III. 2.4. Как слушать детей и отвечать им — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

III. 2.4. Как слушать детей и отвечать им

2017-12-21 256
III. 2.4. Как слушать детей и отвечать им 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети нуждаются в том, чтобы быть выслушанными. Воспитатель, который активно слушает детей, тем самым сообщает им, что они заслуживают внимания, значимы и интересны для него. Когда дети играют в Центрах (время свободного выбора), педагоги могут пообщаться с отдельными детьми один на один. У всех детей должна быть возможность побыть наедине с воспитателем в качестве одного из вариантов для их свободного выбора. Дети, которые обращаются к воспитателям со своими проблемами, нуждаются во внимании, особенно, если ребенок считает тему или вопрос очень важным.

Когда взрослые слушают внимательно, они

• принимают чувства ребенка.

• проявляют свой интерес, предлагая помощь и поддержку ребенку.

• получают ценную информацию о ребенке.

Такая информация может быть полезна взрослому для того, чтобы в дальнейшем выбрать необходимую стратегию в общении с ребенком.

Иногда у воспитателей нет времени уделить внимание всем детям и применить метод активного слушания.

В этой ситуации нужно сознавать и потребность ребенка поделиться, а также срочную необходимость проявить внимание к кому-либо ещё. Например, предположите, что Вы помогаете ребенку, а другой ребенок подходит к Вам со своей проблемой. В этом случае лучше сказать: «Я должна сейчас помочь Саше. Когда я закончу, я обязательно поговорю с тобой».

Если Вы откладываете просьбу ребенка, Вы должны быть уверены, что

сможете выполнить данное ему обещание, немедленно, как только освободитесь.

Активное слушание – это специфическое умение, считающееся одним из важных аспектов коммуникации. Эта практика полного включения в процесс общения с ребёнком, безусловно, требует абсолютного внимания педагога.

При общении с ребёнком, прежде всего, необходимо установить с ним психологический контакт. Установление контакта – это первый необходимый шаг в общении с ребёнком, первая задача, решение которой возможно при соблюдении следующих условий, а именно:

1. Полное принятие ребёнка, то есть его чувств, переживаний, желаний.

2. Понимание внутреннего состояния ребёнка.

Выяснение – это обращение к ребёнку за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Перефразирование – формулирование той же мысли ребёнка своими словами. В беседе перефразирование состоит в передаче ребёнку его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения педагога для проверки его точности.

При отражении чувств акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на отражении слушающим педагогом чувств, выраженных ребёнком, его установок и эмоционального состояния. Резюмирование – обобщение результатов диалога, общий вывод, подведение итогов беседы и основных идей и чувств ребёнка.

 

Навык общения Что делает педагог
Пауза Сделайте паузу и выслушайте, чтобы предоставить ребёнку время, для того чтобы подумать и ответить. Оставляйте «время на размышление» перед ответом на вопрос. Пауза - перед тем как задать вопрос или ответить на него - предоставляет время для осмысления, и, тем самым улучшает качество диалога, дискуссии и принятия решений.
Перефразирование Перескажите своими словами то, что только что сказал ребёнок. Во время разговора, остановитесь и подведите итог сказанному. Например, «Итак, ты думаешь, что...». Перефразирование поможет ребёнку услышать и прояснить собственные мысли.
Выяснение/Зондирование Задавайте вопросы до тех пор, пока вы не будете иметь полное представление о том, что говорит ребёнок. Мягко направляйте ребёнка, задавая вопросы: «Расскажи мне побольше о...», «Значит, ты думаешь, что...», «Мне интересно...».
Внимание В то время как ребёнок что-то рассказывает вам, обратите внимание на то, какие невербальные сигналы вы посылаете. Нужно обращать внимание не только на то, что вы говорите, но и на тон своего голоса, выражение лица и жесты, и то, как на это реагирует ребёнок.

 

III.3. Групповой сбор

 

Групповым сбором (утренний, вечерний или дневной сбор) называется такое время, когда все дети собираются вместе, и все вместе занимаются каким-то общим делом. Это может быть приветствие друг друга, игра, пение песни, чтение книги, беседа о том, что дети делали во время выходных, планирование деятельности и демонстрация её результатов. Для большинства малышей 3-4 лет максимальный промежуток времени, когда они в состоянии сосредотачивать своё внимание, составляет от пяти до десяти минут. Для детей среднего дошкольного возраста этот промежуток составляет от десяти до пятнадцати минут. Дети старшего дошкольного возраста могут сосредоточиться на одной теме в течение 15- 20 минут. Лучше всего в начале учебного года отводить на групповой сбор лишь несколько минут, постепенно увеличивая его длительность. Групповой сбор должен быть коротким, деловым и весёлым. Важно при этом менять виды деятельности детей.

Групповой сбор предполагает создание атмосферы общения. Это возможность пообщаться: рассказать об увиденном, о чём думаешь, что чувствуешь, чему научился, высказать своё мнение. Воспитатели наблюдают за активностью и настроением детей, организовывают и помогают детям спланировать их деятельность в течение дня. Для решения этих задач удобно рассаживаться в кругу, так, чтобы дети и взрослые видели лица друг друга и хорошо друг друга слышали.

В зависимости от количества взрослых и детей в группе воспитатели могут организовать один или два круга, например, один круг – в игровой комнате, а другой – в спальне. Места для проведения сбора должно быть достаточно, чтобы сесть свободно в круг. Дети могут сидеть на ковре или мягком покрытии, на подушках или на стульях. Дети должны чувствовать себя комфортно. Рядом должно быть предусмотрено место для рабочей панели для вывешивания календаря, темы недели, информации на эту тему и Новостей дня.

Дидактическое занятие Утренний сбор

Дидактическое занятие Утренний сбор
Воспитатель стремится неукоснительно следовать плану План можно гибко изменить в зависимости от интересов детей и их потребностей
План предписывает занятие для всей группы Выбор деятельности по теме предоставляется сделать детям самостоятельно. Каждый ребёнок выбирает Центр активности.
Воспитатели говорят всей группе в целом, общаясь с детьми В большинстве случаев обращение индивидуально к ребёнку
Воспитатель часто игнорирует просьбы детей и вопросы, потому что они не имеют отношения к теме. Воспитатель подхватывает и развивает высказываемые детьми идеи и предложения
Воспитатель чаще всего стоит за большим столом или сидит на большом стуле лицом к детям. Воспитатель в кругу детей на уровне их глаз

III.3.1. Задачи Утреннего сбора:

• Установить комфортный социально-психологический климат.

• Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.

• Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга.

• Познакомить детей с новыми материалами.

• Ввести новую тему и обсудить её с детьми.

• Организовать планирование детьми своей деятельности.

• Организовать выбор партнёров.

 

 

III.3.2. Задачи Вечернего сбора:

• Пообщаться по поводу прожитого дня.

• Обменяться впечатлениями.

• Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.

• Подвести итог деятельности.

• Продемонстрировать результаты деятельности.

• Отрефлексировать, что получилось, что пока не удалось, почему.

• Проанализировать своё поведение в группе.

 

III. 4. Вовлечение семьи в образовательный процесс

Нет ни одной программы, которая не уделяла бы внимания работе с семьей. Наличие плана работы с родителями является обязательной составляющей годового плана любого дошкольного учреждения, принципиально важным аспектом его деятельности. Во всех детских садах регулярно проводятся родительские собрания, совместные праздники, досуги, игры и т.д.

Подчеркнем сразу, что в Программе педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения. Этого можно достигнуть только при соблюдении определенных условий с обеих сторон, и одно из этих условий – взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.

Программа основывается на убеждении, что вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения развития детей в детском саду и для использования уже имеющихся интересов и знаний ребенка, источником которых является его семья.

Часто воспитатели считают, что родители привели своего ребенка в детский сад для того, чтобы педагоги работали над его развитием, поскольку они профессионалы и знают, как и чему нужно учить ребенка. Поэтому педагог сам планирует занятия и оценивает работу детей. Программа предлагает принципиально иной подход: выстраивание педагогами продуктивного взаимодействия с семьями необходимо им самим для успеха собственной профессиональной работы с детьми.

Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние – основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны. Конечно, профессионализм педагога чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную заинтересованность в каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Собственно, профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями ребенка.

Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи. Семья обеспечивает ребенку в этом возрасте и еще долгие годы будет поддерживать такие важные составляющие жизни, как:

• физическое благополучие. Это и еда, и одежда, и жилище – со всеми мелкими, но важными составляющими. Это конечно и забота о здоровье ребенка;

• эмоциональное благополучие – это собственно родительская любовь и ласка, так необходимые малышу. Это поддержка и ощущение безопасности, которые исходят от членов семьи, которые всегда рядом. Это постоянное внимание и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• это условия для развития – возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть и общаться, получать новые впечатления, игрушки, книжки и прочее;

• наконец, это просто готовность принимать малыша таким, какой он есть, прощать ему то, за что могут осудить малознакомые люди или на что могут сурово (и, возможно, не всегда справедливо) отреагировать педагоги.

Поэтому очень важно, чтобы персонал детского сада - от заведующей до младшего воспитателя – признавал главенствующую роль семьи.

К тому времени, как ребенок пришел в детский сад, он успел научиться множеству вещей – от способов пользоваться чашкой, до бросания мяча. Он уже, как правило, умеет говорить в соответствии с нормами развития, а даже в 2-х летнем возрасте это уже может быть около 300 слов – ребенок уже собеседник. Дети уже любят слушать сказки и рассматривать книжки – всему этому научила его семья.

Образование в дошкольной организации «надстраивается» над этими отношениями ребенка и семьи. Предоставляя родителям возможность участия во всех аспектах деятельности Организации, педагоги увеличивают шансы ребенка на преуспевание и хороший эмоциональный фон. И что очень важно для самих педагогов – они тоже получают шансы на лучшие результаты своей профессиональной работы.

Поэтому важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке. Общение с родителями по поводу детей – важнейшая обязанность педагогического коллектива. Все семьи заинтересованы в том, чтобы дети хорошо развивались и учились общаться со сверстниками.

Тем не менее, в детских садах на этапе, когда ребенок поступает в детский сад, нередко существует взаимная настороженность между педагогами и родителями. Этот факт подтверждается социологическими опросами.

Чтобы преодолеть эту настороженность и установить партнерские отношения с семьей, педагоги должны понять, что недоверие родителей к ним может быть вызвано объективными причинами. Например, причиной может стать и собственный негативный опыт – ведь многие мамы и папы сами ходили в детский сад и воспоминания могут быть не самыми лучшими. Кроме того, педагоги и сами родители; чтобы понять чувства других родителей, воспитатель может припомнить, например, взаимоотношения с учителем своего ребенка - возможно, и они не всегда складывались наилучшим образом.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.