Golubeva Tatyana Bronislavovna, — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Golubeva Tatyana Bronislavovna,

2017-12-13 253
Golubeva Tatyana Bronislavovna, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Candidate of Technology, Associate Professor, Department of Service and Recreational Technologies, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

 

Key words: distance learning technology; valeology; sense of responsibility.

Abstract. The authors show the connection between «human health - the presence of a sense of responsibility». The authors show their experience teaching the course of valeology for the humanities in conditions of distance learning.

 

Известно, что наибольшее влияние на состояние здоровья человека оказывает образ жизни. В этой связи представляется целесообразным рассмотрение проблемы формирования чувства ответственности за состояние собственного здоровья у молодежи. В свете этики ответственности, по В. А. Канке, здоровье как ответственность – это принцип [2].

К примеру, ряд исследователей показывают связь наличия чувства ответственности с состоянием здоровья человека, прежде всего с наличием или отсутствием пограничных психических расстройств – нарциссизма, депрессии (эйфории), истерии, а также с соматическими заболеваниями. Так, психиатр И. Л. Гушанский отмечает, что многие пограничные расстройства человеческой психики обусловлены бегством от себя: «Реакция бегства от себя сочетается со стремлением уйти от ответственности, возложить ответственность за свою судьбу на других. Особенно выражена эта тенденция у личностей с преобладанием зависимости, стремящихся к симбиозу с теми, кого они считают способными защитить их, взять на себя ответственность за их жизнь. Так как в нашем обществе число ответственных, зрелых, сформированных личностей удручающе мало, то наблюдается настоящая эпидемия стремлений возложить ответственность на другого, не решать того, что ты должен был бы сделать сам. Безответственное общество рождает безответственных людей – и это порочный круг» [1]. Манипулятивные технологии общения больных пограничными расстройствами психики имеют ту же безответственную направленность [4, с. 132]. В специальной литературе подчёркивается, что корни пограничных психических расстройств таких как нарциссизм, депрессии, истерии имеют педагогическую природу, прежде всего неправильное воспитание в семье [4, с. 47, 83, 148-150]. Следует отметить, что в современной ситуации формирование ответственного поведения у населения затруднено и тем, что его антипод навязывается обществу в сети Интернет, деятельностью некоторых коммерческих и политических организаций, ряда средств массовой информации.

При этом известно, что отсутствие чувства ответственности может спровоцировать серьёзное соматическое заболевание: «Причиной многих болезней и несчастных случаев является работа бессознательного в человеке, поскольку так можно избежать ответственности, уйти от реальности или удовлетворить чувство вины, депрессия, тревога или печаль – мощные детонаторы, провоцирующие серьёзные болезни, например, рак» [5, с. 383-384]. Ряд исследований посвящены проблеме связи причины соматического заболевания и локуса контроля, зависящего от сформированности у личности чувства ответственности. Показано, что внутренний локус контроля коррелирует с низким уровнем депрессии, положительно влияет на психологическое и клиническое восстановление. В целях реабилитации более важно изменять локус контроля в ходе психотерапевтических мероприятий [4, с. 223].

Целью настоящей публикации является обобщение педагогического опыта авторов по проблеме формирования чувства ответственности за состояние, как собственного, так и общественного здоровья у молодежи в условиях дистанционной технологии обучения. В Уральском федеральном университете дисциплина «Валеология» реализуется для направления 38.03.03 «Управление персоналом». Цель освоения дисциплины – формирование у студентов готовности вести здоровый образ жизни. Валеология включена в учебный план подготовки бакалавров, обучающихся по дистанционной форме, в качестве аналога дисциплины «Физическая культура». Содержание лекций и контрольные материалы для обратной связи в форме заданий определенной тематики размещены на платформе ГИПЕРМЕТОД. Перед изучением курса студентам в режиме Web-нара читается установочная лекция; по окончании курса перед проведением зачета в форме тестирования в режиме Web-наров проводится собеседование по итогам освоения курса и консультация. Текущие консультации осуществляются в режиме «вопрос-ответ» на платформе ГИПЕРМЕТОД. По условиям освоения студенты еженедельно получают новый лекционный материал и задание для самостоятельной работы с критериями оценивания, к которым относятся соответствие решения выданному заданию, соблюдение сроков выполнения, полнота ответа, оформление.

Исходя из вышеописанного, авторская концепция преподавания курса «Валеология» предусматривает выделение в качестве основного блока информации, посвященного формированию чувства ответственности за состояние собственного здоровья путем привития обучающимся ценностей здорового образа жизни. Так как семестр обучения состоит из пятнадцати учебных недель, весь материал разбит на 15 блоков, из которых 11 посвящены формированию готовности корректировать собственный образ жизни в соответствии с критериями здорового образа жизни.

Возвращаясь к теме личной ответственности за состояние собственного здоровья, отметим, что по А. А. Гуссейнову и И. С. Кону, «ответственность – это соответствие моральной деятельности личности её долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности» [3]. В курсе выделены обязанности (долг) личности по отношению к своему и общественному здоровью: соблюдение гигиены и требований законодательства в области охраны здоровья; физическая культура и рекреация; иммунная профилактика; закаливание; культура психического здоровья, питания, сексуальной жизни; экологическая культура; ответственное самолечение и другие аспекты. В лекционной части учебно-методического комплекса приведены не только теоретические материалы, но и выдержки из произведений отечественной литературы, стимулирующих обучающихся сделать выбор в пользу сохранения собственного здоровья. К примеру, в разделе «Терморегуляция» материал о необходимости подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями иллюстрируется эпизодом из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство», описывающим нелепую смерть матери главного героя. В качестве практических заданий студентам предлагается рассматривать события собственной жизни с точки зрения валеологических требований: режим дня, двигательную активность, организацию питания и отдыха, поведение в быту и др. Разумеется, что материалы с откровенными ответами студентов не подлежат разглашению.

К выявленным трудностям формирования готовности вести здоровый образ жизни в условиях дистанционной формы обучения можно отнести: нерегулярность занятий значительной части обучающихся, наличие немногочисленных фактов, когда одно и тоже решение, в котором подразумевалась выражение личностной позиции, выдавались разными людьми.

Можно сформулировать критерии наличия /отсутствия чувства ответственности по отношению к сохранению здоровья: во-первых, выполнение долга по поддержанию как собственного, так и общественного здоровья – ответственный человек ищет способы их выполнения, безответственный – ищет причины, по которой их исполнение становится невозможным; во-вторых, ответственный человек как бы «заражает» своей тягой к здоровому образу жизни более инертных людей, а безответственные люди прививают нездоровые привычки и традиции другим. В соответствии с этими критериями были проанализированы результаты анкетирования по итогам изучения курса «Валеология» с участием 47 респондентов (январь-июнь 2017 года); их возраст - 20-42 года, имеют собственные семьи и являются родителями 42,5% опрошенных. Оказалось, что идея курса – способствовать формированию чувства ответственности за состояние собственного и общественного здоровья – нашла понимание у большинства респондентов (66,0%; позиции «я прислушался к данным рекомендациям и стараюсь сам отказаться от некоторых нездоровых привычек, убедить окружающих» и «я прислушался к некоторым рекомендациям и буду стараться претворять их в жизнь»), при этом ярко выделялось стремление родителей прививать основы здорового образа жизни своим детям. Только 4,25% опрошенных сформулировали свою позицию: «я веду тот образ жизни, который мне удобен и не планирую его изменять даже, если он не совсем здоровый», эти студенты относились к группе сдавших все задания накануне зачета.

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что в условиях дистанционной формы обучения при наличии желания студента и соответствующего методического обеспечения возможно формирование компетенции, связанной с готовностью вести здоровый образ жизни.

Литература:

1. Гушанский, И. Л. Дух, душа, психиатрия / И. Л. Глушанский // Человек, 2003. - № 4. - С. 139.

2. Канке, В. А. Современная этика: учебник / В. А. Канке. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – С. 358.

3. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гуссейнова, И.С. Кона. – Москва: Политиздат, 1989. – С. 232.

4. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях: монография / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. - Москва: SvR-Аргус, 1995. – 360 с.

5. Соммэр, С. Д. Мораль XXI века / С. Д. Соммэр, Пер. с исп. – Москва: ООО Издательский дом «София», 2004. – 528 с.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.