История изучения читателей в России — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История изучения читателей в России

2017-11-28 2244
История изучения читателей в России 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Первые упоминания о читателях или чтении содержат источники, относящиеся по времени к античности, а исследования, посвященные изучению, анализу чтения как деятельности или социального явления, а значит, изучению читателей, появились в России значительно раньше, чем за границей – в начале XIX в. [67].

Процесс изучения читателей в России делится на несколькопе риодов.

Первый период (дореволюционный) длился с XIX в. до 1917 г. Он связан с именами Н. А. Корфа, А. С. Пругавина, А. П. Мичурина, В. И. Орлова и Х. Д. Алчевской, которой была разработана специальная методика по выявлению мнений учениц вечерней школы о прочитанном. Особенность исследований Х. Д. Алчевской заключалась в изучении читательских интересов, степени их восприимчивости к художественным произведениям. Она продолжила работу Н. А. Корфа по созданию каталога народной библиотеки, выпустив три тома указателя «Что читать народу?»(1884–1890).

Наибольший вклад в изучение читателей внес. НА. Рубакин – библиограф, библиотековед, социолог, публицист. Он впервые изучил читателей по специально разработанной программе и описал результаты в своих трудах: «Этюды о русской читающей публике» (1895), а также «Психология читателя и книги, или библиопсихология» (1911).

Последующие периоды относятся к советскому времени.

Второй период (1917 г. – конец1930-хгг.) характерен исследованием психологических аспектов чтения и влияния чтения на личность, которые были описаны в работах А. Я. Виленкина, А. А. Гайворовского, П. И. Гурова, А. А. Покровского и некоторых других исследователей.

Третий период исследований начался вконце50-хгг. и продлился до середины80-хгг. XX в.

Четвертый период изучения читателей проходил с конца80-хдо начала90-хгг. XX в. В этот период сектор социологии чтения Государственной библиотеки СССР им. Ленина (ГБЛ) – в настоящее время Российская государственная библиотека (РГБ) – провел такие исследования, как: «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», «Библиотека и семейное чтение», «Место личных собраний в системе обслуживания населения книгами»(1983–1985).Среди региональных исследований чтения наиболее масштабные были проведены в1990-хгг. ГПНТБ СО РАН, позже они дали глубокие и интересные результаты, так как была получена картина чтения в Сибири и на Дальнем Востоке2.

Последними централизованными исследованиями чтения в России стали:

· «Чтение в Вашей жизни» – проведено ГБЛ и Государственной публичной библиотекой (ГПБ) им. М. Е.Салтыкова-Щедрина(ныне Российская национальная библиотека (РНБ)). Результаты, полученные в ходе исследовательской программы «Чтение в России», обобщены в сборнике «Что мы читаем? Какие мы?» (1993).

·«Массовое чтение в России» – осуществлено одной из самых авторитетных социологических служб – аналитическим центром Юрия Левады.

Ю. П. Мелентьева выделяет следующие характерные особенности проведенных исследований [26]: социальная обусловленность, масштабность, государственный характер, многоаспектность проблематики, высокий уровень методологических исследований.

Централизованные и региональные исследования чтения

Центрами изучения читателей в советский период были все центральные библиотеки страны: Государственная публичная библиотека, Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ), Российская государственная детская библиотека(РГДБ), ГПНТБ России и ГПНТБ СО РАН и многие другие, а также Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, фонд «Чтение» им. Н. А. Рубакина. Методическим центром являлась главная библиотека СССР – Государственная библиотека им. Ленина. В монографиях нашли отражение централизованные исследования: «Советский читатель» (1968), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978), «Советский рабочий – читатель» (1980).

Несколько крупных исследований в масштабе всей страны было посвящено изучению чтения молодежи и юношества: «Книга в жизни рабочей молодежи» (1966), «Читательские интересы ленинградской рабочей молодежи» (1967), «Чтение строителей комсомольских строек» (1968–1978),«Юныйчитатель–80»,«Книга в жизни молодежи современного Советского села»(1968–1978)и др. Изучение чтения специалистов проводилось в рамках проблемы«Библиотека и научнотехническая информация»(1965–1969),«Специалист – библиотека – библиография». В1983–1985гг. специалистами ГБЛ и членами Всесоюзного общества книголюбов всех регионов страны особое внимание было уделено исследованию«Место личных собраний в системе обслуживания населения книгами», результаты которого показали соотношение чтения книг домашней и общественных библиотек. Таким образом, российскими учеными достаточно подробно были освещены теоретические проблемы, а также изучены особенности чтения:

·различных читательских групп населения, в том числе детей и юношества;

·разных литературных жанров;

·отдельных регионов страны и т. п.

В выводах социологических исследований по изучению современного состояния структуры чтения, проведенных в последние 15–20лет, прослеживаются следующие общемировые тенденции:

·сокращение времени на чтение;

·снижение интереса к чтению;

·отношение к чтению как к развлечению.

Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию в чтении населения, многие страны создали собственные концепции развития и поддержки чтения. Наиболее эффективной в мировой практике признана британская, суть которой заключается в ориентации на читателя.

Исследованием чтения российского юношества в русле современных социально-экономическихи социокультурных изменений, происходящих в обществе в последние десятилетия, занимались следующие авторы: И. В. Бахмутская, З. А. Янкова, М. Д. Смородинская, М. М. Самохина,

А. И. Рейтблат, С. А. Плотников и др. [21]. Исследователи пришли к выводу о том, что современное состояние чтения юношества соответствует состоянию самого общества, а ответственность за негативные явления они возлагают на социальные условия существования личности. Чтение, как отдельной личности, так и социальных групп, находится в прямой зависимости от политики, идеологии, экономики, образования, средств массовой информации, издательской деятельности – от всего того, что составляет «фундамент» чтения. Ухудшение экономических условий неизбежно влечет за собой изменение ценностных ориентаций массовых слоев населения, что отрицательно сказывается на чтении и читательском поведении общества в целом.

В современных условиях важнейшими задачами российских - библиотек являются продвижение процесса чтения в различные читательские группы и формирование у них позитивного отношения к чтению и библиотеке.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.