Выборы в Великое народное собрание — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Выборы в Великое народное собрание

2018-01-03 303
Выборы в Великое народное собрание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подробно порядок выборов в Великое народное собрание урегулирован Законом о выборах Великого народного собрания 1990 г. — первым демократическим избирательным законом, изданным после падения коммунистического режима. На его основе, как отмечалось, было избрано в том же году Великое народное собрание, выработавшее действующую Конституцию.

Закон предусмотрел, что выборы проводятся по смешанной системе: 200 народных представителей избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных районах, которые должны иметь равное число жителей, а другие 200 — по пропорциональной системе в 28 многомандатных территориальных районах (в то время Болгария делилась на 28 округов). Соответственно каждый избиратель имеет два голоса.

Выдвигать кандидатов могут как руководящие органы политических партий или избирательных партийных коалиций, так и не менее 500 избирателей соответствующего избирательного района. Партии регистрируют в одномандатных избирательных районах отдельных кандидатов, а в многомандатных — списки кандидатов, определяя их очередность в списке. Кандидат может регистрироваться только в одном одномандатном избирательном районе и в одном избирательном партийном списке. Отказ районной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата может обжаловаться только в ЦИК, и если она подтвердит отказ, выдвинувшие кандидата партия, коалиция или избиратели могут в 10-дневный срок, но не позднее 20 дней до дня голосования выдвинуть нового кандидата. Каждый кандидат может иметь до 10 представителей (т. е. доверенных лиц), которые помогают ему вести предвыборную кампанию. В этот период кандидаты и их представители не могут задерживаться и привлекаться к уголовной ответственности (кроме случаев задержания при совершении тяжкого преступления). С точки зрения Уголовного кодекса они рассматриваются как должностные лица.

Закон содержит ряд положений, направленных на обеспечение кандидатам и партиям равных условий при ведении предвыборной кампании, включая доступ к необходимой информации и к средствам массовой информации. Результаты опросов общественного мнения относительно выборов не могут публиковаться в последние восемь дней до дня голосования. Предусмотрена гласность финансирования избирательной кампании, запрещено получение кандидатами пожертвований от иностранных государств, юридических и физических лиц и установлены максимальные пределы пожертвований для отечественных юридических и физических лиц.

В одномандатных избирательных районах избранными считаются кандидаты, получившие более половины действительных голосов при условии участия в голосовании более половины зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного района. Если баллотировались более двух кандидатов и ни один не был избран, через неделю проводится перебаллотировка двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Если баллотировался один кандидат и оказался неизбранным, для повторного голосования допускается выдвижение новых кандидатов. При повторном голосовании для избрания достаточно относительного большинства голосов.

К распределению мест по партийным спискам допускаются только партии, получившие не менее 4% действительных голосов во всех избирательных районах. Методика распределения мандатов устанавливается ЦИК. В 1990 г. распределение производилось по методу д'Ондта.

Хотя срок действия данного закона не установлен, есть основания предполагать, что в случае необходимости нового избрания Великого народного собрания он подвергнется изменениям либо будет заменен, ибо ряд его положений отражает существовавшие на время его принятия реальности и представления, которые сегодня устарели.

Президентские выборы

Выборы Президента и Вице-президента назначаются Народным собранием.

На этих выборах выдвижение кандидатов производится попарно, и голосование фактически производится за «кандидатскую двойку», а не отдельно за кандидата в Президенты и кандидата в Вице-президенты. В законодательстве ничего не говорится о том, кто именно подбирает кандидатуру Вице-президента, однако можно предположить, что независимый кандидат будет подбирать ее сам или с помощью своей команды. Что касается партийных кандидатов, то их подбор осуществляют центральные органы партии, поскольку именно им принадлежит право выдвижения кандидатур Президента и Вице-президента. На практике, однако, все не так просто. В условиях дробности политических сил выдвижение президентской двойки, если и осуществляется одной партией, то с расчетом на поддержку других партий и движений. Поэтому любая кандидатура согласовывается со всеми союзниками. Например, на президентских выборах 1996 г. сначала путем консультаций и обсуждений была согласована кандидатура члена БСП от коалиции Демократические левые, а затем через несколько дней приступили к подбору такой кандидатуры Вице-президента, которая устраивала бы все партии — члены коалиции*.

* Об этом сообщалось в органе БСП газете «Дума» («Слово»), 1996, 3 юли, бр. 155.

 

На президентских выборах страна рассматривается как одномандатный избирательный район, в котором каждая кандидатская двойка избирается по одному списку. Согласно Закону об изменении Закона о выборах Президента и Вице-президента 1996 г., кандидатов могут выдвигать политические партии и партийные коалиции через лиц, которые их представляют, или не менее 15 тыс. избирателей через инициативный комитет. Для выдвижения независимых кандидатов инициативный комитет избирателей по выборам Президента и Вице-президента регистрируется в ЦИК.

На выборах Президента и Вице-президента избранной считается кандидатская двойка, получившая более половины действительных голосов, при условии, что в голосовании участвовало более половины избирателей. Если никто не набрал необходимого числа голосов, то в семидневный срок назначаются новые выборы, как это определено в Конституции, но фактически это второй тур, так как баллотируются две кандидатских двойки, получившие на первых выборах наибольшее число голосов. Результаты голосования во втором туре определяются по мажоритарной системе относительного большинства. Выборы производятся в срок от двух до трех месяцев до истечения срока полномочий действующего Президента. Споры о законности выборов разрешаются Конституционным судом в месячный срок после их проведения (ч. 3 — 6 ст. 93 Конституции).

Местные выборы

Выборы в органы местного самоуправления назначаются Президентом республики. На этих выборах каждая община является многомандатным избирательным районом по выборам общинных советников и одномандатным — по выборам кмета. Населенный пункт рассматривается как одномандатный избирательный район по выборам его кмета.

Кмет общины образует избирательные секции. Его решения объявляются публично и могут обжаловаться в суд, который выносит окончательное решение.

ЦИК по выборам народных представителей Народного собрания осуществляет функции ЦИК по местным выборам для всей страны. Кроме того, образуются общинные, районные (в городах с районным делением) и секционные избирательные комиссии. Все комиссии, кроме секционных, образуются на весь срок полномочий общинных советов. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховный административный суд, а общинных избирательных комиссий — в ЦИК. Кроме того, по ряду вопросов предусмотрена возможность непосредственного обжалования решений и действий избирательных комиссий в суд.

В состав избирательных комиссий не могут быть включены:

областные управляющие, их заместители, кметы общин, их заместители, секретари и кметы кметств;

кандидаты в кметы и в общинные и районные советники;

военнослужащие срочной и сверхсрочной службы министерства обороны и министерства внутренних дел.

Инициативный комитет избирателей по выборам в общинные советы и кметов регистрируется в общинной избирательной комиссии. Ему необходимо собрать не менее 500 подписей избирателей в пользу своих кандидатов в состав общинного совета и на должность кмета или подписи не менее 1/3 избирателей в пользу своего кандидата на должность кмета населенного пункта, если в нем менее 1,5 тыс. избирателей.

Мандаты на выборах общинных советов распределяются между кандидатскими списками пропорционально числу поданных за них голосов по методу д'Ондта. Заградительный пункт не применяется.

Избранным кметом считается кандидат, получивший более половины от общего числа действительных бюллетеней. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то проводится второй тур, право на участие в котором имеют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число голосов. Если в первом туре участвовал один кандидат, то могут быть зарегистрированы и другие кандидаты. В этом случае применяется мажоритарная система относительного большинства.

Референдумы

Национальные и местные референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 10 Конституции). Регулируются они Законом о народных опросах 1996 г.

В референдумах участвуют лица, обладающие активным избирательным правом. Каждому участвующему в национальном или местном референдуме вручается два бюллетеня, на каждом из которых отпечатан один и тот же вопрос, выносимый на референдум, и ответы: на одном «да», на другом — «нет». Участвующий в референдуме должен выбрать бюллетень с тем ответом, который его устраивает, и вложить его в конверт, который затем опускается в ящик для голосования. Недействительными считаются голоса, поданные бюллетенями неофициального образца, бюллетенями без конверта, а также если в конверте оказалось два или более разных бюллетеней либо конверт оказался пуст. Если в конверте два одинаковых бюллетеня, они считаются за один с соответствующим ответом (остальные уничтожаются). Зачеркивания и механические повреждения не делают бюллетень недействительным.

Вопросы, которые решаются путем народного опроса, не подлежат последующему утверждению или одобрению, если иное не предусмотрено законом.

Путем национального референдума решаются вопросы, которые относятся к компетенции Народного собрания. Нельзя выносить на референдум вопросы: о дополнении и изменении Конституции; входящие в компетенцию Великого народного собрания; о государственном бюджете и налогообложении; о компетенции судебных органов; о компетенции Конституционного суда и другие, для решения которых закон предусматривает специальный порядок.

Решение о проведении национального референдума принимает Народное собрание (п. 5 ст. 84 Конституции). Предложение о вынесении вопроса на референдум могут внести не менее 1/4 общего числа народных представителей, Совет министров, Президент республики. На основании данного решения Народного собрания Президент определяет дату проведения национального референдума (п. 1 ст. 98 Конституции) и утверждает образцы документов референдума. Организационно-техническая подготовка национального референдума осуществляется Советом министров, затраты на его проведение компенсируются за счет государственного бюджета. ЦИК по проведению выборов народных представителей осуществляет функции ЦИК по проведению референдума, а общинные избирательные комиссии по местным выборам выполняют функции органов по проведению референдума на территории общин. В Столичной общине и городах с районным делением их функции выполняют районные избирательные комиссии.

Референдум считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины лиц, обладающих правом голоса. Предложение Считается принятым, если более половины участвовавших в голосовании высказалось «за».

Законность референдума оспаривается в семидневный срок в Верховный административный суд, который выносит решение также в семидневный срок.

Если решение не было принято, то вновь тот же вопрос может быть поставлен на референдум не ранее, чем через три года.

Часть 1 ст. 136 Конституции и Закон о местном самоуправлении и местной администрации 1991 г. (с последующими изменениями) определяют, что одной из форм участия граждан в местном самоуправлении является референдум. Решение о проведении референдума принимает общинный совет.

Местные референдумы проводятся по вопросам, предусмотренным законом, и по вопросам местного значения, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления. Местные референдумы могут проводиться в отдельной общине, районе, кметстве и населенном пункте.

Путем референдума не могут решаться вопросы общинного бюджета и местного налогообложения и местные вопросы, для которых закон предусматривает специальный порядок. Инициатива проведения общинного референдума может исходить не менее, чем от 1/4 жителей, имеющих право участия в референдуме, не менее, чем от 1/4 общинных советников, кмета и областного управляющего.

Инициатива проведения районного референдума может исходить не менее, чем от 1/4 жителей, имеющих право участия в референдуме, не менее, чем от 1/4 районных советников, районного кмета и общинного кмета.

Общинный совет обсуждает предложение о проведении местного референдума и принимает решение, но он не вправе отказать в проведении местного референдума, если инициатива исходит более чем от половины жителей, имеющих право участия в референдуме.

Общинный совет указывает средства финансирования расходов по проведению референдума.

Референдум считается состоявшимся, если в нем участвовало более половины лиц, имеющих на то право. Решение считается принятым, если более половины участвовавших в голосовании высказалось положительно. Если предложение не принято, то оно может быть вновь поставлено на народное голосование не ранее, чем через два года.

Государственные органы

Народное собрание

Как отмечалось выше, Конституция провозгласила в ст. 8 принцип разделения властей. Однако если о Народном собрании прямо сказано, что оно осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль (ст. 62), а глава шестая, посвященная правовому статусу судебных органов, носит название «Судебная власть», то применительно к исполнительным органам таких указаний почти нет (исключение составляет ч. 1 ст. 139, в которой говорится, что органом исполнительной власти в общине является кмет). Это не случайно, так как Конституция наделяет рядом полномочий в сфере исполнительной деятельности Президента, Совет министров, министров, областных управляющих и кметов.

Компетенция Народного собрания нашла отражение во многих статьях Конституции, но определяющее значение принадлежит ст. 84 и 85.

Важнейшими полномочиями Народное собрание наделено в области законотворчества: оно принимает, изменяет, дополняет и отменяет законы, в том числе и законы об изменении и дополнении Конституции (ст. 153), за исключением тех статей, изменение которых относится к компетенции Великого народного собрания, о чем уже шла речь выше (см. п. 2 § 1).

В области финансов Народное собрание принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает налоги и определяет их размер, дает согласие на заключение договоров о государственных займах.

В сфере отношений с Правительством Народное собрание избирает и освобождает от должности Министра-председателя и по его предложению Совет министров, по его же предложению производит изменения в составе Совета министров, а также создает, преобразует и упраздняет министерства.

Народное собрание назначает выборы Президента республики, избирает и освобождает от должности руководителей Болгарского народного банка и других определенных законом учреждений.

Народное собрание наделено также внешнеполитическими полномочиями: оно решает вопросы объявления войны и заключения мира, объявляет военное или иное чрезвычайное положение на всей территории страны или на части ее по предложению Президента или Совета министров, разрешает использование болгарских Вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение их через нее. Кроме того, Народное собрание законом ратифицирует и денонсирует международные договоры, которые:

имеют политический или военный характер;

относятся к участию республики в международных организациях;

предусматривают корректировку границ республики;

содержат финансовые обязательства государства;

предусматривают участие государства в судебном или арбитражном разрешении международных споров;

относятся к основным правам человека;

относятся к действию законов или требуют для своего исполнения мер законодательного характера;

предусматривают ратификацию.

Заключению международных договоров, требующих изменения Конституции, должно предшествовать внесение этих изменений.

Народное собрание объявляет амнистию, учреждает ордена и медали и определяет официальные праздники.

В качестве своих актов Народное собрание, согласно ст. 86 Конституции, принимает законы, решения, декларации и обращения. Законы и решения обязательны для всех государственных органов, организаций и граждан.

Формирование. Парламент Болгарии — Народное собрание — состоит из 240 народных представителей (ст. 63 Конституции). Срок полномочий Народного собрания, предусмотренный ст. 64 Конституции, — четыре года, а в случае объявления войны, военного или другого чрезвычайного положения во время или после истечения мандата Народного собрания срок его полномочий продолжается до отпадения этих обстоятельств. Выборы нового Народного собрания проводятся не позднее двух месяцев по прекращении полномочий предыдущего. В установленных случаях, о которых речь пойдет ниже, Народное собрание может быть распущено досрочно.

Одна из особенностей болгарской Конституции состоит в том, что она регулирует статус народного представителя довольно подробно (ст. 67 — 72).

Конституция Болгарии рассматривает народного представителя как представителя всего народа, а не только его избирателей. Обязывание народных представителей императивным мандатом недействительно. Народные представители действуют на основе Конституции и законов в соответствии со своими совестью и убеждениями. Конституция установила также принцип несовместимости деятельности народного представителям нахождения на другой государственной службе или занятия другой деятельностью, которая по закону несовместима с положением народного представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции народные представители на первом заседании приносят присягу, в которой клянутся именем республики соблюдать Конституцию и законы и во всех своих действиях руководствоваться интересами народа.

В случае избрания народного представителя министром его полномочия в Народном собрании прерываются на время нахождения на министерской должности, а замещается он в определенном законом порядке.

Конституция (ст. 90) наделяет народных представителей правом обращаться с вопросами и запросами к Совету министров или к отдельным министрам, которые обязаны давать ответ. По предложению 1/5 народных представителей по запросу проводятся прения и принимается решение.

Иммунитет народного представителя заключается в том, что он не может быть задержан и подвергнут уголовному преследованию иначе, чем за совершение тяжкого преступления и с разрешения Народного собрания, а когда оно не заседает — с разрешения его председателя. Разрешения не требуется, если народный представитель был застигнут при совершении тяжкого преступления, но в этом случае следует незамедлительно известить Народное собрание, а если оно не заседает, то его председателя.

Размер вознаграждения народного представителя определяется Народным собранием.

Конституцией установлена возможность досрочного прекращения полномочий народного представителя в случаях:

подачи Народному собранию заявления об отставке;

вступления в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление, или когда исполнение наказания лишением свободы не отложено;

установления неизбираемости или несовместимости;

смерти.

В первых двух случаях решение принимается Народным собранием, в двух других — Конституционным судом.

Положение об организации и деятельности Народного собрания 1995 г. установило, что в зависимости от своей политической принадлежности или политической ориентации народные представители могут образовывать парламентские группы. Минимальная численность парламентской группы — 10 народных представителей. Группировки меньшей численности могут присоединяться к существующим парламентским группам и образовывать парламентский союз, который имеет права единой парламентской группы. Народный представитель может состоять только в одной парламентской группе. Не допускается создание парламентских групп для защиты частных, местных и профессиональных интересов.

Организация. Структура и порядок деятельности Народного собрания определяются Конституцией и положением (пра-вилник), которое принимается им самим (ст. 73) и представляет собой регламент. Таким регламентом ныне служит упомянутое Положение об организации и деятельности Народного собрания.

Народное собрание — однопалатный орган. На первом его заседании избираются председатель Народного собрания и его заместители (ч. 3 ст. 76 Конституции). В ч. 1 ст. 77 Конституции определены полномочия председателя Народного собрания, который:

представляет Народное собрание;

предлагает проект повестки дня заседания;

открывает и закрывает заседания, руководит ими и обеспечивает порядок при их проведении;

удостоверяет своей подписью содержание принятых Народным собранием актов;

обнародует решения, декларации и обращения, принятые Народным собранием;

организует его международные связи.

Согласно ч. 2 той же статьи, заместители председателя помогают ему и осуществляют порученную им деятельность.

Председатель и до пяти его заместителей избираются тайным голосованием по предложению любого народного представителя или парламентской группы по мажоритарной системе абсолютного большинства присутствующих народных представителей в два тура.

Кроме того, Народное собрание открытым голосованием избирает из своего состава 10 секретарей, которые проверяют и подписывают стенографические протоколы заседаний, следят за временем выступлений народных представителей, участвуют в организации голосования и т. д.

Положение об организации и деятельности Народного собрания предусматривает, что председатель назначает квесторов Народного собрания, которые выполняют его распоряжения по поддержанию порядка, помогают секретарям в организации голосования, следят за тем, чтобы в зале заседаний присутствовали только народные представители и должностные лица, уполномоченные председателем.

Из своего состава, согласно ч. 1 ст. 79 Конституции, Народное собрание избирает постоянные и временные комиссии Руководство (председатель и два его заместителя) и члены комиссии избираются открытым голосованием с учетом соотношения численности парламентских групп.

Постоянные комиссии оказывают помощь Народному собранию в его деятельности и осуществляют от его имени парламентский контроль (ч. 2 ст. 79 Конституции). В настоящее время Народное собрание создает следующие постоянные комиссии:

экономическую;

по бюджету и финансам;

по устройству и деятельности государственных органов;

по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и региональной политике;

по внешней политике;

по национальной безопасности;

по правам человека и вероисповеданиям;

по земледелию и лесам;

по образованию и науке;

по культуре;

по радио, телевидению и БТА*;

по охране окружающей среды и по водам;

по труду, социальным и демографическим проблемам;

по здравоохранению;

по делам молодежи, спорту и туризму;

по парламентской этике;

по энергетике и энергетическим ресурсам;

по контролю за доходами, расходами и имуществом политических партий;

против коррупции;

по развитию горных, предгорных (полупланинските) и пограничных районов.

* БТА Болгарское телеграфное агентство.

 

Положение об организации и деятельности Народного собрания из 20 постоянных комиссий особо определило задачи четырех: комиссии по устройству и деятельности государственных органов, комиссии по парламентской этике, комиссии против коррупции и комиссии по внешней политике.

Состав комиссий колеблется от 13 (комиссия по парламентской этике и комиссия по доходам, расходам и имуществу политических партий) до 31 (экономическая комиссия и комиссия по национальной безопасности) народного представителя. Народный представитель может быть избран не более чем в две постоянные комиссии.

Временные комиссии создаются для изучения проблем и проведения расследований (ч. 3 ст. 79 Конституции). Для их создания необходима инициатива председателя Народного собрания или 1/10 от числа народных представителей.

Согласно ст. 80 Конституции, вызванные комиссиями должностные лица и граждане обязаны являться на их заседания и представлять им требуемые сведения и документы.

Кроме того, Народное собрание избирает из своего состава на пропорциональной основе постоянные делегации в международных организациях.

Общая процедура Народного собрания регулируется Конституцией довольно подробно.

Согласно ст. 74, Народное собрание является постоянно действующим органом и само определяет периоды, в течение которых не заседает.

Новоизбранное Народное собрание созывается Президентом республики на первое заседание не позднее месяца после избрания. Если Президент не сделает этого, Народное собрание созывается 1/5 народных представителей. Открывает первое заседание старейший по возрасту народный представитель. После принесения народными представителями присяги Народное собрание избирает своих руководящих должностных лиц (ст. 75, 76 Конституции).

В соответствии со ст. 78 Конституции, заседания Народного собрания созываются его председателем либо по собственной инициативе, либо по требованию 1/5 народных представителей, Президента или Совета министров. Как правило, заседания открытые, однако Народное собрание может отдельные заседания проводить в закрытом порядке (ст. 82).

Члены Совета министров могут участвовать в заседаниях Народного собрания и его комиссий и по их требованию заслушиваются в первую очередь. Они могут быть вызваны на эти заседания и в таком случае обязаны явиться и ответить на вопросы (ст. 83).

Законодательный процесс определен в ст. 87 и 88 Конституции в основных чертах.

Право законодательной инициативы принадлежит каждому народному представителю и Совету министров. Как и в России, народная законодательная инициатива в Болгарии конституционно не предусмотрена. Законопроект о государственном бюджете разрабатывается и вносится только Советом министров.

Законы (так в Конституции; точнее, конечно, законопроекты) обсуждаются и принимаются двумя голосованиями, проводимыми на отдельных заседаниях. В порядке исключения Народное собрание может постановить, чтобы оба голосования были проведены на одном заседании. Прочие акты Народного собрания принимаются одним голосованием. Все его акты обнародуются в «Дыржавен вестник» не позднее 15 дней после принятия.

Решение об обнародовании принятого Народным собранием закона принадлежит, согласно п. 4 ст. 98 Конституции, Президенту. В соответствии со ст. 101 он может в указанный срок вернуть с мотивировкой закон в Народное собрание для нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано. Повторное принятие закона Народным собранием требует более 1/2 голосов всех народных представителей. Повторно принятый Народным собранием закон Президент обязан обнародовать в течение семи дней по получении.

Президент республики

Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства (ст.92 Конституции). Поскольку он «олицетворяет единство нации», ему наряду с правом непосредственного обращения к народу (п. 2 ст. 98) предоставлен ряд полномочий, позволяющих эффективно воздействовать на все три ветви власти.

По отношению к Народному собранию ст. 98 (п. 1, 2, 4, 14), 99 и 101 Конституции наделяют Президента следующими полномочиями:

назначать выборы в Народное собрание;

определять дату национального референдума, когда о его проведении состоялось решение Народного собрания;

созывать на первое заседание вновь избранное Народное собрание;

требовать созыва заседания Народного собрания от его председателя;

обнародовать законы, включая право отлагательного вето, о котором мы уже говорили;

направлять обращения к Народному собранию;

информировать Народное собрание по основным вопросам из круга своих полномочий;

распускать Народное собрание в случае, если не достигнуто согласие об образовании правительства, к чему мы еще вернемся.

В сфере исполнительной деятельности Президент также обладает целым рядом важнейших полномочий. Он участвует в формировании Совета министров, о чем подробнее будет сказано ниже, назначает и освобождает от должности определенных законом государственных служащих, по предложению Совета министров утверждает изменения границ и центров административно-территориальных единиц, дает наименования объектам национального значения и населенным пунктам (п. 5, 7, 13 ст. 98).

В сфере судебной власти Президент, в соответствии с ч. 2 ст. 129, назначает по представлению Высшего судебного совета председателей верховных судов и Главного прокурора. Согласно Закону о судебной власти 1994 г., в таком же порядке он назначает директора Национальной следственной службы. Пункт 11 ст. 98 Конституции наделяет Президента также правом помилования.

Упомянутой ст. 92 Конституции на Президента возложено представительство Республики Болгарии в международных отношениях. Согласно п. 3 и 6 ст. 98, он в определенных законом случаях заключает международные договоры, назначает и освобождает от должности руководителей дипломатических представительств и постоянных представителей республики при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей в стране.

Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами Президент по предложению Совета министров назначает и освобождает от должностей высший командный состав Вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания. По предложению Совета министров и в соответствии с законом он объявляет общую или частичную мобилизацию. В случае вооруженного нападения на страну или необходимости неотложного выполнения международных обязательств Президент объявляет состояние войны, военное или иное чрезвычайное положение, если Народное собрание не заседает. В таких случаях оно созывается незамедлительно, чтобы высказаться по принятому решению (ч. 1, 2, 4, 5 ст. 100 Конституции).

Согласно ч. 3 ст. 100, Президент возглавляет Консультативный совет по национальной безопасности, в состав которого входят: председатель Народного собрания, Министр-председатель, министр обороны, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр финансов, начальник генерального штаба армии и по одному представителю от каждой парламентской группы. Консультативный совет по национальной безопасности обсуждает вопросы внешней и внутренней политики; обеспечивает гражданский мир, общественный порядок, права и интересы болгарских граждан; предпринимает действия, направленные на пресечение или предотвращение возникновения угрозы для национальной безопасности. На очередные заседания Совет собирается один раз в три месяца, внеочередные заседания проводятся в случае необходимости по инициативе Президента или при объявлении общей или частичной мобилизации, военного положения и в некоторых других случаях, предусмотренных Конституцией. Заседания Совета — закрытые. Кворум составляет 2/3 состава Совета.

Конституция предоставила Президенту и некоторые полномочия в сфере личного статуса: награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, предоставления убежища. Эти полномочия, как мы знаем, типичны для главы государства. В Болгарии же глава государства традиционно пользуется еще одним своеобразным полномочием — прощать невзысканные долги государству (п. 8 — 12 ст. 98 Конституции).

Компетенция Президента реализуется в виде его актов — указов, обращений и посланий (ст. 102 Конституции). В Болгарии конституционно предусмотрен институт контрасигнатуры: значительная часть указов Президента скрепляется подписью Министра-председателя или соответствующего министра. Исключение составляют акты о назначении служебного правительства (см. ниже), о поручении сформировать Правительство, о роспуске Народного собрания, о возвращении закона в Народное собрание для повторного рассмотрения, об определении организации и порядка деятельности служб при Президенте и назначении их персонала, о назначении выборов и референдума, об обнародовании законов. Как видим, исключения подчас достаточно существенны.

Вице-президент, согласно ч. 2 ст. 92 Конституции, помогает Президенту в его деятельности. Конституция (ст. 104) разрешает Президенту передавать Вице-президенту некоторые свои полномочия, а именно: назначение и освобождение от должности определенных государственных служащих, решение вопросов гражданства и предоставления убежища, осуществление права помилования.

Как отмечалось, Президент и Вице-президент избираются путем прямых выборов на пять лет. Они могут быть переизбраны на ту же должность только на один мандат. Они не могут быть народными представителями, осуществлять другую государственную, а также общественную и хозяйственную деятельность, участвовать в руководстве политических партий (ст. 95). При вступлении в должность они приносят перед Народным собранием такую же присягу, что и народные представители (ст. 96).

Президент и Вице-президент не несут ответственности за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены и нарушения Конституции (ч. 1, 2 и 4 ст. 103). Они не могут быть задержаны и подвергнуты уголовному преследованию.

Их полномочия могут прекратиться досрочно в четырех случаях (ст. 97):

отставка перед Конституционным судом;

стойкая невозможность осуществлять полномочия вследствие тяжелой болезни;

совершение государственной измены и нарушение Конституции;

смерть.

В первых двух случаях полномочия прекращаются с констатацией Конституционным судом указанных обстоятельств.

Обвинение Президента и/или Вице-президента в государственной измене или нарушении Конституции может быть выдвинуто не менее чем 1/4 народных представителей и нуждается в поддержке более 2/3 их числа. Такое обвинение рассматривается Конституционным судом в месячный срок после внесения. Если обвинение подтверждается, полномочия обвиняемого или обвиняемых прекращаются (ч. 2 и 3 ст. 103). В случае отставки Президента Вице-президент вступает в должность Президента до конца мандата (ч. 3 ст. 97). Остается открытым вопрос: что будет, если Президент выбыл досрочно по иной причине? Если же Вице-президент не может вступить в должность Президента, полномочия последнего до избрания Президента и Вице-президента осуществляет председатель Народного собрания; выборы должны состояться в двухмесячный срок.

Первым демократически избранным Президентом был филосов и диссидент прежних времен Желю Желев. Он был избран в 1991 г. при поддержке СДС, однако к концу срока полномочий разошелся с этим политическим формированием. В 1996 г. Президентом ст


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.424 с.