Формирование структуры понятия «информационная культура» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Формирование структуры понятия «информационная культура»

2017-11-28 702
Формирование структуры понятия «информационная культура» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существуют разные точки зрения на понимание сути информационной культуры и ее структуры, обусловленные сложностью самого явления [12]. Моделирование ИК личности, по мнению В. А. Бородиной, может осуществляться по следующим основаниям[8]:

1. Информационная культура речевой деятельности структурируется по ее видам: слушание, говорение, чтение, письмо, в процессе которых происходит восприятие информации, ее осмысление, переживание, запоминание и продуцирование результатов внутреннего и внешнего информационного процесса. В случаях отклонения от нормального психофизиологического развития речевой деятельности этот процесс иной (например, для глухих, слепых, слепоглухонемых).

2.Информационная культура в зависимости от продуктов культурной деятельности дифференцируется по видам: живопись, музыка, театральные постановки и другие зрелищные мероприятия, скульптура, архитектура, прикладное искусство и т. д.

3.По включенности каналов восприятия информационная культура делится на одноканальное, двухканальное и многоканальное восприятие. Этот же подход к структурированию ИК обозначается в других терминах: аудиальное восприятие (акустический ряд: речь, звук, музыка); визуальное (зрительный ряд: текст, картины, схемы и др.); аудиовизуальное и мультимедийное (сочетание зрительных и акустических рядов: мультимедийные компьютерные программы, театральные постановки, телевидение, кино, природные явления).

Таким образом, в процессе информационной деятельности большую роль играют органы чувств: зрение (видим), слух (слышим), осязание (вкус), обоняние (запах), тактильность (прикосновение).

ИК чаще всего понимается нами в триаде: библиотечно-биб-лиографические знания, читательская культура, компьютерная грамотность, имеющие общую основу– восприятие знаковой информации (текстовой, графической, символьной).

4.Целесообразно создавать интегральные модели, включающие разнообразные признаки и характеристики, относящиеся к ИК.

В. А. Бородина предлагает четыре модуля характеристик информационной культуры:

· аксиологический (ценностный)обусловлен ценностями культу-

ры, приоритетами общечеловеческих духовных ценностей;

·личностный – отражает информационные качества личности;

·деятельностный – систематизированная совокупность знаний, определяющаяуровень информационной деятельности;

·коммуникативно-коммуникационный–показывает информационное взаимодействие и возможности функционирования информации в обществе (с помощью различных материальных носителей).

ИК может включать и другие модули, например: мотивационнопотребностный; модуль речевой деятельности; культурологический (восприятие различных видов искусств); коммуникативный; компьютерный и компьюникативный (освоение компьютерной техники, получение информации и общение с помощью информационных технологий); мультимедийный; библиотечно-библиографический;семейно-бытовойинформации, обеспечивающей повседневную жизнедеятельность человека; библиофильство и коллекционирование; ведение домашней библиотеки, архива и медиатеки;валеолого-экологическиймодуль и модуль информационной безопасности;оценочно-рефлексивныйи т. д.

Существует теория информационного развития личности (ИРЛ), состоящая из следующих аспектов [8]:

·структура личности;

·сфера информационного развития личности;

·уровень информационного развития;

·зона ближайшего развития;

·пути информационного развития;

·закономерности, функции, принципы ИРЛ;

·источник движущих сил ИРЛ – противоречия;

·концепция ИРЛ;

·понятийный аппарат и тезаурус ИРЛ;

·содержание ИРЛ;

·технологии, средства, методы ИРЛ;

·квалитология и квалиметрия ИРЛ;

·информационно-социальнаясреда;

·социальные институты, влияющие на ИРЛ;

·библиотека как служба психологической поддержки ИРЛ.

В результате изучения данной теории студент должен овладеть следующими умениями и навыками: свободно ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для учебной или научноисследовательской работы; использовать систему информационных изданий как средство слежения за документальным потоком по профилю изучаемой специальности; владеть методамианалитико-синтетической переработки информации; применять на практике основные методы свертывания информации; знать правила библиографического описания, выделения ключевых слов, аннотирования и реферирования[9].

«Информационная культура личности», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и некоторые другие характеристики составляют структуру культуры чтения личности.

Термин «культура чтения» существует только в русском языке, а, например, в английском есть терминыreading habits (навыки чтения), reading knowledge, reading skills (умение читать), reading taste (вкус к чтению, читательский вкус). Очевидно, что все они лишь приближаются к сущности анализируемого понятия. Понятие «культура чтения» является в российском пространстве объектом изучения многих дисциплин, здесь накоплен значительный фактографический и теоретический материал, дающий представление об этом феномене [22].

Формирование информационной культуры, построение общества знания невозможно без привлечения к чтению, без любви к книге, «тяги» к чтению и библиотеке еще с дошкольного возраста, без осознания чтения как труда и творчества – то есть без культуры чтения.

В американском библиотековедении информационная грамотность определяется как умение выживать в информационном веке. Основные составляющие этого умения: получение доступа к информации, навыки поиска, отбора, оценки, использования. С информационной грамотностью тесно связано понятие компьютерной грамотности. Президент ИФЛА Кай Расерока раскрывает понятие «информационной грамотности» через термины, определяющие различные его аспекты, главными из них, по его мнению, являются следующие:

·компьютерная грамотность;

·информационно-технологическаяграмотность;

·интерактивная компетентность;

·компетентное пользование ресурсами библиотек, Интернета и медиаресурсами;

·многосторонняя компетентность;

·вербальная грамотность;

·визуальная компетентность [144].


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.