Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психодиагостика развития личности и межличностных отношений у ребенка шк. возроста .

2018-01-04 431
Психодиагостика развития личности и межличностных отношений у ребенка шк. возроста . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования – то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений – это одна из задач образования.

 

Психологи обладают определенной совокупностью достаточно валидных и надежных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие сделаны и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста.

Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом и юношеском возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому психодиагностические методики, предназначенные для изучения именно этих сторон личности представлены в наибольшем количестве. В целом же существующие методики позволяют получить разностороннюю картину личности молодого человека и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.

Методов, с помощью которых в психологии изучаются человеческие взаимоотношения, довольно много. Среди них можно отобрать несколько достаточно валидных и надежных – таких, которые дают разностороннюю и ценную информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе. Часть таких методик характеризует персональное отношение данного человека к другим людям, иные – положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых отношений, третьи – психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен.

Методов изучения личности и межличностных отношений взрослого человека много, и среди них можно выбрать такие, которые затрагивают черты личности человека, наиболее важные для успешного выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

Интервью «Волшебный мир»

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значи­мые для него моменты. В этом заключается психотерапев­тический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д. Эти объяснения яв­ляются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендует­ся, поскольку это может внести напряженность в обще­ние, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоци­ональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической рабо­ты или к психокоррекции.

45. Диагностика уровня развития учебной деятельности.

сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

Для диагностики предпосылок учебной деятельности используется комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований - методика "Бусы", умения ориентироваться на образец - методика "Домик", умения действовать по правилу - методика "Узор", уровня развития произвольности - методика "Графический диктант".

Дополнительно приводится методики: "Рисование по точкам" для определения сформированности умения ориентироваться на систему требований, методика "Таинственное письмо" для исследования уровня познавательной активности младших школьников, а также методика "Сокращение алфавита".

Методика "Бусы".

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Методика "Домик".

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

46.Цели и задачи психолого- педагогич. обследования подростков с особенностями развития. Специфика подросткового возраста у детей с отклонениями в развитии определяет задачи их психолого-педагогического изуче­ния, несколько отличающиеся от задач изучения детей более млад­шего задачами возраста. Основными являются следующие.

Во-первых, квалификация особенностей психики, выявле­ние сохранных и нарушенных функций, иерархии нарушений для определения характера отклонений в развитии. Для диагностики детей подросткового возраста это не самая главная задача, по­скольку обычно такого рода диагностическая работа проводится раньше, и к 11 —12 годам ребенок обычно уже находится в соот­ветствующем учреждении (специальной коррекционной школе, интернате и пр.). В то же время потребность в диагностике может возникнуть и в более старшем возрасте. Известны случаи неточ­ной (а иногда и неправильной) диагностики, в результате чего ребенок оказывался в не соответствующем профилю нарушений учреждении (например, в школу или класс для детей с тяжелой умственной отсталостью направляли ребенка с легкой умствен­ной отсталостью или даже слабослышащего). О необходимости уточнения диагноза можно судить, например, по несоответствию учебных успехов ребенка среднему уровню достижений данной категории детей с нарушениями развития (причем успехи могут быть не только очень низкими, но и очень высокими). Другим показателем может быть, например, выраженная социальная дез­адаптация, невозможность приспособиться к школьному коллек­тиву. Уточнение состояния ребенка предоставит ему, хоть и с за­позданием, возможность обучаться в учебном учреждении соот­ветствующего профиля.

Во-вторых, исследование и квалификация состояния пси­хики подростка для выявления причин частных трудностей в обу­чении (неуспеваемости по отдельным предметам), нарушений по­ведения и социальной адаптации в целом. Что касается трудно­стей в обучении, то они вполне возможны и в том случае, когда ребенок учится в соответствующей школе, но имеет ряд индиви­дуальных особенностей психики, препятствующих усвоению от­дельных предметов (нерезко выраженные нарушения простран­ственной ориентировки, моторики; недостаточная мотивация и пр.). Выявление конкретных причин трудностей в обучении помо­жет найти индивидуальный подход к ребенку, «подстроиться» к его возможностям, а в том случае, если нарушения устранимы, — провести коррекционную работу.

Очень важно своевременно выявить причины нарушений по­ведения. Как известно, они могут быть биологического и социаль­ного характера; нередко неблагоприятные социальные факторы усиливают действие биологических (например, психопатоподоб-ных нарушений при умственной отсталости). Зачастую нарушения поведения подростков с отклонениями в развитии связаны с чув­ством собственной неполноценности, ущербности. Таким обра­зом, необходимо исследовать не только самого ребенка (особен­ности эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений), но и микросоциальную среду — семью, класс. Боль­шое значение может иметь диагностика взаимоотношений с пе­дагогами. Правильно проведенный анализ причин нарушений со­циальной адаптации поможет в разработке программы коррекци-онных мероприятий.

В-третьих, диагностика структуры психической деятельно­сти с целью профориентации. Подростковый возраст — период самоопределения. И очень важно помочь подростку с отклонени­ями в развитии правильно оценить свои возможности и выбрать профессиональный путь. Здесь диагностическая работа имеет свою специфику. Прежде всего важно выявить характер профессиональ­ных интересов подростка (т. е. какая сфера трудовой деятельности его привлекает) и степень их сформированное™ (у детей с от­клонениями в развитии профессиональные интересы часто слабо выражены и неадекватны их способностям). Кроме того, выводы по результатам исследования должны строиться с учетом прогно­за развития тех или иных функций и способностей, который в свою очередь зависит не только от структуры нарушений познава­тельной деятельности, но и от сохранных звеньев психики, сис­темы установок и ценностей. Желательно также, чтобы на основа­нии диагностики профессионально значимых качеств в случае необходимости могла проводиться коррекционная работа.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.