В ходе мышления – познание окружающей действительности. С его помощью происходит расчленение/ объединение явлений. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

В ходе мышления – познание окружающей действительности. С его помощью происходит расчленение/ объединение явлений.

2018-01-04 347
В ходе мышления – познание окружающей действительности. С его помощью происходит расчленение/ объединение явлений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опосредовательность мышления – возможность осознать то, что восприятием не дано (различие от животных). Разница и в формах мышления: нет.

Наглядно-действенное мышление (путь проб и ошибок) – присуще детям (конструктор, мозаика, пирамида и т.п.).

У взрослого человека мышление ещё и отвлечённое: зафиксировать информацию – определение объекта в слове. Помогает в этом память.

Речь – связь предмета с определёнными понятиями, которые не воспринимаются.

Схема процесса познания:

ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ

(свойства объекта) (картина, образ) (все данные) (переработка информации)

III. Система мыслительных операций.

Мышление включает ряд операций, используемых нами:

1. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные его части;

2. Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому;

3. Сравнение – это мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

4. Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных;

Обобщение – это мыслительная операция, объединяющая предметы и явления по их общим существенным признакам (яблоко, груша, вишня - фрукты).

Неумение обобщать – большой недостаток ума.

1. Понятие – форма мышления, отражающая существующие свойства, связи и отношения предметов/ явлений, выраженная словом/ группой слов. Могут быть конкретными (даны восприятием) и абстрактными (за пределами восприятия). Могут быть общими, которые обозначают класс предмета/ явления, и единичными - уникальные предметы/ явления. Могут быть нулевыми – понятия, которые не существуют (Баба-Яга), научными – отражают существенные признаки, житейские.

2. Суждения – форма мышления, отражающая связи между предметами/ явлениями, утверждение/ отрицание чего-то («люди смертны»). Могут быть истинными/ ложными (по соответствию действительности), общими (утверждения по отношению к группе) и частными (относятся к части группы), единичными (по отношению к конкретному предмету/ явлению). Могут образоваться путём умозаключения.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Это силлогизмы. Мышление строится на основе 2-х суждений. Исходные суждения называются посылками. Могут быть индуктивными (строятся от частного к общему – перекличка), дедуктивными (от общего к частному). Могут строится по аналогии.

V. Виды мышления.

Виды мышления по этапам развития в фило/онтогенезе.

1) наглядно-действенное (и животное, и человек): задачи решаются при помощи простого физического преобразования действительности (до 3-х лет).

2) наглядно-образное: представление ситуации и мысленное её преобразование (сначала думать – а потом действовать). (4-7 лет). Связь с воображением

3) словесно – логическое, или отвлечённое мышление, связанное с понятиями и логическими конструкциями с помощью словесных средств (в школе).

Речь тесно связана с мышлением.

Виды мышления по типу решаемых задач.

1) теоретическое – связано с познанием законов/ правил. Проявляется, когда человек решает задачу в уме. Могут быть понятийными (в науке) и образными (операции с образами, извлекаемыми из долгосрочной памяти).

2) практическое – подготовка физического преобразования действительности в условиях нехватки времени.

Виды мышления по степени новизны продукта:

1) репродуктивное – воспроизведение имеющихся знаний

2) продуктивное – получение нового.

Виды мышления по уровням протекания мышления:

1) аналитическое – развёрнуто во времени, анализ

2) интуитивное – без участия сознания, ограничено во времени.

Виды мышления по генезису:

1. Наглядно-действительное – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними (поменять лампочку), формируется оно от года до трёх лет, в дальнейшем развивается, опираясь на более высшие формы мышления;(Складывание пирамидки. для выявления состояния наглядно-действенного мышления. «Доски Сегена»

Эта методика может быть применена для исследования наглядно-действенного мышления.

Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками. Почтовый ящик».)

2. Наглядно-образное – это вид мышления, характеризующийся опорой на образы представлений. Человек манипулирует образами представления (по памяти). Образное мышление появляется к пяти-семи годам. Образы возникают внутри, они прозрачные и постоянно меняются, так же в них отсутствуют детали. Образами легко манипулировать. В обыденной жизни большинство людей остаются на уровне наглядно-образного мышления. Это мышление является более богатым, ярким, чем словесно-логическое мышление. Наглядно-образным мышлением пользуется искусство и литература;(Методика применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому может быть использована для обследования и безречевых детей.)

3. Словесно-логическое мышление – это вид мышления, осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.

Вербально-логическое мышление.

Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали.

Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.

Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:

1. Этот рассказ о добре или о зле?

2. А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?

3. Почему лев отпустил мышку?

4. Почему лев засмеялся?

5. Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

 

Складывание разрезных картинок(наглядно-образн)

Методика применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому может быть использована для обследования и безречевых детей.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.