Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-12-21 | 512 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Что принимается в дошкольном учреждении за тему и проект?
Тема – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах. Примеры тем: кошки, цирк, мой двор и т.д. Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.
Проект – специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект – осуществление замысла (изготовление книги, модели, очистка воды песком, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.) Существуют универсальные проекты – их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и подготовку представлений. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).
|
| ||||
|
В программе используются следующие типы проектов:
Исследовательские | Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи исследования, определяют методы исследования, источники информации, исследуют, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования |
Ролево-игровые | С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы |
Информационно-практико-ориентированные | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.) |
Творческие | В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) |
|
Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:
· индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);
· работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);
· коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.
III.5.4. Образовательные результаты при проектно-тематическом обучении
К образовательным результатам проектно-тематического обучения можно отнести способность ребенка:
- контролировать свое поведение,
- сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение,
- комментировать свои действия,
- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе),
- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое),
- договариваться о правилах,
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,
- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать),
- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения,
|
- делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы,
- высказываться в связи с высказываниями других,
- устанавливать контакты,
- поддерживать разговор,
- использовать элементарные нормы общения.
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Следует отметить, что знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетентностей.
III.6. Планирование и оценка развития ребенка
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, специфическом характере развития каждого из них. Программа, ориентированная на ребёнка, нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребёнка.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет планирование. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей и создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.
III.6.1. Роль наблюдения в личностно-ориентированном образовании
Систематические и специально организованные (имеющие определённую цель и процедуру) наблюдения – залог высокого качества Программы, ориентированной на ребёнка, Главная цель наблюдений – сбор информации, которая обсуждается с педагогами и родителями и используется для планирования и осуществления деятельности с детьми (организация развивающих ситуаций), чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности и интересы каждого ребёнка.
|
Индивидуализация. Педагоги используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребёнка.
Индивидуализация обучения – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей ребёнка во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Индивидуализированное обучение является типом обучения, которое учитывает вклад каждого отдельного ребёнка в процесс обучения.
Индивидуализация – учёт различий в темпах, стиле и модальности обучения отдельных детей. Процесс, позволяющий максимально развивать сильные и усиливать слабые стороны ребёнка.
Педагоги ценят своеобразие каждой группы и учитывают уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка. Они деликатно и ненавязчиво ведут каждого ребенка в том направлении, которое соответствует его собственной траектории развития. При таком подходе ребенок растет и развивается в собственном темпе.
Постоянное наблюдение за интересами детей и их деятельностью даёт ответ на четыре основных вопроса, определяющих индивидуализированный подход к обучению.
• Каков уровень готовности детей к содержанию и методам обучения?
• Каковы их интересы и что их особенно волнует сейчас?
• С какими материалами они могут работать более эффективно?
• Каков индивидуальный способ познавательной деятельности у каждого ребёнка?
Наблюдение помогает воспитателю дать объективные ответы на эти вопросы, получить информацию о развитии каждого ребёнка, понять, как дети взаимодействуют в группе, как дети воспринимают друг друга, и насколько образовательная среда группы соответствует индивидуальным потребностям каждого ребёнка.
|
III.6.2. Разработка индивидуальной образовательной программы
Педагоги в программе, ориентированной на ребёнка, знают сильные стороны личности каждого ребёнка, ежедневно наблюдают за детьми, совместно анализируют данные своих наблюдений и разрабатывают индивидуальные программы обучения детей.
• От наблюдения и оценки к планированию учебной программы для
каждого ребёнка
• Содержание индивидуальной программы обучения (ИПО)
В программе, ориентированной на ребенка, существует порядок шагов, которые делает воспитатель, планируя образовательный процесс для каждого ребенка:
Педагоги, работая в команде со специалистами и родителями детей, собирают информацию о детях и систематизируют её. Затем эта информация анализируется, обсуждается с родителями и вносится в текущий план воспитателя. Принимаются совместные решения по поводу индивидуальных целей и задач развития каждого ребёнка и группы детей. При этом учитываются интересы и потребности конкретных детей. Реализация плана педагогами предполагает организацию деятельности с детьми, подбор методов, средств и материалов для достижения индивидуальных целей развития. И, наконец, заключительный этап цикла наблюдения – оценка результатов и переход к новым наблюдениям.
III.6.3. Наблюдение, оценивание и планирование
При разработке планов деятельности группы педагоги используют результаты наблюдений за детьми и вносят необходимые коррективы. Они планируют разнообразные виды деятельности детей, учитывают их потребности, способности, возможности, интересы и стили обучения, а также вносят изменения в развивающую среду группы.
Результаты наблюдений регулярно обсуждаются в команде педагогов и с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. Образовательные задачи программы и индивидуализация педагогического процесса предполагают достаточно детальное знание воспитателем каждого ребёнка. Воспитателям важно иметь представление о характерологических особенностях ребёнка – чтобы быть адекватным при установлении контакта с ним, об индивидуальных интересах и способностях – чтобы организовать среду, мотивирующую активную творческую деятельность ребёнка, о знаниях и умениях ребёнка – чтобы выполнить программу развития ребенка.
Школы и многие другие образовательные учреждения всё ещё ориентированы на методы прямого педагогического тестирования и на психологические тесты. С точки зрения специалистов дошкольного образования и психологов, существуют серьёзные возрастные ограничения на использование тестовых методов. Дошкольников очень трудно тестировать в силу недостаточной произвольности их поведения. Тесты не учитывают зону ближайшего развития ребёнка, отсюда невысокая достоверность, прогностичность результатов тестирования, а также большие затраты времени. Хотя стандартизированные тесты и могут дать определённую информацию о том, что знает ребёнок, они не дают информацию о действительно важных особенностях ребенка, которые необходимы для индивидуализированного обучения и составления программ обучения для данного ребёнка. У стандартизированных тестов отмечены следующие недостатки:
|
• тестирование даёт бедную картину развития ребёнка, охватывая только некоторые области;
• тесты показывают только те результаты, которые ребёнок демонстрирует в данный момент времени (например, результат тестирования может зависеть от состояния здоровья ребёнка или степени комфорта, который ребёнок испытывает во время тестирования);
• тестирование предполагает привлечение специалиста – психолога, как посредника между воспитателем и ребёнком;
• тесты основаны на конкретных заданиях (часто это или письменные или устные задания), часто предполагающих правильные или неправильные ответы;
• снижается статус воспитателя, происходит отчуждение воспитателя и ребёнка.
• тестирование проводится периодически, а не постоянно и систематически;
• тестирование ведёт к подмене образовательных целей;
• тестирование не выявляет в достаточной степени уровень социально-эмоционального развития ребёнка, тесты не дают информации о способности ребёнка взаимодействовать с другими;
• тестирование больше ориентировано на то, что дети уже знают или умеют. Тесты ничего не говорят нам о том, что ребёнок учится делать, как он учится (стиль обучения) и осваивает новую задачу с помощью воспитателя, взрослого или сверстников;
• тестирование порождает тенденцию к наклеиванию «ярлыков», оценочных суждений, сравнению детей друг с другом, что отрицательно влияет на эмоциональное благополучие детей и их познавательную мотивацию.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходима другая, отличная от тестирования система сбора данных о ребёнке и постоянное текущее отслеживание уровня его продвижения. Дети проходят через одни и те же стадии развития, но не все в одном и том же возрасте. Предлагаемая система педагогической оценки развития и актуального состояния ребёнка опирается преимущественно на данные наблюдений и сбор фактических свидетельств уровня развития детей и их индивидуальных особенностей. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка даёт педагогу простор и для выбора, и для творчества.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона определяет возрастные стадии развития отношения индивидуума к социальному окружению: от рождения до года у ребёнка формируется отношение доверия, в 1-3 года – автономия, в 3-6 лет – инициативность, в 6-12 – достижение. Если семья, детский сад, школа и общество в целом подавляют инициативу, любознательность, креативность и не поощряют усилия ребёнка по выполнению и завершению определённых задач, то у ребёнка может сформироваться чувство вины и комплекс неполноценности.
Л.С. Выготский в своих исследовательских работах по дошкольному возрасту уделял зоне ближайшего развития ребёнка и роли взрослого в развитии и обучении детей: «Мы показываем ребёнку, как нужно решить задачу, и смотрим, может ли он, подражая показу, выполнить решения. Или мы начинаем решать задачу и предоставляем ребёнку закончить её. Или мы предлагаем ребёнку решать задачи, выходящие за пределы его умственного возраста, в сотрудничестве с другим, более развитым ребёнком, или, наконец, мы объясняем ребёнку принципы решения задачи, ставим наводящие вопросы, расчленяем для него задачу на части и т.д.». Именно заинтересованность и познавательная активность являются самыми важными в обучении для развития ребёнка.
Понятие «зона ближайшего развития» введено Л.С. Выготским, показавшим, что реальные отношения умственного развития к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения актуального уровня развития ребёнка и его зоны ближайшего развития.
Актуальный уровень – запас знаний и умений, сформированных у ребёнка к моменту исследования;
Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого.
Таким образом, педагогическое оценивание включает оценку широкого спектра навыков, способностей и наклонностей во всех областях развития ребёнка. Оценивается область параметров развития ребёнка, которые необходимо систематически отслеживать в сфере социально-эмоционального развития детей. Например, важно проследить, как ребёнок взаимодействует со своими сверстниками и взрослыми, осуществляет свой выбор, планирует свою деятельность, ставит цель, участвует в деятельности, доводит начатое до завершения и оценивает свои результаты. Этот блок является очень важным в программе, ориентированной на ребёнка.
В программе предусмотрена система наблюдения и регистрации поведения детей. Ее цель состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных возможностей и потребностей. Результатом наблюдения является информация, которая позволяет выработать индивидуальные цели воспитания и обучения детей. Цель развития - своя для каждого ребёнка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями, склонностями и интересами. В дальнейшем, опираясь на эти цели, педагог может, например, преобразовывать развивающую среду таким образом, чтобы вызвать у ребенка интерес к освоению определенного содержания и тем самым создать новые возможности для развития детей.
Традиционно в отечественном дошкольном образования основной целью наблюдений считается контроль за успешностью исполнения детьми взрослых требований. Программа, ориентированная на ребёнка, отводит наблюдению принципиально иную роль – изучение динамики изменения индивидуальных интересов и образовательных потребностей детей. Результаты наблюдений используются воспитателем, прежде всего, для того, чтобы изменить свою собственную деятельность (а не деятельность детей), сделать её более адекватной изменяющимся интересам и потребностям детей.
Для того чтобы проводимые с детьми занятия соответствовали их индивидуальным и возрастным особенностям, наблюдения должны вестись постоянно за каждым ребенком с тем, чтобы выявить его возможности, потребности, интересы, темперамент и стиль восприятия. Такая информация может быть получена в ходе систематического и специально организованного (имеющего определённую цель и процедуру) наблюдения.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!