическими и культурными запросами общества. Одно из направлений развития системы профессионально-педагогического образования связано с появлением специальности 033300 (050104) «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которой осуществляется подготовка учителей безопасности жизнедеятельности.

Целевые ориентиры профессионально-педагогической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, подразумевающие освоение студентами социокультурного опыта в области формирования личности безопасного типа поведения, отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 033300 (050104) «Безопасность жизнедеятельности» (2005 г.). Современная редакция стандарта подготовлена авторским коллективом в составе ведущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности (С.В. Петров, Е.Б. Егорова, А.Т. Смирнов, Л.А. Трубина).

На основании требований к обязательному минимуму содержания подготовки выпускника в рамках дополнительной специальности 033300 (050104) «Безопасность жизнедеятельности» разработана программа общепрофессиональной дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности».

Актуальность изучения общепрофессиональной дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» определяется возросшей потребностью системы общего среднего образования в компетентных учителях безопасности жизнедеятельности, которые будут способны формировать в школьниках личность безопасного типа поведения (Е.В. Бондаревская, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин).

Образовательная программа дисциплины составлена на основе следующих идей и подходов, имеющих принципиальное значение: 1) идеи устойчивого развития и экогуманизма; 2) культурологического подхода; 3) компетентностного подхода; 4) технологического подхода.

Идеи устойчивого развития и коэволюцииотражают ценностно–целевые ориентиры и ведущие направления образования в области безопасности жизнедеятельности. Стратегические целевые ориентиры определяют формирование нового мировоззрения, позволяющего обеспечить переход цивилизации к устойчивому развитию, оставляющему право на жизнь будущими поколениям (В.В. Сапронов). Важнейшая роль в формировании такого мировоззрения у учащихся принадлежит педагогам – учителям безопасности жизнедеятельности. Адекватная профессиональная подготовка учителей безопасности жизнедеятельности, в том числе разработка специализированных образовательных программ профессиональной подготовки, имеет исключительно важное значение в обеспечении успеха образования для устойчивого развития.

Культурологический подходподразумевает формирование у студентов педагогической культуры в области безопасности жизнедеятельности как цели их подготовки через освоение социального опыта, накопленного в педагогике и теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности, путем его интериоризации.

Компетентностный подход - ключевой в освоении содержания дисциплины. Компетентность в профессионально-педагогическом образовании выступает в качестве центрального, узлового понятия, так как, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и деятельностную составляющую образования; во-вторых, ориентирована на результативность; в-третьих, обладает интегративностью, включая в себя содержание, относящееся к широким сферам культуры и деятельности. Под профессиональной компетентностью учителя безопасности жизнедеятельности понимается соответствующая определенной компетенции способность учителя осуществлять педагогическую деятельность с учетом специфики курса безопасности жизнедеятельности (В.В. Гафнер).

Технологический подход представляет собой стержневое направление в организации процесса усвоения содержания дисциплины. Это обусловлено сменой целевых приоритетов с ориентации на усвоение готового социального опыта в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности на процесс самостоятельного освоения механизмов и подходов к его усвоению. Технологический подход реализуется через применение в учебном процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности ряда инновационных педагогических (проблемно-задачной, проектной, модульной), информационных и коммуникационных технологий, которые предоставляют широкие возможности для индивидуальной и групповой работы студентов.

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности рассматривается как частная предметная дидактика. В связи с этим теоретической основой при составлении учебно-методического пособия послужили обще дидактические подходы В.П. Беспалько, В.А. Болотова, А.В. Брушлинского, Е.В. Бондаревской, В.Н. Введенского, В.В. Гузева, Э.Ф. Зера, И.Ф. Исаева, А.В. Козырева, В.В. Краевского, Н.Б. Крыловой, В.С. Леднева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, Е.С. Полат, Н.Ф. Радионовой, В.В. Серикова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, С.Г. Шаповаленко, И.С. Якиманской, а также методические работы С.Н. Вангородского, В.В. Гафнера, М.В. Головачева, Л.Н. Гориной, В.А. Девисилова, Р.А. Дурнева, В.Н. Латчука, Е.Н. Литвинова, В.В. Маркова, А.Г. Маслова, Б.И. Мишина, В.Н. Мошкина, Л.А. Михайлова, В.В. Сапронова, Л.А. Сорокиной, А.В. Старостенко, И.К. Топорова, С.В. Петрова, А.Т. Смирнова.

Предметом изучения теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности является школьная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности», ее содержание и структура, которые представляют собой особую педагогическую конструкцию, а также процесс овладения учащимися содержания образования по ОБЖ при взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.

В содержательном плане программа представлена пятью линиями: нормативные аспекты обучения безопасности жизнедеятельности в школе; общие теоретические вопросы методики обучения безопасности жизнедеятельности; методика изучения отдельных курсов безопасности жизнедеятельности; информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности; организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности.

Программа предусматривает рассмотрение содержания дисциплины на лекционных и практических занятиях, а также закрепление приобретенных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения в ходе педагогической практики в образовательных учреждениях. Для всех практических занятий разработана система заданий, часть из которых имеют творческий характер. Такие задания отмечены знаком . Подробный список литературы, которая окажет помощь в работе, обозначен условным знаком . Номера литературных источников, приведенные для каждого занятия, обозначают их порядковые номера в общем библиографическом списке, расположенном на страницах 40-44.

В курсе «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» предполагается проведение рефлексии, текущего, промежуточного и итогового контроля. В качестве форм контроля выбраны: контрольные работы, зачеты, курсовой и государственный экзамены, особой формой контроля являются разработанные аттестационные педагогические измерительные материалы. Все задания контролирующего характера обозначены знаком . В ходе изучения дисциплины студентам предлагается составление портфолио. Работы, помещаемые в портфолио, отмечены сигналом .

 

 

1.2. Цели и задачи дисциплины

Цель курса: формирование профессионально-педагогической культуры на основе освоения теоретических основ и прикладных аспектов методики обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях; развитие умений их применения в практике обучения школьников безопасности жизнедеятельности; создание позитивного отношения к профессиональной педагогической деятельности в области обучения безопасности жизнедеятельности.

Задачи курса:

1) осознание растущей значимости образования в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения устойчивого развития общества;

2) изучение теоретико-методологических и методических аспектов обучения основам безопасности жизнедеятельности;

3) творческое применение освоенного содержания курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в практической педагогической деятельности.

1.3. Основные требования к уровню усвоения содержания

Студенты, изучившие курс теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, должны понимать:

- актуальность и значимость обучения школьников безопасности жизнедеятельности на современном этапе общественного развития;

- ведущую роль теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности в становлении профессионально-педагогической компетентности учителя безопасности жизнедеятельности;

- междисциплинарный характер образовательный области «Безопасность жизнедеятельности»;

- необходимость применения современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе для формирования личности безопасного типа поведения;

знать:

- требования нормативных документов Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям РФ… по безопасности жизнедеятельности;

- идеи, подходы, дидактические принципы обучения безопасности жизнедеятельности, основные компоненты методической системы обучения безопасности жизнедеятельности и их особенности;

- методические особенности применения современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности;

- основные требования к оценке усвоения учащимися содержания курса безопасности жизнедеятельности;

уметь:

- моделировать методическую систему курса «Безопасность жизнедеятельности» в единстве целевого, содержательного, процессуального, технологического, рефлексивно-оценочного компонентов;

- проектировать образовательный процесс обучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего (полного) общего и дополнительного образования с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программ;

- выбирать и реализовывать оптимальные методы, формы, педагогические технологии при обучении безопасности жизнедеятельности, применение которых способствует формированию личности безопасного типа поведения;

- осуществлять диагностику усвоения учащимися содержания курса безопасности жизнедеятельности;

выражать:

- отношение к существующим Государственным образовательным стандартам основного общего и среднего полного образования, программам по безопасности жизнедеятельности;

- готовность к освоению информационных и коммуникационных технологий, оценивая их инновационный характер и соответствие требованиям личностно-ориентированного обучения.

 

1.4. Содержание дисциплины

Раздел I. Общие теоретические вопросы методики обучения основам безопасности жизнедеятельности

Тема 1. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности как наука. ОБЖ как учебный предмет

Актуальность обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях. Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Методика обучения безопасности жизнедеятельности как частная предметная дидактика. Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности. Связь методики обучения безопасности жизнедеятельности с другими науками: общей дидактикой, возрастной и педагогической психологией, теорией воспитания. История развития образования в области основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Проблемы исследования методики обучения безопасности жизнедеятельности: методологические, теоретические, прикладные. Методы исследования методики обучения безопасности жизнедеятельности. Методическая система обучения основам безопасности жизнедеятельности:

- мотивационно-целевой компонент – цели и задачи обучения; мотивация при изучении безопасности жизнедеятельности;

- содержательный компонент – содержание образования в области безопасности жизнедеятельности;

- процессуальный компонент – этапность обучения безопасности жизнедеятельности;

- технологический компонент – методы, формы, средства, информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности;

- результативно-оценочный компонент – оценка уровня подготовки учащихся по безопасности жизнедеятельности.

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный учебный предмет, его структура и функции. Нормативно-правовая база обучения безопасности жизнедеятельности в школе: постановления Правительства РФ, приказы Министерства образования и науки РФ, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ; обязательный минимум содержания образования по безопасности жизнедеятельности; программно-методические материалы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»; требования к уровню подготовки выпускников по программе «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования. Положение безопасности жизнедеятельности в федеральном, региональном и школьном компонентах базисного учебного плана. Планирование учебной работы по безопасности жизнедеятельности, виды планов.

Подходы и принципы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Обучение основам безопасности жизнедеятельности в условиях профилизации отечественного образования.

Тема 2. Мотивационно-целевой компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности

Определяющая роль мотивационно-целевого компонента в методической системе обучения безопасности жизнедеятельности.

Мотивация учебной деятельности при обучении безопасности жизнедеятельности. Группы мотивов учебной деятельности: мотивы достижения и познавательные мотивы. Виды познавательной мотивации при обучении безопасности жизнедеятельности. Методические приемы создания мотиваций в процессе обучения безопасности жизнедеятельности.

Понятие цели обучения безопасности жизнедеятельности. Отражение социального заказа образованию и личностных потребностей человека в цели обучения безопасности жизнедеятельности. Формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности как главная цель образования в области безопасности жизнедеятельности. Когнитивный, аксиологический, нормативный, деятельностный аспекты культуры безопасности жизнедеятельности. Таксономия целей обучения: познавательные, аффективные, психомоторные (по Б. Блуму). Категории познавательных учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Задачи обучения безопасности жизнедеятельности, связанные с развитием когнитивной, аффективной, волевой сфер личности учащегося.

Тема 3. Содержательный компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности

Понятие «содержание образования в области основ безопасности жизнедеятельности». Отражение в междисциплинарном содержании образования в области безопасности жизнедеятельности идей устойчивого развития и коэволюции. Экологизация образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основные содержательные линии курса «Безопасность жизнедеятельности»: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, их отражение в структуре школьных учебных курсов безопасности жизнедеятельности. Компетентностный подход и его роль в обучении безопасности жизнедеятельности.

Система междисциплинарных знаний по безопасности жизнедеятельности. Понятие «знания». Функции знаний. Знания по безопасности жизнедеятельности: эмпирические и теоретические. Эмпирические знания по безопасности жизнедеятельности: представления и факты. Пути формирования представления. Теоретические знания по безопасности жизнедеятельности: понятия, идеи, теории, концепции. Понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности». Этапы, индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Показатели усвоения понятий. Закономерности и причинно-следственные связи в курсе безопасности жизнедеятельности.

Умения и навыки в курсе безопасности жизнедеятельности, их роль в формировании компетентности учащихся. Классификация умений в курсе безопасности жизнедеятельности: общеучебные и специальные. Специальные умения: интеллектуальные и практические. Интеллектуальные умения: умения анализировать, обобщать, оценивать, прогнозировать, рекомендовать. Этапы и приемы формирования умений. Роль учебных задач, практических и самостоятельных работ в формировании умений и навыков безопасного поведения и оказания первой медицинской помощи. Показатели усвоения умений.

Развитие опыта творческой деятельности учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности. Этапы, методы и приемы формирования опыта творческой деятельности. Роль творческих задач, педагогических, информационных и коммуникационных технологий в развитии опыта творческой деятельности при обучении БЖ. Показатели развития опыта творческой деятельности.

Развитие опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к безопасности и здоровью своему и окружающих. Компоненты эмоционально-ценностного отношения: эмоции, мотивы, ценности и оценка. Виды ценностей. Этапы, методы и приемы формирования опыта эмоционально-ценностного отношения, показатели его усвоения.

Тема 4. Процессуальный компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности

Этапы обучения безопасности жизнедеятельности: начальная школа, основная школа, средняя школа. Методические особенности обучения безопасности жизнедеятельности в начальной, основной, средней школе.

Тема 5. Технологический компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности

Понятие «метод обучения». Метод и прием. Бинарная классификация методов обучения: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично–поисковый, исследовательский).

Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности: устное изложение учебного материала, обсуждение изученного материала, демонстрация, упражнения, самостоятельная работа, практические работы.

Целесообразность выбора методов обучения в зависимости от поставленных целей и содержания изучаемого материала. Метод анализа конкретных ситуаций в области безопасности жизнедеятельности, его сущность, педагогическая ценность. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности.

Индивидуальная, групповая, фронтальная формы обучения ОБЖ, их особенности.

Урок как основная форма обучения безопасности жизнедеятельности. Требования к современному уроку безопасности жизнедеятельности. Структурные компоненты урока. Типология уроков безопасности жизнедеятельности:

- по дидактической цели: вводные, уроки изучения нового материала, комбинированные, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения, уроки обобщения;

- по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемные и непроблемные уроки, их особенности.

Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности к уроку: определение целей и задач урока, отбор содержания, выбор форм, методов, средств обучения. Определение результативности уроков.

Формы организации учебной деятельности на уроках безопасности жизнедеятельности: фронтальная, коллективная (групповая, ролевые игры, дискуссии, работа в парах), индивидуальная, методика их применения.

Использование лекционно-семинарской системы в обучении безопасности жизнедеятельности. Интегрированные уроки. Уроки-практикумы. Уроки-экскурсии. Уроки-конференции. Организация самостоятельных, проверочных и контрольных работ по безопасности жизнедеятельности.

Инновационные формы и методы обучения безопасности жизнедеятельности: «круглый стол», «мозговой штурм», «погружение», «кейс-стади», экспертные оценки.

Средовый подход и его роль в обучении безопасности жизнедеятельности. Учебно-материальная база кабинета безопасности жизнедеятельности. Значение и функции средств обучения основам безопасности жизнедеятельности. Классификация средств обучения безопасности жизнедеятельности: вербально-информационные, наглядные, аудиовизуальные (технические). Учебник безопасности жизнедеятельности как основное средство обучения. Многообразие учебников безопасности жизнедеятельности, их функции. Методический аппарат учебников безопасности жизнедеятельности. Приемы работы с учебником. Методика работы с мультимедийными учебниками безопасности жизнедеятельности. Рабочие тетради по безопасности жизнедеятельности, их структура, функции, особенности работы с ними.

Методика работы с наглядными учебными пособиями: таблицами, картосхемами, картинами, моделями, раздаточным материалом.

Технические средства обучения: диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, компьютерные программы, методика их применения в обучении безопасности жизнедеятельности. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Тема 6. Диагностический компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности

Требования государственного образовательного стандарта и программно-методических материалов к уровню усвоения учащимися содержания образования по безопасности жизнедеятельности. Виды диагностических заданий. Разработка критериев уровня усвоения содержания. Организация ситуативной, ретроспективной, перспективной рефлексии в обучении безопасности жизнедеятельности. Контроль, его виды и формы. Оценка, ее функции и виды. Использование информационных технологий в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

 

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Занятие 1

Тема: Нормативная база обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной и профильной школе.

Цель: Убедиться в растущей значимости учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»; изучить нормативную базу обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.

Задания:

1. Изучите основные документы, являющиеся нормативной базой преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной и профильной школе.

2. Познакомьтесь с Государственным образовательным стандартом по основам безопасности жизнедеятельности. Сделайте вывод об особенностях структуры и содержания школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

3. Проанализируйте базисный учебный план и определите объем учебного времени, отводимого на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной, основной, средней школе в различных компонентах базисного учебного плана.

4. Рассмотрите программно-методические комплексы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и покажите, как в них отражены основные компоненты стандарта и содержания курса.

5. Составьте библиографический список (учебники, методические пособия, журнальные и газетные статьи) для различных курсов основ безопасности жизнедеятельности.

Вспомните, что Вас более всего не устраивало в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в той школе, где Вы учились. Опираясь на знания дидактики, попытайтесь объяснить причины и сформулировать соответствующую проблему в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности.

- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования области «Основы безопасности жизнедеятельности».

- Список библиографических источников, необходимых для организации обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности.

 

[1-7, 50]

Занятия 2-3

Тема: Планирование учебной работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Цель: Осознать, что планирование учебной работы необходимо для продуктивной работы учителя основ безопасности жизнедеятельности; рассмотреть виды планирования учебной работы по основам безопасности жизнедеятельности; научиться разрабатывать различные виды учебных планов по основам безопасности жизнедеятельности.

Задания:

1. Составьте перспективный календарный план для одного из курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» по образцу (табл. 1).

Таблица 1

Тема Количество часов Сроки изучения Внеклассные мероприятия Примечания
         

 

В качестве примера рассмотрим перспективное календарное планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса (табл. 2).

Таблица 2

Перспективное календарное планирование курса

«Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс)

Тема Количество часов Сроки изучения Внеклассные мероприятия Примечания*
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей
1. Город (поселок) как источник опасности   01.09-28.09    
2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище   29.09-28.11 Конкурс плакатов «Огонь друг и враг человека»  
3. Чрезвычайные ситуации на транспорте   29.11-10.02    
4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера   11.02-08.03 Конкурс–соревнование «А ну-ка, мальчики»  
5. Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания   09.03-06.04    
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
6. Действия учащихся в чрезвычайных ситуациях   07.04-14.04    
Раздел II. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
7. Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ожогах   15.04-22.04    
8. Практические занятия по I и II разделам   23.04.-30.05 «День защиты детей»  

* В примечании указываются изменения в перспективном календарном планировании (порядок изучения тем, количество часов, отводимых на изучение разделов и тем)

2. Разработайте планирование темы «Автономное существование человека в природе» (6 класс) по образцу (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Тема урока Основные понятия Содержание урока Методы и приемы обучения Средства обучения Примечания
           

 

В качестве примера рассмотрим планирование изучения темы «Лесные и торфяные пожары» (7 класс)

Таблица 4

Планирование изучения темы «Лесные и торфяные пожары»

(4 часа)

Тема урока Основные понятия Содержание урока Методы и приемы обучения Средства обучения Примечания
1. Пожарная опасность в лесу Пожар, лесной пожар, торфяной пожар Понятие «лесной пожар». Условия возникновения лесных пожаров. Регионы России, наиболее подверженные возникновению и распространению пожаров на больших площадях. Причины загорания лесов. Классы лесных пожаров в зависимости от площади, охваченной огнем Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный Учебник, иллюстрации, таблицы  
2. Возможные последствия лесных и торфяных пожаров Поражающие факторы, низовой пожар, верховой пожар, подземный пожар Классификации лесных пожаров: по характеру их распространения (низовой, верховой, подземный); по скорости распространения огня (слабые, средние, сильные). Торфяные пожары. Основные и вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров для людей, зданий, сооружений, поселков, лесных ресурсов Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Учебник, иллюстрации, таблицы  
3. Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, меры безопасности при их тушении Средства тушения лесных пожаров. Профилактика Краткое описание основных способов тушения лесных пожаров: непосредственное, косвенное. Профилактика лесных пожаров Объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения Учебник, иллюстрации  
4. Правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них Пожароопасный период (сезон). Правила пожарной безопасности Пожароопасный период (сезон) в лесах. Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного хозяйства по защите лесов от пожара в пожароопасный сезон. Ответственность граждан за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу Объяснительно-иллюстративный Учебник, плакаты  

3. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку основ безопасности жизнедеятельности.

4. Составьте поурочное планирование (план-конспект) одного из уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по следующей схеме:

1) Тема урока.

2) Цель урока.

3) Средства обучения.

4) Ход урока:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- изучение нового материала;

- закрепление изученного материала;

- домашнее задание.

4. Разработайте конспект одного урока по основам безопасности жизнедеятельности.

Рассмотрим технологию составления конспекта урока на примере изучения основных понятий и классификации наводнений (табл. 5).

[3, 4, 6, 7, 39-45, 53-59]

 

 

Занятия 4 - 5

Тема: Мотивационно-целевой компонент методической системы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Цель: Убедиться в том, что мотивация и целеполагание имеют стратегическое значение в обучении основам безопасности жизнедеятельности; рассмотреть различные варианты мотивации и постановки целей к урокам основ безопасности жизнедеятельности; научиться формулировать цели обучения к урокам основ безопасности жизнедеятельности.

Задания:

1. Вспомните основные требования к уровню подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.

2. Продумайте приемы мотивации учащихся к изучению одной из тем курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (по выбору).

 

3. Сформулировать цели для учителя и учащихся к различным типам уроков основ безопасности жизнедеятельности: вводному; комбинированному; обобщения; контроля.

 

Рассмотрим варианты постановки целей на примере урока «Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ» (8 класс):

Цели урока для учителя: убедить учащихся в том, что соблюдение правил безопасного поведения необходимо для сохранения жизни и здоровья человека; рассмотреть основные алгоритмы действий при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ; научить учеников соблюдать элементарные правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Цели урока для учащихся: убедиться в том, соблюдение правил безопасного поведения необходимо для сохранения жизни и здоровья человека; рассмотреть основные алгоритмы действий при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ; научиться соблюдать элементарные правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.

 

[1, 3, 4, 7, 19, 39-45, 53-59]

 

Занятия 6 - 7

Тема: Знания и методика их формирования в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Цель: Осознать, что знания являются базовым компонентом содержания образования в области основ безопасности жизнедеятельности; рассмотреть классификацию, приемы и этапы формирования знаний в области основ безопасности жизнедеятельности; овладеть методикой формирования у учащихся знаний в области безопасности жизнедеятельности.

Задания:

1. Определите основные приемы формирования представлений в курсе основ безопасности жизнедеятельности.

2. Подберите в произведениях художественной литературы, в материалах периодической печати описания чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера для формирования у учащихся представлений о них.

3. На основе анализа стандарта, программ, учебников по основам безопасности жизнедеятельности выделите в содержании курса ключевые понятия, причинно-следственные связи, закономерности, которые служат основой для изучения дисциплины.

4. Изучите этапы формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

5. Разработайте методику поэтапного формирования понятий из различных содержательных линий курса «Основы безопасности жизнедеятельности»


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.