Измена государству (ст. 356 УК) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Измена государству (ст. 356 УК)

2018-01-03 531
Измена государству (ст. 356 УК) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Непосредственным объектом измены государству является националь­ная безопасность. Ее понятие дано в Концепции национальной безопасно­сти Республики Беларусь, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, национальная безопасность-состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутрен­них и внешних угроз. Здесь же дано понятие национальных интересов как совокупности потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, неза­висимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое раз­витие Республики Беларусь.

Таким образом, непосредственным объектом измены государству явля­ются (в своей взаимосвязи) внешняя безопасность, суверенитет, территори­альная неприкосновенность и обороноспособность Республики Беларусь.

Объективная сторона измены государству выражается в совершении альтернативных и только активных действий, которые принято называть формами изменнических действий. В диспозиции ст. 356 УК содержится пять таких форм.

1. Выдача государственных секретов, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, выражается в передаче в любой форме (устно, письменно - в текстах, формулах, схемах, чертежах, в цифровой форме с использованием носителей (дискеты, диски, флэш-память), с использованием компьютерных сетей). Материальными носите­лями государственных секретов могут быть также готовые изделия или их составные части, вещества и образцы материалов, поэтому их передача так­же будет образовывать объективную сторону измены государству.

Измена государству в форме выдачи государственных секретов призна­ется оконченным преступлением с момента получения таких секретов ино­странным государством, иностранной организацией или их представителем.

Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) - сведения, отнесенные в установленном порядке к государствен­ным секретам, защищаемые государством в соответствии с законом Респуб­лики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-3 «О государственных секретах» и другими актами законодательства Республики Беларусь (ст. 1 закона).

Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственным секретам, указан в ст. 14 закона «О государственных секретах». К ним отно­сятся следующие категории сведений: в области политики, в области эконо­мики и финансов, в области науки и техники, в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея­тельности, в информационной и иных областях национальной безопасно­сти Республики Беларусь, иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информаци­онной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к госу­дарственным секретам.

В соответствии с законом государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государ­ственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна - сведения, в результате разглашения или утра­ты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безо­пасности Республики Беларусь. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют гриф «Особой важности» или «Совершенно секретно». Ука­зом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах в сфере госу­дарственных секретов» от 25 февраля 2011 г. № 68 был утвержден перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Получателем выдаваемых государственных секретов являются ино­странное государство, иностранная организация или их представитель. Иностранное государство выступает в лице своих органов или представите­лей. Иностранными государствами признаются не только те, которые про­водят враждебную политику в отношении Республики Беларусь, но и все иные государства, в том числе входящие в СНГ и ОДКБ.

Иностранная организация - это любая организация, находящаяся за пределами Республики Беларусь, в том числе международная, независимо от провозглашенных целей и задач ее деятельности. В настоящее время на международной арене действует множество организаций, которые, провоз­глашая гуманные цели и благородные задачи, фактически вмешиваются во внутренние дела других государств, в том числе проводят враждебную по­литику в отношении Республики Беларусь.

Представитель иностранного государства, иностранной организа­ции - это физическое должностное либо недолжностное лицо независимо от гражданства, которое открыто или тайно (официально или неофициаль­но), постоянно, временно или по специальному поручению представляет государственный орган или учреждение иностранного государства либо иностранную организацию, выполняет их задания или поручения по со­вершению действий, угрожающих национальной безопасности Республики Беларусь.

2. Шпионаж. Его непосредственный объект совпадает с объектом изме­ны государству. Признаки же объективной стороны совпадают с признака­ми объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 358 УК.

3. Агентурная деятельность (см. анализ ст 358' УК). Это новая форма, введенная в диспозицию ст. 356 УК законом Республики Беларусь от 8 ноя­бря 2011 г. № 309-3.

4. Переход на сторону врага во время войны или вооруженного кон­фликта является наиболее опасной формой измены государству, поскольку предполагает прямое оказание помощи врагу, как правило, путем вступле­ния в вооруженные силы или военизированные подразделения и участия в боевых действиях. Но измена государству в этой форме возможна и путем обращения к любым, в том числе гражданским, органам иностранного госу­дарства с заявлением о желании помогать ему во время войны или военного конфликта против своего же государства. Установление контакта с врагом при этом возможно в любой форме.

Переход на сторону врага может выражаться, например, в переходе ли­нии фронта, перемещении в расположение противника (при отсутствии линии фронта, чем характеризуются современные войны и конфликты), вступлении в вооруженные силы или военизированные формирования (по­лицию, силы безопасности), реальном участии в боевых действиях или ка­рательных рейдах, совершении преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, осуществлении властных полномо­чий на оккупированной территории, проведении разведки, осуществлении диверсионных и террористических актов. При совершении преступлений против мира и безопасности человечества или военных преступлений ли­цом, перешедшим на сторону врага, содеянное квалифицируется по сово­купности преступлений.

Нельзя говорить об измене государству при выполнении таких действий в условиях гражданской войны, вооруженных конфликтов на национальной или религиозной почве на территории своего же государства против иных его граждан.

Враг - это иностранное государство, которое ведет боевые действия против Республики Беларусь (с объявлением или без объявления войны, полномасштабные или локальные), а также организует либо участвует в военном конфликте с Республикой Беларусь. Врагом следует признавать и иностранные, а также международные организации террористической на­правленности, которые ведут диверсионно-террористическую деятельность против Беларуси.

Оконченным преступлением измену государству в этой форме следу­ет признавать с момента вступления в контакт с органами, учреждениями или представителями враждебного государства либо с соответствующими структурами иностранных и международных организаций с целью после­дующего оказания реальной помощи врагу во время войны или вооружен­ного конфликта.

Правовая оценка перехода на сторону врага под воздействием угроз, истязаний, пыток оценивается по правилам определения правовых послед­ствий деяния, совершенного в условиях непреодолимой силы, физического или психического принуждения.

5. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной ор­ганизации или их представителю в проведении деятельности в ущерб на­циональной безопасности Республики Беларусь, умышленно совершенное гражданином Республики Беларусь. С объективной стороны оно выражает­ся в совершении иных преступлений против государства по заданию орга­нов иностранного государства, иностранной организации или их предста­вителей. Для этого предполагается предварительное установление контакта с ними, при этом для квалификации не имеет значения, по чьей инициативе такой контакт происходит. После установления контакта лицо получает за­дание по совершению того или иного преступления против государства и выполняет его.

При этом содеянное квалифицируется по совокупности ст. 356 УК и той статьи, которая предусматривает ответственность за иное совершенное пре­ступления против государства. Эти же правила применяются для квалифи­кации совершения иных умышленных преступлений, дополнительным объ­ектом которых является национальная безопасность Республики Беларусь. Например, эффективное средство подрыва экономической безопасности -массовое вливание в финансовую систему государства поддельных денег или ценных бумаг. Если эти действия совершены гражданином Республики Беларусь по заданию иностранного государства, то содеянное квалифици­руется по ст. 356 и 221 УК.

Если же по заданию иностранного государства лицо совершает иные из­меннические действия, предусмотренные ст. 356 УК, все содеянное охваты­вается этой статьей и совокупности не образует.

Субъективная сторона измены государству выражается в вине в виде прямого умысла. Как правило, в большинстве случаев виновный преследует корыстные цели - получение различных выгод имущественного характера в качестве благодарности за измену государству. Совершение рассматривае­мого преступления возможно также из-за националистических или религи­озных мотивов, вражды и ненависти к политической системе и конституци­онному строю Республики Беларусь, ее высшим должностным лицам.

Мотивы и цели на квалификацию не влияют и могут иметь значение для определения опасности личности преступника и для назначения ему нака­зания.

Субъектом измены государству в качестве исполнителя может быть толь­ко гражданин Республики Беларусь, достигший 16 лет. В качестве иных соу­частников могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства.

Квалифицирующим признаком измены государству является совер­шение убийства при любой форме изменнических действий. При этом до­полнительной квалификации по ст. 139 УК не требуется даже при убийстве двух или более лиц. Если же при переходе на сторону врага виновный со­вершает убийства, которые охватываются тем или иным составом престу­плений против мира и безопасности человечества и военных преступлений, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

Примечание к ст. 356 УК предусматривает основания для освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего измену государству, не сопряженную с убийством. К ним относятся:

- добровольное заявление лица государственным органам о совершен­ных им действиях;

- прекращение деятельности в ущерб национальной безопасности Рес­публики Беларусь;

- оказание содействия в предотвращении вредных последствий уже вы­полненных действий.

Добровольным признается заявление, сделанное лицом, совершившим любое изменническое действие, без какого-либо внешнего воздействия. При этом лицо должно осознавать, что государственным органам неизвест­но о совершенных им действиях. При этом лицо может добросовестно за­блуждаться и полагать, что о его измене государственным органам ничего не известно, хотя в отношении него уже ведется оперативная разработка. Это не изменяет добровольности заявления. Если же виновному заведомо известно, что государственные органы знают о его изменнической деятель­ности, добровольность отказа исключается.

Мотивы добровольного заявления значения не имеют.

Прекращение деятельности в ущерб национальной безопасности Респу­блики Беларусь означает безусловный и окончательный отказ от изменниче­ской деятельности.

Оказание содействия в предотвращении вредных последствий уже вы­полненных действий предполагает сотрудничество с правоохранительными органами, содействие в выявлении соучастников и представителей ино­странных государств и организаций, с которыми сотрудничал виновный, предоставлении информации о полученных заданиях, способах и формах связи с иностранными представителями, о действиях, которые могут наи­более эффективно предотвратить или снизить вред, которым грозят уже со­вершенные действия. К оказанию содействия относится и добровольное со­гласие участвовать в оперативных комбинациях по выявлению резидентов и агентурных сетей, а также в дезинформации противника.

Исходя из буквального толкования текста примечания к ст. 356 УК, для освобождения от уголовной ответственности необходимо наличие всех трех условий. В иных случаях отдельные действия, указанные в примеча­нии, могут быть признаны смягчающими обстоятельствами.

При этих же условиях могут быть освобождены от уголовной ответ­ственности лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. 356', 358и358'УК.

 

Установление сотрудничества со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства (ст. 3561 УК)

Ст. 356' УК была внесена в УК законом Республики Беларусь от 8 но­ября 2011 г. № 309-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Необходимость такого дополнения УК обу­словлена значительной активизацией ряда иностранных государств и их ор­ганов по дестабилизации социально-политической обстановки в Республике Беларусь, ослаблению власти и приведению к власти удобных для них лиц. Последнее десятилетие в ряде государств СНГ было ознаменовано так называемыми «цветными революциями», в которых активную роль играли именно лица, сотрудничающие со специальной службой, органом безопас­ности или разведывательным органом иностранного государства. Но не во всех случаях такое сотрудничество имело признаки измены государству, хотя и является первым шагом на пути к ней.

Непосредственный объект рассматриваемого преступления - нацио­нальная безопасность прежде всего в сфере обороноспособности и обеспе­чения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Объективная сторона преступления выражается в активных действи­ях - установлении сотрудничества со специальной службой, органом безо­пасности или разведывательным органом иностранного государства.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является конфиденциальность (скрытность, тайность) сотрудничества.

Сотрудничество - это совместная деятельность в той или иной сфере. Установление сотрудничества - это предложение о совместной деятельно­сти, сделанное по личной инициативе или в результате тех или иных дей­ствий представителей спецслужб, органов безопасности или разведорганов иностранных государств, заключение договоренности о целях, задачах, на­правлениях, формах сотрудничества, способах связи, мерах по обеспечению конфиденциальности (конспирации), возможной отчетности, компенсациях понесенных расходов и поощрениях. Именно с этого момента преступление признается оконченным независимо от того, выполнило ли лицо какие-либо действия по заданию или поручению специальной службы, органа безопас­ности или разведывательного органа иностранного государства.

Субъективная сторона установления сотрудничества выражается в вине в виде прямого умысла. Лицо должно заведомо сознавать, что устанав­ливает сотрудничество именно со специальной службой, органом безопас­ности или разведывательным органом иностранного государства.

Субъектом этого преступления может быть только гражданин Респу­блики Беларусь, достигший 16 лет. В качестве иных соучастников могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязательным условием вменения ст. 356' УК является отсутствие при­знаков измены государству.

Если гражданин устанавливает сотрудничество с целью последующей измены государству, то содеянное квалифицируется как покушение на измену государству по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 356 УК. Если же установление сотрудничества повлекло в последующем измену государству и это охва­тывается единым умыслом, то все содеянное охватывается ст. 356 УК и дополнительной квалификации по ст. 356' УК не требует. Но если в отно­шении установления сотрудничества и в отношении последующей измены государству имеет место самостоятельный умысел, все содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 356 и 356' УК. Также квалифицируется установление сотрудничества с органами одного государ­ства и измена в пользу другого.

 

Шпионаж (ст. 358 УК)

Непосредственным объектом данного преступления является нацио­нальная безопасность прежде всего в сфере обороноспособности и обеспе­чения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государ­ственные секреты Республики Беларусь, и сведения, составляющие госу­дарственные секреты других государств (если они были переданы Респуб­лике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь). Понятие и возможные формы государственных секретов раскрываются в ходе анализа ст. 356 УК.

Объективная сторона шпионажа выражается в альтернативных дей­ствиях: передаче, похищении, собирании, хранении с целью передачи ино­странному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других госу­дарств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

Каждое из названных действий имеет одинаковое правовое значение, а для квалификации не имеет значения, сколько, какие именно действия были совершены и на протяжении какого периода.

Передача выражается в отчуждении предмета преступления в любой форме (непосредственное вручение, использование посредника, направле­ние адресату почтовым отправлением, использование электронной почты, закладка тайника и т. д.). При использовании посредника он несет ответ­ственность по ст. 356 или 357 УК только при наличии прямого умысла. Если посредник не сознавал общественной опасности своих действий, на­ходясь, например, под воздействием обмана, либо в результате злоупотре­бления доверием, то исполнителем признается лицо, вручившее посредни­ку сведения, составляющие государственные секреты. Если это гражданин Республики Беларусь, то содеянное охватывается ч. 1 ст. 356 УК и дополни­тельной квалификации не требует. Передача признается оконченным пре­ступлением при получении адресатом сведений, составляющих государ­ственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств.

Получатель этих сведений тот же самый, что и при выдаче сведений, со­ставляющих государственные секреты (см. анализ ст. 356 УК).

Похищение сведений, составляющих государственные секреты Респуб­лики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, выражается в противоправном завладении материаль­ными носителями таких сведений в любой форме. Предметом похищения таких сведений являются документы (на любом носителе - бумажном, циф­ровом), образцы техники, ее составные части, вещества, материалы и т. д. Похищение, как правило, состоит в изъятии указанных секретов из владе­ния как государственных, так и негосударственных органов, учреждений и организаций, должностных и недолжностных лиц (научных работников, инженеров, техников, лаборантов, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственные секреты). Но если похищение таких све­дений происходит из незаконного владения, квалификация содеянного не изменяется. Момент окончания похищения государственных секретов опре­деляется в зависимости от формы завладения ими.

Собирание как альтернативное действие, образующее шпионаж, выра­жается в поиске и присвоении сведений, составляющих государственные секреты, за исключением их похищения. Это могут быть, например, поиск особо важных государственных объектов, наблюдение за ними, выявление системы охраны и места нахождения материальных носителей государ­ственных секретов, перехват переговоров, фотосъемка, видеозапись и т. д. Собирание признается оконченным преступлением с момента его начала.

Хранение сведений, составляющих государственные секреты, заклю­чается в их размещении в определенном месте или помещении и последу­ющем обладании ими независимо от места и времени хранения. Местом хранения может быть квартира либо иное помещение (гараж, служебный кабинет, производственное помещение), различные тайники.

Субъективная сторона шпионажа выражается в умышленной форме вины исключительно в виде прямого умысла.

Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны шпионажа в форме похищения, собирания и хранения сведений, составляющих государ­ственные секреты, является специальная цель - последующая передача таких сведений иностранному государству, иностранной организации или их пред­ставителю.

Лицо, совершившее шпионаж, может быть освобождено от уголовной ответственности при наличии условий, перечисленный в примечании к ст. 356 УК.

Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет. Понятие лиц этих категорий дано в зако­не Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Таким образом, именно по субъекту проводится отличие шпионажа от измены государству.

Если действия, перечисленные в ст. 358 УК, совершают совместно граж­данин Республики Беларусь и иностранный гражданин (лицо без граждан­ства), то действия гражданина Республики Беларусь квалифицируются по ст. 356 УК, а иностранного гражданина - по ст. 358 УК, и по формальным юридическим признакам соучастие будет отсутствовать. Это проявление особенностей квалификации совместного совершения преступления специ­альным субъектом и лицом, не признаваемым таковым.

 

Агентурная деятельность (ст. 3581 УК)

Ст. 358' была внесена в УК законом Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 309-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Это было обусловлено теми же причинами, которые повлекли дополнение УК ст. 356', поэтому их видовой и непосредственный объекты совпадают.

В широком смысле агент - это гражданин Республики Беларусь, ино­странный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно со­трудничающий с разведывательными органами иностранных государств, разведслужбами иностранных (международных) организаций и выполняю­щий их задания по подрыву национальной безопасности Республики Бела­русь либо ее стратегических военно-политических союзников.

В узком смысле, исходя из диспозиции ст. 358' УК и применительно к ней, агентом признается только иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства.

Объект преступления тот же, что и в ст. 356' УК.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в альтернативных действиях:

1) вербовке гражданина Республики Беларусь;

2) совершении иных действий в целях проведения деятельности в ущерб
национальной безопасности Республики Беларусь.

Вербовка - это склонение гражданина Республики Беларусь к сотрудни­честву с разведывательными органами, иными спецслужбами, государствен­ными учреждениями и официальными органами иностранного государства, с иностранными и международными организациями для последующего использования гражданина Беларуси в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь. Такая вербовка может выражаться в уговорах, просьбах, угрозах, обещаниях предостав­ления гражданства иностранного государства или материальных ресурсов. Возможны и более сложные методы: создание обстановки, которая вызо­вет у гражданина Беларуси желание подвергнуться вербовке. Достаточно распространенным методом является сбор и последующее использование компрометирующих материалов (скрытая фотосъемка и видеозапись ин­тимной связи гражданина Беларуси и последующий его шантаж). Вербовку следует признавать оконченным преступлением с момента получения со­гласия гражданина Республики Беларусь на сотрудничество, выполнение с его стороны каких-либо действий в ущерб национальной безопасности не требуется.

По сути, вербовка - это разновидность подстрекательства к измене го­сударству или сотрудничеству с органами, учреждениями, должностными лицами иностранного государства, иностранными и международными ор­ганизациями. Но поскольку она образует специальный состав оконченного преступления и полностью охватывается ст. 358' УК, дополнительная ква­лификация не требуется.

К иным действиям в целях проведения деятельности в ущерб нацио­нальной безопасности Республики Беларусь можно, например, отнести:

- осуществление активных мероприятий по противодействию контрраз­ведывательной деятельности органов государственной безопасности, иных спецслужб Республики Беларусь;

- проникновение в разведывательные и контрразведывательные орга­ны, в специальные службы, центры и организации, иные государственные учреждения и органы либо проникновение в их базы данных;

- выявление, проверку и разработку лиц, потенциально пригодных по своим качествам (личным, деловым, в связи с местом работы) для после­дующей вербовки;

- противодействие оперативно-техническим методам контрразведки, де­зинформацию органов госбезопасности и спецслужб Республики Беларусь;

- негласное наблюдение за государственными и политическими деяте­лями, за должностными лицами органов госбезопасности и спецслужб Ре­спублики Беларусь, сбор сведений о них;

- ведение подрывной деятельности в пользу зарубежных идеологиче­ских центров и организаций, планирование и организацию их акций, орга­низацию массовых и групповых антиобщественных проявлений, эмиграци­онных и иных негативных процессов;

- подготовку и распространение заведомо ложных измышлений, поро­чащих белорусский конституционный строй, его руководство, иных анти­государственных анонимных документов, листовок и надписей;

- руководство деятельностью различных конференций, семинаров, тре­нингов, обучающих курсов, где граждане Республики Беларусь проходят обучение для последующей антигосударственной или антиобщественной деятельности.

Иные действия в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь признаются оконченным преступлени­ем с момента их окончания независимо от наступления последствий.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной фор­ме вины только в виде прямого умысла.

Применительно к рассматриваемому составу можно также говорить о наличии специальной цели - проведении деятельности в ущерб националь­ной безопасности Республики Беларусь.

Субъект данного преступления специальный - только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

При получении согласия на сотрудничество со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного го­сударства со стороны гражданина Республики Беларусь его действия ква­лифицируются по ст. 356' УК, а действия иностранного гражданина либо лица без гражданства- по ст. 358' УК.

Если при вербовке оговаривается последующее совершение действий, которые охватываются любой формой изменнических действий, названных в ст. 356 УК, квалификация действий иностранного гражданина либо лица без гражданства не изменяется, а согласие на сотрудничество со стороны гражданина Беларуси должно квалифицироваться как покушение на измену государству по ч'. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 356 УК.

 

Диверсия (ст. 360 УК)

Видовым объектом преступления является внешняя безопасность как составная часть национальной безопасности.

Непосредственным объектом выступают обороноспособность и эко­номическая безопасность. При этом возможна и двуобъектность преступле­ния - если взрывается или поджигается оборонное предприятие, стра­тегически важный мост, склад хранения резервных ресурсов, то ущерб причиняется одновременно и экономической безопасности, и обороноспо­собности страны.

Дополнительным объектом диверсии являются жизнь и здоровье лю­дей, общественная безопасность, собственность (ч. 2 ст. 360 УК).

Факультативным объектом могут быть информационная безопас­ность, экологическая безопасность, установленный порядок управления, а также деятельность исполнительных и распорядительных органов.

В качестве предмета преступления выступают:

- здания (жилые, производственные, офисные, помещения исполни­тельных и распорядительных органов, помещения учреждений транспорта, связи, учебных заведений, научных организаций и т. д.);

- сооружения (взлетно-посадочные полосы и вспомогательные пункты аэропортов, плотины, шахты, нефте- и газохранилища, склады, дамбы, пло­тины, водопровод и канализация);

- пути (автодороги, железнодорожные пути, газо- и нефтетрубопро-воды);

- средства сообщения (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт, метрополитен, городской электротранспорт);

- средства связи (теле- и радиостанции, оборудование компьютерных сетей, линии проводной телефонной и телеграфной связи, приемо- и пере­дающие антенны);

-другое имущество (любое имущество, не относящееся к вышеназванным предметам, например: материальные ресурсы, природные объекты, сельскохозяйственные посевы, скот и птица).

Объективная сторона диверсии выражается в следующих альтернатив­ных действиях:

- взрыве;

- поджоге;

- совершении иных действий.

Для всех этих действий необходимо, чтобы они создавали опасность ги­бели людей, причинения им телесных повреждений, разрушения или по­вреждения зданий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого имущества. При этом под иными действиями следует понимать совершение любых иных, помимо взрывов и поджогов, действий, напри­мер: загрязнение радиоактивными или ядовитыми веществами либо бо­лезнетворными микроорганизмами питьевых водопроводов или хранилищ питьевой воды, воздуха, продуктов питания, мест пребывания населения, распространение эпидемий или эпизоотии, умышленное внесение в кон­струкции зданий и сооружений таких изменений, которые впоследствии по­влекут их разрушение, производство обрушений и обвалов и т. д.

Диверсия по конструкции объективной стороны является формальным составом и признается оконченной с момента совершения названных дей­ствий независимо от наступления последствий.

Субъективная сторона диверсии выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла.

Обязательным признаком субъективной стороны диверсии является спе­циальная цель - нанесение ущерба экономической безопасности и оборо­носпособности Республики Беларусь. Отсутствие этой цели исключает ква­лификацию по ст. 360 УК.

Субъектом преступления признается лицо (независимо от гражданства), достигшее 16 лет. Если диверсию совершает гражданин Республики Беларусь по заданию иностранного государства, иностранной организации или их пред­ставителя, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 360 и 356 УК.

Если диверсию совершает лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то квалифика­ция зависит от последствий диверсии.

При гибели людей или причинении тяжких либо менее тяжких телесных повреждений такие действия квалифицируются по соответствующим пун­ктам ч. 2 ст. 139, ч. 2 или 3 ст. 147 или ст. 149 УК. Если в результате диверсии уничтожается или повреждается имущество, содеянное охватывается ч. 2 или 3 ст. 218 УК. Если диверсия направлена против транспортных средств или путей сообщения, содеянное охватывается ст. 309 УК. При наступле­нии нескольких видов указанных последствий содеянное подлежит квали­фикации по совокупности соответствующих статей УК.

Квалифицирующими признаками диверсии являются: ее совершение организованной группой, гибель людей, наступление иных тяжких послед­ствий.

Понятие организованной группы дано в ст. 18 УК.

Гибель людей - это смерть одного либо нескольких человек в результате взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей. По отношению к гибели людей возможен как умысел, так и неосторожность.

Иные тяжкие последствия - это причинение тяжких или менее тяж­ких телесных повреждений двум или более лицам, длительная остановка или полное прекращение работы учреждений, организаций, предприятий транспорта, связи, систем водоснабжения и канализации, интернета, внут­ренних компьютерных сетей, причинение материального ущерба в особо крупном размере.

По своим признакам диверсия сходна с рядом иных преступлений: убий­ством общеопасным способом (п. 5 ч. 2 ст. 139 УК), умышленным уничтоже­нием или повреждением имущества общеопасным способом (ч. 2 ст. 218 УК), терроризмом (ст. 289), умышленным приведением в негодность транспорт­ного средства или путей сообщения (ст. 309), особо злостным хулиганством, сопряженным с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 3 ст. 339). Основное их отличие от диверсии состоит в отсутствии специ­альной цели нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспо­собности Республики Беларусь.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.