Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности проведения псих-пед диагностики ребенка со сложными нарушениями .

2018-01-04 544
Особенности проведения псих-пед диагностики ребенка со сложными нарушениями . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Так, могут сочетаться выраженные нарушения зрения и ДЦП, слуха и ДЦП, зрения и слуха, зрения и речи и т.д.

Для своевременной диагностики сложного и множественного нарушения развития требуется комплексное клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка.

Единая комплексная программа обследования детей с выра­женным нарушением в психическом развитии должна включать: обязательное первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка; регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений; регулярные повторные психо­лого-педагогические обследования детей.

Для своевременной диагностики сложных нарушений разви­тия у ребенка очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких систем организма чело­века. Сложное и множественное нарушение разви­тия у ребенка может быть вызвано одной или двумя причинами, разными по происхождению.

Знание причин и особенностей проявлений заболеваний, ко­торые могут привести к сложному нарушению развития у ребен­ка, может существенно помочь в их диагностике, в выделении детей группы риска и организации систематического наблюдения за их развитием.

Психолог суммирует полученные данные клинического и па­раклинического изучения ребенка и дополняет ими историю его развития, полученную из беседы с членами его семьи.

Психолого-педагогическое обследование ребенка со сложны­ми нарушениями развития должно быть комплексным и включать исследо­вание особенностей сенсорной, двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка, его ведущих средств общения, уровня развития предметной деятельности и навыков самообслуживания.

Диагностика умственной отсталости у ребенка со сложными и множественными нарушениями очень сложна, потому что ее до­вольно трудно отличить от выраженной педагогической запущен­ности,

Обследование такого сложного ребенка не должно быть огра­ничено пределами времени. Психолог обязан приложить все уси­лия, чтобы расположить к себе родителей ребенка, вызвать их доверие, дать им и ребенку время, чтобы освоиться в новой для них ситуации.

Предъявляемые задания должны быть короткими, понятными и привлекательными для ребенка. Помимо выполнения ребенком заданий экспериментатора большое значение придается наблюде­нию за характером его поведения и за особенностями его спон­танной (самостоятельной) деятельности.

В диагностике психического развития детей со сложными на­рушениями вполне применимы многие традиционные методы психолого-педагогической диагностики. Это прежде всего пред­метные дидактические игрушки (разновеликие стаканчики и ку­бики, матрешка, ящик форм, различные задания на классифика­цию формы и величины предметов). Одним из самых употребляе­мых в диагностике познавательных возможностей детей со слож­ными нарушениями заданий является классификация объемных геометрических форм.

Другую трудность при предъявлении диагностических заданий детям со сложными и множественными нарушениями развития представляет их недостаточная мотивированность к предметной деятельности. Поэтому поиск интересных и ярких для ребенка предметов и видов деятельности составляет особую задачу для диагностики особенностей психического развития у ребенка со сложным нарушением. Так, дети с выраженными нарушениями зрения и слуха, но имеющие приличное остаточное зрение, осо­бенно охотно выполняют задания, результатом которых является различная световая и цветовая стимуляция. В диагностике таких детей можно использовать различные светящиеся предметы, ко­торые нужно зажечь или достать. Обычная настольная лампа или фонарик могут стать тем предметом, вокруг которого удастся организовать совместную или самостоятельную деятельность ре­бенка и сделать некоторые выводы о его интеллектуальных воз­можностях.

Для детей с сохранным слухом можно использовать любые зву­ковые игрушки и музыкальные инструменты. Слепоглухие дети часто положительно воспринимают разные запахи, вибрацию от движения предметов, поток воздуха от вен­тилятора и других подобных устройств.

Почти все дети очень радуются любым двигательным упражне­ниям, кувыркам, бегу, прыжкам и т.д.

Задача психолога — выявить возможности ребенка и подобрать задания, которые позволят определить его сенсорные, двигатель­ные и познавательные особенности в интересной для него дея­тельности, а также попытаться включиться в эту деятельность, чтобы вступить в контакт с ребенком и наладить с ним общение.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.