Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Исследование организации особенностей детей с ДЦП.

2018-01-04 613
Исследование организации особенностей детей с ДЦП. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций.

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики). Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске; у большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления — костыли, трости и т.д.; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств. Выраженность дизарт-рических нарушений может быть разной — от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тяжелых случаях может наблюдаться анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения артикуляционного аппарата). Нарушения звукопроиз-ношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи. Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функций. У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны некоторые особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера.

Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в трудах М. В. Ипполитовой, Э.С.Калижнюк, Н.В.Симоновой, И.И.Мамайчук, И.Ю.Левченко и др. Большой вклад в изучение таких детей и разработку методов их реабилита­ции внесли также клиницисты К.А.Семенова, Е.М.Мастюкова.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированное™ двигательных навыков дети разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У не­которых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передви­гаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки са­мообслуживания у них сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю

ю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигатель­ные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения вы­полняют неправильно.

У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.

Практически у всех детей имеют место астенические проявле­ния: пониженная работоспособность, истощаемость всех психиче­ских процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

 

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного ап­парата характерны некоторые особенности в формировании лич­ности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Это связано с двумя причина­ми: во-первых, с ранним осознанием физического дефекта и пе­реживаниями своей неполноценности, а во-вторых — с непра­вильным воспитанием, часто встречающимся в семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспи­тания является гиперопека, ограничивающая активность и само­стоятельность ребенка.

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным па­раличом представляет существенные трудности в связи с много­образием проявлений у них нарушений двигательного, психиче­ского и речевого развития. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

Психолого-педагогическая диагностика психофизических осо­бенностей детей с ДЦП решает несколько задач. Наибольшие труд­ности представляет дифференциальная диагностика задержки пси­хического развития и легкой умственной отсталости у дошколь­ников с церебральным параличом. Так же трудно дифференциро­вать умственно отсталых детей по степени тяжести интеллекту­ального недоразвития.

Дифференциальная диагностика умственного развития при ДЦП очень сложна, так как необходимо учитывать все факторы, опре­деляющие психическое развитие этих детей, в том числе сенсор­ную и социальную депривацию, трудности организации речевого общения, моторные затруднения.

Еще одна важная задача диагностики при ДЦП — комплекс­ное изучение особенностей детей с целью разработки индивиду­альных программ коррекционной работы с ними. В организации такого исследования важная роль принадлежит знакомству педа­гога, психолога, логопеда с медицинской документацией. Знание клинической картины, динамики изменения состояния ребенка под влиянием лечения, формы ДЦП, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследо­вания, подобрать наиболее подходящие методики и материалы для предъявления ребенку, учесть клинические характеристики при качественном анализе результатов психолого-педагогическо­го обследования.

Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследова­ния, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных меро­приятий, выявить не только положительные динамические изме­нения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психи­ческих процессов. Это дает возможность своевременно внести из­менения в программу коррекционной работы с ребенком.

Основным методом изучения является педагоги­ческое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в при­сутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием бо­ятся незнакомых людей и новой обстановки. Рекомендации к об­следованию детей первых лет жизни представлены в работах Е.А.Стребелевой, Е. М.Мастюковой, О.В.Баженовой.

В схему обследования детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, страдающих церебральным параличом, необходи­мо включать задания на изучение всех видов восприятия, конст­руирования, пространственных и временных представлений, гра­фических навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обсле­дование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нару­шений при выработке программы коррекционной работы.

Составление заключения и психолого-педагогической харак­теристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллекту­ального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самооб­служивания, наличие сопутствующих нарушений.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.