Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-12-21 | 302 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОТКРЫТИЯ»
Под редакцией Е.Г. Юдиной
Москва |
Светлой памяти Рины Борисовны Стеркиной
Введение
В начале XXI века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. Осознание важности развития и системного образования детей, начиная от рождения до 6–7 лет (обычно это возраст поступления детей в школу), базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран. Работы современных ученых, как, например, ставшая повсеместно известной работа, поддержанная Нобелевским лауреатом по экономике Дж. Хекманом, на языке экономики свидетельствует о важности дошкольного образования с точки зрения жизненной перспективы человека. Исследования, выполненные в русле классических теорий развития, таких, как культурно-исторический подход Л.С. Выготского (особенно работы Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и многих других), теория генетической эпистемологии Ж. Пиаже, гуманистические теории развития К.Роджерса, А.Маслоу, теория Э.Эриксона и многие другие, также свидетельствуют, что в период развития ребенка с рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребенок чрезвычайно восприимчив, заинтересован и открыт новому опыту, познанию мира. При этом в центре внимания государства, семьи и профессионального сообщества оказывается качество программ дошкольного образования.
В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
|
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Открытия» возникла как ответ на стремление Министерства образования и науки РФ и группы экспертов модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье. Это стремление наиболее полно отразилось в новом Стандарте дошкольного образования, который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизационного проекта.
Дух и основные положения этого документа нашли свое развернутое воплощение в примерной образовательной Программе, ориентированной на ребенка. В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста, в котором неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов. Принципы сотрудничества и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержка личности маленького ребенка, позитивное взаимодействие в системе «взрослые – дети», создающее условия для развития детской инициативы, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые опирается Стандарт ДО, – основа данной примерной Программы.
Для авторов Программы «Открытия» очевидно, что вариативность содержания, форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью. Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур, языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования.
|
Трудно переоценить важность развивающего, личностно-ориентированного подхода, который заявлен в Стандарте, как одна из основных ценностей. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Открытия» аккумулировала наиболее современные технологии личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как Программу, ориентированную на ребенка. В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать автономии детей, развитию у них инициативы, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе детского сада. Таким образом, в программе «Открытия» мы можем говорить, по выражению А.Г.Асмолова, о личностно-порождающем подходе.
Необходимо иметь в виду, что примерная Программа, ориентированная на ребенка, является «рамочной», т.е. предлагает общие принципы и подходы – «философию программы» – задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе. Программа определяет общие цели, конкретные задачи, дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа. Рамочная программа позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения.
|
Разумеется, программа «Открытия» является не единственной, ставящей развитие ребенка в центр образовательного процесса. Однако она задумана и разработана как одна из самых интересных для педагогов, детей и их родителей, системных и эффективных программ дошкольного образования, цель которых - развитие личности каждого ребенка дошкольного возраста. Гуманистическая ориентация Программы сочетается с хорошо разработанными образовательными технологиями, которые, тем не менее, никак не нарушают ее «рамочного» характера. Программа позволяет педагогам, работающим по ней, строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор.
Программа «Открытия», ориентированная на ребенка, основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок имеет право на образование, опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту ребенка форм и методов образования. При этом педагог является партнером и помощником ребенка, постоянно отвечая на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возрастосообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями и возможностями.
Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте.
Педагоги и все, кто работает с маленькими детьми, все больше осознают, что они играют важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе, желания и умения учиться на протяжении всей жизни, умения жить и работать с другими людьми, а также межкультурной и межличностной толерантности. Педагогам необходимо пространство для принятия профессиональных решений, а также для своего собственного личностного и профессионального развития, которое необходимо им для воспитания этих качеств у вверенных им детей. Программа предлагает такие возможности для педагогического творчества в работе с детьми и их семьями в детском саду, а также в профессиональных сообществах, являясь, таким образом, примером «сетевого» профессионального взаимодействия. Сетевой характер Программы, принцип формирования команды единомышленников среди педагогов является одним из необходимых условий ее успешной работы.
|
Программа «Открытия» обязана своим названием А.Г. Асмолову, который не только поддержал авторов данной примерной программы в их стремлении познакомить российских дошкольных педагогов и управленцев с гуманистическими развивающими технологиями, но в свое время создал целый комплекс условий для возникновения развивающего вариативного дошкольного образования в России. Авторы не могут не отметить, что идеологически программа «Открытия» безусловно связана с «Концепцией дошкольного воспитания», которая была подготовлена в 1989 году авторским коллективом под руководством В.А. Петровского.
Основные подходы и принципы программы «Открытия» имеют общие корни с гуманистической философией программы дошкольного образования «Сообщество», которая представляет собой российскую версию международной программы «Шаг за шагом». В то же время, программа опирается на многолетний опыт работы дошкольных образовательных организаций множества регионов РФ. В частности, в тексте программы использованы материалы региональной программы «Югорский трамплин», по которой уже несколько лет работают детские сады Ханты-Мансийского автономного округа. Авторы выражают признательность начальнику Департамента образования ХМАО Л.Н. Ковешниковой, благодаря которой стал возможен проект по модернизации дошкольного образования в ХМАО.
Авторы программы «Открытия» надеются, что она поможет детям, их семьям и педагогам детских садов вместе войти в удивительный мир личностно-ориентированного образования, получить замечательный опыт и испытать истинную радость от постижения мира маленьким ребенком.
Елена Юдина
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и во всем мире, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько глубоки, что вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в будущем. Однако образование наших детей даёт нам реальный шанс повлиять на общество будущего и помочь каждому ребёнку найти своё место, стать успешным в этом обществе.
|
Образование, сориентированное только на знания, умения и навыки, которые в данный момент востребованы на рынке труда для обслуживания той или иной технологии, не сможет решить эту задачу. Со сменой технологии, которая сейчас происходит чрезвычайно часто, а будет происходить еще чаще, специалист, обладающий узким набором таких знаний и умений, окажется не конкурентоспособным, срок его успешности будет чрезвычайно коротким. Единственно возможный способ реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию. В связи с этим задача развития личности является центральной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – Стандарт).
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» (далее – Программа) – это программа развития личности ребенка дошкольного возраста в группе детского сада.
Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство. В соответствии с установками Программы, ребёнок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии. Таким образом, в Программе в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования создаются условия для постоянного осуществления ребёнком осознанного ответственного выбора, который и лежит в основе развития его инициативы и самостоятельности.
1.1. Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста
Программа «Открытия» разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования.
Задача Программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребёнка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов. Развитие детей, приобщение их к культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится, исходя из способностей каждого ребёнка и с опорой на законы возраста.
Программа «Открытия» основана на следующих принципах, которые структурируют Программу и позволяют реализовать поставленные цели и задачи:
· принцип развивающего образования предполагает, чтообразовательное содержание предъявляется ребенку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребёнка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребёнка;
· принцип позитивной социализацииребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
· принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста. Важно использовать все специфические детские деятельности, опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. При этом необходимо следовать психологическим законам развития ребёнка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
· принцип личностно-ориентированного взаимодействия с детьми находится в центре образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного взаимодействия является чрезвычайно важным компонентом образовательной среды и определяется, прежде всего, тем, как строятся взаимоотношения между педагогами и детьми. Обычно воспитатели, анализирующие своё общение с детьми, акцентируют внимание на его содержании, то есть на том, о чём они говорят с детьми, и упускают из виду форму общения, – как они это делают. Однако форма взаимодействия педагога с детьми не в меньшей степени, чем содержание, определяет личностно-ориентированный характер этого взаимодействия. В Программе «Открытия» заложено отношение к ребёнку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнёру: ребёнок как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с этим воспитатели предоставляют детям право выбора и учитывают их интересы и потребности. Рассматривая детей как равноценных партнёров, воспитатель уважает в каждом из них право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор. Поэтому, общаясь с детьми, он предоставляет им не универсальный образец для подражания, а определённое поле выбора, то есть диапазон одинаково принятых в культуре форм поведения, и каждый ребёнок находит свой собственный, адекватный его индивидуальным особенностям стиль поведения. Тем самым, усвоение культурных норм не противоречит развитию у детей творческой и активной индивидуальности. Активность ребёнка выходит далеко за пределы усвоения взрослого опыта и рассматривается как накопление личного опыта в процессе самостоятельного исследования и преобразования окружающего его мира;
· принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает:
– постоянное наблюдение, сбор данных о ребёнке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
– помощь и поддержку ребёнка в сложной ситуации;
– предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
Можно выделить три модели, которые охватывают всё множество дошкольных образовательных программ: это учебная, комплексно-тематическая и предметно-средовая модели. Для каждой из них характерна определенная позиция (или стиль поведения) взрослого, определенное соотношение инициативы и активности взрослого и ребёнка, и специфическая организация образовательного содержания. Так как каждая из моделей имеет свои очевидные достоинства и недостатки, программой «Открытия» предполагается сочетание в работе всех трёх моделей, что позволит использовать сильные стороны моделей и обойти слабые места (см. схему1).
Схема 1. Стратегии образования в Программе «Открытия»
При таком подходе образовательный процесс в детском саду условно разделяется на три составляющих, каждой из которых соответствует определенная позиция обучающего взрослого:
· при специально организованном обучении в форме занятий рекомендуется позиция учителя, который ставит перед детьми определённые задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. (В изолированном виде приводит к учебно-дисциплинарной модели образования, которая сосредоточена на систематической передаче обучающимся знаний, умений, навыков в рамках сложившихся академических предметов);
· во время взросло-детской (партнёрской) деятельности рекомендуется позиция равного партнёра, включённого в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок. (В изолированном виде приводит к реализации комплексно-тематической образовательной модели, которая дает детям возможность познавать мир в его целостности, творить и свободно придумывать, однако не всегда может обеспечить системность знаний);
· при свободной самостоятельной деятельности детей рекомендуется позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно. (В изолированном виде приводит к реализации предметно-средовой модели дошкольного образования, которая воплощает «средовой» подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности).
Гармоничное сочетание в программе «Открытия» трёх подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.
Оптимальное сочетание моделей зависит от многих факторов, в первую очередь от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также конкретной образовательной ситуации. Однако очевидно, что ввиду специфики дошкольного возраста учебная модель должна занимать сравнительно скромное место, а основную роль должны играть комплексно-тематическая и средовая составляющие.
Таким образом, в программе «Открытия» создаются условия для личностного развития детей и приобретения необходимых ключевых компетентностей.
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
II.1. Организация развивающей образовательной среды в группе детского сада. Разделение пространства в помещении группы и на участке
Одно из фундаментальных положений Программы «Открытия» – это необходимость разделения пространства в помещении группы и на участке. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Таким образом, в рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения, (четкой организации и проведения игр и занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.
Центры активности. Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы:
• «Центр искусств»;
• «Центр строительства»;
• «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);
• «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;
• «Центр песка и воды»;
• «Центр математики и манипулятивных игр»;
• «Центр науки и естествознания»;
• «Центр кулинарии»;
• «Открытая площадка».
Способы организации центров активности и размещение материалов. Пространство группы может быть разделено на Центры активности с помощью, невысоких, устойчивых и прочных шкафов (полок) предпочтительно из натурального дерева, часть из которых снабжена колесиками. Рекомендуемый размер шкафов: длина – 120 см, высота – 70 см., глубина – 40 см. Для группы площадью 50–60 кв.м. оптимально иметь 8–9 шкафов.
В шкафах должны быть оборудованы отделения (игровые модули), закрывающиеся дверцами. При необходимости изменения или расширения пространства отдельных центров (например, при проектной деятельности детей) мобильность достигается за счет шкафов на колёсиках.
Желательно иметь также в группе шкаф размером 120 х 90 х 40 см, предназначенный для хранения крупных деталей строительного материала (конструктора).
Рекомендуемое специальное оборудование для Центров
Центр | Оборудование |
«Центр искусств» | Двусторонние мольберты, соответствующие росту детей, размер рабочей площади –67х62 см |
«Центр строительства» | Напольный крупный конструктор (полые блоки), желательно из натурального дерева, для содержательных построек и развития совместных игр детей |
«Литературный центр» | Полка-витрина для детских книг с 3–4 горизонтальными отделениями на разном уровне, позволяющими детям видеть обложку и сознательно выбирать и возвращать на место книги |
«Центр сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций» | Мебель, диванчики, игрушечная плита, одежда для кукол и одежда для игры, принесенная из дома, и пр. для игры «в семью» |
«Центр песка и воды» | Стол для занятий с песком и водой со встроенным в него большим поддоном. Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка. Размер столешницы – 120 х 60 см |
В группе должны быть круглые (диаметр 90 см) и прямоугольные (55х105 см) столы с регулируемой высотой ножек для использования во всех центрах. Рекомендуемое количество столов – 6–7 шт.
Количество стульев в группе должно соответствовать количеству детей.
Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», в который можно поставить диванчик или разместить мягкие подушки, игрушки и пр.
Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, следует приобрести открытые пластмассовые коробки, корзины, банки в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных Центрах).
Коробки должны быть легкими, вместительными, легко входить в полку или в шкаф и располагаться на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться (желательно по 3–4 коробки на одной полке). Коробки должны быть систематизированы и снабжены надписями и символами.
Самое широкое применение на практике получили распространенные в программе так называемые «работающие» стенды: «Наш день», «Я выбираю», «Звездочка недели» и др. Описание стендов и способов их использования приведено в разделе III (Содержательный раздел).
II.2. Примерный режим дня
В Программе приводится примерный режим дня, который может быть скорректирован с учётом работы конкретного дошкольного учреждения в зависимости от региональных условий, а также условий в местном сообществе, муниципалитете, конкретной ситуации в организации, работающей по Программе «Открытия».
Индивидуальный подход к каждому ребенку предусматривает соответствие режима дня возрасту детей, состоянию их здоровья, потребностям и интересам.
Режим и построенный на его основе распорядок дня – конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду она может быть откорректирована, однако продолжительность основных компонентов режима дня должна сохраняться в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами и правилами.
Примерный режим дня на сентябрь-май при 12-часовом пребывании детей
в дошкольном образовательном учреждении
Возраст детей Режимные Моменты | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Время проведения | ||||
Прием детей, игры, самостоятельная деятельность, общение Утренняя гимнастика | 7.00-8.10. | 7.00-8.15 | 7.00-8.15 | 7.00-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10-8.50 | 8.15-8.50 | 8.15-8.45 | 8.20-8.45 |
Утренний сбор | 8.50-9.00 | 8.50-9.00 | 8.45-9.00 | 8.45-9.00 |
Работа в центрах активности по выбору детей | 9.00-10.00 | 9.00-10.10 | 9.00-10.35 | 9.00-10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка (“открытая площадка”) Возвращение с прогулки | 10.00-12.20 | 10.10-12.20 | 10.35-12.30 | 10.50-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 | 12.20-13.00 | 12.30-12.50 | 12.30-13.00 |
Гигиенические процедуры, дневной сон | 12.50-15.00 | 13.00-15.00 | 12.50-15.00 | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, закаливаю-щие процедуры | 15.00-15.25 | 15.00-15.25 | 15.00-15.20 | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.50 | 15.25-15.50 | 15.20-15.45 | 15.20-15.45 |
Игры, деятельность в центрах, студиях, самостоятельная деятельность, вечерний сбор | 15.50-16.35 | 15.50-16.30 | 15.45-16.50 | 15.45-16.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.35-17.50 | 16.30-18.15 | 16.50-18.20 | 16.55-18.20 |
Возвращение с прогулки, игры | 17.50-18.15 | 17.50-18.15 | 18.00-18.20 | 18.00-18.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.15-18.45 | 18.15-18.45 | 18.20-18.45 | 18.20-18.45 |
Уход домой | 18.45-19.00 | 18.45-19.00 | 18.45-19.00 | 18.45-19.00 |
Примечание: В режиме дня указана общая продолжительность работы в Центрах по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности. Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т.п.).
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа, ориентированная на ребенка, создает комплексные возможности для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, указанных в п. 2.7. Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно:
v в области социально‑коммуникативного развития;
v в сфере познавательного развития;
v в речевом развитии;
v в области художественно‑эстетического развития;
v в физическом развитии ребенка.
Подбор материалов, методы образования, способы взаимодействия
педагогов с детьми в группе организованы в соответствии с принципами позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Работа в каждом из центров активности детей ведет к их комплексному развитию, которое обеспечивается в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов. В данной примерной Программе мы приводим примеры возможных способов такой работы и описание их влияния на детское развитие.
III.1. Работа в развивающей образовательной среде группы
Группы, работающие по Программе, ориентированной на ребенка, работают с детьми разного возраста, уровня развития, разной национальности, с детьми, пришедшими из разных социальных слоев и из семей с разными традициями и менталитетом и т.д. Однако во всех случаях
при входе в такую группу можно сразу понять, что здесь педагоги работают именно по этой Программе. Это происходит потому, что в Программе содержатся обязательные принципы, в соответствии с которыми
v организовано пространство группы,
v подбираются материалы для детских игр и занятий.
Эти принципы являются обязательными для педагогов; умение педагогов работать в соответствии с этими установками определяет степень их профессиональной компетентности.
Развивающая среда в группе должна помогать реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
III.3. Групповой сбор
Групповым сбором (утренний, вечерний или дневной сбор) называется такое время, когда все дети собираются вместе, и все вместе занимаются каким-то общим делом. Это может быть приветствие друг друга, игра, пение песни, чтение книги, беседа о том, что дети делали во время выходных, планирование деятельности и демонстрация её результатов. Для большинства малышей 3-4 лет максимальный промежуток времени, когда они в состоянии сосредотачивать своё внимание, составляет от пяти до десяти минут. Для детей среднего дошкольного возраста этот промежуток составляет от десяти до пятнадцати минут. Дети старшего дошкольного возраста могут сосредоточиться на одной теме в течение 15- 20 минут. Лучше всего в начале учебного года отводить на групповой сбор лишь несколько минут, постепенно увеличивая его длительность. Групповой сбор должен быть коротким, деловым и весёлым. Важно при этом менять виды деятельности детей.
Групповой сбор предполагает создание атмосферы общения. Это возможность пообщаться: рассказать об увиденном, о чём думаешь, что чувствуешь, чему научился, высказать своё мнение. Воспитатели наблюдают за активностью и настроением детей, организовывают и помогают детям спланировать их деятельность в течение дня. Для решения этих задач удобно рассаживаться в кругу, так, чтобы дети и взрослые видели лица друг друга и хорошо друг друга слышали.
В зависимости от количества взрослых и детей в группе воспитатели могут организовать один или два круга, например, один круг – в игровой комнате, а другой – в спальне. Места для проведения сбора должно быть достаточно, чтобы сесть свободно в круг. Дети могут сидеть на ковре или мягком покрытии, на подушках или на стульях. Дети должны чувствовать себя комфортно. Рядом должно быть предусмотрено место для рабочей панели для вывешивания календаря, темы недели, информации на эту тему и Новостей дня.
Дидактическое занятие Утренний сбор
Дидактическое занятие | Утренний сбор |
Воспитатель стремится неукоснительно следовать плану | План можно гибко изменить в зависимости от интересов детей и их потребностей |
План предписывает занятие для всей группы | Выбор деятельности по теме предоставляется сделать детям самостоятельно. Каждый ребёнок выбирает Центр активности. |
Воспитатели говорят всей группе в целом, общаясь с детьми | В большинстве случаев обращение индивидуально к ребёнку |
Воспитатель часто игнорирует просьбы детей и вопросы, потому что они не имеют отношения к теме. | Воспитатель подхватывает и развивает высказываемые детьми идеи и предложения |
Воспитатель чаще всего стоит за большим столом или сидит на большом стуле лицом к детям. | Воспитатель в кругу детей на уровне их глаз |
III.3.1. Задачи Утреннего сбора:
• Установить комфортный социально-психологический климат.
• Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.
• Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга.
• Познакомить детей с новыми материалами.
• Ввести новую тему и обсудить её с детьми.
• Организовать планирование детьми своей деятельности.
• Организовать выбор партнёров.
III.3.2. Задачи Вечернего сбора:
• Пообщаться по поводу прожитого дня.
• Обменяться впечатлениями.
• Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.
• Подвести итог деятельности.
• Продемонстрировать результаты деятельности.
• Отрефлексировать, что получилось, что пока не удалось, почему.
• Проанализировать своё поведение в группе.
III. 4. Вовлечение семьи в образовательный процесс
Нет ни одной программы, которая не уделяла бы внимания работе с семьей. Наличие плана работы с родителями является обязательной составляющей годового плана любого дошкольного учреждения, принципиально важным аспектом его деятельности. Во всех детских садах регулярно проводятся родительские собрания, совместные праздники, досуги, игры и т.д.
Подчеркнем сразу, что в Программе педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения. Этого можно достигнуть только при соблюдении определенных условий с обеих сторон, и одно из этих условий – взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.
Программа основывается на убеждении, что вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения развития детей в детском саду и для использования уже имеющихся интересов и знаний ребенка, источником которых является его семья.
Часто воспитатели считают, что родители привели своего ребенка в детский сад для того, чтобы педагоги работали над его развитием, поскольку они профессионалы и знают, как и чему нужно учить ребенка. Поэтому педагог сам планирует занятия и оценивает работу детей. Программа предлагает принципиально иной подход: выстраивание педагогами продуктивного взаимодействия с семьями необходимо им самим для успеха собственной профессиональной работы с детьми.
Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние – основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны. Конечно, профессионализм педагога чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную заинтересованность в каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Собственно, профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями ребенка.
Маленькие дети чрезвычайно зави
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!