Столичное самоуправление и управление — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Столичное самоуправление и управление

2018-01-03 240
Столичное самоуправление и управление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Столичная большая община является специфической территориальной единицей, в рамках которой сочетается самоуправление ее населения с проведением государственной политики развития столицы. Структура Столичной общины определяется отдельным законом. Столичный общинный совет состоит из 61 советника.

В Софии областной управляющий не назначается, а его функции выполняет, как правило, кмет Столичной общины.

Столичная община делится на 24 района, а районы — на кметства районов. В районах имеются районные советы, избираемые населением. Они принимают программы и планы реализации общинной политики на территории района, принимают решения относительно использования предоставленного району общинным советом общинного имущества, осуществляют контроль за расходованием бюджета общины в той части, которая предназначена району, и выполняют некоторые другие функции. Исполнительную власть в районе осуществляет районный кмет.

Литература

Андреева Г.Н. Административное право Болгарии //Административное право зарубежных стран. М.: СПАРК, 1996 (гл. 8).

Законодательные акты о гражданстве. В 4-х томах. Том 1. Страны Европы. М.: Терра, 1993.

Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие. М.: ИнфраМ — Норма, 1996.

Конституция Республики Болгария//Правоведение, 1991, № 6; Право и жизнь, 1992, № 1 и 2.

Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989 — 1992). М.: Юрид. колледж МГУ, 1996.

Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе//Полис, 1996, N 4.

Сборник избирательных законов стран Центральной и Восточной Европы. Киев; IFES, 1995.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какое значение имеет Конституция Болгарии для современного болгарского общества?

2. Перечислите характерные черты действующей болгарской Конституции.

3. Обратите внимание на порядок изменения болгарской Конституции. В какой из стран, конституционное право которых Вам знакомо, есть похожий порядок? В чем здесь сходство и в чем различие?

4. Перечислите специфические, характерные только для Болгарии черты конституционного статуса человека и гражданина. С чем, по Вашему мнению, связано наличие довольно значительного перечня обязанностей гражданина в болгарской Конституции?

5. Как строятся взаимоотношения трех ветвей власти в Болгарии? В чем особенности болгарского варианта разделения властей?

6. Сравните иммунитет народного представителя с парламентским иммунитетом во Франции и в России.

7. Что означает конституционное положение о том, что Народное собрание — постоянно действующий орган?

8. Какой русский термин эквивалентен термину «квестор»?

9. Каковы дискреционные полномочия Президента республики?

10. Сравните процедуру досрочного смещения Президента в США и Болгарии.

11. Какие выводы можно сделать из сравнения составов правительств, сформированных в 1992 и 1995 гг.?

12. В чем различие голосования в Народном собрании вопроса о доверии правительству по ст. 89 и 112 Конституции?

13. Можно ли сказать, что в Болгарии существуют две ветви судебной власти — суды общей юрисдикции и суды административной юрисдикции?

14. Какие органы в других изученных Вами странах напоминает Высший судебный совет?

15. На основе анализа текста Конституции подтвердите содержание ст. 2 об унитарном устройстве страны.

 

Приложение

Конституция республики Польша*

от 2 апреля 1997 г.**

* См. примечание 1 в гл. VII (здесь и далее примечания переводчика).

** Дата принятия Национальным Собранием. На референдуме Конституция одобрена 25 мая 1997 г..

 

В заботе о существовании и будущем нашей Отчизны,

вновь обретя в 1989 году возможность суверенно и демократически решать о Ее судьбе,

мы, Польская Нация, — все граждане Республики,

как верующие в Бога — источник правды, справедливости, добра и красоты,

так и не разделяющие этой веры, а выводящие эти универсальные ценности из иных источников,

равные в правах и обязанностях по отношению к общему благу — Польше,

благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, стоившую огромных жертв, за культуру, коренящуюся в христианском наследии Нации и общечеловеческих ценностях,

продолжая наилучшие традиции Первой и Второй Республики,

обязавшиеся передать будущим поколениям все то ценное, что добыто более чем за тысячу лет,

соединенные узами общности с нашими соотечественниками, рассеянными по свету,

сознавая потребность в сотрудничестве со всеми странами на благо Человеческой Семьи,

памятуя о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны,

стремясь навсегда гарантировать гражданские права, а деятельности публичных учреждений обеспечить добросовестность и четкость,

ощущая ответственность перед Богом или перед собственной совестью,

вводим

Конституцию Республики Польша

как основные законы для государства, опирающиеся на уважение свободы и справедливости, взаимодействие властей, общественный диалог, а также на принцип дополнительности (ро-mocniczosci), укрепляющий правомочия граждан и их сообществ.

Всех, кто будет применять эту Конституцию на благо Третьей Республики, призываем делать это, заботясь о сохранении прирожденного достоинства человека, его права на свободу и обязанности быть солидарным с другими, а уважение этих принципов считать нерушимой основой Республики Польша.

Раздел I. РЕСПУБЛИКА

Статья 1

Республика Польша есть общее благо всех граждан.

Статья 2

Республика Польша есть демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости.

Статья 3

Республика Польша есть единое государство.

Статья 4

1. Верховная власть в Республике Польша принадлежит Нации.

2. Нация осуществляет власть через своих представителей или непосредственно.

Статья 5

Республика Польша стоит на страже независимости (nie-podlegloci) и нерушимости своей территории, обеспечивает свободы и права человека и гражданина, а также безопасность граждан, стоит на страже национального наследия, а также обеспечивает охрану окружающей среды, руководствуясь принципом равномерного развития.

Статья 6

1. Республика Польша создает условия для распространения благ культуры, являющейся источником самобытности польской нации, ее существования (trwania) и развития, и для равного доступа к ним.

2. Республика Польша оказывает помощь полякам, проживающим за границей, в сохранении их связей с национальным культурным наследием.

Статья 7

Органы публичной власти действуют на основе и в границах права.

Статья 8

1. Конституция есть верховное право Республики Польша.

2. Предписания Конституции применяются непосредственно, поскольку Конституция не постановляет иначе.

Статья 9

Республика Польша соблюдает обязывающее ее международное право.

Статья 10

1. Устройство Республики Польша основывается на разделении и равновесии законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти.

2. Законодательную власть осуществляют Сейм и Сенат, исполнительную власть — Президент Республики Польша и Совет Министров, а судебную власть — суды и трибуналы.

Статья 11

1. Республика Польша обеспечивает свободу создания и деятельности политических партий. Политические партии объединяют на принципах добровольности и равенства польских граждан с целью влиять демократическими методами на формирование политики государства.

2. Финансирование политических партий — открытое.

Статья 12

Республика Польша обеспечивает свободу создания и деятельности профессиональных союзов, социально-профессиональных организаций земледельцев, обществ, гражданских движений, иных добровольных объединений, а также фондов.

Статья 13

Запрещается существование политических партий и иных организаций, обращающихся в своих программах к тоталитарным методам и практике деятельности нацизма, фашизма и коммунизма, а также тех, программа или деятельность которых предполагает или допускает расовую и национальную ненависть, применение насилия с целью захвата власти или влияния на политику государства либо предусматривает сокрытие в тайне структур или членства.

Статья 14

Республика Польша обеспечивает свободу печати и иных средств массовой информации (spotecznego przekazu).

 

Статья 15

1. Территориальное устройство Республики Польша обеспечивает децентрализацию публичной власти.

2. Основное территориальное деление государства, учитывающее социальные, экономические или культурные связи и обеспечивающее территориальным единицам способность выполнять публичные задачи, определяется законом.

Статья 16

1. Совокупность жителей единиц основного территориального деления образует в силу права самоуправляющееся сообщество (wsplnotę samorządową).

2. Территориальное самоуправление участвует в осуществлении публичной власти. Принадлежащую ему в рамках законов существенную часть публичных задач самоуправление выполняет от собственного имени и под собственную ответственность.

Статья 17

1. Посредством закона можно создавать профессиональное самоуправление, которое представляет лиц, занятых в профессиях, требующих публичного доверия, и проявляет заботу о надлежащем осуществлении этих профессий в границах публичного интереса и для его охраны.

2. Посредством закона можно создавать также иные виды самоуправления. Это самоуправление не может нарушать свободу осуществления профессий и ограничивать свободу хозяйственного предпринимательства (podejmowania działalnoci gospodarczej).

Статья 18

Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство и родительство находятся под охраной и покровительством (opieka) Республики Польша.

Статья 19

Республика Польша окружает особой заботой (opieka) ветеранов войн за независимость, особенно военных инвалидов.

Статья 20

Социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, образует основу экономического устройства Республики Польша.

 

Статья 21

1. Республика Польша охраняет собственность и право наследования.

2. Лишение имущества (wywłaszczenie) допустимо только тогда, когда осуществляется в публичных целях и за справедливое (shiszne) возмещение.

Статья 22

Ограничение свободы хозяйственной деятельности допускается только посредством закона и только с учетом важного публичного интереса.

Статья 23

Основой аграрного (rolnego) устройства государства является семейное хозяйство. Этот принцип не нарушает положений ст. 21 и ст. 22.

Статья 24

Труд находится под охраной Республики Польша. Государство осуществляет надзор за условиями осуществления труда..

Статья 25

1. Церкви и иные вероисповедные союзы равноправны.

2. Публичные власти в Республике Польша сохраняют беспристрастность в вопросах религиозных, мировоззренческих и философских убеждений, обеспечивая свободу их выражения в публичной жизни.

3. Отношения между государством и церквами, иными вероисповедными союзами строятся на принципах уважения их автономии, а также взаимной независимости (niezaleznoci) каждого в своей области, равно как и взаимодействия на благо человека и на общее благо.

4. Отношения между Республикой Польша и Католическим костелом определяются международным договором, заключенным с Апостольским Престолом*, и законами.

* Имеется в виду Ватикан.

 

5. Отношения между Республикой Польшей и иными церквами, а также вероисповедными союзами определяются законами, принятыми на основе договоров, заключенных Советом Министров с их компетентными представителями.

 

Статья 26

1. Вооруженные Силы Республики Польша служат охране независимости (niepodległoci) государства и неделимости его территории, а также обеспечению безопасности и нерушимости его границ.

2. Вооруженные Силы сохраняют нейтралитет в политических делах, а также подлежат гражданскому и демократическому контролю.

Статья 27

В Республике Польша официальным языком является польский язык. Настоящим предписанием не нарушаются права национальных меньшинств, вытекающие из ратифицированных международных договоров.

Статья 28

1. Гербом Республики Польша является изображение белого орла в короне на красном поле.

2. Цветами (barwami) Республики Польша являются белый и красный цвета (kolory).

3. Гимном Республики Польша является «Мазурка Домбровского».

4. Герб, цвета и гимн Республики Польша подлежат правовой охране.

5. Подробности, касающиеся герба, цветов и гимна, определяются законом.

Статья 29

Столицей Республики Польша является Варшава.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.