
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Существуют разные точки зрения на понимание сути информационной культуры и ее структуры, обусловленные сложностью самого явления [12]. Моделирование ИК личности, по мнению В. А. Бородиной, может осуществляться по следующим основаниям[8]:
1. Информационная культура речевой деятельности структурируется по ее видам: слушание, говорение, чтение, письмо, в процессе которых происходит восприятие информации, ее осмысление, переживание, запоминание и продуцирование результатов внутреннего и внешнего информационного процесса. В случаях отклонения от нормального психофизиологического развития речевой деятельности этот процесс иной (например, для глухих, слепых, слепоглухонемых).
2.Информационная культура в зависимости от продуктов культурной деятельности дифференцируется по видам: живопись, музыка, театральные постановки и другие зрелищные мероприятия, скульптура, архитектура, прикладное искусство и т. д.
3.По включенности каналов восприятия информационная культура делится на одноканальное, двухканальное и многоканальное восприятие. Этот же подход к структурированию ИК обозначается в других терминах: аудиальное восприятие (акустический ряд: речь, звук, музыка); визуальное (зрительный ряд: текст, картины, схемы и др.); аудиовизуальное и мультимедийное (сочетание зрительных и акустических рядов: мультимедийные компьютерные программы, театральные постановки, телевидение, кино, природные явления).
Таким образом, в процессе информационной деятельности большую роль играют органы чувств: зрение (видим), слух (слышим), осязание (вкус), обоняние (запах), тактильность (прикосновение).
ИК чаще всего понимается нами в триаде: библиотечно-биб-лиографические знания, читательская культура, компьютерная грамотность, имеющие общую основу– восприятие знаковой информации (текстовой, графической, символьной).
4.Целесообразно создавать интегральные модели, включающие разнообразные признаки и характеристики, относящиеся к ИК.
В. А. Бородина предлагает четыре модуля характеристик информационной культуры:
· аксиологический (ценностный)обусловлен ценностями культу-
ры, приоритетами общечеловеческих духовных ценностей;
·личностный – отражает информационные качества личности;
·деятельностный – систематизированная совокупность знаний, определяющаяуровень информационной деятельности;
·коммуникативно-коммуникационный–показывает информационное взаимодействие и возможности функционирования информации в обществе (с помощью различных материальных носителей).
ИК может включать и другие модули, например: мотивационнопотребностный; модуль речевой деятельности; культурологический (восприятие различных видов искусств); коммуникативный; компьютерный и компьюникативный (освоение компьютерной техники, получение информации и общение с помощью информационных технологий); мультимедийный; библиотечно-библиографический;семейно-бытовойинформации, обеспечивающей повседневную жизнедеятельность человека; библиофильство и коллекционирование; ведение домашней библиотеки, архива и медиатеки;валеолого-экологическиймодуль и модуль информационной безопасности;оценочно-рефлексивныйи т. д.
Существует теория информационного развития личности (ИРЛ), состоящая из следующих аспектов [8]:
·структура личности;
·сфера информационного развития личности;
·уровень информационного развития;
·зона ближайшего развития;
·пути информационного развития;
·закономерности, функции, принципы ИРЛ;
·источник движущих сил ИРЛ – противоречия;
·концепция ИРЛ;
·понятийный аппарат и тезаурус ИРЛ;
·содержание ИРЛ;
·технологии, средства, методы ИРЛ;
·квалитология и квалиметрия ИРЛ;
·информационно-социальнаясреда;
·социальные институты, влияющие на ИРЛ;
·библиотека как служба психологической поддержки ИРЛ.
В результате изучения данной теории студент должен овладеть следующими умениями и навыками: свободно ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для учебной или научноисследовательской работы; использовать систему информационных изданий как средство слежения за документальным потоком по профилю изучаемой специальности; владеть методамианалитико-синтетической переработки информации; применять на практике основные методы свертывания информации; знать правила библиографического описания, выделения ключевых слов, аннотирования и реферирования[9].
«Информационная культура личности», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и некоторые другие характеристики составляют структуру культуры чтения личности.
Термин «культура чтения» существует только в русском языке, а, например, в английском есть терминыreading habits (навыки чтения), reading knowledge, reading skills (умение читать), reading taste (вкус к чтению, читательский вкус). Очевидно, что все они лишь приближаются к сущности анализируемого понятия. Понятие «культура чтения» является в российском пространстве объектом изучения многих дисциплин, здесь накоплен значительный фактографический и теоретический материал, дающий представление об этом феномене [22].
Формирование информационной культуры, построение общества знания невозможно без привлечения к чтению, без любви к книге, «тяги» к чтению и библиотеке еще с дошкольного возраста, без осознания чтения как труда и творчества – то есть без культуры чтения.
В американском библиотековедении информационная грамотность определяется как умение выживать в информационном веке. Основные составляющие этого умения: получение доступа к информации, навыки поиска, отбора, оценки, использования. С информационной грамотностью тесно связано понятие компьютерной грамотности. Президент ИФЛА Кай Расерока раскрывает понятие «информационной грамотности» через термины, определяющие различные его аспекты, главными из них, по его мнению, являются следующие:
·компьютерная грамотность;
·информационно-технологическаяграмотность;
·интерактивная компетентность;
·компетентное пользование ресурсами библиотек, Интернета и медиаресурсами;
·многосторонняя компетентность;
·вербальная грамотность;
·визуальная компетентность [144].
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!