Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик - способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

2018-01-04 343
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик - способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики - методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами, т. к. этот результат не является уже компонентом личностного мышления психолога. Методика всегда отрефлексирована, т. е. содер­жит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологическою задачей, где есть способ получения психологической ин­формации, возможные ее варианты и значение этих ва­риантов (или интерпретация с точки зрения автора ме­тодики). Многие методики в психологии носят имена их авторов, например тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т. п. Это еще раз подчеркивает ту их особенность, что в содержании ме­тодики отражена авторская психологическая теория, авторское мировоззрение, позволяющее ему выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и решать их. Взаимосвязь различных теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложностей многообразования свойств самого изучаемого предмета, как говорил П. Т. де Шарден, феномена человека. Отсюда право каждой теории на существование, отсюда право каждой методики на известную степень досто­верности. Отсюда и трудности в работе практического психодиагноста. Какие?

Практическая психодиагностика выступает как при­менение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах сложных устройств, какими являются результаты работы теоретической психодиагностики - методы и методики.

Как и всякая работа со сверхсложными приборами работа психодиагноста требует в первую очередь зна­ние правил эксплуатации этих приборов - методика методов. Это те профессиональные навыки применения методик, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, который не может быть включен в отрефлексированное научное знание, т. е. в него входят такие важнейшие

личностные особенности человека как интуиция, индивидуальный опыт. Индивидуализированный стиль мышления и др. особенности индивидуального профессионального стиля. Это тот уровень овладения методом когда психодиагност по впечатлению об исследуемом может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим огромный опыт, профессиональная наблюдательность, точность восприятие человека и ситуации взаимодействия с ним.

Основная научная категория, с которой работает психодиагност - практик - это категория возрастной нормы развития личности и возрастное нормы психического развития. Кроме научного, теоретического, отрефлексированного содержания этих категорий психодиагност обязан, - это его профессиональная обязанность - знать этические нормы применения результатов своей работы. Можно сказать, что во взаимодействии с клиентом сам психодиагност кроме психологических задач клиента решает свои профессиональные, этические нравственные задачи. Примером этих профессиональных, этических и нравственных задач могут быть следующие ситуации: результаты диагностического обследования показали, что у ребенка, которого все считают способным, коэффициент вербального интеллекта ниже среднего. Сообщать ли и как этот результат заказчику. При обследовании супружеской пары у одного из супругов выявлены признаки психического заболеваний. Сообщать ли и как эти данные клиентам? Это только два примера этических и нравственных задач, которые в самых разных вариантах возникают в работе диагноста практика.

Чтобы решение этих задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальном ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации обследования.

Практик-диагност должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставить эти индивидуальные результаты с нормативами.

Итак, психодиагност - практик в отличии от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой. работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если го ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит и в том, что это каждый раз новые отношения с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственны» задачи взаимодействия.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.