Бездействие должностного лица (ст. 425 УК) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Бездействие должностного лица (ст. 425 УК)

2018-01-03 2136
Бездействие должностного лица (ст. 425 УК) 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Ч. 2 ст. 425 УК определяет данное преступление как умышленное во­преки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыпол­нение показателей, достижение которых являлось условием оказания госу­дарственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государ­ственным или общественным интересам.

В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму пре­ступного посягательства на интересы службы, которые и являются объек­том рассматриваемого преступления.

Бездействие должностного лица - это специальная форма злоупотребле­ния властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления - бездействие в пределах служебных полномочий (обязанностей) должностного лица, невыполнение обязанностей по службе при исполнении лицом служебных обязанностей и вопреки интересам службы, нанесение существенного вреда, наступление тяжких последствий - аналогичны по содержанию относящимся к злоупо­треблению властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).

С объективной стороны бездействие должностного лица состоит из следующих признаков:

- должностное лицо не исполнило требуемые по службе действия;

- совершение требуемых по службе действий входит в объем служеб­ных полномочий виновного лица (несовершение при нахождении на службе должностным лицом действий, требуемых по обстоятельствам, но не входя­щих в компетенцию (круг его служебных обязанностей), исключает состав рассматриваемого преступления);

- требуемые по службе действия должностное лицо должно было и мог­ло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;

- бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в круп­ном размере или существенный вред правам и законным интересам граж­дан либо государственным или общественным интересам либо повлекло невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказа­ния государственной поддержки. Бездействие по службе также могло быть связано с попустительством преступлению.

Для фиксации состава бездействия необходимо установить, что долж­ностное лицо действительно должно было совершить по службе определен­ные действия в силу возложенных на него служебных обязанностей. Од­нако ни один закон или даже служебная инструкция не исчерпывают весь перечень служебных обязанностей. Хотя суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции, указать, какие обязанности не вы­полнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.

Но служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной фор­ме, т. е. без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэто­му следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения формальной компетенции данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объектив­ной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе.

Бездействие должностного лица при указанных условиях и будет неис­полнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость употребле­ния власти, возложенной на должностное лицо, является важнейшим мо­ментом.

Для уголовной наказуемости бездействия необходимо, чтобы долж­ностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степе­ни риска.

Под преступным неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и со­вершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной си­туацией действий, которые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения дей­ствий. Ненадлежащее же исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности (ст. 428 УК).

Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению, - это невыполнение должностным лицом служебных дей­ствий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступле­нию со стороны должностного лица объединяет в себе и служебное без­действие, и последствие. Поэтому состав рассматриваемого преступления в этой связи является формальным. Необходимости наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда здесь не требуется.

Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соот­ветствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе дей­ствия, направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемо­му преступлению. Такая служебная обязанность свойственна прежде всего представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции общего организационно-распорядительного или административно-хозяйственного управления. В последнем случае указанная обязанность ограничена сферой деятельности организационной единицы.

Бездействие должностного лица, связанное с попустительством престу­плению, относится только к готовящемуся или совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привле­чению их к ответственности после того, как преступление совершено, для образования состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным ин­тересам.

С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризу­ется умышленной виной (прямой умысел) по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служеб­ных действий и неосторожной виной к наступившим последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - ко­рыстная или иная личная заинтересованность (содержание указанных по­нятий рассмотрено при анализе ст. 424 УК).

Для констатации бездействия должностного лица, сопряженного с по­пустительством преступлению, необходимо установить наличие прямого умысла по отношению к факту служебного попустительства: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, со­знает, что в соответствии со служебной компетенцией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

Субъектом данного преступления может быть только должностное лицо. Ответственность наступает с 16 лет.

Квалифицированным составом данного преступления (ч. 3 ст. 425 УК) является бездействие должностного лица:

-занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4 УК);

- повлекшее тяжкие последствия.

При оценке тяжести наступивших последствий в виде причинения теле­сных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия - невмешательства. Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездей­ствие должностного лица и соучастие (в форме пособничества) в соверше­нии соответствующего преступления.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.