Pjankova Anastasia Vasilevna, — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Pjankova Anastasia Vasilevna,

2017-12-13 241
Pjankova Anastasia Vasilevna, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Graduate Student, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Keywords: health-saving technologies, students with speech impairments, dysarthria, acquirements of reader activity, pre-school educational organization.

Abstract. The article describes the need to use health-saving technologies by aspeech language pathology in formation acquirements of reader activity from elder preschoolers with dysarthria.

 

На современном этапе развития общества и образования в Российской Федерации особое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения, которое является одним из его важнейших результатов, что закреплено в ряде документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [5] и дошкольного образования [4] и др. Из этого следует, что одним из направлений работы образовательной организации в целом и учителя-логопеда в частности выступает здоровьесбережение обучающихся, реализуемое непрерывно и целенаправленно.

Крайне актуально реализовывать данное направление при обучении детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами, что обусловлено неравномерностью созревания различных функциональных систем у растущего организма ребенка (Т. В. Ахутина) [1], а также особенностями личностного и физического развития дошкольника с дизартрией, обусловленными речевым дефектом, и требующие своевременной, комплексной коррекции.

Формирование навыков читательской деятельности, под которой понимается владение технической и смысловой сторонами навыка чтения, наличием мотива к данной деятельности и рефлексии на прочитанное (Е. Л. Гончарова) [2]; в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с нормативным развитием и для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речевого развития, осуществляется только в период школьного обучения [4; 5].

В период дошкольного обучения, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, формирование указанной компетенции не предполагается. Подготовка к обучению грамоте дошкольников осуществляется педагогами по желанию родителей либо в дошкольной образовательной организации общего образования, либо дополнительно [4].

Как правило, обучение грамоте начинается уже в дошкольный период с целью подготовки воспитанников к школе. Соответственно возрастает нагрузка на различные анализаторные, костную, мышечную системы, так как ребенку необходимо определенное время сидеть за партой, принимая правильную позу, сосредотачиваться на предлагаемом материале, ориентироваться на листе бумаги и целенаправленно направлять и удерживать взгляд на странице и строке текста.

Для удовлетворения запросов родителей и реализации здоровьесберегающего направления работы учителю-логопеду при формировании навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией необходимо активно включать соответствующие технологии. То есть, совместно с технологиями логопедического обследования, коррекционно-развивающими, инновационными и др. логопед применяет здоровьесберегающие, под которыми, Н. К. Смирнов понимает системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся [3].

Применение здоровьесберегающих технологий логопедом осуществляется на каждом занятии с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, примерами которых могут быть следующие:

· зрительная гимнастика способствует снятию напряжения глаз, тренировке зрительно-моторной координации, аккомодации зрительного анализатора, профилактике миопии. При этом используются различные упражнения, смена режима труда и отдыха, специальная организация рабочей зоны, подбор яркого и крупного наглядного материала;

· релаксационная гимнастика способствует снятию эмоционального напряжения, физических зажимов, чувства беспокойства при помощи специальных упражнений («камень-песок», «сосулька»);

· сказкотерапия необходима для развития эмоциональности, связной речи, нормализации моторики речевой мускулатуры;

· физкультминутки необходимы для смены видов деятельности, помогают снять умственное и эмоциональное и физическое напряжение, повысить внимание и работоспособность, устранить утомление.

Перечисленные здоровьесберегающие технологии применяются в тесной взаимосвязи с развивающими, коррекционно-образовательными и др. Применение перечисленных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять внимание, поддерживать работоспособность, помогают сохранять и укреплять здоровье воспитанников дошкольной образовательной организации. Также укрепление здоровья обучающихся с дизартрией способствует закреплению условно-рефлекторных связей, формируемых на занятиях, более быстрой и продуктивной коррекции речи и других психических функций.

Учитель - логопед дошкольной образовательной организации обязательно должен использовать различные здоровьесберегающие технологии в их тесной взаимосвязи с другими, что позволяет сделать коррекционный процесс наиболее эффективным и достичь необходимых результатов.

Литература:

1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С. 21 – 28.

2. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис… кандидата педагогических наук: 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна. - Ин-т кор. пед-ки – Москва, 2009. – 42 с.

3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: «Просвещение», 2014. – 22 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М.: «Просвещение», 2014. – 261 с.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОСТОЯНИЕЗДОРОВЬЯ У БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Серова Нина Борисовна,

кандидат педагогических наук, директор,Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, заведующий кафедрой, кафедра сервиса и оздоровительных технологий, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620078 Екатеринбург, ул. Коминтерна, 14; e-mail: [email protected]


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.