О чем ты много слышал, но знаешь не все. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

О чем ты много слышал, но знаешь не все.

2017-12-13 397
О чем ты много слышал, но знаешь не все. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все растет, все изменяется. Ты тоже с каждым годом изменяешься, потому что растешь и развиваешься.

· Ты знаешь свой рост? · Неточно?

Тогда давай проведем небольшое исследование. Выполним практическую работу "Измерение длины тела".

Оборудование: ростомер.

Ход работы. При измерении длины тела обследуемый встает на платформу ростомера спиной к вертикальной стойке. Пятки, ягодицы и межлопаточная область касаются стойки, руки вдоль туловища. Пятки вместе, носки слегка разведены. Скользящую планку ростомера мы осторожно опускаем на голову. Отсчет ведем по вертикальной стойке от платформы ростомера. Измерения проводим с точностью до 0,5 см.

Наблюдения: полученный результат занесем в журнал мониторинга процесса роста или запишем в дневник самонаблюдений.

Задание: Сравни свой показатель длины тела с вариантами, представленными в таблице (слайд).

·Какой рост можно считать нормой? На поставленный вопрос можно ответить, если внимательно поработать с таблицами, представленными на слайде. Теперь ты точно знаешь и величину длины своего тела, и его характеристику. Сделай вывод.

Из "лилипутов" в "великаны"

"Я самый маленький в классе, могу ли я вырасти и стать высоким?». "Мне уже 8 лет, а рост всего 128 см. Что делать?" Нередко такие вопросы можно услышать от школьников. Стремление мальчиков и девочек дотянуть хотя бы до среднего роста, конечно, достойно уважения. Хорошо, если ты ростом выше среднего или высокий. Хотя в этом твоей заслуги может и не быть. Известно же, что рост ребенка зависит от роста его родителей. Ученые даже формулы определили по которым можно вычислить показатель длины тела во взрослом состоянии. Для мальчиков расчет ведется по формуле: (рост отца + рост матери*1,08):2 =? Для девочек: (рост отца*0,923 + рост матери):2 =?

А вдруг окажется, что твой рост будет ниже среднего. · Можно ли его как-то увеличить? Да, можно! Оказывается, длина тела зависит не только от наследственности. Но... в период развития ребенка процесс роста организма также зависит от образа его жизни! Значит, изменив образ жизни, можно изменить и темпы прироста длины тела. Коротко можно сказать так: р о с т о м м о ж н о у п р а в л я т ь!...

Опыт проведенных занятий с учащимися города Челябинска показывает высокий интерес школьников к такой форме внеурочных занятий, которые приобщают их к научно-исследовательской деятельности и формируют опережающее мышление.

Литература:

1. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-ое изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.

2. Шибкова, Д. З. Наука быть здоровым: Учебное пособие для учащихся /Д. З. Шибкова. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1997. – 160 с.

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Югова Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра анатомии, физиологии и валеологии, факультет физической культуры, спорта и безопасности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: здоровый образ жизни; профессиональная деятельность; компетентностная модель.

Аннотация. В статье рассмотрена актуальность формирования компетентностной модели здорового образа жизни выпускников педагогического вуза. Обоснована социальная необходимость ее разработки на основе имеющейся законодательной базы. Выделены основные структурные компоненты и функции.

 

COMPETENCE MODEL HEALTHY LIFESTYLES GRADUATES OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Yugova Elena Anatolievna

Doctor of Biology, Professor, Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Faculty of Physical Education, Sports and Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

 

Keywords: healthy lifestyle; professional activity; competence model.

Abstract. The article discusses the relevance of the formation of competence model of a healthy lifestyle pedagogical high school graduates. The social necessity of its development based on the existing legislative base is substantiated. The main structural blocks and functions are distinguished.

Базовая компетентность выпускника педагогического вуза заключается в умении организовать такую образовательную, в которой становится возможным достижение образовательных результатов подростка и ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Безусловно, что будущий преподаватель или учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает. Необходимость разработки компетентностной модели здорового образа жизни выпускника педагогического вуза обусловлена национальной Доктриной развития образования и федеральной программой развития образования [3].

Несмотря на отсутствие в действующих ФГОС третьего поколения для педагогического образования отдельно прописанных требований к формированию у студентов здоровьесберегающей компетентности, позволяющей формировать культуру здоровья индивида и дающую возможность применять знания по вопросам здорового образа жизни в дальнейшей профессиональной деятельности, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предусматривает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [1; 2].

В планируемых к реализации на сегодняшний день стандартах ФГОС3+ в рамках педагогического образования, уже реализуемых по ряду направлений, в частности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата), в перечне профессиональных задач, в блоке профессиональной деятельности отдельно выделено использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности, обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе [2].

Для выполнения требований перечисленных документов выпускник педагогического вуза должен быть здоров, стремится вести здоровый образ жизни, уметь применять знания и практические навыки в своей дальнейшей профессиональной деятельности, то есть должен владеть компетенциями, направленными на формирование ЗОЖ.

В современных условиях формирование компетентностной модели здорового образа является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных знаний (гносеологический компонент), ценностных отношений (ценностно-смысловой компонент) и специальных умений (деятельностный компонент) [3].

Гносеологический компонент педагога включает знания теоретических и практических основ медико-биологических дисциплин, в том числе: 1) морфофункциональные особенности организма человека в процессе онтогенеза; 2) нейрофизиологию и физиологию высшей нервной деятельности подростков; 3) физиологические механизмы психических процессов и состояний; 4) возрастные особенности протекания физиологических функций и психофизиологических процессов.

Ценностно-смысловой компонент объединяет ценностное отношение студента к событиям, к людям, к себе, в том числе и к собственному здоровью, его готовность к проявлению личной инициативы; готовность реализовывать здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент включает: умения использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса, владение методиками изучения функционального состояния организма, способность принятия решений в нестандартных профессиональных ситуациях, реализовывать функции «педагог-исследователь».

Компетентностная модель здорового образа отражает такие функции как познавательная, творческая, социально-психологическая и профессиональная.

1. Познавательная функция отражает заинтересованность студента своим здоровьем. Эту функция проецируется через следующие компетенции:

– глубокое знание изучаемой дисциплины, включая знание истории ее развития, основных ее закономерностей, связей этой дисциплины со связями различных разделов дисциплины между собой;

– способность критически подходить к изучаемой дисциплине, включая анализ ее внутренней логики, выявление ее сильных и слабых сторон, анализ принятых ограничений (в том числе и по умолчанию) и их обоснованность применительно к конкретной ситуации; способности применения полученных знаний к решению практических задач;

– способность самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, включая самостоятельное определение этих источников.

2. Творческая функция проявляется в умении рассмотреть состояние индивидуального здоровья с разных точек зрения; гибко адаптироваться в современных направлениях, связанных с формированием здорового образа жизни; составлять индивидуальную траекторию развития в области сохранения и поддержания здоровья. Эту функция проецируется через следующие компетенции:

– способность отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных величин, новые подходы к известным проблемам, выявлять возможности практического применения закономерностей известных дисциплин в нетрадиционных ситуациях;

– умение выявлять основные противоречия в изучаемых вопросах и задачах, способность решать «нестандартные» задачи, в том числе из областей, внешне далеких от исходной дисциплины;

– способность ставить новые задачи и проблемы.

3. Социально-психологическая функция проявляется в распространении знаний о здоровом образе жизни, в том числе и в дальнейшей профессиональной деятельности, активном участии в мероприятиях различного уровня, связанных с решением проблем здоровья и здорового образа жизни. Эта функция транслируется через следующие компетенции:

– способность следовать нормам принятого в обществе социального поведения, в том числе в отношениях с руководителями и подчиненными;

– умение видеть и понимать мир как единое целое, осознавать свое место в нем, включая способность целеполагания, выбора средств для достижения поставленной цели и их планомерного применения;

– способность принятия решений, в том числе и «неприятных» решений.

4. Профессиональная функция проявляется в умении организовывать здоровьесберегающее образовательное пространство, учитывая санитарно-гигиенические нормативы и психофизиологические особенности учащихся. Эта функция проецируется через следующие компетенции:

– глубокие, критические знания как дисциплин, определяемых профессиональной деятельностью, так и «смежных» дисциплин, включая способность самостоятельного выявления перечня «смежных» дисциплин;

– способность анализа основных противоречий, возникающих в рамках профессиональной деятельности, включая прогнозирование возможных конфликтов;

– умение творческого решения реальных практических задач профессиональной деятельности, а также постановки новых задач.

Составляющие компетентностной модели здорового образа позволяют оказывать влияние на развитие здоровьесберегающего мышления студентов, детерминирующего (на наш взгляд) определяющую роль в жизнедеятельности человека.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям). Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://fgosvo.ru/.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://fgosvo.ru/.

3. Югова, Е. А. Разработка структуры и содержания смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов / Е. А. Югова // Педагогическое образование в России.- 2016. - № 1. – С. 110-115.

 

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.